Матильда и Гертруд

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роль посыльной не могла удовлетворить Матильду Якоб, она постоянно делала попытки выйти за её рамки. Роза замечает и ценит креативный подход Матильды.

„                6.11.1915
Моя дорогая фрейлейн Якоб!
Как мила была Ваша идея прислать мне стихи; я уже давно ничего ( исключая Гёте, с которым я не расстаюсь)  не читала. Хёльдерлина я (какой позор!) почти не знала. Он для меня немного слишком помпезен; если, например, сравнить его стихотворение «К надежде» с аналогичным у Мёрикэ, насколько Мёрикэ поэтичнее и душевнее! Между прочим, Хуго Вольф написал на слова последнего стихотворения прямо небесную песню. Во- вторник я Вам с Хёльдерлином отдам «Федериго Конфалонериери» Рикарды Хух, которую Вы ещё не знаете. Я от неё почти всё прочитала, но считаю «Фредериго Конфалонериери» её лучшим романом.»

Иногда старания Матильды услужить Розе, вызывали у неё улыбку.

«Вы хотите мне сюда принести с Южной «большого Мейера», душа моя? Меня это сильно развеселило. Где здесь мне разместить его 22 тома? Нет, оставьте уж эту затею, я как нибудь обойдусь...»

Розе не так легко угодить. Вот принесла ей Матильда «Любовные стихи» Рикарды Хух, и опять получилось не то:

«Большое спасибо за великолепные астры и Рикарду. Естественно, я стихотворения сразу же прочитала, но должна Вам признаться: от женской эротики en public мне всегда становится неловко. Как однажды сказал Ауэр:»Этим занимаются, об этом не говорят.» Во всяком случае её проза мне больше нравится. Но Ваш подарок меня всё же порадовал.»

Кроме Матильды Якоб Роза иногда получала письма от своей бывшей дом. работницы Гертруд Злотко. Гертруд, ещё живя  у Розы, начала, подражая ей, рисовать. Присылала она свои рисунки и в тюрьму. По критическим замечаниям Розы можно догадаться, что невсегда у  Гертруд удачно получалось, что у неё были проблемы с передачей перспективы*, которые Розу забавляли. Писала Гертруд и Хансу Дифенбаху на фронт, но он не торопился ей отвечать. Кроме Розы Ханса никакая женщина не интересовала, тут не помогали и Розины просьбы . Единственное, что могла Роза для Гертруд сделать, переправить её рисунки Хансу и сообщить об этом «художнице». Роза, хорошо зная Гертруд, советует ей:

«...не забывайте, что художник не только рисует, но чтобы продвинуться вперёд, и много читает. Книги вы всегда можите получить из моей или фрейлейн Якоб библиотек. Вы вообще-то читаете? «

*так описывает Роза гертрудскую картинку комнаты из её квартиры:
 «хотя пространство, если отступить назад, галоппом убегает в глубину, а там где стол, стоящий в центре, опять возвращается к зрителю, комната примерно соответствует по интерьеру собору Петра в Риме. Также Мими должна на таком расстоянии от другого конца комнаты по размеру приблизительно быть как молодой белый медведь. Но это ничего, в Вашей ошибке содержится и достоинство...»

Наверное, Гертруд было легче поискать себе другое хобби, чем читать. Она начала учиться играть на скрипке. Но и это было Розой раскритиковано. Да, непросто было некоторым обычным женщинам как-то выделиться, если они попадали в Розин круг.