Оригинальная коллекция

Виктор Штода
                ОРИГИНАЛЬНАЯ   КОЛЛЕКЦИЯ.


                Звонок в дверь.
 Я пошел открывать. На пороге стоял Боря  Сошкин, мой хороший приятель, а по работе -  начальник  следственного отдела города Чистополя.
 Я ждал его.
                - Проходи, раздевайся, будь, как  дома.
Боря разделся, прошёл в зал и стал разглядывать стены, на которых  висели  офорты и картины.
                - Красивые  рисунки. Это ты рисовал?
                - Ну, что ты. Это не рисунки, а офорты, и, конечно, же, не мои, а очень хорошего художника и директора краеведческого музея  Нестерова Ивана Александровича.
Продолжая рассматривать, Боря узнавал знакомые места:
                - Это Берсут, это Сухой Берсут, а это Змеёво. Ух, ты, как здорово! Это же Черепашье.  Слушай, а это что, я этого не знаю?
                - Ты и не можешь этого знать. Это Север, места не столь отдаленные. Коми АССР.  И картина выполнена в манере монотипии. А написал её прекрасный художник,  бывший главный художник Малого Театра в Москве, Дадулад Виктор Гаврилович.
                - Он за что сидел?
                - За анекдот…
                - А что такое монотипия?
                - Монотипия – это нанесение красок  от руки на гладкую поверхность доски, с последующим печатанием на станке. Полученный оттиск всегда единственный и неповторимый.
                - И как ты всё это знаешь? Ты же инженер, а не художник.
                - Ты прав, я не художник, но всё прекрасное мне не чуждо. Это тоже хобби.
                - Я знаю, что основное твоё хобби-марки. Я когда-то в детстве тоже собирал марки. Но, глядя на твои кляссеры, как-то неловко об этом говорить. Я слышал, как ты говорил кому-то о цельных вещах и о новых марках. Что это за цельные вещи?
                - Цельные вещи – это конверты с напечатанными марками, конверты первого дня, открытки с оригинальной маркой, почтовые марки на письмах. Кроме цельных вещей и марок есть блоки, малые листы, картмаксимумы, чернодруки и др. Могу показать.
                - Да, мудрено, но и интересно.
                - Прошу к столу,- в комнату вошла моя жена Лорочка, и пока мы беседовали, она накрывала на стол.
                - Лариса Михайловна, здравствуйте, я не думал, что Вы дома.
                - Здравствуйте, Боря. Разве я могла оставить своего мужа одного, когда Вы впервые у нас в гостях. Прошу.
Уже сидя за столом, мы продолжили разговор.
                - Слушай, Боря,- обратился я к приятелю.- А почему бы тебе не возобновить  коллекционирование марок? Ты же видел, как красиво сейчас они делаются?
                - Нет, марки  это прошлое и давно забытое.
                - Ну, не обязательно марки. Можно собирать монеты, картины, фарфор, гжель, наконец, старые книги.
                - Нет. Давайте лучше выпьем за хозяйку этого дома.
 Смотри, какой стол она накрыла!
Боря поднял рюмку с коньяком. Мы выпили, и вдруг меня осенило.
                - Слушай, Сошкин! А почему бы тебе не собирать коньяки?
Боря, призадумался, посмотрев на меня, а потом изрёк:
                - А знаешь, неплохая мысль.
И  с того времени Боря стал коллекционировать коньяки.
 Куда бы он ни ехал,   или  мы, его друзья, привозились обязательно две бутылки нового коньяка. Одна бутылка отправлялась в коллекцию, а другая шла на дегустацию.
 Теперь коньяки ему привозили все  друзья и знакомые.  Но на дегустацию собирались только  члены  коньячного клуба. Нас было четверо.  Поскольку  родоначальником этой коллекции считался я, то кресло председателя всегда было  за мной. Меня это нисколько не смущало, а было приятно вдвойне, если учесть, что  кресло было единственным в двухкомнатной холостяцкой квартире. Но стулья тоже были, правда, целых два.
