гл 30. Роль родителей в воспитании детей

Сария Мамадова
    
       Роль родителей в воспитании детей
               
   Материальный вклад  в совершенствование и развитие               
         духовности, в просвещение и образование –
        самое надежное  вложение капитала.
                (Автор)

                Правильно и должным образом воспитанные  дети,
               
                никогда и ни в чем не подведут своих родителей.
                (Автор)
 
  Иногда слышишь: «Моего ребенка ничего не интересует,  ему нигде не интересно».
    Знаете, так не бывает, дети очень от природы любознательны, находчивы и хорошо все воспринимают и запоминают. И если хоть иногда подключить вышеизложенное в данной книге, то, поверьте где-то в памяти у них что-то и останется, а потом обязательно даст нужные результаты и соответствующие плоды.
    А что делать, спросите вы? 
Ежедневно, уделять больше внимания досугу детей, особенно в дни школьных каникул, выявлять и развивать их интересы.
Ведь родители иногда сами формируют в них безделье (когда некуда деваться), безволие если постоянно за них решать их проблемы, не спрашивать и не  прислушиваться к их мнению.
Нужно заложить в ребёнке сознание, что хотя бы иногда надо с кем-то, чем-то делиться. И тогда ребёнок не  вырастит  безразличным и невнимательным к окружающему его Миру.
Если мы с детства это не привили, от вас они скорое всего – тоже не видели акты милосердия,  то можно представить какими они вырастут.
Кроме того, ребёнок всегда должен  чувствовать, знать,  быть уверенным, что вы ему всегда и во всём поможете. Постараетесь найти выход из любой неординарной  ситуации, в затруднительном  положении.  Будете ему во всём опорой. Поэтому, чаще  интересуйтесь его успехами, делами, проблемами. Если ребёнок погрустнел или печален, то постарайтесь узнать причину и найти выход. Радуйтесь вместе с ним его успехам, поощряйте нужные начинания, а не упрекайте постоянно: «Зачем это нужно? Устанешь, недоспишь». Ничего -  всё восполнится!
Мастерите с ним, собирайте конструктор, мозаику, играйте с ним в интеллектуальные игры, обращайте внимание на ту или иную статью в научно-популярном журнале, читайте нужные книги для правильного воспитания.
А элементы непослушания и несерьёзного отношения ко всему в жизни проявляются в раннем возрасте. Если тогда вы занимались попустительством, не уделили детям должного внимания, не контролировали опоздания в школу или домой после уроков и до сна, если ребёнок был предоставлен самому себе – то плачевный итог такого воспитания предопределён.
 Сюда же относится отношение родителей к его занятиям в школе. Если ребёнок  уверен, что обязательно получит от родителей порицание, недовольство, холодность в отношениях (я исключаю  ругань, распускание рук), то особого рвения к занятиям не проявит. Если ребенок не подготовился, должным образом, к урокам, надо уточнить по какой причине он не выполнил  определённый предмет. Возможно - он не смог сделать это  в силу непонимания, от того, что был пробел в предыдущих занятиях; надо терпеливо разобраться в этом, обязательно найти время восполнить пробел в знаниях и уже - потом всё пойдёт хорошо. Если вы  сомневаетесь в своих знаниях, то изыщите возможность нанять репетитора, или обратитесь к  школьному педагогу с просьбой уделить внимание вашему ребёнку после занятий в школе. 
Не кивайте, пожалуйста, на то, что материально это вам не под силу. Изыщите такую возможность, даже если вам  придётся воздержаться от очередной покупки, обязательного посещения гостей, свадеб, очередного навороченного мобильного телефона.
Деньги, потраченные на развитие его интеллектуального и духовного развития, никогда не пропадут даром, а надежно будут вложены в развитие, а в пожилом возрасте вы с лёгкостью на сердце будете пожинать плоды своего повседневного труда, связанные с постоянным беспокойством за его будущее, недосыпанием, иногда, если требовала ситуация, недоеданием.
