Крестьянское училище кн. Ухтомского в с. Аксиньино

Маргарита Бирюкова
В неофициальной части к № 11 «Смоленских Губернских Ведомостей» за 1861 год  священник села Дмитровца Юхновского уезда Парфений Богданович опубликовал статью «Об открытии крестьянского училища, Юхновского уезда в селе Аксиньине». Приводим ее здесь полностью.

Парфений Богданович

Об открытии крестьянского училища, Юхновского уезда в селе Аксиньине


В редком нумере русских газет не печаталось то об учреждении в одном городе училища, то об устройстве в другом женской Гимназии, то об открытии где-либо в селе приходской для крестьян школы; даже и об учении грамоте солдат в полках имели мы удовольствие читать в тех же газетах. Больше всего снабжал нас сими приятными и вполне интересно-радостными сведениями «Московский Вестник», как бы так говоря: «Вот, видите ли, как люди делают, - а вы что ж?!!» Но и мы не сидим сложа руки; и у нас – в скромном уголке нашего Юхновского уезда – тоже, как и у других добрых людей, распространяется грамотность и заводятся деревенские и сельские школы для крестьян, только об них до сих пор мы еще пока молчали.
В Юхновском уезде находится село Аксиньино, одинокое, то есть без крестьянских домов; там живет и распоряжается помещик – Его Сиятельство князь Федор Андреевич Ухтомский. Крестьяне его захотели учиться, а князь захотел учить и – что же вышло?  - Трудно поверить, не видавши, как пошла школа, устроенная князем в селе Аксиньине.
17-го сентября прошедшего 1859 года, в день Святой Софии и трех дщерей Веры, Надежды и Любве, с верой, надеждой и любовью был заложен дом, состоящий из двух горниц, из коих водной назначалось учиться мудрости, а в другой  - должны быть квартиры ученикам. Как обыкновенно бывает, при собрании вотчины князя, одной и единственной в приходе, после Литургии с крестным ходом отправились из церкви на место, где должен был строиться дом для училища. По окончании Богослужения с водосвятием, сам князь положил в основание первое бревно, а приходский Священник убедительным словом приглашал к содействию, указал цель, для которой с таким торжеством и молитвою начинается здание.
21 ноября, вдень введения Отроковицы Богоматери на воспитание в храм последовало открытие сего училища и – в него введены были на воспитание дети крестьян и дворовых людей князя, между коими почти половина девочек, а всех 29 человек.
Пока строилось училище, заблаговременно приискан был учитель, пожилой человек, родом духовного звания, окончивший курс Семинарии, но по болезни и другим обстоятельствам оставивший духовное звание, и всю почти жизнь свою занимавшийся учительством. Накануне открытия училища все дети, изъявившие желание учиться, собраны были в дом к князю, и он сам лично спрашивал каждого: хочет ли он учиться? По своей ли доброй воле идет в школу? Будет ли учиться? И изъявивший с радостью желание получал от князя азбуку. В самый же день открытия ученики и их родители были в церкви, и после Литургии с крестным ходом отправились в училище. Здесь, по окончании Богослужения и по окроплении всего здания святою водою – было возглашено многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Всему Царствующему Дому, строителю и попечителю заведения Его Сиятельству князю Федору Андреевичу Ухтомскому, учащим и учащимся, - а по окончании Богослужения князь обратился к крестьянам со следующими словами:
«С верой, надеждой и любовью основал я это заведение для преподавания детям вашим святой мудрости; с тою же верою, надеждою и любовью буду теперь следить за преподаванием сим. Вы сами знаете, что вы, будучи земледельцами, когда посеете, то желаете и пожать. Точно также и я, со своей стороны, желаю, да и вы должны желать, хорошего урожая и изобильных плодов от посева в ваших детях науки. Поэтому внушайте им охоту и усердие учиться. Не много ждать вам, когда состояние ваше переменится; вы станете называться людьми; от вас потребуют честности и добросовестности гораздо более, чем теперь; но как вы поймете тогда самих себя и свои обязанности без грамоты? Кончено, вам уже не учиться самим – это невозможно; зато детей ваших заставляйте быть прилежными и усердными учениками. Чего не будете домыслить в новом порядке вы сами, ваши дети, выучившись, прочитают об этом в книжке и вам расскажут, но расскажут верно, а не так, как теперь говорите вы, поверив всякому нелепому рассказу. Поистине скажу вам, что я не мог выдумать для вас лучшей благодарности за ваше прошедшее мне служение, как устроив для детей ваших училище…
Теперь от вас, отец духовный, больше будет зависеть – вести ваших прихожан путем лучшей жизни, чего я от вас прошу и вас преимущественно поручаю – принять это заведение под ваше пастырское наблюдение. – Будем вести эти создания Божии к одной известной цели не врозь, а вместе, рука об руку, и – цель эта скорее будет достигнута.
