Плов

Анна Беляева 3
В далёкие-далёкие времена жили в одной восточной стране Маверанрхе престарелые уже родители со своим пятнадцатилетним сыном Эмилем. И жили они бедно на окраине стольного города. Главным центром жизни и торговли города был базар. Ах, восточный базар. Манящие запахи кушаний, специй и ароматических благовоний. Красавицы, прячущие свои лица в струящуюся яркость шелка. Бойкие торговцы, наперебой предлагающие свой товар, ловко жестикулируя руками, сверкая перстнями и кольцами, нанизанными на смуглые пальцы.

Но не о великолепии базара размышлял юноша, пробираясь сквозь тесные ряды торговцев. Он должен был выбрать дело своей жизни. Его родители бедны и не оставят лавку и ремесло в наследство. Отец латает старую обувь. Мать была прачкой. Всю жизнь стирала, сколько её помнил сын. Эмиль жалея старушку мать, каждый вечер разминал ей руки, массировал натруженные пальцы. Не такой он хотел судьбы для себя. Он мечтал выбраться из бедности, выбиться в люди и скрасить жизнь своих родителей на закате лет.

Так ничего и не придумав в очередной раз, утомившись от праведных трудов, помогая родителям, Эмиль отправился совершить ежевечернюю молитву. Проста и бесхитростна была его молитва. Поблагодарив Всевышнего за всё, и помянув своих предков попросил он направить его по верному пути и уснул.

И видит юноша во сне правителя той страны – падишаха. Как дарит он ему казанок золота в благодарность за то кушанье, что он приготовил. Очнулся ото сна Эмиль и дивится, как ярок был сон, словно явь. Поблагодарив за подсказку небеса, понял Эмиль, что нужно податься ему в ученики к повару. Да вот к какому. Да и возьмут ли его… Эмиль стряхнул с себя сомненья, ведь он на правильном пути и сон был тот ему зарукой. Тотчас отправившись на базар, Эмиль принялся расспрашивать людей, какое самое вкусное кушанье на базаре им довелось отведать. И чаще всего люди называли плов Абдуллы. Недолго думая, разыскал он Абдуллу. Абдулла был высоким, тучным мужчиной с лоснящимся от жира лицом. Чёрные усы с закрученными вверх кончиками придавали его лицу добродушное выражение.

- Вечер добрый, добрый человек, - обратился Эмиль, не вы ли будете, тем знаменитым Абдуллой, что готовит самый вкусный плов в мире.
Понравились Абдулле сладкие речи молодого незнакомца и нисколько не смутило его явное преувеличение. Подбоченясь, Абдулла важно изрёк:
- Да, я тот самый Абдулла и люди хвалят мой плов. Но боюсь, что у тебя в кармане и на ложку моего плова не наберётся, так чего же ты пришёл?- и махнув рукой отвернулся.
Абдулла часто поступал  не по повелению души и сердца, а по наущению рассудка, что внимал отнюдь не небесам, и выгоду свою он никогда не забывал.
Заметив, как бедно одет юноша, Абдулла предпочёл не  продолжать разговор.
- Абдулла-ага, возьмите меня к себе учеником. Всевышний воздаст вам за вашу доброту,- зазвенел голос Эмиля.
- Тоже мне новости, все нищие о том же поют, а мне вон детей своих кормить надо, мал мала меньше.
- Так я ж вам помогать буду, любую работу по кухне буду делать – настаивал парень.
- Да знаешь, сколько таких желающих то? хоть пруд пруди! По пять человек на дню, чем это ты такой особенный? – загремел Абдулла, сильно преувеличивая.
Да вот сон мне положил Всевышний, что стану я великим поваром и накормлю падишаха таким вкусным кушаньем, что отблагодарит он меня золотом. Я вам как учителю горсть золота верну в награду за труды.
Задумался тут Абдулла, уж больно убедителен  был паренёк, каких чудес в жизни не бывает. Что-то ёкнуло в груди у видавшего виды Абдуллы.
- Ну смотри, сокол ясный, возьму тебя на год. Будешь мне и казаны чистить до блеска, и печь разжигать, и воду таскать, и всё, что ни прикажу по кухне. И никогда не жаловаться. Ослушаешься – прогоню. Платить тебе буду цену трёх чашек плова в день. И не горсть мне золота отдашь, а три горсти!
Эмиль был согласен на всё и радостно закивал головой.

