Пропала совесть

Михаил Анохин
 
 

                (русская сатира.)
               
"Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка.

Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую  болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение".
     (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  "Пропала совесть».)               
               
                * * *
Да ведь и на самом деле, господа мои, как хорошо, как уютно жить без совести? Ну а что касаемо грабежей и разбоев - это как поглядеть. Местами так и справедливостью покажется даже совестливому, что уж говорить о бессовестном? 

Но особенно пристало быть бессовестными политикам потому как нужды их таковы, что совести места не остается – везде цель и соображения о том, как её достигнуть. Ну а если по пути к цели ребенка заглотать придется или старуху в клочья разорвать динамитом, что ж – известно же, цель оправдывает средства.

А кому это не понятно, то истину эту можно по разному принести в том числе хоть реактивной, хоть ствольной артиллерией, или обычным паяльником, или раскаленным утюгом.

А в быту? А на службе? Бессовестному везде легко и комфортно, а если и делает он кому то дурно или больно, то вовсе не по злобе своей, а такмо по нраву, по устроению своему бессовестному.  Вот как муха садится на сладкий кусок и гадит на него. Или как подчиненный смотрит в глаза начальству... Природа-с!

Бессовестность  видит во всем себе выгоду и даже в случае чего оправдывается хватательными рефлексами, унаследованными от прапредков, мол, одна курица от себя гребет.

Однако бессовестность власти слагается в такую симфонию, что просто завораживает, как пение  древнегреческих сирен.  И уже кажется никуда, стоишь окованный законами, еще не Прометей, а уже подозреваемый в том, что выкрал у власти тайну её всемогущества.

Конечно же, ты ни чего не крал, да и как бы ты посмел украсть, когда со всех сторон окружен цензорами? Ведь и на самом деле все СМИ утыканы медиаторами, как кукурузный початок  зернами.  Не проскользнешь!

Хорошо, господа мои без совести жить! Все моральные, этические проблемы сразу и окончательно разрешаются за отсутствием и морали и этики. Целые философии Духа исчезают как пар пред ликом солнца! Остается одна логика, одна арифметика целесообразного и ни какой тебе алгебры и не дай бог квантовой механики!
Все определенно, взаимосвязано, разумно, причинно-следственно!

Нет ни какого надрыва, душевного смятения, поиска чего-то превышающего себя.

Значит и потеря не велика, а если какой чудак и найдет её, то пусть не радуется – загрызет совесть-то. Оголодала бедная.