Вы же, дети, учитесь для себя и для утешения ваших родителей, а главное – для спасения ваших душ; а поэтому учитесь прилежно.  Вас принуждать к сему не будут, также как не будут и наказывать, но зато лентяев и шалунов будут выгонять из школы с бесчестием, со смехом. Когда выучитесь и будете знать много, вам же лучше. Умный бедняк скорее сделается богачом, чем глупый богач сумеет поддержать свое богатство. И так наука вам вдвойне поможет: и здесь, на земле, жить хорошо, и на тот свет перейти без страха. Учитесь же!..»
Нет надобности рассказывать здесь далее о продолжении этого дня: об угощении в самом училище посетителей, о гостинцах ученикам, об удовольствии, сиявшем на лице самого князя; скажем лишь, что учение с 22 ноября пошло своим чередом.
Через пять месяцев, именно 12 мая, в праздник Вознесения Христова, является в хор села Дмитровца хор певчих и просят благословения пропеть Литургию. Кто же эти певчие? Это ученики и ученицы Аксиньинского училища. Что сказать после сего в похвалу училища? Дело, кажется, само говорит за себя, стоит только посмотреть, как родители этих певчих стоят в церкви, молятся и плачут от радости, благодаря Милосердного Бога, что Он Всеблагий призрел на них Своею Божественною милостью и начал выводить их из тьмы невежества на свет Богопознания.
21 ноября 1860 года в Аксиньинском училище праздновалась первая годовщина открытия училища. К сему времени к числу прежних учеников и учениц, из восьми деревень имения взято из каждой деревни по одной девочке, по распоряжению князя, и набралось до 20 мальчиков, по желанию самих крестьян; к этим еще прибавилось несколько из других имений, чего князь не воспрещает, - так что в настоящее время в училище находится всех до 50 учеников. На праздник, пред Литургиею все ученики, как старшие, так и вновь поступившие, и их родители собрались в зале училища, и в ожидании звона, певчие приготовились к пению Литургии. Во время звона все ученики стройно в сопровождении учителя отправились в церковь. После Литургии двое из старших учеников, приняв от причетников храмовую икону Николая Чудотворца, при звоне колоколов, пошли в училище; за ними Священник в облачении и с крестом, за Священником князь, а за ним ученики с учителем, позади народ, певчие шли впереди. По приходе в училище совершено было водосвятие, и потом молебен об учении отроков, по окончании коего, после молитвы, произнесено было Священником (о. Александром Ермолаевичем Чанцовым, из села Побитого)  назидательное слово как детям, так и родителям – о пользе учения. Затем возглашено было многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Всему Царствующему Дому,   споспешествующему в деле народного образования Российскому Православному Духовенству, князю Федору Адреевичу Ухтомскому, учащим и учащимся. По окончании Богослужения, и по возвращении тем же порядком иконы в церковь, в училище был праздник и для гостей и для учеников, причем все ученики одарены были гостинцами, а бедным девочкам была роздана обувь и одежда – от князя.
Вот все, что могу я сказать, как очевидец, об Аксиньинском училище. Прибавлю лишь, что старшие ученики, проучившиеся только один год, или лучше – одну зиму, да и то не более двух часов в сутки, очень хорошо знают молитвы; прекрасно читают, некоторые поют (девочки почти все в хоре) и знают первые четыре действия Арифметики. Учитель, Алексей Васильевич Соколов, получает жалованье от самого князя, к удовольствию князя занимается очень усердно. В нынешнюю зиму старшим ученикам Священник преподавал Закон Божий, и с помощью причетника желающих будут обучать чтению по славянским книгам и церковному уставу. Но что всего удивительнее: пению обучает слепец Николай Алексеевич Соколов, бывший некогда в хоре Архиерейских певчих, который имеет такой удивительный слух,  что к настоящему времени разучил с певчими по нотам четырех-голосную Литургию, решительно на память, с необходимою только помощью учителя Соколова, который сам также поет в хоре.