 Обычно Боря звонил ближе к вечеру и говорил только одну фразу:
                - Сегодня дегустация, приезжай в шесть.
К шести часам все члены клуба сидели у него за столом и,  закусывая,  лимоном или конфетами, смаковали новый коньяк. Конец дегустации означал начало игры в преферанс.
 Боря жил один, его жена Люда, в ожидании получения квартиры, проживала  в городе Горьком ( ныне Нижний Новгород) у мамы. .
       Каких только коньяков мы не попробовали в те времена.  Были среди них армянские, дагестанские,  грузинские и молдавские коньяки. Был коньяк из Грузии, единственный , который получил Сталинскую премию – « Двин».
 Потом пошла череда французских коньяков, благо в то время ими были заставлены полки московских  гастрономов.
 Это были дорогие коньяки « Камю» и « Наполеоны» разных степеней.
 Среди этого разнообразия коньяков в коллекции мне запомнился корейский коньяк, привезенный Боре  Михаилом Филлиповичем Плинером, моим тестем. Это была бутылка довольно причудливой формы: основание квадратное, а верхняя часть цилиндрическая, закрученная по всей длине в спираль.          
       Как-то прихожу  к Боре и вижу, что вдоль стены большой комнаты висят пять новых книжных полок и три из них занавешены шторками.
 Чувствую, что ситуация  меняется, и теперь  в роли знатока  своей коллекции выступает Боря:
                - Чтобы ты знал, я уже давно читаю  литературу о коньяках.
 Оказывается, коньяки усыхают и их надо заливать сургучом. Они выгорают и, чтобы не менялся их цвет, я закрываю коньяки шторками.
    Уже, будучи приличным коллекционером, Боря  поехал в отпуск, в Москву.
 Там он познакомился с полковником МВД, любителем коньяка и последний повел его в подвалы ГУМа.  В подвалах ему показали такие коньяки, что он не удержался и накупил их на  двести рублей.
 А, это по тому времени были большие деньги.
 Чтобы было понятнее, скажу, что  среднемесячная зарплата старшего мастера механического цеха на часовом заводе составляла 160-180 рублей.
                - Жене ты что-нибудь купил-спросил я.
                - Конечно, купил. Две пары  чулок.
      Время шло, дегустации продолжались, и все члены нашего клуба пришли к единому выводу:  лучшим коньяком, считать «армянский».
 Ведь не зря же такой  известный ценитель этого напитка,  лорд Уинстон Черчилль, отдавая предпочтение армянским коньякам, ежегодно заказывал по два пульмана лучшего армянского – марки КВВК.
         Прошёл ещё один год. Цены на коньяк поднялись и поднялись довольно значительно, в три-пять раз.
 Если раньше коньяк стоил немногим  большим чем водка, (водка  стоила 2р.4О копеек, а коньяк три звёздочки-3 руб.), то теперь армянский три звёздочки меньше чем за 9-1О руб.   купить было нельзя.
К этому времени  майора  Сошкина ( в начале нашего знакомства он был капитаном) повысили в звании до подполковника и перевели в город Горький.
 Перед свежим подполковником встал острый вопрос, как быть с коньяками?
 А коньяков к тому времени, было не так уж и мало, всего где-то около восьми десятков бутылок.
 Как понимаете, везти такое количество бутылок было весьма и весьма хлопотно.
 Много не рассуждая, Сошкин решил сдать всю свою коллекцию в единственный чистопольский  ресторан, где ему страшно обрадовались.
 Я думаю, и читатель со мной согласится, что  в крупном денежном выигрыше оказался  бывший коллекционер и настоящий подполковник.
      Вот так закончилась коньячная  история Бори Сошкина. Но не закончилась наша  с ним дружба.
Как-то приехав в Чистополь по делам службы, Боря пришёл к нам.
 Сидя за столом, он поведал нам, как  тогдашние правители страны, издевались над великим сыном  России, академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым.
