Киев. Женская гимназия А. В. Жекулиной. Создание

Влад Каганов
      КИЕВСКАЯ ЧАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
АДЕЛАИДЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ЖЕКУЛИНОЙ

          Сегодняшний рассказ о замечательном педагоге и общественном деятеле - Аделаиде Владимировне Жекулиной, которая 26 октября 1905 года была утверждена в должности начальницы, основанной ею в Киеве частной гимназии.
          Её долгая, творческая, полная проблем  и преодолений жизнь заслуживает, чтобы о ней писали книги и снимали кинофильмы.
   
        АДЕЛАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖЕКУЛИНА(в дев.ЕВРЕИНОВА; 1866-1950)
Родилась в имении Борщень Суджанского уезда Курской губернии. Она была девятым и последним ребенком в семье  Владимира Ивановича Евреинова и Аделаиды Федоровны Полторацкой. Ее мать умерла после родов, когда девочке было 10 дней. Её взяла на воспитание бездетная тетя, зажиточная помещица Мария Орешкова. Супруги Орешковы позаботились о ее счастливом детстве. Они очень боялись туберкулеза и для ее здоровья проводили все зимы в Италии, Швейцарии и на юге Франции. Как тогда было принято, у девочки были бонны-швейцарки и две гувернантки: француженка и англичанка. Безупречное знание иностранных языков потом неоднократно помогало ей в жизни, а склад характера позволял находить и поддерживать полезные связи.
         В Петербург из своего имения Орешковы переехали тоже из-за Аделаиды - там девочка поступила в известную частную женскую гимназию Елизаветы Михайловны Гедда.
          В 1883 году Аделаида окончила историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге и получила свидетельство «домашней учительницы».
          Затем она возвращается домой и выходит замуж за земского деятеля, землевладельца и предводителя дворянства Суджанского уезда, действительного статского советника - СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЖЕКУЛИНА (1855 -1901).
         Для своей молодой супруги Сергей Жекулин построил в имении школу для деревенской молодежи, где Аделаида некоторое время преподавала. В этой деятельности ей мешали почти непрерывные беременности: от 10 родов родилось 12 детей, в том числе дважды девочки-близнецы, при этом трое детей умерли в раннем возрасте.

      Кстати, по поводу Сергея Ивановича. Удалось отыскать ссылку на документ «О представлении курского губернского предводителя дворянства о награждении суджанского уездного предводителя дворянства статского советника С.И. Жекулина орденом Св. Владимира 4-й степени за 4-х кратное избрание на эту должность от 2 мая 1900 г.-20 марта 1901 г.»
       Это я к тому, что в одном из очерков о Жекулиной говорится, будто бы после смерти НЕПУТЕВОГО мужа, Аделаида Владимировна осталась почти без средств. Насколько это был счастливый брак и что послужило причиной смерти С.И. Жекулина - отыскать не удалось, но только около 1901 года Аделаида Владимировна оставляет дом и с ДЕВЯТЬЮ (!) детьми переезжает в Киев.

        Поскольку ко мне обращались с вопросом о детях, то вот информация: Сергей (р. 1888); Николай (1892- 1933), Глеб (1897-1919), Нина (в зам. Оболенская; р. 1884); Зоя (р. 1885); Ольга (в зам. Лосиевская; р.1887); Наталья (в зам. Евреинова; 1893–1983); Ирина (в зам. фон Дрейер; 1894 (по др. свед., 1895- 1931); Вера (р. 1898)

         В Киеве Жекулина становится основателем и директором одной из лучших в городе частной женской гимназии, а затем - организатором Высших женских вечерних курсов. В эти же годы, она занимается педагогическим просвещением, ведет активную общественную деятельность, становится членом педагогического Фребелевского общества и одним из инициаторов создания и товарищем(заместителем) председателя Киевского Педагогического общества, планирует издание педагогического журнала и выпуск школьных пособий.
          Кроме того, она готовила презентацию Киевского учебного округа на Всероссийской сельскохозяйственной, фабрично-заводской, торгово-промышленной и научно-художественной выставке в Киев в мае-октябре 1913 года.
      
