Поездка в Вифлеем

Виктор Штода
               
               

            
 В Вифлеем мы собирались давно.
 Объездив почти весь  Израиль, и получив кое-какое  представление  о стране , мы считали,   что без Вифлеема нам, ну, никак нельзя, ведь это- колыбель  христианства.  И если в Иерусалиме мы были уже несколько раз, то Вифлеем, находящийся в семи километрах от Иерусалима, был закрыт от нас, как территория палестинской автономии, в которую гражданам Израиля въезд воспрещён. Нужно сказать, что кое-кто из нас боялись быть похищенными арабами. И к этому были веские основания.
 Лишь сравнительно недавно, с декабря 2004г. власти автономии, уразумев, какие доходы может принести международный   туризм, значительно упростили въезд в город  туристов из других стран.
  И вот, наконец-то, в конце мая 2005 года мы, решившись, с  группой друзей  выехали ранним  утром  из  города Пардес-Ханы, где мы проживаем, рейсовым автобусом в город Хадеру.
         Если посмотреть на карту страны, то наш маршрут поездки  проложен с севера на юго-восток страны.
 Автобус туристического агентства  "Метроклаб" начинает свой путь  из города Хайфы, расположенного на севере, на юг, останавливаясь по пути в крупных городах страны. В Хадере  мы -  пятёрка друзей и  туристы других близлежащих городов  присоединяются к экскурсии. Следующий город нашей остановки -  Натания. Мы забираем туристов и едем в Тель-Авив, где вместе с  последними  туристами к нам присоединяется  наш гид Рита, и автобус поворачивает на восток,  в сторону Иерусалима. Едва войдя в автобус, Рита  начинает рассказ о маршруте  поездки:
            - Господа, цель нашей поездки город Вифлеем, где мы осмотрим  Храм  Рождества Христова.  Затем, возвратившись в Иерусалим  Христианский, осмотрим  панораму  города и Храм Гроба  Господня. Мы  пройдём с вами по улице Скорби на Голгофу , увидим Храмовую гору и постоим у Стены Плача.
      Рассказывая о том, что нам предстоит увидать и о том, что мы видим "налево и направо", Рита старается расшевелить кое-кого из нас анекдотом или побасенкой, вроде такой: "Что такое сионизм? Это, когда один еврей отправляет другого на деньги третьего в Палестину."
              - Господа,- обращается к нам Рита,- среди вас есть приехавшие из Одессы, одного из лучших городов на земле? Нет. Ну, не страшно. Тогда послушайте.
 Одесса. Стоянка такси. В одну из машин заглядывает еврей.
              - Скажите, сколько стоит доехать до Дерибасовской?   
              - Пять рублей.
              - А если я поеду с Мойшей?
              - А мне без разницы - хоть с Мойшей, хоть без Мойши. Всё равно пять рублей. 
     Еврей оборачивается и кричит человеку, стоящему неподалеку:
             - Ну, вот! Мойше, я же тебе говорил, что ты ничего не стоишь.
 Мы проезжаем Латрунский холм, ключи от Иерусалима. Латрун интересен тремя достопримечательностями: монастырём молчальников, Мини- Израилём и Мемориалом танковых войск. Монастырь молчальников- это церковь эпохи  крестоносцев из Франции. Мини - Израиль - это один из крупнейших в мире парков- макетов и  самый маленький в стране   город. Построен он  в форме шестиконечной звезды ( Маген Давид).
     Латрун заканчивается Иудейскими горами.  Дорога, по  которой мы едем, это дорога жизни.  Раньше, до создания еврейского государства, эта дорога была единственным путём из Тель- Авива в Иерусалим.
 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла  резолюцию о разделе Эрец – Исраель  на два государства.
14 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль. Арабские страны  отказались  принять  решение ООН и  в ночь, после провозглашения Давидом Бен – Гурионом Декларации Независимости,  развязали  войну.
 Ливан, Сирия,  Саудовская Аравия,  Трансиордания,  Ирак  и Египет  объединились  против  молодого  Израиля. Здесь шли жесточайшие бои.  Автоколонны с продовольствием с боями пробивались в  осажденный  Иерусалим.
 В то время  Иерусалим  был  лишен  всех  источников снабжения.  Был  отрезан  водопровод.   Вода и продовольствие выдавались населению  в  весьма  ограниченном  количестве.  Иерусалим  беспрестанно  обстреливался  арабской  артиллерией.
Эту войну Израиль выиграл,  как  и  все  последующие.   
 Однако, в ходе битвы за Иерусалим город был разделён на две части: западную - израильскую и восточную - иорданскую. Город  оставался  разделенным  вплоть  до Шестидневной войны.
