Сергей Городецкий в Обнинске

Нинель Эпатова
Нинель Эпатова
Серге(й Городецкий в Обнинске
 Отрывки из одноимённой  книги Нинель Эпатовой.
( Сергей Г\ордецкий(5.01(ст. ст.)-1884 -7.07 1967г), друг Есенина и Блока, великий русский поэт серебреного века.)
:


Настанет час, когда меня не станет,
Помчатся дни без удержу, как все.
Все то же солнце в ночь лучами грянет
И травы вспыхнут в утренней росе.

И человек, бесчисленный, как звёзды,
Свой новый подвиг без меня начнёт.
Но песенка, которую я создал,
В его трудах хоть искрою блеснет   
 С. Городецкий,
А я, Нинель Эпатова, бесконечно горжусь тем, что в моих книгах о С.Городецком «блеснула  искрою  его песенка»,  что мне удалось первой открыть эту неизвестную страничку в истории русской литературы, о пребывании поэта серебряного века Сергея Городецкого на обнинской земле. В своей творческой биографии самобытного художника С. Городецкий знал взлеты и падения. Но сколь бы не были серьезны неудачи, постигавшие поэта в различные периоды его многотрудной творческой жизни, он всегда оставался, верен России и народу. Хотя, сегодня некоторые маститые литераторы упрекают его в “чем-то”, что в советский период,  он “что-то” против кого-то подписал, но мне не удалось этого отыскать. Единственный раз  в 1999 г. я услышала по областному Калужскому радио, во время передачи о творчестве А. Ахматовой, что будто бы С. Городецкий  публично сказал о ней:
: “Анна Ахматова решительно  обратилась в контрреволюцию ...”
Но это слова,  а документальных подтверждений и фактов в литературе и архивах  я не нашла,  поэтому неприятие его отдельными литераторами и  журналистами и забвение его - мне не понятно. А ведь сегодня,  можно по праву сказать, что в начале 20 века,  С. Городецкий, подобно А. Пушкину в 18 веке, вернул нас к русскому народному языку, пробившись сквозь толщу акмеизма, футуризма, символизма,   издав в 1907 г. свою первую книгу стихов “Ярь»,  имевшую  большой успех. Недаром, его друг, великий русский поэт С. Есенин, говорил:
”Ярь” Городецкого открыла мне глаза на то, как можно и нужно писать стихи...”. 
А знаменитый художник, Николай Константинович Рерих, даря Сергею Митрофановичу Городецкому свой том собрания сочинений, написал:
 « Дорогому Сергею Митрофановичу Городецкому, автору особенно близких для меня песней; ведуну русского слога; чуткому художнику и сердечному человеку с чувством доброжелательности и сердечной преданности» .
 Н. Рерих. 20 ноября 1913 года»
Я встретилась с С.Городецким на обнинской земле в конце 50-х - начале 60-х годов. Эта незабывае¬мая встреча осталась не только в сердце и в воспоминаниях, но и моем саду, где до сих пор цветут пионы, корни которых мне подарил С.Городецкий. А было это так:
однажды, летним вечером я возвращалась из своего сада на "Мирном" с большим букетом пионов. Яркое солнце уже лениво катилось куда-то за Физико-энергетический институт (ФЭИ), цепляясь за верхушки деревьев. Его косые лучи, падающие на мои махровые,  великолепные, разноцветные пионы, казалось, зажигали в них огоньки. Около дома, напротив ФЭИ, я вдруг увидела незнакомо¬го мужчину, который, приветливо улыбаясь, подходил ко мне.
- Ах, какая прелесть! - вос¬кликнул он, какое сочетание! Вы  и  этот букет! Вот бы нарисовать!      
- Спасибо за комплимент, - глядя на него с недоверием, ответила я. - А вы что, художник?
 А сама подумала:  «Подозрительный тип, неужели шпион»? Ведь город Обнинск  в ту пору  был засекреченным объектом. Тем более он бродит  возле ФЭИ.
-Ну, что вы! - живо отозвался незнакомец, - это не комплимент! Это, действительно, прекрасная картина: вы и такие пионы! Да, я рисую и очень люблю цветы,  особенно   пионы.   .
 "Цветы мне говорят "прощай",
   Головками, кивая низко..."         
- О, вы тоже любите стихи Есенина? - обрадовалась я,  и все подозрения мои мигом исчезли. Я с любопытством внимательно оглядела художника.
Это был уже не молодой, но очень интеллигентный человек, в облике которого чувствовалась особая порода. У него были удлиненный аристократический овал лица и какие-то светоносные глаза. Трудно было определить, сколько ему лет, но чувствовалось, что годы не охладили его темперамент и не остудили его мысли.      
- Люблю ли я Есенина?! - воскликнул он, - любил и люблю! Нас связывала огромная дружба!
Это был Сергей Городецкий ! То, что он рассказал тогда, я слышала впервые, ведь воскресение Есенина в ту пору только начиналось, да и о самом Сергее Городецком я тогда знала очень мало. Придя в тот вечер домой, я сразу записала все, что мне рассказал Сергей Митрофанович.
Знаменательно, что Городецкий поселился в  усадьбе «Бугры», по соседству со знаменитым художником П.П. Кончаловским, почти  в тоже время,  когда создавался  ФЭИ(Лаборатория»В»), и были начаты теоретические разработки в области атомного проекта -  в апреле 1946 года. Дача Городецкого и Бирюковых: его дочери Рогнеды и зятя Бирюкова (Юрий Бирюков - известный композитор того времени, автор музыки к фильмам "Жди меня", "Дом, в котором я живу" и т.д. - прим. Э.Н..) располагалась за двором дачи  знаменитого художника П.П. Кончаловского. Сад, окружающий домик  Городецкого, утопал весной в яблоневом цвету. Рос¬ло в нем множество сортовых пионов, которые хозяева дачи щедро дарили своим многочис¬ленным гостям. После первой  нашей встречи с  Сергеем Городецким я еще несколько раз встречалась с Сергеем Митрофановичем на занятиях литературного объединения, которым руководил   хзнаменитый учёный-Владимир Николаевич Глазанов и на даче поэта. Однажды, зная какие сорта пионов у меня растут в саду, Городецкий заметил, что у меня не хватает особого сорта красного раннего пиона -  « РЭД  ЧАРМ».  Клубни именно этого цветка он и подарил мне. Пионы разрослись, цветут очаровательными, огромными  и постоянно напоминают мне  о памятных встречах с легендарным поэтом, радуют меня красотой и гармонией красок.
В конце 50-х - начале 60-х у Ю. Бирюкова случился инфаркт, и к нему пригласили молодого вра¬ча Н.П.Романову.
Нонна Пет¬ровна вспоминает: «Сергей Митрофанович - всегда подтянутый, сухопарый, интеллигентный, с благородным овалом лица, с за¬вораживающим красноречием  поражал своим жизнелюбием и был прекрасным другом и со¬беседником. В то время ему было около 80-ти лет, но у него со¬хранилось страстное отношение к жизни, к слову, свойственное в основном молодым в расцвете творческих сил.
Иногда он жил на даче до сильных заморозков и, хотя в его  уютном  дачном  домике  была печь, если он оставался один, то жил в гостинице ФЭИ. В 1967 году Городецкого на скорой помощи доставили в городскую больницу МСЧ-8. Пролежал в больнице он недол¬го, так как болезнь его была не¬излечимой. Он становился все слабее и слабее, но не изменил себе и перед смертью, умираю¬щий, глядя на склонившуюся к нему молодую женщину- врача, он произнес:
 "Как мне повезло, что перед смертью я вижу прекрасное женское лицо"!
Умер он в Обнинске 7 июля 1967 г., а похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве», недалеко от могилы С. Есенина
 
