Киев. Женская гимназия А. В. Жекулиной. Часть 1

          Наш сегодняшний рассказ о замечательном педагоге и общественном деятеле - Аделаиде Владимировне Жекулиной, которая  26 октября 1905 года была утверждена в должности начальницы,  основанной ею в Киеве частной
О её жизни сохранились лишь отрывочные сведения, но и того, что о ней известно, заслуживает, чтобы о ней писали книги и снимали кинофильмы.

        Мне не удалось отыскать  её фотографии, хотя такие, безусловно, где-то есть. Однако, обнаружил любопытное описание её внешности, сделанное, правда, когда она уже была в почтенном возрасте, одной из её внучек , дочкой филолога, литературоведа, педагога, общественного и политического деятеля- Альфреда Людвиговича Бема (1886–1945) - Татьяной Альфредовной Бем- Рейзер (1918-1985) :   
           «Небольшого роста, толстенькая, со смешным пухленьким лицом, круглым подбородком, круглыми щеками, круглым лбом. Вся она казалась вписанной в круг, внутри которого она будто все время что-то пережевывала, собирая и распуская при этом складки на лице. Глазки были маленькие, заплывшие, но такие же живые и умные. Она над всем всегда посмеивалась, но в то же время, думаю, она все понимала и никогда никого не осуждала.»
Еще Аделаида Владимировна обладала огромным шармом, умела разговаривать с людьми, убеждать их и склонять к своей точке зрения, с удовольствием общалась с маленькими детьми и молодежью.
Юрист, журналист, общественный деятель Дмитрий  Иванович Мейснер (1899-1980) подчеркивал ее «острый ум и способность всю жизнь ориентироваться в меняющихся условиях и принимать хитроумные решения».

         АДЕЛАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖЕКУЛИНА (урождённая ЕВРЕИНОВА)(1866– 1950)- принадлежала к числу наследственных дворян Курской губернии.    
        Она была девятым и последним ребенком в семье. Ее мать умерла после родов, когда ей было 10 дней. Чтобы облегчить жизнь овдовевшего отца с девятью сиротами, ребенка взяла на воспитание бездетная тетушка, состоятельная помещица Орешкова.
          Супруги Орешковы девочку очень любили и позаботились о ее счастливом детстве. Они очень боялись туберкулеза и для ее здоровья проводили все зимы в Италии, Швейцарии и на юге Франции. В Петербург из своего имения они переехали тоже из-за Аделаиды — там она поступила в частную гимназию. Как тогда было принято, у девочки были бонны-швейцарки и две гувернантки: француженка и англичанка. Безупречное знание иностранных языков потом неоднократно помогало ей в жизни, а склад характера позволял находить и поддерживать полезные связи.

        Примерно в 1891 году Аделаида окончивает историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге и  получает свидетельство  «домашней учительницы». Затем  она возвращается домой и выходит замуж за  коллежского советника,земского деятеля,землевладельца  и предводителя дворянства Суджанского уезда, который интересовался вопросами современной жизни -  СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЖЕКУЛИНА (1855 - ?).
  Для своей молодой супруги Сергей Жекулин построил в имении школу для деревенской молодежи, где Аделаида Владимировна некоторое время преподавала.     В этой деятельности мешала почти непрерывная беременность: от 10 родов родилось 12 детей, в том числе дважды девочки-близнецы, некоторые умерли в детском возрасте.
Кстати, по поводу Сергея Ивановича. Удалось  отыскать ссылку на документ « О представлении курского губернского предводителя дворянства о награждении суджанского уездного предводителя дворянства статского советника С.И. Жекулина орденом Св. Владимира 4-й степени за  4-х кратное избрание на эту должность от 2 мая 1900 г.-20 марта 1901 г.»
        Это я к тому, что в одном из очерков о Жекулиной говорится,  будто бы после смерти НЕПУТЕВОГО мужа, Аделаида Владимировна осталась почти без средств.
        Насколько это был счастливый брак и что послужило причиной смерти С.И. Жекулина - отыскать не удалось, но только около 1901 года Аделаида Владимировна оставляет дом и  с ДЕВЯТЬЮ (! ) детьми переезжает в Киев.
         В Киеве она становится  основателем и директором, одной из лучших в городе, частной женской гимназии, а затем - организатором Высших женских вечерних курсов. В эти же годы, она становится членом педагогического Фребелевского общества и одним из инициаторов создания Киевского Педагогического общества.
Во время Первой мировой войны - возглавила госпиталь на 500 человек и открыла несколько школ для беженцев.