       Как известно, Сахарова  выслали в Горький из Москвы, чтобы лишить его общения с прессой, преимущественно западной.
 Поселили его на первом этаже многоэтажного дома.  В доме напротив  находился милицейский участок, в котором была установлена аппаратура для круглосуточной слежки. В подъезде Сахарова были установлены телекамеры, чтобы отслеживать, кто к нему приходит. Телефоны его прослушивались.
У Сахарова была машина « Жигули», которую специально угнали, чтобы поставить в ней ограничитель езды.
    Собирается Андрей Дмитриевич поехать куда-нибудь из Горького, в  Москву, например, выезжает, а через пятьдесят километров машина останавливается и ни с  места. Приходится её бросать, прося потом доставить  обратно.
 Попытки попасть в Москву поездом или самолётом всегда заканчивались неудачей. Буквально, за несколько  человек до кассы, если в очереди стояли Сахаров или его жена Елена Бонер, билеты заканчивались.
 Вот так неустанно власти опекали трижды Героя Социалистического Труда, лауреата 
Сталинских премий, создателя советской водородной бомбы и лауреата Нобелевской премии за мир между народами.
       Слушая Сошкина, моя жена вспомнила свою встречу в Москве с академиком А.Д.Сахаровым.
 Приезжая в Москву в начале восьмидесятых годов,  мы останавливались у своих московских знакомых Ульяновых. Они проживали на улице Чкалова, недалеко от Курского вокзала, в доме ответственных работников.
 В квартире из пяти комнат проживали  сын бывшего директора часового завода, Володя с женой Катей и  их два сына Веня и Толя с жёнами. Веня и Толя, совершенно разные по характеру ребята, трудно ладили между собой.
 К нам же все обитатели квартиры относились хорошо и уважительно.
 В этот раз мы с женой остановились у них проездом в Донецк.
 Накупив   московских деликатесов, мы вечером сидели за общим столом, выпивая и закусывая.
 Призванная везде нести добро и мир , Лорочка, как всегда , выступила:
                - Какая у вас замечательная квартира. Я хочу выпить за то, чтоб в вашем доме всегда процветала дружба! 
А потом  продолжила:
                - Интересно, а кто ваши соседи?
                - Над нами живёт академик Сахаров,- сказал Веня.
                - Ну, да! Вот бы поглядеть на него хоть одним глазом.
                - Зачем одним, - сказал Толя,- можно и двумя. Бери солонку и вперёд за солью.
Я не думал, что моя жена осмелится, и выжидательно на неё посмотрел.
 А она так рванула с места, что я слова не успел сказать.      
                - Только оденься поприличнее,- вдогонку крикнула Катя.
                - А то, я не знаю. Чай, к академику иду, а не мусор выносить.
     Лорочка скинула домашний халат, оделась комильфо и выскочила из квартиры.
     Из рассказа  Лорочки:
                - Звоню. За дверью собачий лай. Дверь открывается, на пороге А.Д.Сахаров. В коротком, тёплом, стёганом халате с отложным воротником, на поводке огромный серый дог с белыми пятнами .Видя на моём лице испуг, при виде собаки, говорит:
                - Да, Вы не бойтесь, она хороших людей не трогает. Проходите.
Я вхожу.
                - Здравствуйте. Ради бога, извините. Мы приехали к Ульяновым, их никого нет, а нам нужно немножко соли.
      И протягиваю солонку.
                - Лена,- кричит Андрей Дмитриевич – принесите соль.
      Вышла домработница, неся пачку соли.
                - Нет, нет мне столько не надо.
                - Глупости, берите. Скажете Ульяновым, что это безвозмездно.
                - Спасибо.
      Возвращается к Ульяновым и молчит.
                - Ну, рассказывай – все в один голос.
                - Меня чуть собака не сожрала.
      От лёгкого потрясения у неё гиперболизм. Лорочка, как всегда в своём репертуаре.