2014 остров Крым

Виктор Санин
2014: остров Крым
(глазами, ногами и другими запчастями туриста)
Кто-нибудь возмутится: Что за бред! Почему остров? Кто позволил этому Санину совершать плагиатские геооткрытия? Крым – полуостров!
Я засунул бы язык… промолчал бы, но лучше объяснить. Аксенов со своим романом абсолютно ни при чем. Все детство вместо ковров над моей кроватью висели карты: то мира, то СССР, то Хакасии… поэтому положение Крыма на планете я прекрасно знаю. Однако последние события в Украине отрезали Крым от материка. Надо быть сумасшедшим, чтобы посуху отправиться на отдых в Крым из Москвы. Хоть на паровозе, хоть на автомобиле путь туда закрыт. Как бы мы ни оценивали то, что происходит в Донецке и Луганске – это война. Редкий турист попрется через линию фронта, чтобы попасть на пляж. Морг при таком раскладе значительно ближе, а он куда менее притягателен.

Не исключено, что кто-то покрутит пальцем у виска: Зачем Крым, когда Египет и Турция подскакивают на месте от нетерпения, блестят глазами и ждут нас.

Со вздохом признаюсь, что именно туда мы и намыливались всю зиму. Но спутница наша, ради которой, собственно говоря, затевалась поездка, не оформила загранпаспорт. Заграница – даже самая безвизовая – отпала. Есть еще беспаспортная, скажут мне. Процитирую персонажа из «Кавказской пленницы»: «Огласите весь список, пожалуйста!» Недавно список был таким: Абхазия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и ненька Украина. Украина – ежику понятно – выпала из обоймы. Хотелось моря. Но в мы с женой Абхазии бывали, а в Киргизии и Казахстане его к нашему отпуску не создали. Россия, кстати, для россиян тоже безвизовая… Выбор скукожился до считалочки «шышал – мышал…»: Сочи или Крым. В пользу первого было то, что трасса «Дон» изъезжена, знакома и понятна. К Олимпиаде почти доведена до ума. Но зачем бриллиантовый десятидневный отпуск сжигать на автодоставку в какой-нибудь Геленджик? В общем, в пользу второго, аргументов оказалось больше. Полуостров манил своей неизведанностью. Мы вспомнили семейный альбом с фотографиями родителей в Крыму. Знакомая дала телефон алупкинских родственников. Выбрали.

Способ перемещения выбирать не пришлось, суша разорвана проливом!
И тут сделаю паузу. По телевизору показывали самолеты Добролета. В Шереметьево своими глазами видел летучего Добролета, идущего на посадку. Даже с надписью. Знакомая даже летала этой компанией. Я не такой везучий. Поэтому (пейте валидол) мы взяли за сумасшедшую цену три билетика в Симферополь на самолет другого перевозчика*. Кстати, Добролет, спустя некоторое время, как известно, отменили-санкционировали. Такой вот недобропролет.

Пришел час отлета. И прошел час отлета. И (с задержкой на полтора часа) до свидания, Москва, ту-ту… нет, самолеты не дудят. Вжик! А вот уже мелькнула под крылом закатная коса. Снижение, мягкая посадка. Симферополь. Здравствуй Крым!

В аэропорту нас, как предупредили перед отлетом, должен был ждать Владимир в красной майке. Красных маек оказалось три. Первая сказала, что она не Владимир. Вторая согласилась, что под ней Владимир, но удивилась, она ожидала трех женщин. Когда мы обменялись паролями: от кого, куда и зачем - вопросы отпали. Уже через десять минут Владимир усадил нас в УАЗ-Патриот и повез к морю. В пути словоохотливый водитель удовлетворил нашу жажду в части знаний о Крыме. Ближе к полночи мы оказались в Алупке. Хозяева терпеливо дожидались гостей. А на столе стояли приготовленные салаты, котлеты и ОНО – настоящее массандровское вино. Стоп. К вину – точнее к теме крымских вин – мы еще вернемся.
 
Жизнь удалась, - решил я. По крайней мере, на этом этапе. Легкий авиаужин выветрился еще до посадки, а в дороге он абсолютно улетучился. Познакомились мы с хозяевами, отдали должное угощению, получили ключ и инструкции, распрощались. Начался отдых.