       В 1919 году А.В.Жекулина с детьми вынуждена была уехать из Киева, в котором большевиками был расстрелян ее 19-летней сын Глеб.  Когда она покидала страну, ей было 55 лет, она оставляла могилы своих детей и старшую дочь Нину (в первом браке Оболенскую, во втором — Корнейчук), которая решила не уезжать из Москвы. Из Жекулиского молодого поколения эмигрировали сын Николай (1892 -1933)  и дочери Наталья, Ирина и Вера.

Но и заграницей Аделаида Владимировна  не прекращает активной педагогической деятельности.  25 сентября 1920 года,  в Константинополе , она,  при содействии одной из эмигрантских  организаций  - Всероссийского союза городов- открывает русскую гимназию, как сказано в  документе № 11289 Правительства Юга России «со всеми правами русских правительственных учебных заведений заграницей.»
      5 декабря 1920 года состоялось торжественное открытие русской гимназии в Константинополе. На  торжественном молебне, отслуженном архиепископом Анастасием, присутствовали русские общественные деятели, иностранцы, родители, педагоги и дети. После молебна произнесены были теплые приветственные речи, окрылявшие и детей и руководителей в предстоящей ответственной работе.    
        Гимназия быстро росла, и к концу первого года существования насчитывала уже около 500 учащихся. Однако иностранной помощи и субсидий со стороны русских общественных организаций очень скоро стало  недостаточно, и гимназии оказалась под угрозой ликвидации.
        Вот как описывает те непростые для гимназии дни директор  Константинопольской гимназии А. П.Петров: «Август прошел в тяжелом сомнении: «удастся или не удастся?!» Во время своей поездки по разным странам Европы ,    А.В.Жекулина заехала и в Прагу.               
          В Праге она встретила необычайно радушный, чисто родственный прием со стороны Чешского Правительства, которое поняло важность затронутого вопроса и с братской отзывчивостью решило оказать помощь: оно изъявило согласие принять      " гимназию в составе 550 учащихся и около 100 человек персонала (с членами их семейств) на полное иждивение, обеспечивая существование учреждения по крайней мере на год."
      
        Итак, в 1922 году А.В.Жекулина перебирается со своей гимназией в Чехословакию, где  в очень красивой местности ,в городке Моравская Тржебова, находившемся в пяти часах по железной дороге от Праги. в помещениях, оставшихся от лагеря для военнопленных, Аделаида Владимировна  основывает русскую гимназию .
Чтобы представить, насколько это  было огромное хозяйство, достаточно только перечислить отдельные помещения и их назначение – два школьных здания
с 14 классами, физический кабинет, химическая лаборатория, класс ручного труда, музыкальный класс, гимнастический зал, театральный зал, библиотека, училищная церковь, детский сад, дортуары, столовая, пекарня, склады, прачечная, баня, различные хозяйственные службы, кооператив и квартиры для служащих. Одним словом,  большая русская колония со своим обособленным устройством, со всем укладом и распорядком жизни.
          Директором гимназии стал В. Н. СВЕТОЗАРОВ, а Аделаида Жекулина  заняла должность наставника и организатора педагогического процесса .
          Именно в эмигрантских условиях осуществился педагогический идеал А.В.Жекулиной, который не мог быть проведен в жизнь на родине, в мирных условиях: дружная и тесная школьная семья, изолированная от города, среди природы; для преподавателей ученики уже не просто учащиеся, а дети, которых они постоянно наблюдают - от приготовительного класса до выпускного и которым они заменяют отсутствующих родных. При этом в гимназии бережно следовали русским традициям.