        В годы Первой мировой войны руководила в Киеве госпиталем, организованным профессорами и слушательницами Высших женских курсов, открыла несколько школ и приютов для детей беженцев. В 1915–1916 годы участвовала в работе киевского отдела Комитета вел. княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.
         
        В 1918 году избрана депутатом Киевской городской думы, в которой была председателем комиссии по народному образованию. Кроме того, состояла в комиссии по пересмотру программ средних школ при министре просвещения правительства Украины в правительстве гетмана П.П. Скоропадского, в комиссии по изданию учебников для русских школ на Украине. Сотрудничала с журналом «Дошкольное воспитание».
          В 1919 году А.В.Жекулина с детьми вынуждена была уехать из Киева, в котором большевиками был расстрелян ее 19-летней сын Глеб, арестованный как заложник и вместе с другими студентами-заложниками убит.

           Когда А.В.Жекулина покидала Россию, ей было 55 лет, она оставляла могилы своих детей и старшую дочь Нину (в первом браке Оболенскую, во втором— Корнейчук), которая решила не уезжать из Москвы. Из Жекулинского молодого поколения с ней эмигрировали сын Николай (1892 -1933 ) и дочери Наталья, Ирина и Вера.
         
        Но и заграницей Аделаида Владимировна не прекращает активной педагогической деятельности. Оказавшись в 1919 году в Константинополе(Турция), она немедленно начала организовывать помощь русским детям и молодежи.
        Вместе со своими друзьями и единомышленниками: князем Петром Дмитриевичем Долгоруковым (1866-1951) и инженером путей сообщения, министром путей сообщения Временного правительства(в 1917 году), а позднее руководившем сетью средних учебных заведений и детских приютов в Болгарии, Югославии и Чехословакии Петром Петровичем Юреневым(1874-1945), ей удается найти средства и открыть русскую гимназию с общежитием «со всеми правами русских правительственных учебных заведений заграницей.»

  5 декабря 1920 года состоялось торжественное открытие русской гимназии в Константинополе. На торжественном молебне, отслуженном архиепископом Анастасием, присутствовали русские общественные деятели, иностранцы, родители, педагоги и дети. После молебна произнесены были теплые приветственные речи, окрылявшие и детей и руководителей в предстоящей ответственной работе.
            Гимназия быстро росла, и к концу первого года существования насчитывала уже около 500 учащихся. Однако иностранной помощи и субсидий со стороны русских общественных организаций очень скоро стало недостаточно, и гимназии оказалась под угрозой ликвидации.
         
         Вот как описывает те непростые для гимназии дни директор Константинопольской гимназии АДРИАН ПЕТРОВИЧ ПЕТРОВ(1879-1933): «Август прошел в тяжелом сомнении: «удастся или не удастся?!» Во время своей поездки по разным странам Европы , А. В.Жекулина заехала и в Прагу.
           Здесь она встретила необычайно радушный, чисто родственный прием со стороны Чешского Правительства, которое поняло важность затронутого вопроса и с братской отзывчивостью решило оказать помощь: оно изъявило согласие принять гимназию в составе 550 учащихся и около 100 человек персонала (с членами их семейств) на полное иждивение, обеспечивая существование учреждения по крайней мере на год.»
         
       В 1922 году А.В.Жекулина перебирается со своей гимназией (около 600 человек) в Чехословакию, где в очень красивой местности, в городке Моравская Тржебова, находившемся в пяти часах по железной дороге от Праги, в помещениях, оставшихся от лагеря для военнопленных, основывает русскую гимназию.
       
        Чтобы представить, насколько это было огромное хозяйство, достаточно только перечислить отдельные помещения и их назначение: в сорока зданиях школьного городка разместились детский сад, учебные классы и своя церковь. В том числе, два школьных здания с 14 классами, физический кабинет, химическая лаборатория, класс ручного труда, музыкальный класс, гимнастический зал, театральный зал, библиотека, училищная церковь, детский сад, дортуары, столовая, пекарня, склады, прачечная, баня, различные хозяйственные службы, кооператив и квартиры для служащих. Одним словом, большая русская колония со своим обособленным устройством, со всем укладом и распорядком жизни.

