3. Просвещение и здравоохранение

Зоя Орлова
Реформы в просвещении и здравоохранении. Патриотизм и нравственность.

В связи с вышесказанным, особое внимание государства должно быть уделено воспитанию патриотизма и нравственности в детях, молодежи, чтобы не утратить возможность построения цивилизованного и процветающего государства. Вожди рыночных реформ революцию 1917 года считали преступлением. Но, совершив в девяностые годы свою революцию, многие, кто называет себя борцами за демократию, стали теперь виновниками уничтожения той нравственности, которая сохраняла долгие годы прочность, силу и основу нашего государства.

Демографическую ситуацию, растущую преступность, нравственную деградацию и другие проблемы решать должны не религия и церковь, а государство и общество. Вопросы духовности, гражданского самосознания и нравственности – это задачи государственные, их не следует перекладывать на плечи церковнослужителей. Они своё дело делают и посильное участие принимают даже в заботе о сиротах, но церковь должна быть отделена от государства, чтобы не появлялась неприличная конкуренция разных религий. Именно поэтому предлагалось не вводить в школьную программу уроки православия, но к разумному мнению не прислушались в некоторых школах, где уроки черчения, например, заменили изучением христианства. А что же мусульманам делать, или буддистам? И как без черчения будущих архитекторов готовить? Пожалуй, достаточно было бы создать воскресные школы при церквях и мечетях. Ошибка опять, «перегиб», так что не надо только советскую власть за всё ругать: гораздо продуктивнее было бы взять всё лучшее из достижений советского периода, как это делают, например, в Европе, где в школах используют наш опыт работы с юношеством и даже проводят «Зарницу», считая такую игру хорошей формой патриотического воспитания.

Современные чиновники образовательной сферы тщательно поработали над изменением программы по литературе, и гражданам понятно, почему и для чего это делается. Слишком уж всевидящими и критически настроенными были русские писатели XVIII-XX веков, изображая в неприглядном свете чиновничество, а также помещиков, то есть привилегированную часть общества. Поэтому сейчас всё идёт к тому, чтобы многие произведения Салтыкова-Щедрина, Гоголя или Куприна, Бунина, Горького (весь список освещать не обязательно) оказались выброшенными из школьной программы. Опять появится «изъятая литература», цензурой отвергнутая.

И сколько при этом пустословия, тумана, напускаемого современными критиками, когда и  взрослый не поймёт предложенного комментария, например, к комедии Гоголя «Ревизор». Понятно, что не может нравиться чиновникам, государственным служащим, разбогатевшим  русским, как  классики изображали их «братьев по классу»: могут возникнуть в детском сознании крамольные мысли в отношении нынешних господ. И потому появилось у современных стратегов желание заменить классику такими произведениями, которые вызовут, скорее, ухудшение, а не улучшение нравов. Сценарии, по которым создаются фильмы вроде «Маленькой Веры», по мнению чиновников из сферы образования, нравятся школьникам больше, чем «Гранатовый браслет» Куприна. К тому же легко выполняются при этом те задачи, которые возникают не без вмешательства зарубежных руководителей: воспитание пошлости и безнравственности, чтобы интересы и сознание юношества были бы направлены в сторону секса, развлечений или добычи денег. Тогда меньше будет задумываться молодёжь о проблемах общества, о морали и нравственности, о потребности равенства и справедливости.

