Жизнь за колюючей проволкой. Глава 9 Побег-мартышк

Владимир Галин
Глава 9

Побег – мартышкин труд.

Если вы распущенны в одном, вы распущенны во всем.
(Из школьного альбома)

У каждого человека свои заморочки, свои тараканы, своя Ахилесова пята, т.е. одно, но смертельно уязвимое место, ничем не защищенное, поражение которого смертельно для всего организма.

Обычно, когда мы говорим и судим об истории, это мы говорим о том, что было давно, даже не при нас, и мы выносим этому прошлому свой приговор – надо было этого не делать и делать вот так, т.е. по-другому.

А между тем всякая история творится ежедневно, здесь и сейчас при нашем пассивном или активном участии, но именно при нашем присутствии, как современника, при нашем молчаливом согласии, по-прежнему полагаясь на разумность правителей, о чем еще писал Вл.Маяковский: «Нам с тобою думать нече, ежели думают вожди!»

Характерно на сегодня, 22 июня 2014 года – день вторжения фашистских полчищ Гитлера в пределы СССР и начала Второй Мировой Войны и в год 100-летия Первой Мировой Войны, коричневой чумой фашизма поражена братская Украина, где под лозунгом «Слава Украине!» по аналогии «Хайль Гитлер!» киевские власти бомбят и жгут фосфорными бомбами города и прилегающие селения Луганска и Донбасса!


Вновь «избранный» президент Порошенко не останавливает военные действия на юго-восточных областях Украины, требует  разоружения ополченцев, которые оказывают сопротивление армии и незаконно вооруженным формированиям «правого сектора».

Трагедия на Украине – моя и мне тысяч, если не миллионов подобных личная трагедия, потому что там проживает моя дочь Олеся, которая родилась в Павлодаре, с дочерями – моими внучками Ритой, Дашей и Настей.,которые родились в Украине...

Веками Россия и Украина составляли единое целое, а сам Киев считался матерью всех русских городов, и в летописи было записано: «От куда есть пошла русская земля».

И вот спустя 23 года после развала Советского государства – СССР и получения Украиной «самостийности» – государственного суверенитета, там расцвел махровый национализм, в результате к власти пришли фашиствующие лица, такие как Порошенко, Яценюк, и иже с ними и начали борьбу против всего русского, а Россию считают своим злейшим врагом.Какая глупость! нет ,не глупость,а величайшее зло,которое созревало при нашем молчаливом согласии.Фашизм подобно немецкому при Гитлере,"избранному демократическим  волеизявлением  народа"..Большинством голосов избран президентом Украины и олигарх,шоколадный король марки" Рошаль" Пётр Порошенко, который уже принёс Украине за 3 месяца своего правления больше,чем за 3 года правления до него Виктор Енукович,свергнутый сторонниками Порошенко вооружённым путём при содеействииАмериканцев--современных разбойников и грабителе,разтерзавших на наших глазах Югославию,Ирак, Ливию и другие государства,подбираясь всё ближе к России,как основному противнику на их пути к мировому господству..Но в России пока нет той силы,что была у СССР....

Третий квартал ознаменовался улучшением снабжения объектов стройматериалами, а это положительно сказалось и на работе колонии, производственный план был выполнен. Заключенные жили новыми ожиданиями возможного досрочного освобождения.

Этой осенью в отличие от прошлогодней, зачастили холодные дожди. Земля начала остывать. В небе появились стаи перелетных птиц, которые снова потянулись к родным местам, но уже с севера на юг.

В середине октября в колонии произошло ЧП – чрезвычайное происшествие. Был совершен побег осужденного за грабеж на срок 10 лет. К отбытию оставалась еще половина, т.е. 5 лет. Побег был совершен дерзко, в выходной день, потому что в этот день все были в зоне, и побег был обнаружен только в понедельник утром во время развода. Когда дошла очередь до бригады, в которой он числился, вызвали всех по карточкам, все вышли, а его карточка у нарядчика в руках, а заключенного нет. Стали искать его по всей зоне, просмотрели все углы и закоулки, а его нет. Фамилия известна, а человека нет. Но этот беглец был не из моего отряда. Я облегченно вздохнул. Стали проводить расследование и установили, что по всей вероятности побег был совершен через ворота прямо рядом с вахтой проходной, где в воскресный день было большое движение в связи с тем, что проходили свидания с приезжающими родственниками. По всей видимости, часовой отвлекся, а беглец махнул через ворота и был таков.