          Немаловажно отметить и то, что школа не только получила полное признание властей  Чехословакии, но и финансировалась наравне с местными учебными заведениями.
          Все это сделало гимназию не только особым местом, где давали прекрасное образование, воспитание, но и местом, куда родители стремились привезти детей из других стран, куда горькая судьба разбросала людей, чтобы они могли расти в подлинно русской среде.

С 1927 года директором гимназии стал педагог, один из организаторов гимназии ещё в Константинополе- историк, один из создателей, заместитель председателя правления Объединения русских учительских организаций за границей ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СВЕТОЗАРОВ (1883-1946), а Аделаида Жекулина заняла должность наставника и организатора педагогического процесса.

       Так,именно в эмигрантских условиях, осуществился педагогический идеал А.В.Жекулиной, к которому на все годы стремилась, но не мог быть проведен в жизнь на родине, в мирных условиях: дружная школьная семья среди природы; где для преподавателей ученики уже не просто учащиеся, а дети, которых они постоянно наблюдают - от приготовительного класса до выпускного и которым они заменяют отсутствующих родных. При этом в гимназии бережно следовали русским традициям.

       «В 1932 году гимназию в Моравской Тржебове  власти закрыли, а педагогический персонал и учащихся перевели в пражскую гимназию в Страшницах. Потом, для нескольких иноязычных гимназий, в том числе и русской, чешское правительство построило новые здания, и гимназия в 1939 г. переехала в современное помещение на Панкрац. Занятия в ней под руководством П.Н. Савицкого продолжались и в годы Второй мировой войны, хотя в 1941 г. ее помещения были реквизированы под немецкий военный госпиталь»,-пишет историк С.Г. Пушкарев

        В 1922 году Аделаида Жекулина становится одним из основателей и товарищем(заместителем) председателя Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, которое возглавил профессор В.В. Зеньковский; организатором, а затем и председателем Объединения русских учительских организаций за границей (ОРУОЗ); принимает участие в работе педагогических съездов, сотрудничает с Русским свободным университетом в Праге, при котором в 1932 году было создано Педагогическое общество, участвует в педагогических изданиях «Русская школа за рубежом», «Русская школа», «Вестник педагогического бюро».
       
        В 1924–1925 годы при поддержке Рокфеллеровского фонда Аделаида Жекулина отправляется в Соединенных Штатах Америки. О своих впечатлениях от этой поездки,  она подробно рассказывала в статьях в разных педагогических журналах, прежде всего, в «Русской школе за рубежом».
       Ее интересовала практическая сторона организации школьного дела, а иностранный опыт она применяла в Праге.
        Сама она в школе уже не преподавала, но воспитала ряд надежных сотрудниц, которые работали в русских детских садах, на подготовительных курсах и в русских гимназиях.

В 1935 году А.В.Жекулина стала инициатором и организатором летних лагерей для русских детей, которые могли проводить один или два месяца на природе, в красивых местностях, например, у реки Сазавы или в Южной Чехии. Эти лагеря, проводившиеся в течение почти 10 лет, так и назывались - «Жекулинскими».

Вообще, по воспоминаниям одной из её внучек, дочки филолога, литературоведа, педагога, общественного и политического деятеля- Альфреда Людвиговича Бема (1886–1945) - Татьяны Альфредовны Бем- Рейзер (1918-1985) А.В.Жекулина «была душой всех эмигрантских организаций. Всякие комитеты помощи студентам, Красный Крест, помощь из Америки, все это не то что проходило через ее руки, а происходило благодаря ее связям, энергии и знакомствам.» 
         В 1941 году Прага торжественно отметила 75 летие Аделаиды Владимировны, а вот ее 80-летие в 1946 году прошло тихо и почти незаметно. После 1945 года большинство ее внуков, племянников и друзей покинуло Чехословакию. Поколение ее ровесников поредело, сильно изменились условия жизни и политическая обстановка. Бездетная дочь Вера Сергеевна решила перевести одинокую мать к себе и позаботиться о ней.