О, если бы Господь согрел такою любовью к своим подданным сердца и всех русских помещиков! Какую память благодарности занесло бы тогда на страницы Истории Русской о себе благородное русское Дворянство!!!
Юхновского уезда села Дмитровца Священник Парфений Богданович
22 ноября 1860 г.,
С. Дмитровец.

Из истории села Аксиньино Юхновского уезда:

Село Аксиньино располагалось на левом берегу реки Угры, примерно посередине отрезка реки, ограниченного местами впадения в Угру рек Вори и Собжи. Расстояние от Аксиньина до ближайшего села Дмитровца, расположенного на правом берегу Угры, составляло 3 версты. До уездного города Юхнова - 20 верст. В селе  было всего 9 домов.  К приходу села Аксиньина относилось восемь деревень: Александровка, Малое Устье, Борисенки, Косая Гора, Большое Устье, Жары, Костюково и Рудное. Семь из этих деревень были расположены так вокруг села, что  образовывали из себя четырехугольник, в центре которого находилось село.  Население прихода состояло из крестьян (более 1200 человек) и духовенства, все православного вероисповедания.
Известный краевед, изучающий  историю Поугорья, Константин Александров на своем сайте http://www.ugra.alexandrovi.ru опубликовал следующие архивные данные:
 «Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Дмитровской волости за 1676-1678 гг: «Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей».
В 1711 году вотчинник Александр Гаврилович Сорочинский в своей вотчине, через 35 лет после пожалования, устроил другое село Аксиньино на реке Угре и построил там деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В середине XVIII в. на месте старой церкви Феодосий Гаврилович Сорочинский построил новую.
В 1860 году владельцем Аксиньина был князь Федор Андреевич Ухтомский. Вероятнее всего, родился он 18 июля 1810 года, и родителями его были инженер-поручик Андрей Иванович, служивший в Москве, и Александра Федоровна (урожденная Толстая).
В январе 1904 г. священник церкви с. Аксиньина Капитон Сергиевский отправил в Смоленск И.И. Орловскому, собиравшему  материалы по истории сел и  храмов Смоленского края, летопись своего села, составленную в 1885 году. Вот что там сообщалось:
«Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.
 В селе имеется церковно-приходская школа и в приходе две школы грамоты, во всех трех школах обучается 116 человек. Детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) до 160 человек. Учебное дело в церковно-приходской школе поставлено хорошо. Школа два года содержалась на средства заведующего школой, хотя на содержание школы имеется приговор от приходного, по которому они обязались платить ежегодно 100 р. Попечителя при школе нет».
Священник Сергиевский Капитон Иванович (1869 г.р.) служил в с. Аксиньине  27 лет - с 1891 по 1918 гг. на месте своего покойного отца. О. Капитон был женат, овдовел в 1915 году, в семье были дети. В 1910-х годах батюшка Капитон с прихожанами решили построить новый, каменный храм вместо сильно обветшавшего старого, деревянного. Получив архипастырское благословение на эти труды, дружно принялись за работу.
События 1917-1918 гг. резко изменили жизнь духовенства, которому пришлось столкнуться с прямо враждебным отношением к себе новой власти.
 8 сентября 1918 г. на приходском собрании произошел конфликт между прихожанами храма, в котором служил о.Капитон, и местными властными структурами: обсуждался вопрос о желании уездного отдела народного хозяйства отобрать принадлежащий приходу и предназначенный для постройки храма кирпич. Собрание расценило отнятие кирпича, который  "подлежит только для постройки недостроенного храма... и хозяином которого является только приходской совет", как "нарушение декрета Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства" и попросило волостной исполком ходатайствовать об отмене распоряжения уездного отдела народного хозяйства, "а также не вмешиваться в чисто религиозные чувства граждан". Решение собрания было зафиксировано в протоколе. Отдел же народного хозяйства передал протокол в ЧК.