Побег из мест заключения является самым рискованным и смертельно опасным преступлением из всех совершаемых. Он совершается на грани получения вожделенной, долгожданной свободы и мгновенной смерти, потому что часовой и конвоир обязаны самым решительным образом пресекать любую попытку к побегу. Вот почему контрольно-следовая полоса, отмечена табличкой: «Стой! Запретная зона!», а конвой, прежде чем начать движение колоны, предупреждает: «Шаг влево, шаг вправо – стреляю без предупреждения». И об этом знают все заключенные и тут никаких шуток быть не может. Поэтому побег это не игра, а целая наука. При побегах всегда ставится вопрос: «свобода или смерть».

При подготовке побегов проявляется большое терпение, изобретательность, осторожность, настойчивость и самообладание, расчетливость, одним словом, все то, что должно исключить смерть.

Предотвращение побегов приоритетная задача особых мероприятий с целью недопущения побегов, за совершение которых взыскивается строго от самых маленьких до больших начальников.
 
При расследовании побега было установлено, что он в ящик для почты, видимо, за день опустил два письма дружкам с тонкими намеками, что он скоро отвалит, и просил подготовить ему новую одежду и «ксиву» в городе Новокузнецк и Томске. Была создана оперативная группа, и в города, как потом выяснилось, с липовыми адресами были посланы оперативники.

Пока суть да дело было выяснено, что адреса липовые, а оставался еще адрес родителей, проживающих в городе Николаевы на Черном море, с которыми он, однако не поддерживал отношений. Было принято решение проверить и этот адрес.  Вызвали меня лететь туда самолетом. Со дня побега прошло уже 7 дней и все другие поиски результатов не дали. Я принял приказ к исполнению. Выписали мне командировочное удостоверение, снабдили оперативную ориентировку со всеми данными и приметами бежавшего и его фотографиями, переснятыми из личного дела. Вооружили меня пистолетом ТТ, с которым и вообще со всяким другим оружием, я никогда не имел никакого обращения. Мне показали только, как его снимать с предохранителя в случае применения.

Дома я снял свою шинель и форменную фуражку. Надел свое студенческое драп-дерюга пальтишко, на голову шляпу, познавшую первые снежные бураны прошлого года, сунул во внутренний карман неуклюжий и тяжелый ТТ и был готов. Меня отвезли в аэропорт, посадили на достижение технического прогресса – самолет ТУ-4 и на утро следующего дня я уже вдыхал диковинные ароматы приморского города в разгаре бабьего лета. Из промозглых степей Павлодара, да в райскую благодать.

Рассматривать красоты южного приморского города мне было недосуг. Прежде всего я разыскал отделение милиции того района, где проживали родители того беглеца – отец подполковник в отставке и мать рекордсменка по прыжкам с парашютом.

Встретившись с начальником райотдела, мы обсудили общий план действий. Сначала через квартального проверили, не появлялся ли беглец дома и убедились, что его еще нет в городе. Он был еще в пути, ехал в поезде с группой целинников, возвращающихся домой. Я его обогнал на самолете.