        О последних годах жизни А.В.Жекулиной рассказала переводчик и мемуарист Наталья Евгеньевна Куфтина-Лаштовичкова (1930-?): «Мы ее помним, когда она уже жила в профессорском доме, как бабушку Лелю. Она ездила к нам на дачу, опекаемая всеми своими детьми и внуками. Это был очаровательнейший совершенно человек. А потом, в 1948 году она уехала к дочери в Бельгию. Когда коммунисты здесь взяли верх, ей показалось более подходящим, чтобы уехать.».

        «Помню, какое грустное письмо получила я от нее из Брюсселя,- рассказывает Татьяна Бем-Рейзер,- Она писала о том, как все решили, что ей будет лучше у младшей дочери и отправили ее в незнакомую страну. Помню еще и ее слова, что Вера Сергеевна как нельзя лучше заботится о ней, но что ей так недостает «Профессорского дома»! и где она сама, вольнодумка и вольтерианка, никогда не ходившая в церковь, мечтала сложить свои кости.».
         
        Но даже в эти годы, в Бельгии, несмотря на свой почтенный возраст, Аделаида Владимировна не прекращает интересоваться всем новым в области педагогики, в частности, изучает новаторский метод проблемного обучения бельгийского педагога, психолога и врача- Жана Овидия Декроли, который писал, что «воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребёнка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни».

         Обнаружил любопытное описание её внешности, сделанное, правда, когда она уже была в почтенном возрасте, Татьяной Бем- Рейзер: «Небольшого роста, толстенькая, со смешным пухленьким лицом, круглым подбородком, круглыми щеками, круглым лбом. Вся она казалась вписанной в круг, внутри которого она будто все время что-то пережевывала, собирая и распуская при этом складки на лице. Глазки были маленькие, заплывшие, но такие же живые и умные. Она над всем всегда посмеивалась, но в то же время, думаю, она все понимала и никогда никого не осуждала.»
        Еще Аделаида Владимировна обладала огромным шармом, умела разговаривать с людьми, убеждать их и склонять к своей точке зрения, с удовольствием общалась с маленькими детьми и молодежью.
        Юрист, журналист, общественный деятель Дмитрий Иванович Мейснер (1899-1980) подчеркивал ее «острый ум и способность всю жизнь ориентироваться в меняющихся условиях и принимать хитроумные решения».

Однако, вернемся к киевскому периоду педагогической деятельности А.В. Жекулиной.

КИЕВСКИЕ АДРЕСА ГИМНАЗИИ

Первоначально, в 1901 году,  А.В.Жекулина открыла в центральной части города, вблизи Крещатика, в частной квартире на улице Николаевской (теперь ул.В.Городецкого) небольшую школу для мальчиков, в которой было только два начальных класса.
         
       В 1902 году она получает официальное разрешение на основание мужской четырехклассной школы 2-го разряда, с подготовительным классом.
       Еще через год, на улице Большой Подвальной, 36 (теперь Ярославов Вал 36), кроме мужской школы она открывает частную женскую школу и детский садик.
       По некоторым сведениям, этот трехэтажный, «Г»-образный в плане с подвалом, кирпичный дом был построен в 1875–1876 годы и принадлежал Анне Самуиловне Черкез-Каракоз и ее сестрам Тамаре и Елишеве.
        Внутренняя планировка здания была коридорного типа с двусторонним расположением помещений. Перекрытия плоские. Фасад прорезан прямоугольными окнами, помещенными в плоские ниши с орнаментальным завершением. Вход оснащен бетонным поднавесом.

