Про мою бабушку

Владимир Нечаев
Бабушка мне была не хуже матери. Часто нянчилась со мной и общалась как со взрослым. Летом всегда забирала на дачу, что я привык к ней, как к бабушке, так и к даче. Ещё у меня в детстве был дедушка, который умер, когда мне было шестнадцать. Отец у меня часто бухал, и бабушка брала меня в квартиру к себе ночевать и я спал с дедушкой в одной комнате. Дед у меня был что надо. Работал долго токарем на заводе. Дома читал газету Ленинская правда и разгадывал кроссворды. Учил меня столярному искусству, фотографии. Один раз взял меня с собой в круиз на теплоходе в Санкт-Петербург. Мы были на Кижах, на Валааме. Очень запомнилась поездка. Жалко, что он рано умер от рака горла, говорят потому, что пил спирт на работе, которым мыли детали. Умирал долго. Мучился болями, есть почти ничего не мог. Как не лечили его в Мониках, не облучали, рак развивался.

После смерти деда, я как-то и от бабушки отдалился. Уже и повзрослел, да и обиделся поди на то, что она не осталась со мной на новый год, когда дедушка болел, а ушла к нему. Я проревел помню в гардеробе полночи. А потом были два школьных последних года, когда я перешёл в другую школу, рядом с бабушкиной квартирой и больше стал бывать у неё. Моя первая жена, оказывается бегала на переменках к бабушке и говорила, что я ей нравлюсь, а бабушка молчала и ничего не рассказывала. С женой мы как парень с девушкой начали гулять только через полгода как закончили школу, когда она пришла ко мне на день рождения, зимой. 

Ну а самые лучшие годы я проводил с бабушкой на даче во Фряново. Она возила меня на выходные и в отпуск и мы жили там. В пять лет умерла её мама, моя прабабушка. А позже подросли мои двоюродные брат и сестра и лето проводили в нами. Я был за старшего. Укладывал их спать днём, читая сказки. Ходил по магазинам, покупал продукты ещё наверное с пятилетнего возраста. Бабушка на меня возлагала всегда доверие и пока ковырялась в огороде с прополкой грядок с морковью, луком и свеклой или окучиванием картофеля. Я готовил чего или покупал продукты, каких не хватало.

Детство на даче, хотя полностью жилой дом дачей не назовёшь, как бы, я проводил в полях, в лесу и на речке. Дружил с соседским парнем Славой, который был старше меня и мы с ним, то ловили мышей на поле, то играли в прятки в сене у них в сарае или бегали купаться на речку. Слава так здорово нырял и задерживал дыхание под водой, ещё бы, ведь он деревенский парень. Куда мне из города, где речки рядом не было, чтобы меня отпускали родители одного. А бабушка моя даже сочиняла со мной стихотворение про наши поездки на огород. Вот оно:

Задумала бабушка с внуком поехать картошку сажать
Но чтоб поскорее добраться спешим на экарус попасть
Экаруса мы не дождались, втолкались в автобус простой
В автобусе так было тесно, Что нам было тяжко с тобой
Дорогой толкались, мотались и охали мы иногда
Но всё же с внучонком добрались, до нашего места друзья.

Давай внучек потолкуем, побеседуем ладком
Как до дома свои вещи мы с тобою донесём
И пошли прямой дорогой прямо к горке
Горка тут. Горку эту в нашем крае, горкой Мавринской зовут
Красота кругом такая. Всё в черёмухе вокруг
Ландыши благоухают. Соловьи песни поют
Вот мы с горочки спустились и к мосточку подошли
Постояли, посмотрели, через речку перешли
А теперь поёдем по лугу, снова горка и тогда
Мы с внучоночком добрались до родимого угла

А теперь мы печь растопим,
Чай, блины с тобой поставим,
Сядем рядом посидим.
Ну когда будет готово, мы с тобой поедим.
Когда  мы поели, время спать уже пришло
Спи внучонок дорогой,
Завтра утром на рассвете в огород пойдём с тобой

Мы ходили с бабушкой в лес за грибами. Ходил и я один. А ещё в лесу было две вырубки сразу при заходе в лес. Первая и вторая подальше. На первой в июне плодоносила земляника и я бегал собирать её. Светило яркое солнышко. С утра ещё не высохла роса. Вокруг пеньков и молоденьких елочек рос земляничник и ягода была крупной. Летали и кусали слепни и комары, так что при походе в лес нужно было или одевать одежду с длинным рукавом и мазаться одеколоном «Красная гвоздика» с термоядерным запахом. Но блины с вареньем из протёртой земляники были наивкуснейшие.

Кроме молока, что мы покупали в деревне у бабы Нюры, я бегал за привозным молоком в магазин и блины мы делали из него. Парное молоко почти всё выпивали с двоюродными, вечером после надоя. Помогал я и грядки полоть. Как выполем с бабушкой норму, так она выполняет своё обещание и идёт со мной купаться на речку или по грибы. Рядом с домом у нас поля засаживали кукурузой и мы её ели, жарили ещё молочные початки на сковородке в растительном масле, а как подрастала таи и варили. Отец с дедом сделали летнюю кухню и было очень удобно там готовить.

Когда я жил с родителями, бабушка приходила ко мне после работы заниматься на баяне. Я учился в музыкальной школе и отказывался учить произведения музыкальные, без того, чтобы бабушка рядом со мной сидела. Она за меня и платила за музыкалку. А тогда всё таки стоила школа не мало, двадцать пять рублей. Я с удовольствием только два года проучился, а потом как из под палки оканчивал. Один год даже академический отпуск брал. Поехал в сентябре на первое занятие на велосипеде, столкнулся с другим велосипедистом и упав, сломал ключицу. Да и поехал со скандалом, не хотел продолжать учиться. После года перерыва всё-таки доучился до конца и даже потом ходил на ансамбль, после пяти лет, как дополнительное обучение.

Вот такая у меня бабушка была. Ветеран труда. Проработала на заводе в гальваническом цехе мастером, а как ушла на пенсию работала в больнице санитаркой. Всегда чистота у неё и порядок в отделении были, все хвалили. Дома в квартире чистота и порядок, на даче помню, постели после ночи заправлены и подушечки взбиты и треугольничками лежали в изголовьях. Дорожки ковровые выбиты и так что днём в комнате порядок соблюдать, смотреть телевизор аккуратно. Жалко бабушку. Конечно, перед смертью в этом году она сдала. Я помню её по прошлому году, как мы с ней по пять часов ходили за грибами. Вспоминали стихотворения и песни старинные. А потом  зимой начались обмороки, больницы, голодание. Она очень сильно скинула в весе. Стала как божий одуванчик. Всё больше лежала. Какое то время перестала ходить, но нашла в себе силы встать. На ходунках научилась ходить заново и до туалета ходила сама. Это был человек крепкой силы духа. Пожила она не мало. С правнуками только уже нянчится не могла. Уже не по годам ей было. Но рвалась в огород. Полоть грядки было её любимым занятием. Говорила: «Мне бог силы даёт, как в земле поковыряюсь».

Вот такой рассказ про мою бабушку. В продолжение к http://www.proza.ru/2014/07/11/753.