Меня разместили в гостинице, и я стал с утра до ночи вести наблюдение за домом его родителей. Трое суток прошли в тягостных бесплодных ожиданиях. С раннего утра я приходил в сквер напротив дома, садился на скамейку и глаз не спускал с подъезда, где жили родители, не вступая с ними ни в какие контакты. Это было очень утомительно, тем более, что с места отлучиться нельзя было ни на минуту, памятуя о том, что все постоянно течет, все изменяется. Как я ни маялся, но внутренние голоса обязанности и долга заставляли меня терпеть все неудобства и холода, и города. И когда на утро четвертых суток начинало лопаться всякое терпение, я пришел опять на свою скамейку, то увидел, что у моего подъезда стоит авто цвета кофе с молоком, но никакого движения. Не успел я как следует осмыслить увиденное, как из подъезда вышли мужчина и женщина, а за ними парень. Я так и обмер. Это был он, наш беглец. Я растерялся от ожидаемой неожиданности. Пока в мозгу билась мысль: «Что же делать? Как мне быть?», они все трое сели в машину, и я, хорошо, успел запомнить ее номер. Я тут же разыскал телефон-автомат и сообщил номер машины, на которой уехал беглец, и сам направился в райотдел, ожидать, чем закончится операция «перехват».

Оказалось, наш «Костя» только что с поезда заявился домой, как «целинник» и родители повезли его на дачу в деревню, но на мосту при выезде из города по моему сообщению машина была остановлена нарядом ГАИ, а беглец задержан и доставлен в КПЗ. Разумеется при нем никаких документов не было, даже липовой ксивы.

О произошедшем доложили прокурору города и по ВЧ Павлодар и попросили   санкцию на арест и этапирование задержанного назад в колонию.

Прокурор захотел лично поговорить с задержанным и велел привести его в кабинет. Когда завели беглеца, на нем не было лица, он был весь какой-то не такой, несмотря на свое физическое здоровье едва держался на ногах. Так успешно бежал, столько свободно ехал и радовался, и так внезапно все снова оборвалось, и он от этой неожиданности еще не мог прийти в себя. Осоловело смотрел по сторонам прокураторского кабинета и сам себе не верил, что «опять променял такси на черный ворон».

Мне стало его по-человечески жалко. Ведь произошло то, что и должно было обязательно получиться поздно или рано – «мочи мочало, начинай все сначала», т.е. «канать по новой». За побег он будет вновь осужден, и это будет уже для него третья судимость с добавлением к неотбытому сроку еще 3 года, и на личном деле будет сделана красная полоса, которая будет означать «склонный к побегу», а следовательно будут введены дополнительные ограничения на передвижение по зоне.

Но вся трагедия его дурацкого побега заключается в том, о чем он еще не знает, что на второй день после его побега пришло Постановление Верховного Суда о снижении ему срока наказания с 10 до 5 лет, т.е. почти до фактически отбытого, но теперь все будет возвращено на круги своя. И снова придется в лагере петь:
Десять лет не откроется дверь,
Ну и что ж, дорогая старушка,
Что могу я поделать теперь,
Если вышла такая петрушка.

50 лет назад, когда произошла эта трагедия с одним из многих, даже успешный фантаст не мог себе вообразить, что ныне на гламурных каналах телевидения, респектабельный авторитетный шансон будет услаждать слух элитарной «высокоинтеллектуальной» публики ретроромансами из лагерных альбомов: «Владимирский централ, Этапом из Твери…» и сожалеть, что «губит нас не очко, а туз!»

А испытать бы каково это – этапом из южного приморского города, да обратно в заснеженные степи Казахстана.

Опыт, даже свой, учит тому, что ничему не учит. Я не знаю ни одного случая благополучного побега, разве только за исключением графа Монте-Кристо.

Возвращался я домой поездом, разбитый весь физически и морально. Особую неприятность и неудобство доставлял мне незачехленный ТТ. Но  он меня охранял, а я его сторожил, чтоб за трое суток, что я телепался в вагонах, его не украли или не отобрали. С тех пор я никогда никакого оружия не брал в руки , кроме охотничего ружья.

Вернулся я из командировки благополучно 2 ноября. Дома меня заждались и были очень рады. Жене я привез коробку духов «Огни маяка», как частицу волшебного края, а сыну – калейдоскоп с чудесами из разноцветных стекляшек. Они были очень рады.

На работе в моем отсутствии были всякие пересуды и только капитан Кузьмин поздравил меня с возвращением и сказал: «Это ваша победа. Быть тебе, Володя, генералом».