       Попутно замечу, что в этом же районе вскоре были открыты и другие гимназии. 1 июля 1905 года, на улице Б. Подвальная, 25-Б (теперь ул. Ярославов Вал 25) открыл частную мужскую гимназию ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ НАУМЕНКО; в 1906 году, в доме 33 - открыл свою частную мужскую гимназию литературовед, публицист, этнограф, историк, переводчик и педагог- АНДРОНИК ИОАННИКЕЕВИЧ СТЕПОВИЧ, а с 1910 года, в доме 14-А - арендовала помещения частная женская гимназия ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ ТРИФОНОВОЙ.

        Затем заведение Жекулиной располагалось по улице Институтской 16, в доме Льва Гинзбурга, впоследствии снесенном, в связи с началом строительства на этом месте знаменитого «Небоскреба Гинзбурга».

         В 1905 году, после открытия Владимиром Науменко частной мужской гимназии, Жекулина решает изменить профиль своей школы. Мужскую школу она закрывает, а женскую - преобразовывает в полноценную гимназию. Кроме того, при гимназии она открывает детский садик, подготовительные классы, а также Высшие Женские Курсы (ВЖК), таким образом объединив весь цикл обучения: начальное, среднее и высшее.
         Поскольку  с ростом количества учениц, помещений стало недостаточно, в 1905-1906 годы гимназия, садик и подготовительные классы размещались на ул.Караваевской, 11 (ул.Л.Толстого).Однако с открытием курсов, потребовалось новое, большее помещение.

       В 1910 году, А. В Жекулина задумывает строительство для учебного комплекса собственного здания, в котором, кроме гимназии, должны были быть : образцовый детский садик, подготовительная школа из двух классов и Высшие Женские курсы.  
         Был выбран участок, который с начала XIX века входил в состав большой усадьбы, которая граничила с улицей Рейтарской и остатками давнего крепостного вала, который прилегал к Львовской площади.
        Любопытно, что на желание выкупить земельный участок для строительства, Киевская городская дума, ответила ей отказом, зато передала  ей этот участок на 99 лет в аренду.

         За проектом здания А. В Жекулина обратилась к архитектору ВАСИЛИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ОСЬМАКУ (1870-1942), у которого уже был опыт строительства гимназии для Александры Тимофеевны Дучинской в 1902 году.
В архитектуре этого учебного заведения, В.А.Осьмаком были учтены новейшие достижения, а фасад получил артистично размещенные украшения в духе классической архитектуры в сочетании с функциональной асимметрией и красивыми деталями из металла, что опережало рационалистическую архитектуру 1920-1930-х годов. Проект гимназии был отмечен Золотой медалью Педагогической выставки в Петрограде.
        Строительство было завершено в 1913 году инженером-строителем Николаем Николаевичем Янишевским(1860-1928).

В апрельском 2012 года номере в журнале «Вече» один журналист очень красиво сказал об этом здании: «Это здание видно издалека, потому, что, в отличие от современных помпезных «свечек», не затеняет солнце, а, словно его земная дочь, излучает во все стороны теплый, животворящий свет, исходящий с поистине живого, не урбанизированного островка чистого пространства».

       22 ноября 1912 года (теперь ул.Сечевых Стрельцов 27) состоялось торжественное освящение нового здания. Помимо учителей, учениц и родителей, присутствовали члены попечителского совета, а также почетные гости: супруга Киевского генерал-губернатора Фёдора Фёдоровича Трепова(1854-1938)- Елизавета Сергеевна Трепова(1856-1937), Предводитель дворянства, действительный статский советник Алексей Фёдорович Гирс(1871-1958), помощник попечителя учебного округа - статский советник Александр Владимирович Липеровский и окружной инспектор - статский советник Андрей Димитриевич Брюхатов.
      
       Через несколько дней, по случаю перехода в новое помещение, для детей подготовительного класса были устроены игры, для средних классов- концерт,
а для учениц старших классов- танцевальный вечер.

       Кстати, по существовавшему в то время обычаю, и директор, и инспектор гимназии, так же как и дворник, жили в том же доме, что было совсем неплохо, беря в расчет большую семью наставницы. Вход в их квартиры был со двора.