На следующее утро ещё не прокричали петухи, как прибежал Эмиль к своему учителю. Но не спешил Абдулла показывать юноше секреты своего мастерства. А только и знал, что нагружал самой простой и рутинной работой. Эмиль и рис переберёт и пелёнки постирает, дрова наколет и мясо нарежет, овощи начистит, нарежет и двор выметет. Не унывал юноша. И никогда доселе не сверкали казаны такой чистотой, до какой натирал их юноша мелким песком.
Текло время. Изо дня в день трудился Эмиль и приносил по вечерам старым родителям по чашке восхитительного плова. Каждое утро и вечер он возносил молитву Всевышнему с благодарностью и просил направить его на постижение секретов поварского искусства. И снились ему цветные яркие сны в которых он видел наставления.

И вот по прошествии года, когда срок ученичества истекал и осталась последняя неделя, жена Абдуллы запереживала. Ведь такого помощника, такое подспорье попробуй найди. Да и Абдулле жалко было ученика отпускать. Хоть и не учил он его ничему, но расширилось дело Абдуллы с таким помощником и зажиточнее он стал. И решил Абдулла пойти на хитрость. Позвал он Эмиля и говорит:
 - Эмиль, доволен я тобой за этот год, но вижу ещё не научился ты всему. Давай установим во дворе два больших казана и будем готовить плов. Каждый по своему умению. Мы будем людям накладывать в одну чашку половину из моего казана, а половину из твоего. Понравится человеку мой плов больше, то он мне чашку вернёт, ну а если твой - то тебе. Если я наберу больше чашек, то ещё три года будешь у меня учеником, а я тебе по монете в день доплачивать стану. Ну а если ты соберёшь больше чашек, то отдам тебе казан один и будешь сам готовить плов в другом конце базара.

Обрадовался Эмиль такому предложению. И сразу согласился. Ведь не знал Абдулла, что Эмиль не ждал, когда его будут учить, а был смышлёным малым и за всем наблюдал, всё смекал.
И меры риса и воды он вычислил, и овощи все вымерил и специи заприметил. И время он отметил по количеству молитв. А главное он заприметил, что самый вкусный плов получался, когда Абдулла после бани и в хорошем настроении. А самый скверный, как поссорится с женой.  И понял он, что важно для готовки вкуснейших блюд быть чистым телом и душой, а в сердце тот огонь любви хранить, что сделает молитву тем волшебным заклинанием. Молитва та совсем уж не хитра.
О, Всевышний, позволь тому плову,
Что готовится для добрых людей быть вкусным,
Нести им пользу и здоровье,
Энергию и силу,
Пусть вселит он любовь,
И укрепит благонравие.

И наступил тот день, когда установлены были казаны и разосланы гонцы с вестью о предстоящем кулинарном состязании. Сияли ярко начищенные медные казаны, как два солнца. Абдулла, уверенный в своей победе напевал песни и смешивал ингредиенты. Эмиль с улыбкой творил молитву и ловко орудовал большим ножом нарезая овощи. Дивился Абдулла спокойствию Эмиля, занервничал. И подговорил жену подсыпать побольше соли в казан Эмилю. Ведь пересол уж точно не позволит одержать победу.
Но знал заранее Эмиль о том коварстве, что задумают они, из своего цветного сна. И вместо соли по велению старца из сна он положил необычную приправу – зиру, которую один купец передал его отцу , за отлично починенную обувь. Когда уж плов был почти готов жена Абдуллы потихоньку закинула под крышку всё содержимое банки с солью и второпях даже не заметила подмены. Как и предупреждал тот сон. Простил Эмиль супругов неразумных. Ведь нельзя держать зла на сердце, когда волшебный плов готовишь.

И вот пробил уж час обеда. Открыли крышки повара. Разнёсся запах плова с зирой и щекотал носы своей необычной нотой. Так много люда тут пришло, чтобы вкусить тот плов и вынести решение.
Дивится тут народ тому необычному вкусу приправы.  Плов у Эмиля вышел отменный, вкуснейший с нежным мясом. И смотрит Абдулла, что чашек больше у Эмиля, и их количество растёт. И сделался уж вид его чернее тучи.

Донёсся слух до падишаха о необычном поединке том, и подданный спешит уж ко двору с наполненной той чашей для сравнения. И вот вкусив он плов Эмиля, падишах зовёт юношу за наградой. Пресытившись от кушаний, застолий не думал падишах, что просто плов вдруг вызовет то изумление вкусом.
Эмиль уж при дворе без памяти от счастья. Получив награду и должность повара при дворе, поспешил он к Абдулле отмерить три горсти золота учителю. Абдулла смахнул скупую слезу и пожелал удачи Эмилю, попросил его не забывать и чаще навещать.
Эмиль перевёз своих родителей в свой домик при дворце и наполнил их старость счастливыми днями.
И как говорит предание не было более доброго и мудрого правителя у той страны. Ведь каждый день падишах вкушал тот волшебный плов, приготовленный из любви к людям.