Последнее следует  делать, только в том случае, если ребёнок  старательный, стремится к познанию, тянется  к знаниям и т.п. Если же ребёнок растёт неблагодарным, считает, что родители ему обязаны, постоянно требует дозволенного и недозволенного, то таким - приносить себя в жертву не нужно, потакая и прощая ему  все его недочёты и прегрешения. Всё равно – не поймёт и не оценит!
Когда он будет замечать, что вы поделитесь с ним съестным, разделяете с ним свои радости, печали, огорчения и др., он уже не будет расти эгоистом.
                *******   
Каждый, даже маленький человечек сугубо индивидуален. У него могут быть  некоторое сходство с вами, роднёй, но в целом он совершенно не похож (я не имею виду  внешнее сходство) ни на  кого – он сам индивидуум!  Он – индивидуален,  и то, что присуще ему, чем он наделён от рождения относится только к нему.
Поэтому нужно бережнее относиться к нему как к отдельной персоне, стараться выяснить и определить его интересы, восприятие действительности. Прислушиваться к его мнению по тому или другому вопросу. Не надо заблуждаться  в том, что он ещё мал, ничего не понимает, забывая, что у него есть свой ум (разум), восприятие и анализ, логика.
  Ему дано прожить свою жизнь, пройти свой путь в его постоянном, движении, развитии, становлении как Человек, как Личность.
Нельзя ломать его, растить себе подобное, насаждать и навязывать свои мысли, позицию по каждому вопросу. Относитесь к нему как к взрослому, равному, единственному в своём роде.  Я умышленно не подчеркнула слово – равному, потому, что нередко в семье рождается исключительный в своём роде ребёнок (сейчас – наверное – реже), которой резко отличается даже от родителей по многим показателям и это надо уметь заметить и понять! Если он родился в обычной семье, где родители особо не отличаются своим  интеллектуальным развитием, или того хуже,  то такому ребёнку придётся очень трудно. Это очень хорошо охарактеризовано  в рассказе «Странный мальчик» Юрия Вяземского -  «Это сложная проблема, проблема социальная прежде всего! То есть, что ярко и рано проявившаяся индивидуальность, обособленная вследствие того и даже в известной мере, отчуждённая от ближайшего своего окружения, неизбежно вступает в конфликт с нормативной социальной средой: будь то круг сверстников, школа, семья».   
Обычно дети растут любознательными, восприимчивыми и познающими.
У ребёнка  всегда появляется интерес к тому, что его окружает, а также и к среде, где он растёт. Многое повергает его удивлению. Ему всё хочется знать, всё до мелочей. Поэтому он  часто проявляет инициативу попробовать всё самому, задаёт много вопросов касательно того, что в данный момент его интересует.
 Взрослые должны, просто обязаны отнестись  к таким проявлением с должным вниманием, постараться вникнуть в суть вопроса, доходчиво объяснить, что это такое и как с этим обращаться.
Если это непосильно родителям, постараться выявить интеллектуальные возможности и предпочтения своего ребёнка, обратившись к более интеллектуальным людям, попросите у них  совета и помощи для  дальнейшего развития ребёнка, (хотя бы только совета!) Пусть вам не будет безразлична судьба, возможно неординарного ребёнка.      
  Никогда не следует отмахиваться от просьбы детей, выкроить время и  выслушать его, поиграть  с ним, разобраться с содержанием увиденного и прочитанного. Категорически не допускается обрывать его излияния после просмотра киноленты, занятий, прогулки и т.п. типа: Отстань! Не мешай! Я устала (л), нет времени, потом расскажешь!
Увидев такое отношение с вашей стороны – потом – может и  не быть! А потом, вы будете удивляться, что они с вами ничем не делятся, ничего не рассказывают.
  У детей много вопросов, но нельзя вспахать поле за одну ночь. То есть ребёнку надо постоянно уделять много внимания, его занятиям и досугу с тем, чтобы с ростом познания накапливать багаж знаний и чем больше будет этот багаж, тем смышленей и более  развитым  он будет.
  Другое дело, если вы будете выступать не только в роли воспитателя, а наставника, покровителя данной личности.