В 1944 году, с 1 февраля до 1 июля, в здании размещался госпиталь, в котором находился после ранения на лечении советский военачальник, генерал армии,командующий 1-го Украинского фронта, войска которого 6 ноября 1943 года освободили Киев от немцев - Николай Федорович Ватутин (1901-44)

        В советские годы был достроен четвертый этаж и мансарда. В наше время в этом доме - специализированная школа №138
               
          Что же касается здания по ул. Ярославов Вал, 36, то именно там в ноябре 1917 года состоялись выборы Первого президента Украинской академии наук, которым стал В. Вернадский.
Сейчас располагается Управление Охраны культурного наследия Минкультуры.

ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ ГИМНАЗИИ

        Как водится, при гимназии имелся Опекунский Совет. Возглавлял Совет: управляющий Киевской конторой Госбанка, доктор исторических наук, журналист- ГЕОРГИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ АФАНАСЬЕВ (1848-1925);
члены совета: Л.Афанасьева, педагог ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ НАУМЕНКО(1852-1919);
дочка педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870) - ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА ПОТТО(1855-1922);
дочка интенданта Киевского военного округа, генерал-лейтенанта Михаила Андреевич Саранчева, жена Ивана Николаевича Терещенко(1854-1903), собирательница современной русской живописи- ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ТЕРЕЩЕНКО (в девичестве САРАНЧЕВА; 1860-1921);
старшая дочь сахарозаводчика, мецената и коллекционера Николы Артемовича Терещенко, жена Богдана Ивановича Ханенко(1849-1917) - ВАРВАРА НИКОЛОВНА ХАНЕНКО(1852-1922);
историк, публицист и педагог, директор Четвертой (1895-1909) и Первой Киевской гимназий (1909-1919) - НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТОРОЖЕНКО(1862-1944).

        С 1896 по 1919 год – почетный попечитель гимназии - управляющий сахарными заводами Федора Артемьевича Терещенко и муж его племянницы Софьи Семеновны Терещенко, глава Южнорусского общества поощрения земледелия и сельской промышленности, член ценовой комиссии Киевского земельного банка и еще четырех русских банков, редактор журнала «Хозяйство» - МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ШЕСТАКОВ (1856 -1926 ).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ГИМНАЗИИ:
 возглавляли известные в Киеве педагоги: в 1905-1907 годы - преподаватель, директор Коллегии Павла Галагана - ЗИНОВИЙ АЛОИЗОВИЧ АРХИМОВИЧ(1858—1938); в 1907-1908 годы - НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТОРОЖЕНКО(1862-1944); в 1908-1917 годы – преподаватели гимназии: приват-доцент Киевского университета- АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ ПОСПИШИЛЬ(1851-1929) и ПЕТР ПАВЛОВИЧ КУДРЯВЦЕВ(1868-1940).


СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ

         Пройдя серьезную школу жизни, Аделаида Жекулина ориентировалась не на барышень, желающих получить какое-никакое образование и выскочить замуж, а на девушек, рассчитывающих в жизни на собственные силы и, стремившихся получить допуск к высшему образованию, что позволяло бы им не только иметь верный кусок хлеба, но и независимость, и возможность принимать участие в общественной жизни.
Вот почему, главными принципами, которые лежали в основе системы воспитания и преподавания в гимназии,были: самостоятельность учениц, творческий труд, социальное воспитание.

При этом, Жекулина опиралась на передовые методы обучения, которые во многом перекликались с принципами Владимира Науменко.Основную нагрузку дети должны были получать во время занятий в классе, зато домашние задания были минимальными.

В подготовительном и младшем классах Жекулина организовала общую учебу мальчиков и девочек, поскольку на этом этапе учебные программы не имели существенных отличий. А в 1907 году было получено разрешение на общее воспитание также в первом и втором классах.

       Количество учеников в классах не превышало 25 человек.

