Посмотреть на себя

Михаил Анохин
                (Русская сатира.)
Да, вот еще, господа мои, знаете ли вы депутата Кудрявцева? Ах, не знаете! Как же вы оплошали так! Зеркало можно сказать нашей криминально-демократической революции! А как же! Правозащитник известный!

На днях, пообедавши с ним в ресторане, я пригласил его к себе.
По обыкновению своему подвел его к своей библиотеке и стал я хвастаться, показал разные книжки советских времен. Распутина, Белова и само собой Астафьева с  Абрамовым. И что же?
Скривил он губы в ухмылке и говорит мне,

- Ну что это за библиотека? Так – тфу! Нет ни Улицкой, ни Донцовой ни, в конце концов, Пронина! Даже Акунина нет! Дины Рубиной… Конечно, хорошо писали  раньше, слов нет, но как то странно…

И тут он аккуратно так потрогал свой кончик носа, промокнул его вчетверо сложенным носовым платком и продолжал:

- Да странно писали, особенно применительно к нынешним потребностям тела и духа. Спрашивается, для чего это всё писалось?  Кому это нужно? Конечно, блестящие мысли, образы разные, но зачем? 

Стою растерянно и как мерин только губы свои жую. Не горазд я вот так, молниеносно находить ответы. Работа ума требуется.

-  Вон я вижу собрание сочинений Ивана Ефремова у тебя, на полке стоит, зачем? Скажите, разве современному человеку мечты нужны?  «Туманности Андромеды» всякие? Нет! Ему нужна безопасность!  Ему нужна стабильность! А так выйдет на улицу вечером и дрожит. Вся жизнь в дрожи проходит. То дачу боится, что обворуют, то трясётся за посаженную редиску, а ну как повыдергают? Но это всё копеечные можно сказать страхи, а вот биржа к примеру? Акции? Не приведи Бог дефляция? Экспроприация…  Что? Вы думаете, не будет?

- Конечно, нет. Дело это уже решенное и на земле и на небесах…

- Э батенька мой! Это так говорят, что не будет, а рейдерские захваты? Недавно железнодорожный переход на металлолом порезали, ну не весь, а частями взяли, а  он и обвалился утречком, когда народ по нему на работу попер! Жертвы…

Провел я депутата на свою кухню, бутылочку достал  заветную советских времен армянский коньяк – вот парадокс тоже! Все равно, что турецкая Москва, но качество! Качество!

- Да, окинул он строгим взглядом мою кухню, - бедно еще живет  отечественное писательство, скудно. Всё прошлым. Меблировка… Да-с! Вот и библиотека у Вас и книжки…  Живости нет и устремления духа к вещам века сего…

И закончил весьма неожиданно, но решительно как отрубил:

Власть надо менять, власть! Всю сверху и донизу! А Вы мне про книжки! Да разве книжками люди живут? Заботами дня насущного!

Вклинился тут и я с замечаниями насчет власти:
- Конечно власть у нас волчья, без образа человеческого, но ведь эту власть мы породили? Трудно не видеть в ней наши родовые черты.

О, как он тут взвился!
- И не говорите мне об этом! Все это бредни! Наш народ давно созрел для демократии. Ему её не дают!

- Да помилуйте, где же это видано, чтобы народу власть дали?

- Это эпизод!

- И  сенатор Маккарти тоже эпизод?

-  Эвон что? Так ты  еще и коммуняка выходит?
Вдруг неожиданно, грубо перешел на «ты». А дальше как-то странно с шипением в голосе вопрошал меня депутат. Жутковато стало.

- Не был, не состоял, - затараторил я, - даже в пионерах…

Сам себе удивился с какой живостью пытался я объяснится, словно там, на улице стояла, как её - «маруся» с надписью «Хлеб, она же и «черный ворон». Животная горячность поднялась от пупа и разлилась в области живота моего.

Кудрявцев разгневан  был страшно, даже рюмку с коньяком отставил и надкушенную шоколадку отложил.

