Становление сирот в процессе общественной деятельн

Андрей Петрович Попов
Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» (ЛООО "Становление")

Полное наименование проекта: «Становление личности сирот в процессе общественно полезной деятельности».

1. Описание основных проблем, на решение которых направлен проект, с обоснованием актуальности и значимости их решения.
На территории Липецкой области по состоянию на 01.01.2014г. проживают свыше 5тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, 4001 человек до 18 лет из категории  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них: 3185 детей воспитываются в замещающих семьях; 708 детей-воспитанники детских домов и интернатных учреждений; 108 детей обучается в учреждениях профессионального образования.
Выпускники из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезное поражение в различных аспектах становления личности, 80% сирот имеют негативное психическое состояние, которые производят к низкой самооценке или вообще отсутствие самооценки как таковой.
Почти 100% выпускникам требуется оказание юридической помощи. Выявлен низкий уровень развития хозяйственно-бытовых навыков у сирот, низкая мотивация к трудовой деятельности и более 70% проявляют наклонность к асоциальному поведению.
Мотивационных рисков у ребят множество: иждивенчество, отсутствие трудовой деятельности в коллективе, отсутствие ответственности, слабые семейные связи, связи со своими родителями (где, что с ними и т.д.), отношение к деньгам, к сексуальным контактам, отсутствие навыков самостоятельного проживания, отсутствие понимания законов, права как такового. Дети не знают об этом потому, что в рамках системы детских домов есть свои права и местные законы, поэтому дети совершают правонарушения, но какие будут последствия после этого, дети-сироты часто не знают. Слабая информация, узкий круг общения, предупреждения окружающих создают образ выпускника детского дома. Образ выпускника необходимо транслировать, об этом нужно говорить, с ними встречаться, чтобы ребята могли научиться презентовать себя.
Актуальность проекта обусловлена насущной потребностью в социальном, психолого-педагогическом сопровождении выпускников-сирот с целью успешной интеграции в современное общество и дальнейшей адаптации в социуме.
Большинство из выпускников-сирот, несмотря на приобретенные профессии, не владеют навыками коммуникативного общения, социально и психологически не готовы к вступлению в самостоятельную жизнь. Кроме того, важнейшей проблемой для них остается отсутствие сформированности основных жизненных навыков, нравственных принципов, моральных и духовных ценностей, внутренней культуры. Социальная позиция «ничейного» ребенка перерастает в отчужденную позицию «один – против всех». Выпускники остаются без психолого-педагогической поддержки, не могут найти в своем социуме людей, кому бы могли доверять, на кого могли бы рассчитывать в решении возникающих жизненных ситуаций. Именно выпускники государственных интернатных учреждений чаще всего сталкиваются с ущемлением их законных прав и интересов, вовлекаются в организованные формы преступности.
Мониторинг постинтернатного жизнеустройства выпускников-сирот в 2010 – 2012 г. показывает, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень их интеграции в современное общество и социальной адаптации в социуме. У 80% выпускников-сирот этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни, только 50% выпускников, по их собственной оценке, умеют распределять бюджет, остальным не хватает соответствующих знаний и умений.
Один из важнейших вопросов выпускников – обеспечение собственным жильем, 87% сирот высказывают намерение сохранить и обустроить его. Но при этом подростки не понимают ценности жилья, они не оплачивают коммунальные услуги, не соблюдают чистоту, не ухаживают за квартирой, не осознают, что это их собственность и они за нее отвечают. Для того чтобы обучить выпускников-сирот формам поведения, сформировать в них личность, способную эффективно и ответственно строить свою самостоятельную жизнь, необходимо:
содействовать успешной интеграции сирот в обществе через включение в активную социально значимую и общественно полезную деятельность.
В процессе реализации проекта будут созданы рабочие места для желающих освоить мастерство в качестве помощника социального работника (социальное обслуживание населения).
Специалист по социальной работе – наставник, будет обучать выпускников госучреждений навыкам работы в социальной сфере, социальном обслуживании лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, социально незащищенных граждан, а также нуждающихся в поддержке выпускников детей-сирот на территории Липецкой области. Кроме того, выпускники будут обеспечены профессиональной психологической и юридической поддержкой.
Наставником будет проводиться обучающие мастер классы, которые дадут выпускникам-сиротам возможность овладеть различными житейскими знаниями, а также повысить уровень доверия и удовлетворенности социальным обслуживанием, оптимизации системы соцобслуживания, повышение его качества, а также  предоставление заработка выполняющим социальные задачи обществу.
Выпускники научаться простым и необходимым навыкам, таким как вести быт, как правильно тратить деньги, платить за коммунальные услуги, заполнить то или иное заявление, устроиться на работу и т.д.
У детей, оставшихся без попечения родителей, нет помощников и они это знают, но благодаря диффузии взаимоотношения между сиротами и социально незащищенными гражданами, нуждающихся в поддержке, благодаря человеческим взаимоотношениям в общественно полезной деятельности ребята научаться быть ответственными, серъезднее относиться к жизни, научаться ставить цели и идти к ним.
Деятельность работников из категории выпускников-сирот в социальной сфере будет способствовать общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействовать укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей от стереотипов в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их социальным окружением.
Создание рабочих мест для бывших воспитанников учреждений государственной поддержки детства является показателем их социальной адаптации и успешности названных категорий лиц. Обслуживание в социальной сфере обеспечивает определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижает риск антиобщественного поведения (участие в криминальной деятельности, в массовых беспорядках и т.п.).
С помощью этого проекта можно решить комплекс социальных проблем: благополучно интегрировать в социум, выбрать путь собственной программы жизни и личностно утвердиться, кроме того, выстроить системный подход к решению социальных вопросов, создать рабочие места, повысить уровень жизни общества и самих выпускников, а также доступность и качество услуг населению Липецкой области.
Качество жизни населения является важнейшим показателем развития региона. Каждый проект, отвечая на запросы и удовлетворяя потребности той или иной категории граждан, имеет свои цели и задачи. Но их объединяет одна главная цель: создание и внедрение реальных механизмов, направленных на соблюдение общественных норм и прав. В данном случае, проект «Становление личности сирот в процессе общественно полезной деятельности» направлен на социализацию выпускников детей-сирот через социально значимую полезную деятельность.