В итоге невероянтых усилий, А.В.Жекулина добилась, что в декабре 1905 года было получено разрешение на преподавание в ее гимназии — единственной на весь Киев — по программе МУЖСКИХ гимназий, с предоставлением прав выпускницам на поступление без экзаменов в женский медицинский институт и другие высшие учебные заведения.
Чтобы до конца понять революционность данного шага, необходимо знать, что Параграф 130 Устава, в частности, гласил: «Только ученики, окончившие курс учения в гимназиях, или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов».
Потому, давайте посмотрим, что в те годы изучали в женской и в мужской гимназии.

     В одной из лучших в Киеве – ФУНДУКЛЕЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ -преподавались такие предмены: Закон Божий, русская словесность, история, география, естествознание с гигиеной, арифметика, основы физики и космографии(астрономия), французский, немецкий и польский языки, педагогика, рисование и чистописание, рукоделие, музыка, пение и танцы.

      А вот какие предметы изучались в ПЕРВОЙ КИЕВСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ: Закон Божий; русский язык с церковнославянским и словесность; логика; латинский язык; древнегреческий язык; математика – арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия; физика; история; география; математическая география (в нынешнем понимании – экономическая география); французский язык; немецкий язык; пение; гимнастика.

        Как видим, в ЖЕНСКОЙ гимназии преподавалась лишь арифметика, в то время, как в МУЖСКОЙ - алгебра, геометрия и тригонометрия, а главное – в женской гимназии не изучались: церковнославянский, латинский язык и древнегреческий языки, что, по мнению чиновников от образования, и было существенным различием.
        Не говоря уже о том, что было немало и тех, кто искренне полагал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно.

       Заметим, что настольным пособием у многих начальниц женских учебных заведений в те годы была книга немецкого писателя и педагога Иоахима Генриха Кампе(1746-1818) «Отеческие советы моей дочери»: «Ученость для женщины,- заявлял этот деятель,- зло, «подлинная язва душевная»:«На что женщине обширные и глубокие сведения, если она не может употребить их на пользу ни в кухне, ни в кладовой, ни в кругу своих приятельниц? Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу. Мужу такой жены не нужно!».

       В результате, девушек в университеты не допускали, и все, что им давал аттестат – это право работать учителями и домашними наставницами по тем предметам, за которые они имели хорошие выпускные оценки.

       Вот почему, именно в гимназии Жекулиной девочки стали изучать и алгебру, и геометрию, и тригонометрию, и древнегреческий язык, и латынь, а ещё, кроме немецкого и французского- английский язык, больше того, им ещё читали психологию, правоведение, космографию(астрономию), логику, философскую пропедевтику.
       При этом,латинскому языку посвящали пять часов в неделю – больше, чем русскому. Такой филологический уклон гимназии был обусловлен не только тем, что сама Жекулина специализировалась на преподавании языков, но и тем, что девушки, которые овладеют латынью, смогут в будущем заниматься медициной и юриспруденцией.
         
      Таким образом, переход женской гимназии А.В.Жекулиной на обучение по «мужским» программам стал настоящим прорывом в тогдашнем образовании.
       Замечу, что и формы и методы воспитания в гимназии тоже были «мужскими», что позволило воспитать в девушках те качества, которые в последующие годы помогали им преодолевать те трудности и невзгоды, которые очень скоро на них обрушились.

      Всё это не могло не сказаться на росте популярности учебного заведения и желающих отдать сюда своих дочерей. Сохранилась запись о количестве учащихся в первые годы: 1905 г. – 20 учениц; 1907 – 41; 1908 – 122; 1910 – 158; 1911 – 204; 1912 – 268
 
ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ (ВЖК)
Другим, не менее революционным шагом Аделаиды Владимировны, стало создание на базе гимназии Центра, объединявшего все звенья женского образования — от детского сада, училища по подготовке кадров для детских садов и начальных школ до Высших женских курсов (ВЖК).

