Святки

Валентина 9
         Все знают что такое святки - это такие дни после Рождества, когда гадают, ходят ряжеными, колядуют... А сами когда-либо ходили ряжеными?  Мне довелось однажды. Давно, правда это было - аж в 1972 году. Я тогда совсем молодая была. После техникума отрабатывала свои три года в одном из районных центров Новгородской области в райфинотделе. Жила на квартире - обещали дать квартиру, но обещанного, как говорится три года ждут. А у меня уже шёл третий год отработки. Но это к делу не относится. Были выходные дни. Мы с хозяйкой пошли к её друзьям, которые жили недалеко. Пришли, а там уже были ещё наши знакомые друзья. Сидели пили чай, разговаривали. Мужчины, естественно, без пятнадцати капель не могут - те уже причастились немного. Кому пришла идея пойти ряжеными по знакомым - уже и не припомню. Начали собираться. Оказывается до этого никто из нас, а нас собралось шесть человек, ряжеными никогда не ходили.  Но надо же когда-то начинать. Начали поспешно наряжаться кто во что придумает. У нас было двое мужчин и четыре особы женского рода. Один товарищ взял тулуп, вывернул его наизнанку мехом наружу, где-то отыскал деревянную саблю, нахлобучил лохматую шапку, прицепил усы - кавказец готов! Мне, как самой молодой, надели какую-то жилетку, завязали платок на манер женщин с Кавказа, бусы какие-то надели... Сказали, что я в пару к кавказцу то-ли жена, то-ли сестра... Кто-то из женщин переоделся мужчиной, остальные кто как и кто во что. Пошли, а самим смешно и как ещё примут? Заходим к одним знакомым - приняли хорошо, смеются, приглашают за стол. Мужчины естественно без особого стеснения проходят за стол, причащаются рюмочкой, женщины от рюмочки отказываются, а от чая с пирогами разве кто откажется? Посидели, попили чайку, поговорили, посмеялись и пошли дальше по знакомым. Везде принимали ряженых хорошо, смеялись, угощали кто чем. Нам и самим было весело и приятно, что люди принимают нас так хорошо и приветливо. Сколько семей мы тогда обошли - сказать затрудняюсь, но домах в десяти побывали точно. К концу наши мужчины были уже прилично навеселе и всё порывались идти ещё к кому-то, но время было уже довольно позднее, еле уговорили их идти домой. А уж завтра пойдём снова, но уже пораньше выйдем, чтобы повеселить побольше знакомых. Сказано - значит будет сделано. На следующий день было воскресенье. И уже наш субботний поход кой кому стал известен. Новости в таких небольших городишках расходятся моментально. Но раз собирались идти ряжеными, то значит пойдём. В этот раз стали наряжаться более основательно. Те двое мужчин вырядились на этот раз женщинами. Это надо было, конечно, видеть. Один товарищ был небольшого росточка, пухленький - женщина из него получилась - загляденье. Второй товарищ высокий, худощавый из него вышла женщина другого типа. Без смеха на неё смотреть было невозможно. Да ещё румяна ей навели, губы накрасили яркой алой краской ... Мимо такой женщины трудно пройти, особенно если она стоит или прохаживается в местах определённых для таких дамочек. Я же сначала не могла придумать как и во что мне нарядиться. А потом вдруг пришло в голову вырядиться в цыганку. Пока они там наряжались, я побежала к себе (туда где жила). Стала перебирать все свои шмотки, кое что нашлось. А что с юбкой? А с юбкой проблема. Что же делать? Вспомнила, что осенью купила ткань цветную на  халат или на платье. Достала, сшила края на скорую руку, взяла пояс - юбка готова. Ничего получилось, похоже на цыганскую. Так, платок цветастый есть на голову, шаль цветная есть. Что еще присуще цыганкам? Серьги! А тут проблема небольшая. Уши не проколоты. Что придумать? Кольца блестящие из гардин сойдут за золотые серьги. Только как к ушам их приделать? Ага, есть же клипсы. Приделала кольца к клипсам, клипсы на уши. Смотрю, а что ничего нормально смотрятся. Не поймут что и как. Что же ещё? Глазки подвести и реснички подкрасить, родинку на щеке сделать чуть поярче . Это тоже сделано. Завязываю платок на голове на манер цыганок. Что-то не хватает... Бусы! Вот они, платок, вернее шаль цветная на плечи. Ещё раз осматриваю себя. Остаюсь вполне довольна собой. Цыганка Валя к выходу в свет готова. Да ещё карты. В сумочку, сумку в руки. Пошла вперёд! Прихожу в дом, где идёт подготовка к выходу ряженых. Встречает хозяйка настороженно, суёт мне конфеты с печеньем и выпроваживает. Иди-иди, не до тебя, некогда. Выходит моя квартирная хозяйка, хозяйка дома говорит потихоньку ей, чтобы она проводила меня из дома, да чтобы я, то есть цыганка, не спёрла чего присмотрела. Я что-то не врубаюсь. Шутка что-ли? Или и правда не узнали? Я начинаю