Раду Джир. Под крылом у гибели

Аэлло
полная версия

Раду Деметреску-Джир (Radu Demetrescu Gyr) родился в 1905-ом году, в городе Кымпулунг-Мусчел. Окончив факультет филологии, дебютировал в 1924-ом году сборником стихов «Тишина скитов», имевшим успех как у широкой публики, так и у критиков. Сотрудничал с журналом «Универсул литерар» и другими литературными журналами националистического толка («Гындиря», «Гынд Ромынеск», «Сфармэ-Пьятрэ», «Дечембрие», «Время», «Ревиста Мя», «Ревиста Доброджянэ»), а также с газетами «Кувынтул», «Буна Вестире», «Кувынтул Студенцеск» и.т.д. Читал лекции по филологии и философии в Бухарестском университете. Перу Раду Джира принадлежат статьи на разные темы, работы по литературоведению, стихи. Нам он известен, прежде всего, как автор слов песен «Святая Легионерская Молодость» (гимн легионеров), «Гимна Моцы и Марина» и «Гимна Рабочих».

Симпатизируя одной из главных политических сил своего времени, Раду Джир вместе с Мирчей Вулкэнеску, Василе Ловинеску, Мирчей Элиаде и Ионом Барбу – видными представителями румынской творческой интеллигенции – участвовал в Легионерском Движении. Исполнял обязанности Легионерского Командира и главы Олтянского отделения легионеров.

Творчество Джира было отмечено многочисленными премиями Общества Румынских Писателей и Академии Наук Румынии. В 1940 году, во время правления легионеров, поэт исполнял обязанность генерального директора театров, способствуя открытию «Еврейского Театра» в Бухаресте.
Популярность, премии, высокие должности… Однако не стоит думать, что жизнь Джира была так уж безоблачна. На долю поэта выпало немало испытаний, и свой крестный путь он прошёл до конца.

Первый тюремный срок Джир получил за свои убеждения ещё во время правления Кароля Второго. После падения Легионерского государства поэт вновь оказался за решеткой уже по милости генерала Антонеску. Однако вскоре был освобождён и отправлен на фронт в составе батальона Сэрата (юг Бессарабии, в 50 км от Белгород-Днестровска). В 1945-ом году Джир опять арестован, на этот раз коммунистами, и вместе с «фашистскими журналистами» осужден на 12 лет лишения свободы. Домой он вернулся в 1956-ом году, благодаря тому, что Мирча Элиаде убедил президента Индии Ражендра Прасада, ходатайствовать перед Георгиу-Дежом, лидером коммунистической Румынии, за освобождение поэта. Но через два года на Джира обрушивается страшный удар – он приговорен к смертной казни за стихотворение «Восстань, Георге, восстань, Ион!».

Раду Джира отправили в тюрьму Жилава, в оковах на руках и ногах. «Эй вы, мертвецы, к вам пришла смерть!» – кричали тюремщики осужденным. Иногда, они приходили ночью и будили Раду только для того, чтобы перевести в другую камеру. Всё это превратилось в долгую и мучительную инсценировку его “последнего пути”, которому, казалось, никогда не будет конца. После подачи апелляции, смертный приговор был заменен Джиру на пожизненное заключение, сам же он узнал об этом только через год после решения суда.

Этот год, проведенный “под крылом у гибели”, окончился переводом в Аюд. Здесь за ним окончательно закрепился статус “святого тюрем”, ибо поэзия его несла исцеление больным душам заключённых.

Свои стихи Джир писал ночью на потолке камеры. Выстраданные пламенные строки выстукивались утром по батарее азбукой Морзе или распространялись изустно во время дневных прогулок. Заключенные записывали их на всём, на чём только можно было это сделать: на подошве ботинка, на куске мыла, на запылённом стекле. Кто-то даже ухитрился вывязать из ниток текст стихотворения «Ночью Иисус ко мне в камеру вошел».

В тюрьме Джир терпел невообразимые муки. Больному гангренозным выпадением прямой кишки, гепатитом, туберкулезом, гемофилией, ему было отказано в лечении.

Скончался “святой тюрем” в 1975-ом году, в ночь с 28-го на 29- е апреля. Власти отказались предоставить ему место для погребения. По милосердию одной вдовы, предоставившей свой забронированный участок, его захоронили на католическом кладбище в Бухаресте. В 2012 году, останки Джира были перенесены в православный монастырь Петру Водэ, игуменом которого был тогда бывший легионер, старец Юстин Пырву.

автор статьи - Октавиан Раку
русская лит.обработка - Ирина Мудриченко