 А вот что воспоминает Светлана Степановна Плетенец:
.«Будучи совсем юной, шла она по будущей улице Парковой,   шла и ела моро¬женое. И было это, приблизитель¬но, в середине 50-х годов. А навст¬речу ей шел улыбающийся, пожи¬лой мужчина, одетый непривычно для того времени: в широкополой шляпе, в вельветовой куртке. Свет¬лана, удивленная его одеждой, особенно вельветовой курткой, которая в те поры была редкостью, так же, как и встречей с незнако¬мым человеком в маленьком  засекреченном городе( тогда еще посёлка Малоярославец-1, будущий Обнинск), постаралась отойти в сто¬ронку от него: "Не шпион ли?". А он, глядя на нее молодыми лучис¬тыми глазами и улыбаясь, неожи¬данно заговорил с ней:
- Здравствуйте! Что, мороже¬ное вкусное?
- Да-а! - ответила Светлана, с недоумением глядя на него.
- А знаете, где я ел самое вкус¬ное мороженое на свете?
- Где?
- На самой главной улице Ве¬неции!
Светлана была совершенно сра¬жена его ответом. Человек, иду¬щий по улицам нашего режимного города, бывал за границей!
- А вы были в Венеции? Когда?
- Давно! В 1913 году!
- Кто же вы? - еле слышно про¬лепетала она. Видя ее замеша¬тельство, он добродушно рас-смеялся:
 -Я - поэт, Сергей Горо¬децкий!"
Она, к своему стыду, не зна¬ла поэта Сергея Городецкого, ко¬торый ходит по улицам нашего города, не читала его произведений, и в школе его "не проходили". Придя до¬мой, она скорее бросилась ис¬кать его имя в энциклопедии, но и там ничего не нашла о нем.
               
