При жизни не воспет Часть 1. Глава 11

Петр Чванов
Глава 11. СУП С КЛЁЦКАМИ

Преодолев многоярусные эшелонированные минные заграждения,
12 августа 1942 года ПЛ М-96 начала боевое патрулирование в заданном ей районе. При этом ей пришлось преодолеть 12 линий минного заграждения. На третьи сутки после прибытия на позицию, рано утром, акустик обнаружил шум винтов крупного транспорта, идущего в сопровождении двух шхун и охраны из трёх морских охотников. Определив направление и приблизительную скорость конвоя, Александр Иванович решил прорвать охранение и атаковать главную цель.

– Боевая тревога, торпедная атака! – скомандовал Маринеско. Заняв выгодную для стрельбы торпедами позицию, М-96 погрузилась на глубину, безопасную от таранного удара, прошла под кораблями охранения и всплыла на перископную глубину. Прямо перед глазами командира красовался борт транспорта водоизмещением 7-8 тыс. тонн, переоборудованного под плавучую артиллерийскую батарею.

– Торпедные аппараты к стрельбе приготовить! – скомандовал Маринеско, пристально наблюдая за транспортом в перископ. Никаких признаков беспокойства в поведении транспорта и его охранения заметно не было. Маринеско чуть-чуть отвернул влево, занял наиболее выгодное положение и, ложась на боевой курс, скомандовал:
– Торпедные аппараты, товсь!
– Торпедные аппараты к стрельбе готовы! – доложили из первого отсека. Торпедисты замерли, зажав в ладонях рычаги стрельбовых щитков и полностью превратившись в слух.

– Дистанция до цели 13 кабельтовых, до точки залпа 1 кабельтов – доложил штурман, старший лейтенант Л.П. Ефременков.
– Пли! – чуть помедлив и убедившись что «малютка» вышла на боевой курс, громко скомандовал Александр Иванович.

«Малютка» вздрогнула. Торпеды с шипеньем и шумом с интервалом 2 секунды вылетели из торпедных аппаратов и понеслись к цели. Вдруг подводная лодка стремительно помчалась вверх.

– Срочное погружение! – скомандовал Александр Иванович, но было уже поздно, носовая часть ПЛ выскочила из воды. На фашистском военном транспорте начался переполох. Сторожевые корабли резко изменили курс и ринулись на перехват «малютки». Как только «малютка» погрузилась на глубину 20 метров, Маринеско приказал изменить курс подводной лодки почти на 180 градусов, и дать самый малый ход электромотором, взяв курс на занятый фашистами порт Палдиски. Вражеские сторожевые корабли продолжали мчаться в сторону предполагаемого курса движения ПЛ. Вскоре раздались взрывы фугасных снарядов и глубинных бомб, но «малютка» уже была далеко от места, где её обнаружили. Несанкционированное всплытие ПЛ произошло из-за ненадёжной работы системы БТС (беспузырной торпедной стрельбы), обеспечивающей после выхода торпеды из торпедного аппарата поступление забортной воды, компенсирующей вес выстеленных торпед.

Не успела «малютка» закончить маневр, как акустик доложил:
– Слышал взрыв одной торпеды, – хотя он мог и не докладывать. Вся команда слышала грохот взрыва и его отголоски в виде жёстких ударов по корпусу лодки.

Вдруг мощный удар потряс корпус ПЛ. В отсеках погас свет, с подволока* посыпались осколки лампочек и, как выяснилось чуть позже, «кильнулся», то есть вышел из строя, гирокомпас. Похоже, одна из глубинных бомб, сброшенных с бомбомётов сторожевых кораблей, взорвалась слишком близко. Подводники насчитали более двух десятков взрывов. Как стало известно из архивов, фашистские морские охотники сбросили 11 глубинных бомб и выпустили по вероятному месту нахождения ПЛ 19 фугасных снарядов.

Больше ни одна глубинная бомба не потревожила «Малютку» и она, отслужив в дозоре ещё десять дней, отправилась к месту временного базирования. Личный состав «малютки» оживлённо обсуждал результаты атаки вражеского транспорта, который оказался плавучей артиллерийской батареей. Вдруг, слева по борту, раздался противный скрипучий звук, режущий слух. Он стремительно приближался к центральному посту. Все замерли. Никто не произнёс ни слова, но каждому было понятно, что этот скрежет означает, что каждый из них находится на волоске от смерти. По рассказам своих коллег, испытавших эти чувства при форсировании минных полей, они знали, что во многом их судьба зависит и от решительности командира и его умения уклоняться от мин. Командир соблюдал молчание и ничего не предпринимал. Боцман, сидевший на рулях глубины, вопросительно взглянул на командира.
– Всем сохранять спокойствие, – негромко сказал Александр Иванович, но его услышал каждый из тех, кто был в центральном посту.