10 (по другим сведениям – 12) сентября 1918 г. о. Капитон Сергиевский был арестован чрезвычайной комиссией в качестве заложника и 14 сентября заключен в Юхновскую тюрьму. По делу, кроме о. Капитона, проходили также благочинный Юхновского округа протоиерей Павел Заболотский и пятеро мирян. Они обвинялись вначале как "заложники буржуазии за смерть тов. Володарского и многих других товарищей... а также за намерение буржуазии отнять у русской революции ее голову, ее вождя товарища Ленина". Затем против них было выдвинуто обвинение в "контрреволюции". Список тех, кого надлежало арестовать, в Юхновскую ЧК был прислан из уездного исполкома. Все решения о судьбе арестованных принимали уездный комитет РКП(б) и Исполком уездного совета, ЧК только исполняла их прямые указания.
19 сентября Юхновская ЧК "в общем заседании совместно с членами уездного комитета коммунистической партии" приговорила Протоиерея Павла Заболотского, о. Капитона Сергиевского и троих мирян  (Николая Константиновича Ковалева, Андрея Дунаева, Георгия Лавровского) к расстрелу.
В обвинении о. Капитона называли «ярым монархистом», «явным врагом Советской Республики, тормозящим ее строительство».   
За те несколько дней, что до расстрела находился в ЧК священник Капитон Сергиевский, комиссия была буквально завалена прошениями жителей, входящих в состав его прихода деревень о его освобождении. Уже в самый день ареста, 12 сентября, в комиссию были направлены "приговоры" сельского схода деревни Александровка (от имени 11 домохозяев деревни) и собрания граждан деревни Большое Устье (34 подписи). Затем поступили "приговоры" сельских сходов и протоколы собраний граждан деревень Борисенки (от 29 домохозяев), Малое Устье (от 8 домохозяев), Косая Гора (20 подписей), Жары (12 подписей).
 Подававшие в ЧК прошения с ходатайствами об освобождении священника Капитона Сергиевского из-под ареста опровергали обвинение его в контрреволюции: утверждали, что он "всегда говорил, что [советская] власть действительно за крестьян и крестьяне должны уважать ее", и свидетельствовали, что он ранее в деяниях против советской власти замечен не был.
 В ходатайствах жители деревень свидетельствовали перед ЧК, что хорошо знают арестованного священника, довольны его службой, что "он не контрреволюционер, не спекулянт, не саботажник, в политику никогда не вмешивался", "питается своим трудом", что "никогда не слышали от него ничего против советской власти".
Однако в ночь с 19 на 20 сентября 1918 г. протоиерей Павел Заболотский и священник Капитон Сергиевский вместе в другими заложниками были расстреляны около с.Устиновка в окрестностях  г. Юхнова. Там же и были захоронены. (Жизнеописание лиц, пострадавших в годы гонений, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).
Место расстрела юхновских священников почиталось верующими, и стало местом паломничества, несмотря на строгие запреты властей. Старожилы Юхнова свидетельствуют о том, что даже в 1930-1940-е гг. верующие  приводили своих детей к этому месту и говорили, что здесь покоятся невинно  убиенные протоиерей Павел и иерей Капитон.
 О. Капитон Сергиевский реабилитирован Прокурором Смоленской обл. 30.04.1993 г.
В настоящее время села Аксиньино на реке Угре на карте не существует. По данным К.А. Александрова, Аксиньинская церковь во имя святителя Николая Чудотворца, также как и многие другие церкви в Поугорье, была взорвана в марте-апреле 1942 г. во время кровопролитных боев с немецко-фашистскими захватчиками. На ее месте остались камни.
Для написания статьи были использованы материалы:
1. «Смоленские Губернские Ведомости» 1861 г.
2. «Смоленские Епархиальные Ведомости» 1899 г.
3. К.А. Александров. «Село Аксиньино Юхновского уезда Рупосовской волости, 6 класса». http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/Orlovskiy/kraev18.htm
4. К.А. Александров. «КРАЕВЕДЕНИЕ: ДМИТРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ». http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/kraev17.htm
5. «Ухтомские князья (существующий род происшедший от белозерских князей». http://www.russianfamily.ru/u/uhtom.html )
6. «Сергиевский Капитон Иванович» // ПСТГУ. Факультет ИПМ. ПСТБИ. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века».