Из воспоминаний Елизаветы Павловны Самсоновой:

«Из рассказов Рогнеды Сергеевны. Дочери  С. Городецкого, и воспоминаний обнинских знакомых мы узнали много интересного о С.М. Городецком. Это был очень приветливый, добрый и вместе с тем скромный человек. Любящий отец, хороший семьянин.  Всем, кого он знал и с кем встречался, он всегда  старался сделать что-то приятное, помочь, если возникали  жизненные  затруднения. Щедро делился саженцами, семенами, особенно любил дарить цветы. Сам  он любил посещать выставки цветов и садов  в Москве. Очень любил природу. Если слышал, что ломают мальчишки деревья, орешник, выходил отчитать их, даже ночью
 Была у Сергея Митрофановича многолетняя традиция: когда в саду  поспевали яблоки, он набирал две огромные корзины, самых лучших, румяных, красивых и от¬сылал в школу и в пионерский лагерь Обнинска.
К Городецким часто приходили в гости ученые из ФЭИ. Особенно мне показался интересным рассказ дочери Го¬родецкого Рогнеды Сергеевны, о ее встречах с ныне известными всему миру учёными: Андреем Капитоновичем Красиным и Дмитрием Ивановичем Блохинцевым. А было это в год пуска Первой в мире АЭС,   то  есть летом 1954 году, когда был большой урожай яблок. И Городецкие, угощая гостей спелыми яблоками, спрашива¬ли:
"Можно ли нам есть теперь яблоки? Не вымрем ли мы из-за близости АЭС?"
 Ученые их успокаивали:
"У нас всё учтено, всё под кон¬тролем, все безопасно, а чтобы Вам не думалось - мы будем по¬купать у вас яблоки".
И Городецкие щедро угощали всех гос¬тей яблоками. Продавала их Рогнеда Сергеевна редко и по сим¬волической цене. К сожалению, последние годы жизни Сергея Митрофановича  не были усыпаны розами. Печатали его мало, вернее совсем забыли и не издавали. Такое часто происходит с русскими поэтами. И его материальное положение оставляло желать лучшего. А в то же время  его зять, Юрий Бирюков, достиг вершин славы, сделав музыкальное оформление к популярным тогда кинофильмам:
«Дом в котором я живу», «Жди меня», « Барышня крестьянка и  многим другим. веудивительно, что в те времена Юрий Сергеевич Бирюков зарабатывал большие деньги. У него была машина, он нанимал себе водителя.
Ю.Бирюков  частенько приезжал из Москвы на 3-х машинах. И тогда начинались  неуемные кутежи, во время которых Сергей Митрофанович  страдал не только от шума, но и от нападок  на него зятя, который его в
чем-то ожесточённо упрекал. На почве постоянных пьянок компании Ю. Бирюкова, между ним и С. Городецким  происходили скандалы…
Я бесконечно счастлива, что судьба свела меня с этой творческой семьей и, видя перед собой дачный  ломик Городецких-Бирюковых и знаменитую веранду, где происходили незабываемые чаепития, я чувствую незримое присутствие в Буграх тех, кто пребывает в Мире ином.
( Дача Елизаветы Павловны Самсоновой, друга семьи Городецких-Бирюковых находится рядом от дома Городецких. (прим автора).:
Врач Амина Борисовна Инютина вспоминает:
«Это было прибли¬зительно в 1954-1956 гг. Я в то время была заведующей тера¬певтическим отделением  ста¬ционара, и мне частенько при¬ходилось ходить по вызову на дачу к П. П. Кончаловскому. Од¬нажды он очень деликатно по¬просил меня посмотреть его со¬седа, поэта Сергея Городец¬кого.
В момент нашей встречи Сер¬гей  Митрофанович  показался мне очень больным и, пожалуй, - душевно\- больным. Я осмотрела его, измерила ему давление, но радикально помочь ему не смог¬ла. Нечем мне было снять его душевное перенапряжение, вну¬треннюю тревогу. В те времена кроме брома и валерьянки в распоряжении медиков для та¬ких больных ничего не было. Мне было его очень жаль, хотя я, совершенно не знала кто такой Сергей Городецкий.  Но, что-то неуловимое, необычайно притягательное   исходило  от этого  человека.  Какая-то, не объяснимая словами, внутрен¬няя значимость. В то время, ког¬да я осматривала Сергея Митрофановича,  появился   на даче Юрий Бирюков, очень громкий, общительный. Был он многосло¬вен и говорил в основном о себе, и показался мне неким хвастуном-павлином. Всё время нашего общения  Ю.Бирюков «тянул одеяло» только на себя. Полная противоречивых впечатлений я поки¬нула дачу Бирюковых-Городец¬ких. Через   несколько   дней С.М.Городецкий поступил в стационар. Суицид! Находясь в уг¬нетенном состоянии, он вскрыл себе вены. Я тогда считала, что беда случилась на фоне возра¬стных явлений, но впоследствии  узнала, что это был результат бытовых неприятностей и рав¬нодушия нашего времени к ког¬да-то знаменитому поэту сереб¬ряного века.

