Узбекско-таджикские встречи

Революционарио Шер
Узбекско-таджикские встречи: ничего нового, но с надеждой на позитив


Встреча двух президентов - Ислама Каримова и Эмомали Рахмон –в Душанбе 11-12 сентября 2014 года в рамках ШОС вряд ли станет поворотным в узбекско-таджикских отношениях. Ведь основная проблема, которая стопорит Ташкент в развитии сотрудничества по отношению к восточному соседу – это Рогунская ГЭС и контроль за водными потоками – так и остается нерешенной, и в условиях взаимной неприязи и нежелания делать уступки только напрягает государства. Наоборот, в последние годы наблюдаются процессы охлаждения во всех сферах, в основном это:
- снижение объемов приграничной торговли;
- сокращения визитов граждан на территории сопредельных государств, ужесточение требований для пересечения границы[1];
- отсутствие воздушного сообщения (закрыто в 1992 году, было два технических рейса Душанбе-Ташкент-Душанбе в 2000 году, однако маршрут так и не восстановили);
- запреты или повышение тарифов на транзит грузов железнодорожным транспортом, в основном, со стороны Узбекистана[2];
- прекращение поставок узбекского газа на территорию Таджикистана;
- постоянные пограничные конфликты[3], минирование границ[4];
- делимитация и демаркация границ.

Дипломатические отношения между республиками были установлены 20 октября 1992 года, то есть Таджикистан был 55 страной в списке Узбекистана, которая на тот момент установила такие отношения с Ташкентом, хотя обе – сопредельные государства. В Душанбе с 15 мая 1998 года функционирует узбекское посольство. Если в первые годы встречи между высшими чинами государства, правительства, министерств и ведомств были более-менее активными, то в последние годы они весьма редки. С середины 1990-х годов Ташкент стал именовать себя «Центрально-Азиатским тигром» и предлагал соседям признать себя лидером в регионе. Он основывался на том, что Узбекистан более развитая в промышленном отношении страна, у него более боеспособная армия, больше природных ресурсов, и экономические и политические реформы проходят здесь наиболее эффективно, чем у других, и она, при этом, основатель интеграционной группировки – Организации Центрально-Азиатского сотрудничества. Быть «вагоном» для узбекского «локомотива» Душанбе не хотелось. При этом к друг другу у государств имелись территориальные претензии, берущие начало аж с эпохи Бухарского эмирата. В то время, как в Узбекистане развивали идею «Туркестан – наш общий дом» (некий формат пантюркизма), то в Таджикистане продвигали концепцию «Великого Хорасана» (паниранизма), что вело к усугублению взимоотношений на национально-этнической платформе. С 2008 года начались «железнодорожные войны»[5].

За последние пять лет президенты двух стран встречаются только на заседаниях ШОС (так, Э.Рахмон прибыл в Ташкент 10 июня 2010 года) или СНГ. Обсуждение касалось «старых болячек», но лечение их никто не предпринимает, ожидая, что ситуация сама собой «вымрет» или кто-то устанет и перестанет этим заниматься. Но так не получается: водно-энергетическая проблема в условиях глобального изменения климата и дефицита воды приобретает первостепенное значение. Между тем, 18 июля 2014 года на конференции в Алматы вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов весьма однозначно заявил в отношении Рогунской ГЭС: «Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не предоставит поддержку этому проекту»[6]. Иначе говоря, бессмысленно поднимать этот вопрос перед узбекской стороной, которая имеет однозначный негативный ответ, и таджикским властям придется с этим смирится. Однако сами таджики не намерены отказываться от проекта и продолжают его реализовывать, на пути отметая всякие претензии через привлечение разного рода специалистов, например, Всемирного банка. Узбекистан, в свою очередь, привлекает других экспертов Оксфордского университета А.Ансара, Б.Флайбьерга, А.Бадзиера и Д.Ланна, которые отмечают: «На фоне огромных финансовых расходов и последствий для окружающей среды пресловутая польза крупных плотин является сомнительной. Масштабы современных крупных плотин настолько велики, что даже для крупных стран с развитой экономикой промахи в их строительстве могут усугубить экономическое состояние страны в целом, а огромные средства, направляемые на реализацию таких мегапроектов, могут негативно отразиться на финансовом состоянии не только компаний, но даже государства»[7].

Это «вечный» спор, решение которому нет. Более того, он создает почву для конфликта. В сентябре 2012 года президент Узбекистана Ислам Каримов, находясь в Казахстане, заявил: «...водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центральноазиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». И не зря академик Москвоской Академии информатизации Рустамжон Абдуллаев, который уже прославился в Интернете своими таджикофобскими статьями, предлагал узбекскому правительству начать бомбардировку Рогунской плотины[8], чтобы избавить Узбекистан от потенциальной угрозы. Учитывая тот факт, что этот ученый и ранее предлагал весьма радикальные проекты для Узбекистана, к слову, присоединить к республике территории сопредельных государств[9], восстановив существовавшую 600 лет назад Империю Амира Темура, а также то, что к Р.Абдуллаеву было особое внимание высших чинов, то ряд его положений в реалии отражают внутренние ожидания Ислама Каримова. Возможно, данные высказывания были повторением слов президента, которые были где-то высказаны и позже доведены до академика.