          Один любопытный факт. Среди воспителей этой гимназии в 1922-1926 годы были друг и товарищ Сергея Яковлевича Эфрона, мужа поэтессы Марины Ивановны Цветаевой - ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ БОГЕНГАРДТ(1892-1961) и его жена - ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА урождённая графиня Стенбок-Фермор. Сергей Эфрон и Всеволод Богенгардты были знакомы ещё до войны, в пору их учёбы в Московском университете! И есть сведения, что Всеволод Богенгардт был шафером на свадьбе Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.
Вот что пишет в воспоминаниях дочь Марины Цветаевой - Ариадна Эфрон: «...В гимназии работали в качестве воспитателей недавние однополчане отца, супруги Богенгардты. Он - высокий, рыжий, с щеголеватой выправкой, офицер ещё царской армии, она - крупная, громоздкая, с волосами, собранными на затылке в тугой кукиш, с явно черневшими над верхней губой усиками - сестра милосердия, мать-командирша. На фронте она выходила его после тяжёлых ранений, отучила от водки, отвела от самоубийства, стала его женой. И чтобы жизнь получила оправдание и смысл, оба посвятили её детям-сиротам».
В  начале 1926 года Богенгардты уехали во Францию.

         В 1922 году Аделаида Жекулина  становится одним из основателей и товарищем председателя Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей,  которое возглавил профессор В.В. Зеньковский; организатором , а затем и председателем Объединения русских учительских организаций за границей (ОРУОЗ); принимает участие в работе педагогических съездов, сотрудничает с Русским свободным университетом в Праге, при котором в 1932 году было создано Педагогическое общество, участвует в педагогических изданиях «Русская школа за рубежом», «Русская школа», «Вестник педагогического бюро».
        При поддержке Рокфеллеровского фонда она отправляется в Соединенных Штатах Америки. О своих поездках и впечатлениях Аделаида Жекулина читала доклады и публиковала статьи в разных педагогических журналах, прежде всего, в «Русской школе за рубежом». Ее интересовала практическая сторона организации школьного дела, а иностранный опыт она применяла в Праге. Сама она в школе уже не преподавала, но воспитала ряд надежных сотрудниц, которые работали в русских детских садах, на подготовительных курсах и в русских гимназиях.
 
        В  1935 году  А.В.Жекулина  стала инициатором и организатором летних лагерей для русских детей, которые могли проводить один или два месяца на природе , в красивых местностях, например, у реки Сазавы или в Южной Чехии. Эти лагеря,  проводившиеся в течение почти 10 лет, так и  назывались -  Жекулинскими.
Вообще , по воспоминаниям Татьяны Альфредовна Бем- Рейзер А.В.Жекулина 
« была душой всех эмигрантских организаций. Всякие комитеты помощи студентам,  Красный Крест, помощь из Америки, все это не то что проходило через ее руки, а происходило благодаря ее связям, энергии и знакомствам.» 

        В 1941 году Прага торжественно отметила 75 летие Аделаиды Владимировны,
а вот  ее 80-летие  в 1946 году, к сожалению,  прошло тихо и почти незаметно, поскольку после 1945 года большинство ее внуков, племянников и друзей - покинуло Чехословакию. Поколение ее ровесников поредело, сильно изменились условия жизни и политическая обстановка. Бездетная дочь Вера Сергеевна решила перевести одинокую мать к себе и позаботиться о ней.

О последних годах жизни А.В.Жекулиной рассказала переводчик и мемуарист Наталья Евгеньевна Куфтина-Лаштовичкова (1930-?): « Мы ее помним, когда она уже жила в профессорском доме, как бабушку Лелю. Она ездила к нам на дачу, опекаемая всеми своими детьми и внуками. Это был очаровательнейший совершенно человек. А потом, в 1948 году она уехала к дочери в Бельгию. Когда коммунисты здесь взяли верх, ей показалось более подходящим, чтобы уехать.».
«Помню, какое грустное письмо получила я от нее из Брюсселя.- рассказывает Татьяна Бем-Рейзер.- Она писала о том, как все решили, что ей будет лучше у младшей дочери и отправили ее в незнакомую страну. Помню еще и ее слова, что Вера Сергеевна как нельзя лучше заботится о ней, но что ей так недостает «Профессорского дома»! и где она сама, вольнодумка и вольтерианка, никогда не ходившая в церковь, мечтала сложить свои кости.».

        Но даже в эти годы, в Бельгии, несмотря на свой почтенный возраст , Аделаида Владимировна не прекращает интересоваться  всем новым в  области педагогики, в частности , изучает новаторский метод проблемного обучения бельгийского педагога, психолога и врача- Жана Овидия Декроли, который писал, что «воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребёнка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни».

