освобождение

Маргарита Школьниксон-Смишко
18 февраля 1916 года Роза вышла на свободу. Как мечтала она в тюрьме посетить всех своих любимых друзей, но вот что она 25.02. 1916 пишет Кларе Цеткин:

«Несравненная Клара!
От суматохи я не смогла выбраться написать тебе хотя бы пару строк. Я получила здесь такой приём, который меня совершенно поразил и даже мне стало ужасно неловко. Более тысячи человек, в большинстве своём  женщин пришли к стенам тюрьмы, а моя квартира здесь превратилась в сад цветов и съестной склад всяких вкусностей. Я просто остолбенела. И твои великолепные четыре вазы цветов меня очень порадовали.
О моём посещении тебя, к сожалению, сейчас нельзя и подумать; я принесла из тюрьмы совершенно расстроенный желудок и большое сердечное истощение.  Мне нужно сейчас же начать  систематичный курс лечения, который я буду проводить под наблюдением хорошего врача. Кроме того поверь мне,  я так сильно соскучилась по своей квартире, по маленькой «sweet home“ и по Мими, что некоторое время не смогу с ними расстаться. Но в целом, не смотря на желудок и сердце,  чувствую себя легко, полная желания работать и уже полностью в неё погрузилась. Ты можешь обо мне совершенно не беспокоиться: я абсолютно благоразумна, по-возможности , щажу себя, но одновременно моим нервам нужно некоторое возбуждение, я достаточно настрадалась от вынужденного покоя. Единственное, что меня мучает: хотелось бы точно знать, как ты себя чувствуешь!
От Кости я уже три недели ничего не получала. И это меня несколько беспокоит. Хочется надеяться,что у тебя от него уже есть весточка. Скоро я тебе опять напишу...
Сердечно тебя обнимаю и много раз приветствую поэта.
                Твоя Роза»

В этот же день она письменно поблагодарила за тёплые слова писательницу и участницу женского пролетарского движения Регину Рубен и соратника по партии Вестфаля, который организовал  вместе с другими товарищами у стен тюрьмы  ей такой грандиозный приём.

«Дорогой товарищ Вестфаль!
 Я прямо не знаю, как мне Вас и всех товарищей из Мариендорфа* отблагодарить за доказательство Вашей дружбы и доброты, которую Вы проявили по случаю моего освобождения!  При всё этом я смущена, потому что я и во сне не могла себе представить такой приём, ведь мне кажется тюрьма совершенно естественной  придачей к нашей профессии борца за свободу пролетариата и я по России привыкла считать  вход и выход из застенков обычным делом.  Хотя я понимаю, что вообще-то всё это относилось не к моей персоне, а было выражением боевого настроения, поводом к которому стало этом событие. С этой точки зрения сердечный приём  многих  товарищей был для меня большой радостью, потому что в этом настроении мы полностью совпадаем. Я вышла из тюрьмы с радостным и нетерпеливым настроением к борьбе и работе и я надеюсь, что Вас в ваших ожиданиях не разочарую. Наше дело должно продвигаться вперёд, не смотря ни на что, и у меня такая большая надежда на успех и мужество!
Сердечные приветы Вам и всем мариендорфским товарищам.
                Ваша
                Роза Люксембург»
* район Берлина

26.2.она пишет аналогичное письмо Рози Вольфштей — социал-демократке, ответственной за работу с молодёжью, и  товарищам из Дюизбурга.

27.02. Роза пишет Францу Мерингу, которому недавно исполнилось 70 лет, и напoминает в короткой записке Кларе поздравить с 60-ти летием Маргарэтэ Вендель.