      ВЖК были открыты в 1905 году и функционировали сначала в форме вечерних одногодичных (историко-литературное отделение), а с 1907 года, как четырехгодичные c тремя отделениями(факультетами): историко-литературным, природо-историческим и историко-экономическим. В январе 1909 года природо-историческое отделение было переименовано в природно-научное в оставе трёх подразделов: биологического, физико-химического и географического.
В 1913 году было открыто педагогическое отделение. К этому времени на курсах обучалось до 160 девушек.
В 1915 году при Курсах было открыто высшее начальное училище.
Кстати, в 1906 году Высшие женские курсы А.В. Жекулиной, не только развернули движение за учреждение украинских кафедр и преподавания предметов на украинском языке, но и начали чтение лекций по истории Украины.

      Для поступления на Курсы требовались: аттестат или свидетельство об окончании 7-ми классов гимназии или соответствующего среднего учебного заведения, метрическое свидетельство о рождении, свидетельство о благонадежности, две фотокарточки с личной подписью, согласие родителей (опекунов), если желающим учиться не исполнился 21 год.

       Плата за обучение колебалась от 80 рублей (на историко-филологическом факультете) до 100 рублей (на педагогическом)

          Учебно -воспитательный процесс на Курсах А.В.Жекулиной заметно выделялся среди подобных учебных заведений.Учебный план историко-филологического факультета Курсов соответствовал плану подобного факультета Киевского университета, а профессионализм преподавателей обеспечивал основательную общенаучную теоретическую подготовку.

          Полученные на лекциях знания, слушательницы совершенствовали на практике, на которую отводилась весомая доля учебного времени. Занятия проводились в форме научных семинаров(психологии, педагогики, методики отдельных предметов), а также непосредственно практических работ (по экспериментальной  психологии). Педагогическая практика, которая включала зачетные пробные уроки(не менее двух), проходила непосредственно в учебно-воспитательных заведениях( детском садике, гимназии, высшем начальном училище).
 
РУКОВОДИТЕЛИ ВЖК
            Первым директором Высших женских курсов стал выдающийся химик-органик - МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОНОВАЛОВ (1858 - 1906)
           М. И. Коновалов - автор двух диссертаций. Им опублтковано свыше 85 экспериментальных работ.
           Сразу же по приезде в Киев в августе 1899 года, Коновалов включился в работу по устройству Политехнического Института и организации в нем занятий. Являясь деканом химического отделения, он крепко держал в своих руках руль управления учебным процессом.
         С осени 1902 года по 1904 год М. И. Коновалов занимал пост директора Киевского Политехнического института, но в 1904 году по собственной инициативе от этой должности был освобожден.
          К сожалени, в декабре 1906 года Михаил Иванович Коновалов получил тяжелую травму и, не смотря на все старания медиков, спасти его не удалось.

         С 1905 года преподаватель истории древней философии, а с 1911 года -председатель Педагогического совета, то есть осуществлял фактическое руководство учебной деятельностью ВЖК - теолог, философ, магистр богословия, профессор КДА(1909-1919) - статский советник ПЕТР ПАВЛОВИЧ КУДРЯВЦЕВ (1868-1940)
         Кроме того, Кудрявцев был инициатором создания журнала «Летопись Высших женских курсов, учреждённых А. В Жекулиной», выходившего в Киеве 1914-1915 гг. под редакцией П. Кудрявцева (1914) и В. Перетца (1915). Целью журнала было ознакомление отечественных педагогов с деятельностью курсов и состоянием высшей женской образования вообще и научным наследием преподавателей курсов.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.М.М. Горинов-мл. «Аделаида Владимировна Жекулина»
2.М.М. Горинов-мл. «Светозаров Владимир Николаевич» 3.Анастасия Копршивова «Аделаида Владимировна Жекулина: Пражская вольтерьянка» 4.Наталья Крутенко «Гимназия Жекулиной» http://zhekulina.tilda.ws
5. Евгений Балабин «Преподаватели русской гимназии в Моравской Тржебове» («Далекое и близкое, старое и новое»)
6.С.Г. Пушкарев «Русские студенты и чехословацкая «Русская Акция» »