единственное утешение

Маргарита Школьниксон-Смишко
Единственным положительным событием осени 1915года было для Розы освобождение Клары Цеткин из тюрьмы.

«18.10.
Дорогая Кларочка!
Твоё освобождение сейчас — главная радость и утешение моего здешнего прибывания...И для Кости это должно стать большим облегчением. В каком состоянии ты нашла свой дом, как дела у поэта*, как твои животные, как Вольф? Как я тебя знаю, ты сразу же занялась работой. По-правде говоря, «Равенство» в этом сильно нуждалось...
В саду ты можешь по-крайней мере насладиться остатками осенней красоты. Между прочим я разузнала, что твои красивые синие астры, на которых так усердно собирали нектар пчёлы, носят ботаническое название астр Виргилия. Может быть уже старый Вергилий  наслаждался, опуская свой нос в их лепестки, не знаю. Я здесь тоже наслаждаюсь цветами, которых получаю в изобилии.
                Обнимаю тебя много раз
                твоя Р»

*мужа Клары, который добровольно предоставил себя и свой автомобиль Красному кресту

Но тюремный арест не остался для и так уже болезненной Клары без последствий. О них Роза узнала из письма Ханса Дифенбаха, приехавшего в Штуттгард к отцу  в отпуск.
27.12Роза пишет Луизе Каутской:

«Ханнес, наверное, тебе написал, как тяжело Клара заболела, и как серьёзно её состояние. Запрещено ей писать всё, что может хотя бы немного её возбудить. Поэтому я решила вообще не писать кроме короткого привета; при таких обстоятельствах и тебе лучше подождать с письмом к ней .»

Но при всём при том Рождество должно было быть отпраздновано и Розе тоже нужно было послать что-то с праздничного стола.
30.12.Роза пишет Кларе:

«Моя дорогая Кларочка!
Большое сердечное спасибо за ваш Рождественский привет, который меня очень порадовал. Все книги сослужат мне хорошую службу, и частично я уже начала ими пользоваться. Гутсле*, как всегда у вас, замечательны. У меня всё очень хорошо и я стала успешнее работать; если бы я только могла поверить тебе, что тебе хотя бы немного стало лучше. Ну, через примерно шесть недель, надеюсь, я смогу лично в этом убедиться.
От Кости из его нового места я уже получила коротенькую весточку. К Рождеству я ему отправила подробное письмо. Жаль, что Максим уехал, я надеялась, что он ещё сможет с вами отметить Рождество...
Ну, с Новым годом, дорогая Кларочка! Поправляйся нам поскорее, мы все ждём этого с нетерпением! Сердечно тебя обнимаю и посылаю наилучшие приветы поэту.
                Твоя Роза»

* название печенья


Так закончился для Розы не самый трудный 1915 год.  Впереди её ждали новые более длительные аресты.

На фото молодая Клара Цеткин