Вторая встреча с Федынским

Юрий Погорелов
Кстати, о вторых производных гравитационного потенциала...

Однажды они меня тоже достали.

Я тогда учился в аспирантуре МГУ и подошло время сдавать кандминимум по специальности. Приехал к назначенному времени, взошел на третий этаж, там кафедра геофизики. Дверь приоткрыта, заглянул - точно, комиссия. Можно сдать кандминимум? Можно. Но как-то странно ответили, переглянувшись.

Молодая преподавательница продиктовала вопросы для подготовки. Один из них - эти самые вторые производные... Второй полегче, по магнитке.

Начал с трудного. Но, в принципе - ничего страшного, я же физматшколу закончил, не говоря уже про университет... Берем формулу потенциала, считаем первую производную, затем вторые (их несколько). Но должен же быть в них какой-то особый гравиразведочный смысл, а этого не помню. Я специализировался в аспирантуре по инженерной геофизике, там сейсмика и электроразведка, а гравика не в теме.

И почему это мне такой вопрос? Посмотрел - преподавательница очень юная, ну, думаю, в процессе ответа с ее помощью что-нибудь удастся выяснить... И спросил разрешения начать ответ.

Но тут открывается дверь и входит сам "хозяин", заведующий кафедрой, член-корреспондент АН СССР Федынский В.В. Моя преподавательница немедля делает ему реверанс. Мол, Всеволод Владимирович! Тут ваш любимый вопрос - вторые производные гравитационного потенциала! Он доволен. - Да? Ну-ну, молодой человек. Кладет портфель на свой стол и предлагает мне пересесть поближе.

В общем, в конце моего ответа он резюмирует кратко: «Вторые производные гравитационного потенциала для вас, молодой человек - это как желтые фары в тумане». (Потом говорили, что он тогда недавно купил новые «Жигули» и начал самостоятельно на них ездить.)

И тут опять открывается дверь и входит ассистент моего руководителя диссертации Богословский Вадим Александрович. Растерянный. Спрашивает, не встречали ли они их аспиранта Погорелова Ю.С.?

Я оборачиваюсь, он меня узнает и по-доброму корит: «Что же вы не в свою комиссию пришли». А затем быстро уводит меня в благодатную для меня обстановку, в свою комиссию, подальше от этой, принимающей кандминимум у гравимагнитчиков.