Сейчас предлагается слушать в театре матерный язык, а школьникам изучать ту современную литературу, где одним из видов разговорной речи является нецензурная брань. Происходит наглядное обучение бескультурью и неуважительному отношению к людям. Человек, позволяющий себе презирать окружающих, попирает права тех, кто находится рядом. Матерные выражения не только неприятны слуху интеллигентного человека, они несут в себе разрушительную силу, вызывая своей агрессией дискомфорт. У многих женщин возникает желание избавить себя от унизительного принуждения слушать то, что тебе неприятно. Хочется освободиться от неприязни к тому, кто использует мат, избавиться от необъяснимого ощущения тревоги и чувства опасности, какие испытываешь, находясь рядом с ругающимся человеком. В первую очередь, защитить от мата нужно детей и женщин. Именно поэтому недопустимо внушать обществу, что брань – это неотъемлемая часть русского языка. Стоило бы уточнить, для какой категории граждан матерный язык так необходим и привычен. Но  детей нельзя заставлять читать то, что написали люди, претендующие на звание современных классиков, сохраняющих «традиции» русской речи. Взрослые хотя бы имеют право выбора: читать или не читать, смотреть или не смотреть.

Однако в любом случае напрасно отказалось наше общество от цензуры, например, на соответствие печатной продукции нравственным и этическим нормам. Над детьми вообще нельзя позволять эксперименты в воспитании, прививая цинизм, пошлость. Остаётся посочувствовать учителям, которые вынуждены учить детей по книгам, где наблюдается такое своеобразное «сближение с реальностью». Некоторые создатели учебников пользуются разработками тех литературоведов и историков, которые предлагают новые взгляды на исторические события и на русскую литературу. Таким образом насаждается очень умело НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Так кто же всё-таки (кроме Америки) контролирует реформы в российском образовании? Нынешние события в мире должны бы напомнить всем здравомыслящим гражданам России, что всегда необходимо быть бдительными.

Иногда реформаторы действуют прямо-таки в соответствии с ИДЕЯМИ БУРЖУАЗИИ, если вспомнить научные труды вождей пролетариата. Просто примерными учениками можно считать наших политиков и министров, если так умело выбрали они из учений теоретиков марксизма-ленинизма то, что необходимо для успешного продвижения ИДЕОЛОГИИ КАПИТАЛИСТОВ, то есть "рыночников", чтобы на развитие общества повлиять в нужном ДЛЯ НИХ направлении. Конечно, изучали они и труды современных социологов, политологов, сторонников рыночной экономики. Однако забывают министры, что они сами станут жертвами такого воспитания, так как зомбированная молодёжь (не самая лучшая часть молодого поколения) уже сейчас представляет собой опасность, утрачивая общечеловеческие ценности. Сотнями тысяч ежегодно гибнут люди в результате той политики, которая выгодна самым богатым представителям разных стран. Россия сполна испытала это. И граждане Соединённых Штатов, которым стоит посочувствовать, результаты «раскрепощённого воспитания» видят теперь постоянно, однако американским министрам, финансовым воротилам, военному лобби дела нет до размышлений о гибели нравственных основ: цели у них другие. А вот разумные человеческие сообщества вряд ли захотят присоединяться к движению подобного рода мыслителей. Родительская общественность России не может смотреть спокойно на приобщение детей, например, к наркомании через сеть развлекательных учреждений, на вытравливание из жизни и обучения детей тех форм воспитания, которые влияют на морально-нравственный уровень. Потому и важно привлекать родителей и всех неравнодушных людей к делам государственной важности.

 Работники образования и здравоохранения не имеют права единолично решать судьбы миллионов людей. Страна уже отброшена назад, прежде всего, в сфере производственных отношений, а также в состоянии нравственности, уровне образования и, частично, здравоохранения. Возмущение вызывают примеры обогащения медицинских работников на здоровье человека, так как вымогательство и казнокрадство в здравоохранении просто чудовищно увеличиваются, растут год от года. Не менее отвратительно «изобретение» откровенно циничных подходов к воспитанию и образованию детей, молодёжи, что привело не только к утрате духовности, но и к увеличению смертности. Жестокими и безнравственными девизами руководствуются некоторые врачи и учителя: «учить так, чтобы не научить», «лечить так, чтобы не вылечить». «Бизнесменам» нужна клиентура, приносящая деньги, прибыль. Плохо учат в школах и вузах – будет востребовано платное образование, в силе останется система взяток. Плохо лечат по страховым полисам – люди вынуждены платить за лечение в частных клиниках (если найдутся средства). И те же преподаватели или врачи, но уже за деньги выполняют свои прямые обязанности, что, однако, вовсе не является гарантией качества.
 
