Разум

Павел Белик
             Разум.

   Внуку тринадцать лет. Лето, каникулы. Мы едем на дачу.
- Деда, - уточняет внук, - У тебя в прошлом году была другая машина!
- Другая.
- Ты её продал?
- Да.
- Сколько она стоила? – не по возрасту интересуется внук.
- Ты что, машинами хочешь торговать? Или автомобилистом быть?
- Нет. Я так. Я, вообще-то компьютеры хочу делать, телефоны. Изучить это всё и понять как работает. Машины слишком просто – колёса, мотор и всё, не интересно. Вот компьютеры это да!
- Колёса, мотор говоришь и всё? А ты попробуй сам хотя бы колесо сделай.
- Нет, не интересно, - подытоживает внук. Продавать ещё можно. А все таки сколько стоила твоя машина?
- Триста тысяч, - отвечаю, полагая, что на этом его интерес к машинам иссякнет.
Но нет:
- А сколько стоит эта? – получаю очередной вопрос.
- Эта в два раза дороже.
- Чем она от той отличается?
- Двигатель гораздо мощнее, коробка специальная автоматическая, -  размышляя перечисляю достоинства своего автомобиля, - люк на крыше, сидения с подогревом, да много всего.
  И тут он задаёт вопрос тоже не по возрасту, но в другую сторону, вопрос пятилетнего мальчика:
- А какая из них лучше?
Я ждал вопроса, но не такого и думал сразу ответить, но услышав этот – поперхнулся и замолчал.
 А внук, как ни в чём не бывало повторил:
- Так какая лучше? Ты не ответил.
- Сам – то как думаешь?
- А чего мне думать? Я на них не ездил! - сказал убеждённо, даже  не подозревая глубины глупости своего вопроса.
Какое-то время ехали молча, но я решил продолжить и сказал:
- В школе задачки решаете? Решаете! Вот тебе простенькая: два бассейна наполняются через одну и ту же трубу с одинаковым напором, но первый  наполняется в два раза быстрее второго. Как ты думаешь, какой из них больше? Придерживаясь твоей логике могу предсказать твой ответ: «Не знаю, я в них не плавал». Так?
- Нет. Я думаю, что второй больше.
- Что же тебе с машинами непонятно? Одна в два раза дешевле, коробка у неё старого образца, двигатель слабый. Она разве может быть лучше этой? Или ты ожидал моего ответа, что я скажу та? А значит я потратил в два раза больше денег, что бы купить машину хуже? Так что ли?
  Внук промолчал и больше ничего не спрашивал. До дачи вопросов больше не было, а я думал: « Да, тяжело ему будет в компьютерах разбираться, если не разбирается в совершенно очевидных вещах».
 Или может я чего-то не понял? Не знаю.