Однако, вернемся к киевскому периоду педагогической деятельности А.В. Жекулиной.

ЗДАНИЯ ГИМНАЗИИ

Первоначально, в Киеве,  Аделаида Владимировна открыла  в центральной части города, вблизи Крещатика, в частной квартире на улице Николаевской ( теперь ул.Городецкого) ,  небольшую школу  для мальчиков, в которой было только  два начальных класса. 
В  1902 году она получает официальное разрешение на основание мужской четырехклассной школы 2-го разряда, с подготовительным классом. Еще через год на улице Большой Подвальной, 36  ( ныне Ярославов Вал 36)  , рядом с мужской школой открывает частную женскую школу и детский садик.
  По некоторым сведениям, этот трехэтажный кирпичный дом в стиле историзм был построен в 1875–1876 годы по проекту киевского зодчего Владимира Николаева
 и принадлежал Анне Самуиловне Черкез-Каракоз и ее сестрам Тамаре и Елишеве.    
            Попутно замечу, в этом же районе вскоре были открыты и другие гимназии. 1 июля 1905 года, на улице Б. Подвальная, 25-Б (теперь ул. Ярославов Вал 25) открыл частную мужскую гимназию ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ НАУМЕНКО; в 1906 году, в доме  33 - открыл свою частную мужскую гимназию литературовед, публицист, этнограф, историк, переводчик и педагог- АНДРОНИК ИОАННИКЕЕВИЧ СТЕПОВИЧ, а с 1910 года , в доме 14-а  - арендовала помещения частная женская гимназия ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ ТРИФОНОВОЙ.

Затем заведение Жекулиной располагалось по улице Институтской 16, в доме Льва Гинзбурга, впоследствии снесенном, в связи с началом строительства на этом месте знаменитого « Небоскреба Гинзбурга». 

      При этом, Жекулина опиралась на передовые методы обучения, которые во многом перекликались с принципами Владимира Науменко. Количество учеников в классах было небольшим. Основную нагрузку дети должны получали во время занятий, зато домашние задания были минимальными. В подготовительном и младшем классах Жекулина организовала общую группу из мальчиков и девочек пятилетнего возраста, поскольку на этом этапе учебные программы не имели существенных отличий

        В  1905 году , после открытия Владимиром Науменко частной мужской гимназии, Жекулина решает изменить профиль своей школы. Мужскую школу она закрывает, а женскую - преобразовывает в полноценную гимназию. В декабре того же 1905 года  Аделаида Владимировна добивается для своей гимназии особенной привилегии – права преподавания по программе мужских гимназий. На этом вопросе позднее мы остановимся более подробно.
Кроме того, при гимназии она  создает садик,  подготовительные классы, а также Высшие Женские Курсы (ВЖК). И все это в 1905 году!     
        Помещение  для гимназии и учебного Центра  А. В. Жекулина нанимала по улице Караваевский 11 (сегодня — ул. Льва Толстого).Однако, с ростом количества учениц, а тем более, с открытием курсов, потребовалось новое, большее помещение.

        В 1910 году, А. В Жекулина задумывает строительство для учебного комплекса собственного здания, в который,  кроме гимназии, должны были входить: подготовительная  школа  из двух классов, образцовый детский садик  и Высшие  женские  курсы .    
        Был выбран участок , который с начала 19 века входил в состав большой усадьбы, которая граничила с улицей Рейтарской и остатками давнего крепостного вала, который прилегал к Львовской площади.
Любопытно, что на желание выкупить земельный участок для строительства, Киевская городская дума, ответила ей отказом, зато передала  ей этот участок на 99 лет в аренду.
За проектом здания она обратилась к архитектору Василию Александровичу Осьмаку (1870 - 1942 ), у которого уже был опыт строительства гимназии для Александры Тимофеевны  Дучинской в 1902 году.

     В  архитектуре этого учебныого заведения, архитектором были  учтены
новейшие достижения, а фасад получил артистично размещенные украшения в духе классической архитектуры в сочетании с функциональной асимметрией  и красивыми деталями из металла, что опережало рационалистическую архитектуру 1920-30-х годов. Строительство было завершено в 1913 году архитектором Якушевским.
Кстати, по обычаю, и директор , и инспектор гимназии, так же как и дворник, жили в том же доме, что было совсем неплохо, беря в расчет большую семью наставницы.