Иногда прибыль достигается особо изощрёнными методами, а результаты вообще могут быть трагическими. Безобразный бизнес на крови есть и в школах автомобилистов, когда будущих водителей при плохом обучении ожидает неоднократная потеря денег на пути к получению прав, но при этом вовсе не гарантировано мастерство вождения. Страшно сказать, но и наркоманов (как и алкоголиков) врачи в специализированных клиниках далеко не всегда стараются вернуть к нормальной жизни. Огромные же деньги «крутятся»! Потому и не лечат несчастных, а калечат, оставляя их «резервом», необходимой клиентурой для большого количества заинтересованных лиц. Смерть граждан в результате стремления к наживе особо рьяных предпринимателей становится обыденным явлением.

К сожалению, государственные деятели разных стран никак не связывают беды современности с жадностью и безнравственностью, которые овладевают душами тех, кто выбрал целью жизни богатство и деньги. При этом страдают не только отдельные люди или просто уменьшается численность населения. Нет, гораздо более серьёзными могут быть последствия из-за страсти к обогащению: вся человеческая цивилизация утрачивает возможность двигаться к прогрессу и процветанию, если власть и деньги захватываются алчными капиталистами.
Именно поэтому необходим строгий контроль в работе тех учреждений, от которых зависит здоровье населения, жизнь детей и их образование, будущее страны.

Следует применять жёсткие меры для профилактики преступной деятельности, неотвратимым должно стать наказание. Нельзя проводить реформы в просвещении и здравоохранении без участия всего общества. Например, в школах и вузах важно проследить, являются ли эффективными уроки, любые учебные занятия, чтобы результаты итоговых аттестаций не оказались липовыми, потому что в этой сфере допускается фальсификация и в учебной деятельности, и на экзаменах ради хорошего рейтинга, грантов, высоких зарплат работникам, а также в целях незаконного обогащения.
 
В ЕГЭ и ГИА есть свои плюсы и минусы. Например, можно считать, что частичное облегчение экзамена по литературе (замена экзаменационного сочинения и устного экзамена на тесты) внесло возможность справедливой оценки знаний, так как написать большое творческое исследование в стрессовых условиях выпускного испытания нереально. Даже научные работники, имеющие высшее филологическое образование, пишут свои статьи в более щадящей обстановке, а ребенок должен был написать сочинение (по достаточно высоким требованиям) за 5-6 часов дважды: черновик и чистовой вариант. Поэтому замена сочинения по литературному произведению на письменное размышление по небольшому тексту вполне соответствует нормам итоговой аттестации. Но тесты по русскому языку надо или изменять, или убирать из них половину заданий.

Сочинение, начиная с начальной школы, должно остаться как необходимое условие развития речи и мышления при изучении любого предмета, а особенно – литературы, для анализа произведений. Однако в качестве формы выпускного экзамена большая творческая письменная работа нецелесообразна. Одной из форм проверки знаний могут быть рефераты или сочинения, написанные в домашних условиях, но нет гарантии самостоятельности, что не способствует объективности в оценке знаний. Значит, современное тестирование, при всём его несовершенстве, могло бы стать шагом к справедливости, если разумно составить контрольно-измерительные материалы. Однако коррупция с введением ЕГЭ не исчезла и не исчезнет. Изобретательность корыстных и непорядочных людей победить сложно, поэтому надежда остаётся только на радикальные изменения в политике государства, то есть необходимо новое отношение к контролю исполнения законов и к воспитанию граждан.