А мне, Нинель Эпатовой,   21  сентября 1998 г., в день рождения Есенина по старому стилю, посчастливилось вновь побывать, во фли¬геле  усадьбы  Бугры, принадлежавшем когда-то    Городецким-Бирюко¬вым. В саду уцелели дуб и липа, современники тех лет, и дом.  Флигель из одной комнаты и ве¬ранды был перестроен Сергеем Городецким в добротный одноэтажный дом-раскладушку,  где  бывший флигель был превращен в кухню с русской печкой. Печка  существует и поныне, но переделана новым хозяином сада и дачи - профессором МГУ В.П.Колесовым. Колесов купил сад и дачу у Городецких-Бирюковых приблизительно одиннадцать лет назад. . В гостиной комнате сохранился комод, принадлежавший Го¬родецким. В другой комнате стоял стол,  за которым работал С.М. Городецкий! Когда-то он был покрыт зеленым сукном, но от времени сукно истлело. В этой же комнате находился очень романтичный ка¬мин. Сохранились и другие вещи Городецких. 
Потом, почти через  6 лет мне снова    довелось  побывать  на бывшей даче С.М. Городецкого. С трепетом в сердце вела я 23 мая 2004 г. группу из  двадца¬ти пяти  человек на так называемые «Кончаловские горы». Столь до¬стопамятные места, где я впер¬вые побывала еще в 1957 г. Ис¬тинное название этого живопис¬ного памятника культуры - «усадьба Бугры» - утрачено еще с конца 30-х годов. А случилось это с тех пор, как в усадьбе, ра¬нее принадлежащей Анне Пет¬ровне Трояновской (дочери П.Н.Обнинского) поселился П.П. Кончаловский. Тогда и нача¬ли называть усадьбу «Кончаловские горы». Со временем -   из-за расположенного по соседству городского кладбища -  это место обрело еще более краткое на¬звание «Кончаловка», имеющее оттенок потусторонней скорби,
У ворот так называемой дачи Кончаловского, крыши которой блестели новым жестяным покры¬тием, нас приветствовал агрес¬сивный собачий хор. Зато моло¬дой человек по имени Василий встретил нас очень приветливо, пропустил на территорию, при-вязав злых собак.
Поместье Кончаловских ухо¬жено, хотя и в нем многое изме¬нилось,  о чем нам рассказала, сторожил города, одна из пер¬вых учительниц школы №1 г. Обнинска – Лидия   Тарасова. Затем Василий провел нас через калитку, с давних пор соединяю¬щую сад Кончаловских с садом Городецких-Бирюковых. И мы вошли в заветный сад, где навер-няка жив дух великих людей - Городецкого, и его зятя, совет¬ского композитора Юрия Бирю¬кова, и их гостей – первопроход¬цев города, физиков-лириков, ныне великих ученых. И, ко¬нечно, где-то здесь витают тени Есенина и Блока, с которыми дружил поэт. Сердце мое раз¬рывалось от радости и от горя. Радость от встречи и горе от тех потерь, которые понесла за по¬следние годы дача Городецкого, а вместе с ними и память о нём. Без сомнения, это потери  и исто¬рии, и литературы и культуры Рос¬сии.
Когда я впервые посещала этот сад, здесь буйствовали в цвету или стояли отягощенные плодами яблони. А теперь ни яб¬лонь, ни чудесных пионов, ни знаменитых хозяев нет. Но со¬хранились по-прежнему могучая красавица липа и не менее могу¬чий дуб. Только они и остались –  эти живые памятники великим обитателям этих мест.
Постарел и потерял былое ве¬ликолепие домик, перестроенный из маленького флигеля (летней кухни Трояновских) самим Серге¬ем Городецким в роскошный од-ноэтажный дом-раскладушку с тремя комнатами и кухней.
Три комнаты, пристроенные С.Городецким к флигелю, являли собой образец художественного строительства. На второй веран¬де, построенной Городецким, де-ревянные колонны украшала резьба. Сейчас от нее не оста¬лось и следа. Шаткими, обломан¬ными, еле живыми оказались и ступени веранды, на которой происходили знаменитые чаепи¬тия у Городецких-Бирюковых, и где частенько бывали будущие знаменитые ученые и в их числе: Д.Блохинцев, А. Лейпунский, А.Красин и другие.
В конце 70-х годов, после смерти Сергея Митрофановича(1967г) дачу у Го¬родецких-Бирюковых купил про¬фессор МГУ Василий Петрович Колесов. При моем посещении домика Городецких-Бирюковых в 1998г. дачу арендовала у Ко¬лесова не менее знаменитая личность  –  Ольга Александровна Кржижановская, внучка того са¬мого Кржижановского, который сотрудничал с В.Лениным. С августа 2001 г. В.П.Колесов ре¬шил продать дачу. Она могла бы стать музеем и гордостью нашего города Обнинска. Но, увы! влас¬ти не услышали призывы.
За период продажи участка из домика исчезли последние предметы, принадлежащие С.Го¬родецкому - и среди них стол красного дерева, покрытый зе¬леным сукном, за которым рабо¬тал С.Городецкий. Исчезли и ук¬рашения, сделанные  рукой Горо¬децкого, стоящие на камине и многое другое. Новые хозяева дачи Сергей и Ольга гостеприим¬но впустили нас в домик и вни¬мательно выслушали мой рас¬сказ о величии прежних обита-телей. Надеюсь, если это будет в их силах, они восстановят или хотя бы сохранят остатки былого величия наследия Городецких-Бирюковых. А я, глядя на запус¬тение и разрушение участка и домика, невольно вспоминала строчки стихов Городецкого, ко-торый большую часть жизни (по¬сле быстрого взлета к славе) прожил в опале и в забвении. Он писал еще в 1926г. в стихотворе¬нии «Мой сад»:

...И речь идет по певчему народу,
Что мне пора, давно уже пора
Свалить себе на смертную колоду
Хороший ствол уларом топора.
Но мне еще не хочется под дерен.
Я сруб рублю. А в сад старинный мой
По вечерам, работою заморен,
Хожу дышать животворящей тьмой...

Стихотворение оказалось про¬роческим. Его все-таки «зарыли под дёрен», и почти стёрли из памяти в России, и в Обнинске, где он прожил с 1946-го по 1967 год, что недопустимо. Стыдно должно быть нам всем! Не надо забывать и о том, что в самом начале начал С.Городец¬кий и Ю.Бирюков оказали боль¬шое влияние на развитие твор¬ческой жизни города. Так, напри¬мер первое стихотворение об Обнинске:
 «Растет наш город   молодой»,    написано С.Городецким
  к первой песне о городе «Наш го¬род» музыку написал Ю.Бирю¬ков. Городецкий приходил в пер¬вые школы нашего города, читал свои стихи, посещал первое ли¬тературное объединение, со-зданное  великим учёным –
В. Н. Глазановым.
.  Истинный сын своего отечества, он действительно вместе с Россией пил всю чашу ее тревог и горестей до конца, тем обиднее его забвение и в конце жизни, и посмертно.
И нам, жителям города Обнинска, можно гордиться тем, что он жил рядом с нами, ходил по улицам нашего города. А я бесконечно счастлива оттого, что первая написала о его жизни на Обнинской земле и ещё больше оттого, что была лично знакома с ним.   
Нинель Эпатова.
2004 год.

Примечание: Первая книга «Сергей Городецкий в Обнинске»
 вышла в издательстве ВНИИГМИ-МЦД, г. Обнинска в  2001 го¬ду, тиражом 500экз.
Второе издание книги, переработанное и дополненное, вышло  в 2006 году в издательстве  ИМПРИНТ г. Обнинска., тиражом 500экз.                Книгу можно преобрести связавшись по электронной почте:. fantik@obninsk.ru
 Стоимостькниги 100 рублей
( прим. Н. Эпатовой)