     В 1944 году, с 1 февраля до 1 июля,  в здании размещался госпиталь, в котором находился после ранения на лечении советский военачальник,генерал армии , командующий 1-го Украинского фронта, войска которого 6 ноября 1943 года освободили Киев от немцев - Николай Федорович Ватутин (1901-44)

       В советские годы,  был достроены четвертый этаж и мансарда. В наше время в  этом доме - специализированная школа №138
 
     Что же касается здания по  ул. Ярославов Вал, 36, то именно там в ноябре 1917 года на  состоялись выборы Первого президента Украинской академии наук , которым стал В. Вернадский.
В настоящее время в нем располагается Государственная служба туризма и курортов Украины при Министерстве культуры и туризма Украины.

СИСТЕМА  ПРЕПОДАВАНИЯ В ГИМНАЗИИ

Пройдя серьезную школу жизни, в организации своей гимназии, Аделаида Жекулина ориентировалась не на барышень, желающих получить какое-никакое образование и выскочить замуж, а на девушек, рассчитывающих в жизни на собственные силы и , стремившихся получить допуск к высшему образованию, что позволяло  бы им не только иметь верный кусок хлеба, но и независимость, и возможность принимать участие в общественной жизни.
Вот почему, главными принципами,  которые лежали в основе системы воспитания и преподавания в гимназии, были:  самостоятельность  учениц,  творческий труд, социальное воспитание.
Количество  учениц в классе  не превышало  25 человек.

В итоге невероянтых усилий, А.В.Жекулина добилась , что в декабре  1905 года, было получено  разрешение  на преподавание  в ее гимназии — единственной на весь Киев — по программе МУЖСКИХ средних учебных заведений, с предоставлением  прав выпускницам  на вступление  без экзаменов  в женский медицинский институт и другие высшие учебные  заведения.

Чтобы до конца понять революционность данного шага, необходимо знать, что Параграф 130 Устава, в частности, гласил: «Только ученики, окончившие курс учения в гимназиях, или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов».
 Потому, давайте посмотрим, что изучали в женской и в мужской гимназии.

В одной из лучших в Киеве – ФУНДУКЛЕЕВСКОЙ  ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ -преподавались такие предмены: Закон Божий, русская словесность, история, география, естествознание с гигиеной, арифметика, физика и космография, французский, немецкий и польский языки, педагогика, рисование и чистописание, рукоделие, музыка, пение и танцы.
А вот какие предметы изучались в ПЕРВОЙ или АЛЕКСАНДРОВСКОЙ  КИЕВСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ : закон Божий;  русский язык с церковнославянским и словесность;  логика;  латинский язык;  древнегреческий язык; математика – арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия;  физика; история; география;  математическая география (в нынешнем понимании – экономическая география);  французский язык; немецкий язык; пение;  гимнастика.

      Как видим, в ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ преподавалась лишь арифметика, в то время, как в мужской - алгебра, геометрия и тригонометрия, а главное – в женской гимназии не изучались:  церковнославянский, латинский язык и древнегреческий языки, что, по мнению чиновников от образования, и было существенным различием. Не говоря уже о том, что было немало и тех, кто искренне полагал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно.
В  результате , девушек в университеты не допускали, и все, что им давал аттестат – это право работать домашними наставницами по тем предметам, за которые имели хорошие выпускные оценки или учительствовать. 
Вот почему переход  женской гимназии А.В.Жекулиной на  обучение по «мужским» программам стало настоящим прорывом в тогдашнем образовании. Замечу, что и формы и методы воспитания в гимназии тоже были «мужскими», что позволило воспитать в девушках те качества, которые в последующие годы помогали им преодолевать те трудности и невзгоды, которые на них обрушились.
Сама Аделаида Владимировна занималась педагогическим просвещением, вела активную общественную деятельность, была инициатором создания Педагогического общества, планировала издание педагогического журнала и выпуск школьных пособий.

ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ ГИМНАЗИИ

Возглавлял Совет:   управляющий Киевской конторой Госбанка, доктор исторических наук, педагог, журналист, общественный деятель - ГЕОРГИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ АФАНАСЬЕВ (1848-1925)
Среди членов Совета :  дочка Константина Дмитриевича Ушинского, жена итальянского подданного, почетного гражданина Александра Львовича Пото - ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА ПОТО (1855-1922) ;    дочка интенданта Киевского военного округа, генерал-лейтенанта М. А. Саранчева, жена Ивана Николаевича Терещенко- ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ТЕРЕЩЕНКО ( САРАНЧЕВА); старшая дочь известного сахарозаводчика, мецената и коллекционера Николы Артемовича Терещенко - ВАРВАРА НИКОЛОВНА  ХАНЕНКО (1852-1922);  управляющий  сахарными заводами Федора Артемовича Терещенко, глава Южнорусского общества поощрения земледелия и сельской промышленности, член ценовой комиссии Киевского земельного банка и еще четырех русских банков, редактор журнала «Хозяйство» - МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ШЕСТАКОВ (1856 -1926 ).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ГИМНАЗИИ
в разные годы  возглавляли  известные в Киеве педагоги:
в 1905-1907 годы  - преподаватель,  директор Коллегии  Павла Галагана, Председатель Союза учителей Киева-   ЗИНОВИЙ АЛОИЗИЕВИЧ АРХИМОВИЧ; 
в 1907-1908 годы - историк, публицист и педагог, директор Четвертой (1895-1909) и Первой киевских гимназий (1909-1919)- НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТОРОЖЕНКО;
в  1908-1917 годы –преподаватели гимназии -  АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ ПОСПИШИЛЬ и ПЕТР ПАВЛОВИЧ КУДРЯВЦЕВ.

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ (ВЖК)

Другим, не менее революционным шагом Аделаиды Владимировны, стало создание  на базе гимназии Центра, объединявшего все звенья женского образования — от детского сада, училища по подготовке кадров для детских садов и начальных школ, гимназии до Высших женских курсов.
В 1905 году , усилиями А. В. Жекулиной, при гимназии были открыты Высшие Женские Курсы(ВЖК) (историко-литературное отделение). Функционировали они сначала в форме вечерних одногодичных, а с 1907 года, как четырехгодичные. Позднее, в 1913 году, было открыто и педагогическое отделение. К этому времени на Курсах обучалось до 160 девушек.
Кстати, в 1906 году ВЖК А.В. Жекулиной , не только развернули движение за учреждение украинских кафедр и преподавания предметов на украинском языке, но и начали чтение лекций по истории Украины.

        Первым   директором Высших женских курсов стал выдающийся химик-органик - МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОНОВАЛОВ(1858-1906)
М. И. Коновалов - автор двух диссертаций. Им напечатано свыше 85 экспериментальных работ. Сразу же по приезде в Киев  в августе 1899 года, Коновалов включился в работу по устройству политехнического Института и организации в нем занятий. Являясь деканом химического отделения, он крепко держал в своих руках руль управления учебным процессом.  
       С  осени 1902 года по 1904 год М. И. Коновалов занимал пост директора Киевского Политехнического института, но  в 1904 году по собственной инициативе от этой должности был освобожден.
       К сожалению, в декабре 1906 года Михаил Иванович Коновалов получил тяжелую травму и, не смотря на все старания медиков, спасти его не удалось. Часть


Рецензии
Спасибо за содержательлную статью. Следует сказать, что Жекулина после убийства сына красными эмигрировала. Жила и работала в Чехословакии. Руководила учебной работой в русской гимназии для детей эмигрантов в Моравска Тршебова, более 500 учеников, Имя ее широко известно в русских и украинских эмигрантских кругах до сего времни. См. публикаци Анастасии Копршивовой, научного работника Славянской библиотеки в Праге.
Дина и Александр Муратовы

Александр Муратов   12.01.2015 15:20     Заявить о нарушении
Александр, большое спасибо за отзыв! Я, конечно, знаю и частично написал
в очерке о гимназии Жекулиной в Чехословакии. Вопрос в том, что подробно
на этом останавливаться во-первых, нет возможности по причине формата,
во-вторых, об этом периоде написано намного больше, чем о киевском.
Кстати, ваши очерки я тоже с интересом читал.
С дружеским приветом!

Влад Каганов   13.01.2015 08:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.