2. Цель (цели) и задачи проекта.
Цели проекта: – Содействие успешной интеграции выпускников-сирот в современное общество и их адаптации в социуме через включение в активную социально значимую и общественно полезную деятельность.
Задачи:
1. Социальное сопровождение выпускников-сирот через развитие концептуально обоснованного системного подхода психолого-педагогического процесса и правового подкрепления формирования личности выпускника для успешной адаптации их в социуме общества.
2. Развитие наставничества с положительным жизненным опытом в поддержку выпускникам-сиротам.
3. Обучение выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа работе в социальной сфере, мастерству помощника социального работника, обеспечение занятости выпускников.
4. Прохождение образовательных курсов для выпускников-сирот в Липецком государственном педагогическом университете на кафедре педагогики социального образования с получением сертификатов;
5. Создание рабочих мест для выпускников-сирот в Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление», включение в активную социально значимую и общественно полезную деятельность.

3. Целевая аудитория и география проекта.
Целевая аудитория, на которую ориентирован данный проект, – выпускники дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа.
Проект будет реализовываться на территории Липецкой области.

4. Описание основных направлений, этапов и мероприятий реализации проекта.
Проект «Становление личности сирот в процессе общественно полезной деятельности» разработан для социализации выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Липецкой области и направлен на развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактической деятельности социального сопровождения для их вступления в самостоятельную жизнь в процессе социально значимой полезной деятельности, а также для дальнейшего их трудоустройства.
Основные направления реализации проекта заключается в следующем:
1 направление - организация семинаров для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с целью повышения грамотности в области права в учреждениях государственной поддержки детства;
2 направление – организация проведения индивидуальных консультаций (правовое сопровождение) для выпускников-сирот с целью повышения грамотности в области права;
3 направление – организация проведения тренингов по психологическому сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в учреждениях государственной поддержки детства, индивидуальные консультации;
4 направление – организация проведения индивидуальных консультаций по психологическому сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
5 направление – организация семинаров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с целью повышения грамотности в области права в учреждениях (НПО) Начального Профессионального Образования, индивидуальные консультации;
6 направление – организация проведения тренингов по психологическому сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в учреждениях НПО Начального Профессионального Образования, индивидуальные консультации;
7 направление – проведение психологической диагностики (тестирование) выпускников из категории детей-сирот в учреждении профобразования для дальнейшего обучения мастерству в качестве помощника социального работника (психологом, социальным работником);
8 направление - обучение выпускников-сирот навыкам мастерства социальной работы (социальное обслуживание населения) в учреждениях (НПО) Начального Профессионального Образования;
9 направление – направлена на трудоустройство выпускников-сирот в качестве помощников социального работника в Липецкую областную  общественную организацию поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление»;
10 направление - организация работы наставника (координатора) – социального работника. Наставничество выпускников-сирот в социальном сопровождении, а также обучение навыкам мастерства в качестве помощников социального работника (социальное обслуживание населения);
11 направление – организация проведения экскурсий в музей Липецкой милиции и по теме «Православная Россия» с посещением храмов, монастырей, святых источников Липецкой области.
12 направление - «круглый стол». Обсуждение проблем трудоустройства выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа совместно со специалистами постинтернатного сопровождения и руководителями структур  местной власти г. Липецка, муниципальных образований Липецкой области и представителями бизнеса.

Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный.
2 этап. Содержательный. Исполнение задач и проведение мероприятий, заявленных в проекте.
Организация  работы в учреждениях государственной поддержки детства. Организация  работы в учреждениях (НПО) Начального Профессионального Образования.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов работы.
1. Сбор отзывов от участников проекта.
2. Сбор отчётов работы проектов в учреждениях.
3. Оформление отчетной документации.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта и планируемый социальный эффект, включая:
- количество получателей социальных услуг – … чел;
- количество созданных рабочих мест – … чел. в рамках проекта;
- количество привлеченных добровольцев – … человек (сопровождение детей-сирот);

Описание улучшения состояния целевой группы проекта.

Ожидаемый социальный эффект от реализации проекта видится в следующем:  выпускники-сироты будут включены в процесс общественно полезной  деятельности для их социализации. Психолого-педагогическое сопровождение и правовое подкрепление будут способствовать формированию личности выпускников, тем самым, помогут эффективно и ответственно строить свою самостоятельную жизнь для успешной адаптации в социуме общества.

Данные количественного показателя в проекте:
 - в проекте вовлечено около … выпускников из данных категории лиц;
- обучены …. выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа работе в социальной сфере, в освоении мастерства социальной работы;
- … человек выпускников-сирот пройдут образовательные курсы в Липецком государственном педагогическом университете на кафедре педагогики социального образования с получением сертификатов;
- созданы … рабочих места для выпускников-сирот в ЛООО «Становление»,       … рабочее место для социального работника;
- около … выпускникам-сиротам будет оказана юридическая помощь, психологическая и педагогическое сопровождение в  социальной адаптации выпускников детей-сирот;
- в работу будут вовлечены не менее … добровольцев (сопровождение детей-сирот).

Качественный показатель проекта:
- итоговая справка (характеристика) по результатам мониторинга жизнеустройства выпускников и их интеграции в социуме. Сбор и анализ отчётов работы по выполнению проекта в учебных заведениях НПО г.Липецка и Липецкой области.
- характеристика о проделанной работе органом государственной (муниципальной)  власти в Липецкой области.
- выявление процента успешности и удовлетворенности выпускников-сирот общественно полезной деятельностью,  удовлетворенность в целом после проведения проекта  (получения услуги)  с помощью проведения опросов, мониторингов лиц участвующих в проекте.

Выпускники-сироты научаться необходимым навыкам (как вести быт, как правильно тратить деньги, платить за коммунальные услуги, написать нужное  заявление, устроиться на работу и т.д.). Общаясь с людьми разного возраста, разного социального положения,  взаимоотношение между сиротами и социально незащищенными гражданами, нуждающимися в поддержке, в общественно полезной деятельности, выпускники научаться быть ответственными, серьёзнее относиться к жизни, научаться ставить реальные жизненные цели и идти к ним.
С помощью данного проекта будет выстроен системный подход в решении социальных проблем в отношении выпускников-сирот, созданы рабочие места.

Автор данного социально значимого проекта - Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление». Руководитель - Андрей Попов
Настоящий проект участвовал в конкурсе проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в Липецкой области в мае 2014 года, а также участвовал в конкурсе государственной поддержки ННО в соответствии с Распоряжением Президента РФ №11-рп от 17.01.2014.