Дорога проходит через ущелье. Поднимая глаза кверху, мы представляем себе, как из-за кустов и деревьев  автоколонны евреев, идущие в Иерусалим, обстреливались арабами.
 Как памятник  прошлому, на обочине  дороги  стоит обожженный  остов  машины.
  За окнами автобуса долина Эла, где молодой  Давид поразил из пращи великана Голиафа. Проезжаем церковь Марии на Ковчеге Завета в поселении Абу Гош.      
 И вот уже просматриваются вдали окрестности Иерусалима, но мы разворачиваемся и проезжая налево, подъезжаем к знаменитому кофе Элвиса Пресли.
 Кафе Э.Пресли, это своеобразная и обязательная  для туристов достопримечательность на пути в Иерусалим. Хозяин кафе- фанат Пресли, увековечивший своего любимого  певца в металле, макетах, фото и даже в посуде. На площадке перед кафе стоят две скульптуры Пресли. Одна, на высоком каменном пьедестале в металле, изображает певца с гитарой через плечо, другая, покрытая под золото, представляет  Пресли дирижирующим. Необычно и приятно видеть здесь, под Иерусалимом памятник, изображающий человека, как это принято во всём мире. Наверное, это единственный памятник во всём Израиле.
      Мы выгружаемся из автобуса и занимаем ближайший к нам свободный столик на площадке. Столик сразу же заставляется пакетами и свертками с едой, банками с пивом, водой и термосом с чаем. Каждая из хозяек рекомендует свои яства.
 Все активно приступают к еде.  Утолив голод, Лорочка    обращается к нам:
               - Вы, как хотите, а я иду пить кофе в кафе.
               - Лорочка,- обращаюсь я к ней,- у нас есть чай в термосе.
               - Витя, ну какой же ты недогадливый, - говорит Мария, - Лорочке  нужен сувенир - чашка с портретом Элвиса Пресли.
     Перекусив, осмотрев зал с фотографиями, выпив за 12 шекелей чашечку кофе, и, получив её в подарок, мы въезжаем в Иерусалим, направляясь в его южную часть.
 Подъезжая к израильскому блокпосту, гид предупреждает нас, чтобы мы не разговаривали и не отвечали на иврите на вопросы пограничников. В противном случае нам сложно будет попасть в Вифлеем.
 Нужно отметить, что кроме нас, живущих в Израиле, в автобусе было много туристов из других стран: Болгарии, Чехии, Германии, России и США, но преимущественно русскоговорящих. Они могли предъявить свои иностранные паспорта.
 Нам же рекомендовалось сказать, что мы свои паспорта оставили в гостинице. и, стало быть,  израильтян в автобусе нет.
       Вот и блокпост. Автобус останавливается. Входит израильский пограничник и просит предъявить паспорта. Ещё до остановки автобуса, наш гид попросила всех иностранных туристов пересесть на передние места, надеясь, что  пограничник  вряд ли пройдёт через весь автобус. Но
Рита ошиблась. Иностранцы не спеша протягивают свои паспорта. Пограничник проходит в середину автобуса. Я разговариваю с приятелем, но пограничник почему-то обращается ко мне:
               - Паспорт, бевакаша ( паспорт, пожалуйста )
               - У меня нет паспорта. Он в гостинице.
               - Ма зе гостиница ? ( что это гостиница ) - провокационно спрашивает пограничник.
      Я поджимаю губы и удивленно таращу на него глаза, которые как- бы говорят: "Чего пристал? Я все равно не понимаю." Провокация не проходит, пограничник уходит, а мы въезжаем на территорию Палестины, в город Вифлеем.
  На карте Израиля вы не найдете названия  "Вифлеем." На иврите оно переводится, как Бейт Лехем -  "дом хлеба".
      Согласно истории, бедные потомки царя Давида, старец Иосиф и Дева Мария отправились в Вифлеем, чтобы записаться в числе потомков Давидовых во время переписи населения. К этому времени в город съехалось много приезжих и мест в гостиницах не было. Святое семейство, чтобы укрыться от дождя, нашло приют в ночь под Рождество лишь в пещере, куда пастухи загоняли свой скот.
      Здесь и родился Спаситель мира. В 326г. византийская императрица Елена воздвигла над этой пещерой Храм Рождества Христова. Спустя два века  император Юстиниан расширил и украсил его.
      Автобус останавливается у магазина сувениров. Это, ничем не примечательное, снаружи здание, зато внутри - глаза вразнос.
 На бесчисленных полках, прилавках, пирамидах и витринах стоят и лежат сувениры из камня, металлов и дерева. Картины, барельефы, скульптуры и скульптурные композиции на тему "Поклонения волхвов", иконы, кресты и крестики, вазы с чеканкой и многое другое.