Требуется немалая работа, если хотим вернуть сознательное стремление детей и молодёжи к хорошим знаниям, к использованию богатого наследия русской литературы, истории, культуры. Отношение же учителя к своему труду зависит не только от его духовного облика или патриотических чувств, следует также учитывать силы и возможности человека. Например, проверка письменных работ (тетрадей) оплачивается по очень низким расценкам, а потому в нынешней ситуации появляются такие нарушения, как отказ от объёмных творческих работ не только в классе, но и для домашних заданий: много времени и здоровья отнимает проверка. И как следствие – снижение качества знаний. Экономия на учителях, детях, на уровне образования и воспитания обойдётся дорого как экономистам-рыночникам, так и государству в целом.

В здравоохранении также важны реальные реформы, а не бесконечная фальсификация. Многие люди не могут воспользоваться бесплатными медицинскими услугами, если врачи объясняют, что лимиты исчерпаны, а лечение дорогостоящее. И по этому поводу у граждан есть предложение: закреплять средства для лечения по страховому полису за каждым человеком на его личном счёте, как пенсии, например. Не создавались бы ситуации, когда для конкретного человека денег нет, хотя он ни разу не пользовался квотой и даже ежегодную диагностику не делает, анализы не сдаёт, так как врачи иногда предлагают делать это за плату, если нет желания долго ждать в очереди. Человеку было бы выгодно, чтобы медицинское обслуживание зависело от его индивидуальных страховых накоплений, обеспеченных государственной программой. Сейчас действует «волчий закон»: кто смел, тот два съел. Иногда люди не успевают воспользоваться квотами (в том числе из-за бюрократических проволочек) и погибают. Или, не надеясь на бесплатное обследование и лечение, просто не идут к врачам.
 
Неплохо было бы вернуть старую форму медицинского обслуживания, передав страховые фонды в подчинение государству, и перевести здравоохранение полностью на государственное обеспечение, оплачивая достойно труд врачей (с учётом положительных результатов). Надо менять неудобные формы, если серьёзно заниматься сохранением здоровья людей. Следует проводить обязательную диспансеризацию для работающих граждан и студентов (что уже введено), а для пенсионеров создать бесплатные диагностические центры. В некоторых малых городах на 200-300 тысяч жителей всего две поликлиники, и приёма к врачам приходится дожидаться в долгих очередях. Но органы здравоохранения и муниципалитеты не озабочены строительством новых учреждений, чиновники закрывают даже имеющиеся больницы, роддома, считая их нерентабельными. Зато частные медицинские центры и аптеки растут как грибы: почти в каждом городском доме есть аптека или платное медицинское учреждение.

Люди – главный капитал любого государства. Правительство и Президент России знают: чтобы страна развивалась и процветала, надо вкладывать средства не только в экономику, но, прежде всего, в будущее страны, в детей и молодёжь. Значит, надо объединить силы всех прогрессивно мыслящих людей ради выполнения важнейших государственных задач. Детьми, их нравственным и физическим здоровьем обязаны заниматься родители в семьях, воспитатели в детских садах и школах, врачи в медицинских учреждениях, работники различных организаций по развитию творчества и спорта, и потому важнее всего уделять сейчас внимание подготовке будущих педагогов, тренеров, врачей.

Нужна особая программа, то есть забота о кадрах, которые будут решать не только демографические проблемы, осуществлять заботу о здоровье нации, но смогут поднять нравственность общества на высокий уровень. Неестественно, когда порядочные люди в обществе выглядят «белыми воронами». Сейчас они являются не столько примером для всех остальных граждан, сколько вызовом цинизму и безнравственности мира алчных и корыстных людей, становясь мишенью для насмешек, так как раздражают своими особенностями тех, кто поклоняется капиталу, кто стал рабом наживы и денег. Но, возможно, работа по воспитанию нового поколения и кадровая политика государства принесут свои плоды. Рано или поздно человечество должно понять, что невозможен ни нравственный, ни экономический расцвет цивилизации без духовного богатства отдельных личностей.