Утром я проснулся рано и сбегал вниз по склону по извивистой замусоренной улочке на разведку. Слева забор, справа стройка, бетонная лесенка, распахнутые ворота. Путь к берегу лежал через детский санаторий. И вот она кромка ЮБК. Не юбки, а ЮБК! Южного берега Крыма. Приготовилась к прыжку скала Лягушка. Полоска прибоя. Галька. Пена и водоросли. Увиденное успокоило и устроило. Нас не обманули. Море в Крыму есть. По пути в гору считал шаги. До подъезда от воды ровно 1000 шагов. Вниз легких, назад – с одышечкой. Вскользь замечу, что поначалу мои спутницы ворчали по этому поводу, а к концу отдыха взлетали так, словно всю жизнь бегали марафоны. Наверное, так подействовал целебный воздух. Фитонцидный коктейль из сосен, можжевельника, туи, кипарисов, приправленный запахом моря, готов пить ежедневно. Но где он и где я!

Однако, давно известно, что воздухом ни сыт ни пьян не будешь. Рысцой пробежал я мимо подъезда к рынку, купил геркулеса, молока, хлеба и черешни. Попытал продавщиц, где можно свежей рыбкой разжиться. К слову, так и не довелось побаловаться. Складывается впечатление, что Черное море оно не только самое синее, как в песне, но еще и самое безрыбное. Хотя бывало же: сам ловил в былые годы в нем и хека и ставриду, потом жарил, и поедали мы их за милую душу. Короче, «шаланды полные кефали» - это не про здесь. На рынке порадовался ценам. В сравнении с Москвой картошка в разы дешевле, молоко и мясо почти вполовину, фрукты свежи и приятно доступны. Люди рыночные не в пример столичным и сочинским рынкам приветливы. Сдачу дают до копеечки! Обсчитывают-обвешивают? Не замечал.
 
Вернулся в квартиру, организовал подъем спутниц. Мы проглотили завтрак и я повел их вперед и вниз. К шуму прибоя. К запахам водорослей. Как там писал автор в детской книжке? «Море было большое и теплое…» - ну-ну, большое было, а теплое не в этот раз. Водичка бодрила. Нет! Все познается в сравнении. Хорошо помню, как на каникулах мы с пацанами купались в Енисее. Это происходило в том месте, где он вырывается из гор. В самые жаркие дни там температура воды была такой, что нырнув со ствола подмытого и рухнувшего в протоку тополя, пробкой выскакивали мы на поверхность и отчаянно быстро гребли к берегу, чтобы выбраться и, постукивая зубами, припасть пупырчатым телом к нагретой гальке. Не к Гальке! Мы еще маленькие были, а к галечному берегу. Синие трусы скручивались на тощих бедрах так, чтобы походили на плавки и ноги больше загорели. Мы лежали, согревались и снова прыгали в воду… Здесь – в Алупке – было теплее, но в первые дни не так, чтобы плескаться долго. Оказывается, до нашего приезда штормило. Искупались, позагорали, искупались. Отпуск монотонен, но, к сожалению, конечен. Время вроде бы тянется как мед с ложки, но при этом летит. И вот уже обед, и вечер…

На следующий день мы с утра сели в маршрутку и за 10 рублей с головы, уехали в Воронцовский парк. Что такое парк мне объяснять не нужно, все бывали-хаживали… но передаваемость впечатлений от этого чуда на словах не в резонансе с моим словарным запасом. Чтобы понять, надо побывать. Надо погладить морды каменным львам: тому, который спит (самый славный, мне кажется) и остальным. Надо побродить по тропинкам, посидеть у прудиков, покормить лебедей и уток, пострелять из фотоаппарата в белок, и пощёлкаться из него вот тут и вон там. И тут и здесь… И что ни кадр, то открытка. И по дворцу побродить. Еще бы! А также обязательно забраться на камень Айвазовского. Не важно, что Набоков считал его посредственным маринистом, а современные исследователи и вовсе причисляют к шпионам. Камень есть, художник был, картины принадлежат народу! Те, которые не принадлежат олигархам, разумеется. Место красивое.

Там надо попрыгать, соблюдая технику безопасности, по хаосу большому или малому. Ну, я в Саянах по курумникам наскакался, не удивишь, но должен отметить, что хорошо в парке хаосы организованы! И тут же рядом был дегустационный зал… Возвращаясь к технике безопасности, предупреждаю: сначала хаос – потом дегустация. Иначе третьим пунктом станет приемный пункт местной больницы. То, что в Москве мы покупали и употребляли – это не то, что мы в Крыму пробовали. А отпробовав купили и приговорили к концу поездки. Не пить марочное вино за каких-то 250 рублей и такого качества, это даже не преступление, это глумление и издевательство в самой циничной форме. Мы, как оказалось, люди нормальные, поэтому безропотно (и даже с нескрываемым удовольствием) отдали дань крымскому виноградному.