 Стоит это недешево и цены проставлены в долларах и евро. Редко, кто уйдет из магазина, не оставив в нем 20 - 30 долларов. Наша группа не исключение. Мы покупаем сувениры, чтобы освятить их в храме перед поездкой в Россию.
      Нас привозят на закрытую под крышей стоянку и, поднимаясь по эскалатору на второй этаж, мы выходим на главную улицу города, улицу Звезды.
 Проезжая арабские поселения внутри Израиля, мы привыкли видеть  их богатыми многоэтажными дворцами и виллами. А здесь, главная улица города смотрится поблекшей, даже в чем-то убогой.  Обшарпанные трёх- четырёхэтажные дома с балконами, маленькими узкими окнами и арками. Все они из белого камня грязного вида, как- будто их давно не мыли.
        В глубине, за первым рядом домов улицы Звезды просматриваются высокие и красивые дворцы с арками и высокими арочными окнами.
 На улице много машин. Марки  преимущественно   японские, немецкие и французские. Проезжая часть от тротуаров отгорожена каменными столбиками.
По пути нам попадаются несколько зданий современного типа из бетона и камня.
            - Смотри, а нас охраняют - трогает меня за локоть Лора. 
Только сейчас я заметил, что наше продвижение по улице контролируют полицейские.
    Выходим на площадь и видим, что справа за площадью видна игла мусульманской мечети, слева - проход к храму,   выложенный плитками. Храм Рождества Христова имеет очень узкий вход. Узкий проход сделан умышленно, чтобы легко было защищать храм во время вражеских набегов.
             - Ребята, хорошо, что мы сюда приехали, - говорит кто-то из наших ребят.
Нагибаясь и переступая через балку, проходим в храм.
 Внутри храм разделен четырьмя рядами колонн из розового гранита с коринфскими капителями на пять нефов. На колоннах и стенах храма видны остатки росписи на библейские сюжеты, сделанной ещё византийцами.
              - Господа, - обращается к нам Рита, - обратите внимание! Сейчас мало, что осталось от былого великолепия. Взгляните на стены и свод. Вверху на стенах храма были изображены апостолы - мученики. Чуть выше -  золоченая мозаика с надписью по-гречески. VI век.
Этих деревянных перекрытий, которые вы видите сейчас, не было видно. Они неоднократно подновлялись за историю храма. Всё это блистало и слепило глаз. Была не только золоченая мозаика, но и полудрагоценные камни. По центру свода располагались солнце, звёзды и Иисус Христос с ангелами. Каждая церковь - это путь от человека к Богу.   В проеме вскрытой части пола просматривается золоченая мозаика шестого века. В центре храма роскошный иконостас. Над ним большой крест с распятым Иисусом Христом.  На стенах картины Богоматери с Сыном в окладах, сверху свисают лампады разных религиозных конфессий. Туристы выходят во дворик и направляются в католический храм с готическим сводом. В центре храма стоит орган, над которым светится витраж на тему поклонения волхвов. Все усаживаются на скамьи, которые двумя рядами протянулись вдоль храма. Сидя, слушаем и продолжаем осматривать храм.
             - Друзья мои,- заканчивает  Рита,- отсюда мы с вами отправимся в пещеру.
 Выходя из храма, любуемся алтарём с изображением Девы Марии и экспозицией, где маленький Иисус лежит в яслях на соломе. Справа от алтаря узкая лестница, ведущая в "Пещеру Рождества", в которой Дева Мария родила Божественного младенца.
    Площадь пещеры небольшая, всего 32 кв. м.  Вся она отделана мрамором. Спускаемся по ступенькам и видим небольшой алтарь, в пол перед которым вделана серебряная звезда со священной надписью на латыни: "Здесь Девою Марией рожден Иисус Христос".  Эта звезда более 2000 лет назад указала путь восточным волхвам, пришедшим поклониться Иисусу Христу.  Четырнадцать концов звезды - это четырнадцать поколений, прошедшие во времени от царя Давида до разрушения Храма, и от разрушения Храма до рождения Христа.
    Каждый верующий, придя в храм, стремится приложиться к этой звезде или дотронуться до неё рукой.
Так поступают и наши женщины. Они протискиваются к алтарю и освящая сувениры, дотрагиваются до звезды. В нескольких шагах от звезды три ступени ведут в грот, где находятся ясли Христовы. Это небольшая ниша в стене грота, куда Богоматерь положила своего Сына. 
 Взволнованные и духовно возвышенные выходим из храма. Говорить не хочется. До автобуса мы идём молча, как- бы уйдя в себя, и осмысливая увиденное.   
Улицы заполнены арабами, вдали за городом просматриваются островки пустыни, а город живёт своей размеренной, повседневной жизнью.