Маузер. Ингерманландия. Ч2

Лена Июльская
 Раскатистый рокот лодочного мотора пронизывал дремлющую в туманной испарине над гладью озера, утреннюю  тишину. Лодка причалила к острову. Из нее выпрыгнул молодой мужчина. Это был брат Любы -Андрей. Он закрепил лодку, накинул на спину рюкзак, взял металлоискатель и пошел вглубь острова.
   Еще взбадривала утренняя прохлада. Кукушка  переговаривалась с лесным эхом. Андрей не первый раз посещал Земляничный  остров. И каждый раз ему было немного жутковато. Порой пробирали мурашки. Призрачный туман. Страшный крик птицы.
  Кругом израненная войной земля. Пропитанный стонами воздух. Полузаросшие окопы, развалины блиндажей, бетонные доты. Здесь продолжал витать дух войны. Шум деревьев усиливался. Их волновали воспоминания.
  Невозможно было думать о чем-то другом, кроме  войны. Воображение пыталось представить события тех далеких дней. Свистящие пули . Взрывы снарядов. Возникает страх. Хочеться  спрятаться. От  кого? От своих же мыслей? Приседаешь, избегая пролетающей пули. Испытание нервов. Проверка стойкости духа на прочность.
   Андрей вздрогнул. Металлоискатель подал сигнал. Андрей копнул лопаткой.  Полувыдавленный тюбик от зубной пасты. Солдат, как обычно, готовился к новому дню. Может быть последнему в своей жизни. Ему совсем не нужна была эта война.
 "Только не повторилось бы это-
  Под огнем пробужденье от сна
  Только не притаилась бы где-то
  Поджидая сигнала
  Война....   ( Ю.Друнина ) "
  Звук металлоискателя усилился. Андрей стоял у большого камня. Убрав ветки,откинув мелкие камни, Андрей даже присвистнул от увиденной находки.

   Люба возвращалась домой, идя по улицам небольшого карельского городка Питкяранта. Дул южный ветер, неся в себе озерную свежесть Ладоги.
  Скромный с виду городок, уже успел побывать и в Шведском Королевстве и в Независимой Финляндии. А теперь он уверенно смотрел из под "крылышка" России. Слушал мелодии сирен и вздрагивал от взрыва скал в горнодобывающем карьере.
    Вечернюю тишину нарушали  грохочущие лесовозы, везущие "баланс" на целлюлозный завод- сердце города, дающее ему тепло.
   Люба зашла в подъезд своего дома. Заглянула в почтовый ящик. Белеющий конверт вызвал любопытство,интригу предвкушения прочтения содержания.
   Письмо из Петрозаводского отделения Генерального Консульства Финляндии.
   Десять лет назад Люба зарегистрировалась в очереди ингерманландских финнов,  желающих переехать в Финляндию. Очередь подошла. Необходимо подготовить документы и заполнить анкету.
  При указании данных о бабушках и дедушках, Люба засомневалась. Рядом на столе был включенный ноутбук. Люба набрала в поисковой строке фамилию, имя, отчество бабушки, не надеясь на результат. К огромному удивлению она увидела на мониторе фото своей бабушки. Надпись: "Информация о репрессиях финнов в СССР , жертвы политических репрессий Ленинграда.
    После данных о бабушке написано: Находилась на спецпоселении в Якутской АССР.Работала на рыбозаводе. Находилась под надзором органов МГБ ЯАССР.
  То же самое про дедушку. Информация из "Книги памяти финнов", посвященной безвинно репрессированным финнам, живущим в Ингерманландии..
  Для Любы было очень странно и непонятно, какую опасность могли представлять ее бабушка и дедушка.
   Она набирала запросы дальше.
 " Ингерманландия - историческая область на Северо-Западе современной России.Финны-ингерманландцы - это одна из групп финноязычного населения, издавна проживающая в центральных и западных районах Ленинградской области и на территории современного Санкт-Петербурга."
  Они являются потомками финноязычных лютеран, переселенных в 17 веке Швецией с восточной области Финляндии.
  "С начала 1930 годов во  время развертывания массового террора в СССР и усиления антифинской государственной политики, термин "Ингерманландия" стал исключаться из радиопередач, со страниц печати."
   В это же время ингерманладцы, как неблагонадежные элементы, подверглись репрессиям со стороны советских властей.
  Начались массовые выселения ингерманландцев с земель их исторического проживания.
  " Жители Колтушей, где жили  Любины бабушка и дедушка, получили приказ о выселении поздно вечером. Отправка в  восемь утра следующего дня.
  Охранники сразу предупреждали, что будут стрелять, если кто попытается сойти с дороги. Поезд сорок вагонов, заполненных людьми. По сорок пять человек в каждом вагоне. По обе стороны вагона нары в три уровня. В центре- печка. У одной из дверей дырка в полу для нужды.
  Снаружи вагонов написано: " Добровольные переселенцы."
 Читая эту информацию, Люба очень сожалела о том, что никогда с дедушкой откровенно не беседовала. Сам он ни о чем не рассказывал. Грустные воспоминания..
  Дедушка часто с родителями Любы говорил на финском языке. Финская речь для Любы была проводником в детство.
 - Lempi, tulee tanne - (Люба, иди сюда) - звал ее дедушка.
  Маленькие внуки понимали финский язык и сами  говорили по-фински.
  Незаметно "уходят" наши близкие люди и уносят с собой уникальные страницы прожитой ими  истории.
 "Лишь начиная с 1987 года наступает своеобразный прорыв и термин "ингерманландия" начинает выходить из забытья."
 "В 1990 году финны- ингерманландцы получили право на репатриацию в Финляндию."
  Люба, как потомок финнов-ингерманландцев могла воспользоваться этим правом.
   Петрозаводск - столица Карелии. Небольшое здание Консульства Финляндии. Вестибюль заполнен людьми. На табло загорается номер очереди Любы.
  В маленький проем в окошке она кладет заполненную анкету и документы.
   Женщина вежливо, с  легким акцентом говорит Любе :
  - Если с документами будет все в порядке, вам придет приглашение на экзамен.
   Люба не сомневалась, что с документами будет все в порядке. К любому задуманному ею мероприятию, она  готовилась всегда очень серъезно, тщательно, щепетильно, не  оставляя ни одной малейшей лазейки, способной сорвать осуществление его.
 В этом заключался ее своеобразный гипноз "провидения ", которое делало все так, как Любе было нужно.
   Уверенность в положительном исходе задуманного читалась в ее гордой осанке, надменном взгляде, свободном непринужденном поведении.
  Пришедшее приглашение на экзамен, Люба восприняла как само собой разумеещееся.
  Экзамен проходил в здании Петрозаводского государственного университета.
  Через месяц Люба получила свидетельство о благополучной сдаче экзамена.
   Экзамен сдан, квартира в Суоми арендована, разрешение на пребывание в Финляндии получено.
  Можно собирать вещи  и уезжать.

  Часть 3 "Чужое небо".