- Вот в США к примеру, - начал было он, но тут, господа мои и я не удержался. Признаюсь со страхом в меня некий черт вселился:

- Ну, так в США, если мне не изменяет память, национальную гвардию применили для усмирения индейского бунта. Да и свободу от Англии через гражданскую войну взяли. Вы что хотите, чтобы и у нас гражданская война началось? Да помилуйте, еще ста лет не прошло с прошлой!

И началась тут у нас с ним рубка, он мне про плюрализм с толерантностью, а я ему про гвоздь в сапоге, который «кошмарнее чем вся фантазия Гёте».

Пытаюсь вернуть его из политической темы, в культурную, говорю ему:

- Ты хоть и депутат, но мы с тобой речь ведем о литературе!

Ну, хлопнул он дверью и вышел, только запах противный от сигареты остался, потому, как сам-то не курю.

Да вот и поговори с таким депутатом! Ему  про Ерему, а он тебе про Фому. Ему о том, что в США и других странах с развитой демократии демонстрантов, если они не подчиняются полицейским, бьют палками почем зря, а то и водометами охлаждают, а он тебе начинает говорить о сталинских репрессиях и миллионах замученных в ГУЛАГЕ. Если не остановить, то до Ивана Грозного дойдет.

Однако же вернулся, похоже даже  и на пролет вниз не спустился. Я едва успел рюмку коньяка дерябнуть – не пропадать же ему, если налито?

А он мне прямо с порога говорит, словно и не уходил вовсе и дверью не хлопал.

- Педарастия, скажу вам – это же сущее бедствие! Мы всей Думой думаем, как этому положить конец! А Вы мне о книжках!

И много еще язв мне перечислял  нашего «переходного периода», боюсь и вымолвить, откуда и куда, потому, как похабно выходит, хотя точно.

- Полицейских хороших нам надобно, - говорил он, - да столько, чтобы на каждом перекрестке стояли и безопасность мою обеспечивали, а я бы вольготно гулял, где хочу и когда захочу.

- Однако ж, - попытался ему возразить, - на проезжей части гулять нельзя!

- Да нет же, от чего ж нельзя, если мне так хочется?

- Так ведь опасно!

- Вот для чего и полицейский мне нужен добрый, человеколюбивый. Я где хочу там гуляю, а он пусть меня бережет! Я его своими налогами содержу!

И опять этот характерный жест, потрогал он пальцами кончик носа, промокнул его носовым платком и тяжко вздохнул:

- Да это разве все? Есть  еще страх сердечный, а вдруг сына в армию заберут?

- Неужто, - удивился я, - и у депутатов сыновей забирают?

- Так ведь забота…

Не стал я с ним спорить, шибко уж он в политику ушел, а от политики у меня всегда изжога приключалась. Так что я снова повернул его к нашей культурной теме. Хотя подмывало меня сразу на патриотизм надавить. Сдержался.

- Не прав ты, - говорю ему, придет такое время и будет спрос на этих писателей и поэтов советской поры, потому как сочинения их душу человеческую возвышают. Поэтому в России все своим чередом  непременно устроится.

И представьте себе, какую он мне кадриль с вальсом выдал?

- К тому, - говорит, - времени, как все-то устроится, ты такой скотиной сделаешься, что не только Абрамова с Распутиным, но и Ахмадулину  понимать перестанешь!

Понятное дело, задел он меня за живое, потребовал объяснений:

-  От чего же со мной такая метаморфоза приключится?

- Да ты, - говорит, - подойди к зеркалу, да и посмотри на себя!

- Да что же я себя не видел? Кажись, только вчера перед зеркалом брился?

- Да нет, ты подойди!

- Ну, хрен с тобой! – Подошел и поглядел, а из глаз-то моих вчерашняя форель под чесночным соусом глядит!

Только и промычал:
- Вон оно….о…
 
Прокопьевск 2001-2014 г.г.