придуриваться. Ой, хотите скажу чем вы сейчас заняты? Вы собираетесь идти ряжеными , сегодня святки. Может и я вам сгожусь? Смотрят на меня с недоумением. Я начинаю смеяться, мне смешно. Выходит и правда не узнают. Странно, что это? Смеюсь, что говорю своих-то не узнаёте. Еле до них доходит, что это я. Смеху было - не передать. Наконец-то все готовы. Пошли тем же составом, что и вчера. Забыла сказать, что мне ещё вручили гитару. Только зачем, если играть на ней не умею. Первым делом пришли к матери пухленькой дамы. Бабуля принимает хорошо, узнала жену своего сына. И спрашивает её, а где же её сынок Ванька? Мы не можем удержаться от смеха, ведь только расхваливала пухленькую женщину и говорила, что что-то она её не знает. Своего родного сына не узнала. Вот потом ещё больше смеха было, когда ей сказали, что это её сынок. Ходили по своим знакомым, у кого ещё не были. Везде принимали очень хорошо и почему-то нигде и никто не узнавал меня, то есть цыганку. Все спрашивали и удивлялись, что это оказывается я, а они почему-то не признали меня. В одном доме хозяин пристал ко мне, мол погадай цыганка, да погадай. Вот и карты пригодились. Смеюсь - позолоти ручку, всю правду скажу: что было, что есть, что будет, только позолоти ручку. Ручку позолотил, начинаю гадать. Всё как в действительности: снимает шапку на колоде, потом сидит на ней. Дальше начинаю раскидывать карты и говорить ему что и как. Надо сказать кой какие познания я имела в значении карт (видела как-то тетрадку , где описывались карты и их значение, а память в то время была хорошая - запомнила). Говорю ему, карты сами из рук выпрыгивают, смотрю - у хозяина дома глаза что-то округляются. Погоди, говорит, откуда это знаешь? Карты всё знают, отвечаю. Этого никто не может знать, да и было это давно и не здесь, откуда знаешь про это? Ещё один человек знал об этом, но он давно умер. Откуда ты это знаешь? Вот пристал. Карты говорят , а не я. Продолжаю гадать дальше, что сейчас в его жизни происходит. Всё так, но этому у него есть оправдание- это ты могла слышать от кого-то из знакомых( это он говорит). Правда этого мужчину я совсем не знала и тем более о его жизни вообще ничего не знала. Но карты складывались как-то так, что получалось что-то правдоподобное. Наконец наступила заключительная часть гадания - что будет. Нагадала ему, он мне и говорит, что если исполнится то, о чём я ему нагадала, то он таких цыганок, вернее гадалок ещё никогда не видел. И надо же было такому случиться, всё что ему я в тот вечер нагадала, всё так и случилось. А узнала я об этом уже осенью того же года. К тому времени я уже уехала домой к отцу, так как после смерти моей мамы, а его жены, он стал сильно болеть. И я отработав 3,5 года , квартиры так и не получив, уехала домой. А в этом городке оказалась после своего отъезда потому, что ехала из Новгорода и специально заехала к своей квартирной хозяйке навестить. И надо же было встретить этого мужчину, которому гадала сразу как только вышла из автобуса. Он так обрадовался мне, как будто я была близкой его родственницей или что-то типа того. Он сразу же пригласил меня и всех моих знакомых на святки этой зимой, какая будет. И всё то, о чём я ему нагадала, всё сбылось. Пришлось его немного огорошить, сказав, что я уже уехала отсюда и живу в другом городе, то есть дома с отцом.
     А в тот вечер веселье продолжалось, Наши "женщины", точнее наши мужчины прилично поднакушались, им было чересчур весело, да и у всех нас настроение было приподнятое, хотя мы и не пили горячительного. Нашим "барышням" было чересчур весело, когда мы шли к дому. Им хотелось музыки и они заставили играть меня на гитаре. И у меня, которая до этого гитару и в руках не держала, получалось очень даже прилично. Такую плясовую я им выдала, что одна барышня как-то сбила другую (было довольно скользко), а потом и ещё сбили с ног кого-то. Получилась куча мала.  Пока эта куча поднялась на ноги, продолжая хохотать на всю улицу, я продолжала играть на гитаре да ещё и петь, подражая цыганским напевам. Выходило довольно прилично. Потом мне говорили, мол говорила, что не умеешь играть, а сама такое выделывала, что не у всякого умеющего такое получилось бы. Не знаю как и почему такое получилось, но ни до ни после этих святок ничего подобного с гитарой у меня не получалось, хотя и пыталась повторить опыт. Видно, как говорится, дело было в том , что всё дело было в данное время и в данном месте. Иначе и по другому объяснить это невозможно. Больше мне никогда не привелось ходить в святки ряженой, да и ко мне ряженые тоже не приходили. Но как вспомню этот случай - как-то сразу становится на душе теплее что-ли.