А на следующий день все с тем же Володей – как не воспользоваться оказией – съездили в Севастополь: монастырь на мысе Фиолент, Херсонес, набережная… вписались в память нашу и осели в картах памяти фотоаппарата.
После двух дней поездок мы снова нырнули в море и… о радость! Оно подогрелось до приемлемых градусов. Сколько их было? 20 или 23, а кто же измерял. Но плавать с маской и трубкой было комфортно. Понятно, что это не Красное море и нет здесь фантастического изобилия в подводном мире, но тоже интересно. Лежишь попой к солнцу, трассеры лучей простреливают бирюзу воды, а по дну крабик, а над ним рыбки. Водорослевый лес колышется. Ты паришь над ними как птица, или как бог. Созерцаешь. Почему не ныряешь? Да потому, что не ныручий! Меня вода как пробку выталкивает. Люди метра на три уходят играючи, я и на метр с мучениями, а потом назад, словно мина. Ну, и зачем истязать организм? Ему и на поверхности не плохо и мне тоже.

После двух дней купанья и загоранья мы предприняли путешествие в Ялту. Вот что сказать? Ялта она Ялта и есть. Набережная хороша. Мест увеселительных не в пример Алупке много. Развлекательный сектор хорош, но и питательный удивил-порадовал. Буквально рядом с набережной увидели полузабытую вывеску «Столовая». Зашли из любопытства и за очень скромную сумму прилично пообедали. С новыми силами отправились на поиск приключений, а они оказались тут же, прямо рядом со столовой. Сели в вагончик и по канатке махнули в мемориал Славы. В память о революции и о Победе в Великой Отечественной войне… там по периметру надпись идет на разных языках тех народов, что отстояли страну. Встретил слово «батькивщина». И покоробило немного. Отдых – он отдыхом, а разговоры про взаимоотношения двух стран были. Могу подтвердить, что те крымчане, с которыми довелось общаться, перемену флага приветствуют. «Мы на референдум до открытия пошли, чтобы проголосовать!» - сказала хозяйка.

Особым пунктом  в программе поездки в Крым стал Ливадийский дворец. После экскурсии по нему подумалось: «Романовы были не дураками». Будь я царем, тоже здесь дачу построил бы. День посещения дворца был не простым, в «Царской трапезной» (ресторан возле дворца) мы отметили юбилейную дату нашей гостьи. Да! Наверняка кто-то уже догадался, что все с тем же крымским вином. А то!

Ночью шумел ветер. Трепал виноград, обвивающий балкон, качал сосны, осыпая с них длинную хвою, сбивал шишки. Море взволновалось, как будто я, уподобившись сказочному старику, в очередной раз пришел с просьбой от старухи. Белые барашки было видно через окно, и они предвещали, что купаться не придется. Сердитые волны, словно из солидарности с украинцами – так не достанься же ты никому - унесли часть пляжа, понадкусали берег. Нет пляжа? Нет спокойного моря? Ну и пусть, зато есть места, куда еще не съездили. И мы вознеслись по канатке на Ай-Петри. Проделали пеший путь к вершине. Нам, как сказал гид, «здорово повезло». К привычному ветру присоседились облака. Поэтому дали сказочные были закрыты туманами мистическими. Изредка прорывалась картина побережья. КРА-СО-ТА. Духозахватывательно! И холодина! Жена порадовалась, что на базарчике взяли напрокат душегрейку из белой бараньей шкуры. А мне и так было нормально. Потом и здесь в кафе продегустировали вина (и чачу, кстати), нам и вовсе стало хорошо. И вообще, когда в отпуске бывает плохо? Вниз ехали на автобусе, зарулили к водопаду. Снова удача, прошедшие дожди наполнили его водой.

Все проходит, а уж как быстро проходит отпуск!!! И вот уже мы едем в аэропорт. Володя предложил добираться другим путем, через Бахчисарай. В дороге мы останавливались в интересных местах, даже завернули в астрономическую обсерваторию. Какой же там воздух! Не надышаться!
И вот мы уже дома. Давно. Четыре недели. Но сидит в сердце Крым сладкой занозой, греет душу, как сладкое воспоминание, растекается как сладкое вино…
- Ну, что? Теперь хочешь старость в Крыму провести? – задала жена вопрос, традиционный, как и после каждой поездки. Пришлось признаться, что да, что хочу. Только вот не решил еще для себя ничего…


* За эти деньги можно было неделю в Египте или в Турции… Вах!