Инструкция по борьбе с якорными минами требовала, чтобы при касании якорь-троса мины к борту лодки немедленно стопорить электродвигатель того борта, с которого слышен скрежет, и перекладывать руль на тот же борт.

Александр Иванович хорошо знал эту инструкцию, но он так же хорошо знал, что она написана для двухвинтовых подводных лодок. Хорошо зная реакцию винта, он решил ничего не менять. И через несколько секунд, показавшихся вечностью, минреп* соскользнул с конической части корпуса, не зацепив за винт.

– Почему ты ничего не предпринял, когда минреп скользил по борту твоей лодки? – спросил один из командиров ПЛ, когда капитан 3 ранга П.А. Сидоренко, новый командир дивизиона «малюток», проводил разбор похода М-96.
– Не счёл нужным. Инструкция по уклонению от мин написана для двухвинтовых лодок. Останови я двигатель, ещё не понятно чем бы этот инцидент закончился, – усмехнувшись, ответил Маринеско. Больше вопросов не было.

Но в данный момент задавать вопросы было некому. Все облегчённо вздохнули. Ведь никто из них даже не подозревал, что они уже пересекли 11 линий минных заграждений, ни разу не коснувшись ни одного минрепа.

На этом их испытания не кончились. 25 августа ПЛ М-96 благополучно прибыла в точку всплытия. Незадолго до прихода в эту точку акустик доложил, что слышит шум винтов наших торпедных катеров.
– Встречают, как договорились, – улыбнулся Александр Иванович и приказал: – Мо местам стоять к всплытию!

Уходя в этот дозор, Александр Иванович договорился с начальником штаба дивизиона торпедных катеров о времени и месте встрече.
– Если ничего не изменится, радиограмму о прибытии давать не буду, чтобы зря себя не обнаруживать и не привлекать внимание фашистов, – уходя из штаба, ещё раз напомнил он об их договорённости.
Он на секунду поднял перископ, увидел два торпедных катера и приказал всплывать.

Не успела подводная лодка показаться на поверхности, как справа по ходовой рубке хлестнула пулемётная очередь.
– Срочное погружение! – скомандовал Александр Иванович и тут же добавил: – узнаю тебя, матушка Русь. Встречают очень горячо.
– Право руля!
Подводная лодка устремилась по направлению к катерам.
– Надо поспешить, чтобы ещё не угостили глубинными бомбами, – озабоченно говорил командир. – Продуть среднюю!

«Малютка» пробкой выскочила на поверхность точнёхонько между двумя торпедными катерами. За кормой в это время прогремело два взрыва глубинных бомб. Александр Иванович открыл рубочный люк и выпрыгнул на ходовой мостик! Маринеско рассчитал правильно. Если бы катерники начали снова палить, то они бы перестреляли друг друга. Это сразу же поняли и катерники.
– Славяне, – отпустив в адрес катерников пару крепких словечек, которые я публиковать не буду, что есть мочи, закричал он в мегафон. – Вы что белены объелись?

Катерники, которые уже были готовы снова обрушить на «малютку» огонь своих крупнокалиберных пулемётов, онемели.
Как оказалось, начальник штаба забыл предупредить командиров, что «малютка» придёт на рандеву без предупреждения, а тут ещё на рубке подводной лодки сползла краска, обнажив фигуру, чем-то напоминающую свастику, вот её и встретили «с огоньком». Не зря современные аналитики так много внимания уделяют «человеческому фактору».

На сей раз, Александру Ивановичу крупно повезло. Он не только преодолел несколько минных заграждений, только раз коснувшись одного минрепа, но и удачно избежал тяжёлых последствий от «радушной встречи» с катерниками. Правда, Маринеско относился к своей «везучести» несколько по -другому:
– Судьбу не обманешь, – однажды в разговоре с друзьями проронил он и тут же добавил:– но она ко мне пока относится благосклонно.

25 августа ПЛ М-96 благополучно вернулась к месту временного базирования на остров Лавенсаари. За успешное проведение дозора и уничтожение фашистского транспорта водоизмещением 7 тысяч тонн капитан лейтенант А. И. Маринеско был награждён орденом Ленина, а чуть позже на открытом собрании коммунистов дивизиона «малюток» восстановлен в звании «кандидата для вступления в ВКП(б)». Вся команда М-96 также была награждена орденами и медалями.