Следует также добавить, что выполняющий миссию посла Узбекистана в Таджикистане Шокасым Шоисламов не предпринимал никаких серьезных мер для устранения барьеров между сторонами, не способствовал улучшению двусторонних отношений. В МИДе Узбекистана, где он вначале работал заместителем министра, отличался своей твердостью позиции в отношении дискриминационных мер к таджикам, более того, всегда находил политические обоснования к таким мерам. Естественно, с 2000 годов никаких серьезных сдвигов между Ташкентом и Душанбе и не произошло. Э.Рахмон не считал себя вассалом Ислама Каримова и не собирался плясать под его дудку, хотя именно второй помог первому еще в начале 1990-х годов прийти к власти.
Но не следует ожидать, что президенты начнут дискутировать на тему Рогуна, осознавая, что встреча тот час закончится. Скорее всего, между ними будут ставится более прагаматичные задачи, отражающие сегодняшние политические перепетии:
- это предоставление нового варианта транзита для таджикских грузов по территории Узбекистана;
- уточнение задач по содействию вывода американской военной техники, аммуниции и людских ресурсов по коммуникационным маршрутам Узбекистана и Таджикистана, определение приемлемых объемов транзита и обработки грузов;
- расширение номенклатуры взаимных поставок и снижения таможнных пошлин на некоторые виды товаров и услуг;
- борьба с радикальными исламскими силами, в том числе с базирующим в Афганистане/Пакистане Исламским движением Узбекистана, представляющим угрозу для всего региона своими целевыми установками и военно-террористическими возможностями.

В этом контексте следует отметить экономическую составляющую сострудничества. В 2006 году доля Таджикистана во внешнеторговом обороте Узбекистана составляла 1,7%, при этом темп роста к 2005 году возрос до 119,8%. Таджикистан является страной, больше импортирующей от соседа, чем экспортирующей. Так, в 2009 году сумма узбекского экспорта составила $143,5 млн., в 2010 году ‚ $120,7 млн., в 2011 году – $119,0 млн., в 2013 году – $121,0 млн., импорта из Таджикистана – $26,8 млн., $12,7 млн., $5,5 млн. и $11,7 млн., соответственно. Но эксперты полагают, что не учитывается фактор приграничной торговли, который, по разным оценкам, достигает $15-24 млн., а также контрабандных поставок – $5-9 млн.
Если Узбекистан откроет дорогу Таджикистану на север, то грузооборот таджикских железных дорог может возрасти за счет экспорта продуктов питания в Россию, и этот вопрос, несомненно, будет поднимать Э.Рахмон при встрече с И.Каримовым.
----------------------------------

[1] С 1999 года Ташкент ввел визовой режим для таджикских граждан.
[2] Начиная с 2008 года Узбекистан под разными предлогами останавливал таджикские грузы в экспортно-импортном направлениях, а порой просто перекрывал движение.
[3] Дело доходило до такой степени, что обе стороны стягивали к границе танки и артиллерию.
[4] По данным таджикского минного центра, на узбеких минах с 2000 года пострадало и погибло свыше 100 человек.
[5] «По данным таджикской стороны, с начала февраля по начало июня 2010 г. в Узбекистане было задержано порядка 2000 вагонов с грузами для Таджикистана»./ http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=24722.
[6] http://gov.uz/ru/press/politics/25860. Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС и вопросы использования трансграничных водных ресурсов.
[7]  Ученые Оксфордского университета обосновали нецелесообразность строительства крупных гидротехнических сооружений.
[8] Р.Абдуллаев писал: «Тогда Узбекистану следует направить в Рогунское ущелье всю свою могучую армаду военных самолетов-бомбардировщиков и забросать плотину самыми современными авиабомбами! Есть ли другая альтернатива бомбовому удару? Таковой не имеется. Вместе с этим следует нанести и упреждающий удар по таджикской армии из Сурхандарьинской области по линии Турсунзаде – Гиссар – Душанбе»./ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1407129600. Узбекистан должен предпринять срочные меры для укрепления своей гегемонии в ЦАР. 4.08.2014.
[9] В частности, Р.Абдуллаев писал: «учитывая еще и тот факт, что Таджикистан с 1924 по 1929 годы входил в состав Узбекской ССР в качестве Таджикской АССР, так же как Республика Каракалпакстан ; до сих пор,Таджикистан добровольно должен вернуться в состав Республики Узбекистан в прежнем статусе ; автономной республики»/ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1373079240.


Резо Чедия специально для e-center.asia