Гл. 11. Спорт и физподготовка на курсе

Владимир Озерянин
 см.ФОТО:1. Я слева, начальник курса Е.Исаев по средине, сержант Б. Цыганчук справа.2.Курс перед стартом. 3.Начальник курса в белом тулупе.         


     Спасибо партии и правительству, без кривляний и экивоков. Они реально проявляли огромную заботу о здоровье и продолжительности жизни будущих военных врачей. Для этого в академии существовала целая кафедра физической подготовки и спорта. Начальник кафедры -полковник. Преподаватели не ниже майора. Все преподы без исключения мастера в том или ином виде спорта. А многие олимпийские чемпионы. Чемпионы мира и Европы.


            Занимает кафедра отдельный корпус, со спортзалом, тренажерными залами и бассейном. Занятия забиты в расписание, и дополнительно , по плану кафедры и факультетов в часы самоподготовки. Посещение и занятия по плаванию в бассейне, пару раз в неделю, с подъема. Между ними - утренние кроссы.


           Особняком стоит зимний вид физической нагрузки, лыжная подготовка. Два раза в неделю. Выделяется весь  день, кроме часов самоподготовки. Кроссы на лыжах проводятся на полевой академической базе, в Красном селе. С зачехленными лыжами под мышкой, сначала в метро , а затем в электричке, повзводно, добираемся к месту назначения. Бегом, бегом и не дремать. В сутолоке, среди  огромных  масс гражданских пассажиров,  многомиллионного  мегаполиса, продираемся мы на зимний кислород. В дороге время не теряем. Конспекты постоянно с собой. Зубрим латынь и анатомию, химию и физику. Некоторые, особо одаренные, досыпают то, что не добрали ночью.


          Но вот и оно, любимое село. Бескрайние заснеженные просторы. Трасса проложена по замерзшим болотам, среди берез и ивняка, кочек осоки и сосновых перелесков. Дистанция стандартная, десять километров. Один круг. Срезать нигде и никому не получится. По всей трассе расставлены в тулупах до пят и валенках преподаватели кафедры. Один раз правда, попробовали срезать. Получилось только хуже. По целине и в незнакомом лесу, лучше не стоит.


       Время забега 30-35 минут. Массовый старт повзводно.  На старте, он же финиш, многолюдно и весело. Собственный, академический духовой оркестр наяривает бодрые строевые, и спортивные  марши. Форма одежды спортивная. Своя, кто какую раздобыл. Лыжи у основной массы - казенные, деревянные, советские. С металлическим креплением и такими же деревянными ботинками. У особо крутых- личные, пластиковые. У нас тогда пластик еще только входил в распространение. Наши необходимо смазывать, и главное, не прогадать мазь по нужной температуре. Особых рекордов от нас никто не требует, но в нормативы желательно вложиться.


           Я со школьной скамьи более-менее приучен стоять на именно таких же лыжах. Да и местность ничем не отличается от той, что у меня на родине.
А вот на наших одесситов и прочих представителей южных республик без улыбки не посмотришь. Первые заходы на трассу, они реально напоминали коров на льду. Но ничего, через годик освоились. Бегали не хуже других. Есть, конечно, среди нас и разрядники по лыжам.



         -Да у него же крылья на лыжне вырастают! Вы бы видели, как он несется на лыжах! Это же наша спортивная  гордость и надежда, - расхваливал начальник курса Сашу Пыкву перед экзаменатором, когда он по заваливал очередной экзамен или зачет. И проходило. Ставили лыжнику очередное «УД» в зачетку.
Нам , курильщикам и пивохлебам, на лыжне было конечно тоскливо. Пот заливал спину в трескучие морозы, но организмы еще справлялись. Компенсация за счет молодости, и хорошей наследственности срабатывала. В нормативы вкладывались.


          На трассе бычки вылетали из глотки на каждом метре. В голове становилось муторно, но  дотягивали до финиша. Здесь нас ждал горячий чай в армейских термосах, и расслабление. Пока доезжали домой, успевали отдохнуть. И так за сезон успевали укрепить,  и закалить организм до необходимой кондиции. А зимний период в Питере достаточно продолжительный. В средине мая снег в тени не дефицит.



           Конечно, наши взводные «гофрированные шланги», и здесь находили лазейки, чтобы не принимать активного участия в спортивных нагрузках. Старались попасть или в наряд по курсу, или прикрыться какой- либо справочкой о мнимом недомогании. Никто особо им в этом игнорировании собственного здоровья и не препятствовал.  Ну, да что с них взять, «анижедети». Когда повзрослели, то до некоторых дошло, что это полезно, но понятно что не до всех.



      Как ясно и то, что как на курсе, так и во взводе , было здоровое ядро. Здесь, в своей документальной прозе, я стараюсь тех, кто относился с понятием  к службе и учебе, называть реальными фамилиями и именами. А  фамилии тех, которые так или иначе вихляли в общем строю, слегка искажаю. Пусть их потомкам не так будет стыдно. Те, которые знают их непосредственно, легко поймут о ком речь.


          Парни, которые пришли сюда, чтобы стать военными врачами, они ими и стали впоследствии. Касаемо моего четвертого взвода. Это в первую очередь Сергей Сидоркевич и Юрий Мукоед, Айвар Нагимзянов и Сергей Сластиенко, Николай Михайлов и Анатолий Никитишин, Андрей Дербеко и Александр Цымбалов. Они успевали все. И учиться так, чтобы потом было не стыдно перед пациентами. И спортом заниматься. Как с пользой для своего тела, так и для защиты чести курса и академии.Например, Олег Чурганов, выпускник Школы Олимпийского Резерва №1. Мастер спорта по фехтованию на шпагах, чемпион СССР, чемпион спартакиады народов СССР (1983г.)


          Эти парни и отдыхать умели, без фанатизма. Они то и были моей опорой в нелегкой  службе и учебе. К ним не стыдно было обратиться за помощью. За любой помощью. При необходимости могли и подсказать и рассказать что -то из упущенного мною. Они же могли и приструнить зарвавшихся. Как и на моих глазах, так и за моей спиною.


          Потому и не удивительно, что первые из вышеперечисленных, со временем, с моей подачи ( а начальник со мною всегда в этих вопросах соглашался), стали вскоре сержантами, а со временем и старшинами. И повели за собой взвод реально, а не формально, как те некоторые, что пришли с липовыми лычками на погонах из армейской среды.


          Понятно, что были и те , которые находились в т.н. «золотой середине». Перечислю и этих ребят. Евгений Бузель и Владимир Дьячек, Борис Дидора и Владимир Беляев, Александр Малиновский и Сергей Баранов, Николай Тригуб и Игорь Скоробогатько. Они почти по всем вопросам были в средине. При правильном управлении могли помочь, примкнуть к спринтерам. При проколах со стороны руководства, мгновенно оказаться в окопах аутсайдеров.


          Ну, а всех своих «передовых» с заду, я уже успел упомянуть неоднократно. Эти впоследствии стали кем угодно, но только не врачами. Те, которых родители и родня успели обеспечить доходными местами и материально, продолжают держаться на поверхности. А которые вовремя не сориентировались в мутные времена девяностых годов, пошли ко дну.







Продолжение следует.