Если будете помогать ему в раскрытии и развитии, присущих только ему индивидуальных качеств,  то получите положительные результаты.
Вообще я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям много задают, что они устают (от чего?) от учебы, от познания, получения нужной информации от того, что в дальнейшем поможет им стать образованным, знающим, интеллектуальным человеком. А чтобы действительно стать таковым, надо много времени тратить на образование, интеллектуальный рост, много читать, работать над собой.
А бездельничать – это называется отдыхать. От безделья устают, изнывают больше. Дети  при этом расхолаживаются, выбиваются из ритма и режима. Они  неохотнее возвращается к урокам, учебе, работе над повышением духовного потенциала и всей цепочке событий и явлений, из которых состоит жизнь, чтобы состояться  в качестве  целеустремленного, умного и творческого молодого человека человека, отличающегося  от жизни безынициативного и безликого, мало духовного.
Я уже писала, что нельзя подавлять инициативу детей, их любовь к какому-то занятию, творчеству только потому, что родителям показалось, что он устаёт, для него  это «большая нагрузка».
Однажды  я была в гостях у людей, к которым пришла в первый раз. Я по натуре очень коммуникабельный человек и  в любой обстановке, и везде чувствую себя очень  свободно. И здесь я начала интересоваться интересами детей. Мать отвечала за них и сказала, что хочет, чтобы дочь была педагогом начальных классов в школе.  Почему-то всем родителям кажется, что они сами хорошо знают   и всё решают за них, даже планируют – будущее детей.  Я уже писала, что порой ребёнок рождается с большим потенциалом, чем у родителей, но те упорно не хотят этого видеть, а может просто не могут видеть, а ещё, что он сам должен пройти свой путь без подсказок. Чаще всего  родители хотят  устроить туда, где меньше проходной балл, гуманитарный профиль, легче  поступить,  проще учиться и т.п….
        Я ещё в передней квартиры, обратила внимание, что  перед  входом  в гостиную по обе стороны двери стояли железные столбы, увитые  виноградной лозой с листьями, выполненные из железного материала.
            Я поинтересовалась у девочки, какое у неё любимое занятие, на что , та ответила, что больше всего на свете любит рисовать. Потом выяснилось, что автор, заинтересовавших меня столбов, каминной решетки и щипцов – её дедушка Фирудин Аскеров, который  был художником, несколько лет преподавал в Академии художеств, а потом  -  студентам Инженерно-строительного Института.
           Я проявила  инициативу, позвонила к  Эсмеральде занум  Тагизаде - руководителю   очень престижной и популярной  детской  галереи «Эсмиральда», я знала, что она и как преподаватель, обладает удивительной даром и  сугубо своей  методикой  подготовки и преподавания азов и тонкостей этого великого вида искусства. Попросила Эсмиральду ханум  просмотреть рисунки Кюбры, так звали девочку и высказать своё мнение, а мать уговорила водить девочку два раза в неделю на занятия. Сейчас все не нарадуются на то, что с моей помощью (На то была Божья воля!), так круто поменялась судьба девочки. Оказалось, что девочка очень одаренная и старательная. Она сейчас участвует во многих выставках и её работы замечают, а сама она даже внешне очень изменилась. Самая главная мечта Кюбры Адыгезаловой – поступить в Академию художеств. Успехов в достижение цели на данном этапе жизни!   
                *****
               Поэтому так важно правильное воспитание, а самое главное – не пускать формирование детей на самотек.
          В первые несколько лет после рождения ребёнка, детей,  отнеситесь к их развитию и формированию со всей серьёзностью. Это начало, вы закладываете фундамент, и от того, насколько он будет крепче, тем устойчивее, совершеннее и прочнее будет, возведённый на надёжном фундаменте, дом.
Помните, что будущее детей – в ваших руках и от этого зависит, какими они будут, когда вырастут.

               
           3