Глава 9

Наталья Федорова -Высотина
Киров, челюскинцы, 17-й съезд

В декабре 34-го года всю стану потрясло убийство Кирова. До этого мало кто его знал, он не стоял в первом ряду имен Государства. Но, когда его убили, это имя стало широко известно. Сталин использовал это убийство для репрессий своих противников. Начались процессы «врагов народа». Позднее, в середине 30-х, кремлевских врачей обвинили в смерти Куйбышева, Менжинского, Горького и его сына. Проводились публичные судебные процессы в Колонном зале над группами Каменева - Зиновьева в 36-м году, Пятакова - Радека в 37-м году, Бухарина - Рыкова в 38-м году. Сейчас стало известно о фальсификации этих процессов. Но в те годы все мы слышали по радио, читали газеты, смотрели документальные фильмы, где осужденные признавали свою вину и осуждали свои действия. Все это выглядело убедительно для большинства населения.

Жили трудно в материальном отношении, доходы от работы в колхозе были скудные, но все мы горячо переживали за страну. Переживали за челюскинцев. Когда весной 35-го года они ехали поездом с Дальнего Востока в Москву, в каждом городе на их пути организовывались митинги. Один из иностранных журналистов писал, что Советский Союз из трагедии сделал героическую эпопею. Позднее всей страной переживали за папанинцев и их спасение.

Однажды, во время урока, поднимается девочка и декламирует стишок: «Детки вы детки, в конце пятилетки будете собирать крошки, протяните ножки». Класс замер, даже учитель растерялся. Только что прошел 17-й съезд партии, который подвел итоги первой пятилетки и наметил контрольные цифры второй. Это был съезд победителей. Об это много писали и говорили. Через какое-то время учитель продолжил урок, как будто бы ничего не произошло. Наверное, учителю это спокойствие далось с трудом. Ни о каких последствиях этого случая мы ничего не слышали. Девочка продолжала учиться, она была из семьи раскулаченного. Нас очень удивило ее выступление. Мы знали ее скромной, застенчивой. Конечно, было интересно узнать,  кто ее научил выступить, или это ее инициатива. Мы девочку об этом не спрашивали. Наверное, понимали, что спрашивать нельзя.

В те годы среди населения ходило много стишков антисоветского, антиколхозного содержания. Довольно меткие, ядовитые. Многие были с нецензурными словами, хлесткими характеристиками в адрес руководителей государства.

Сейчас можно слышать и читать о притеснениях тех лет, жестокостях со стороны ЧК, ГПУ, НКВД, о страхе, в котором жили люди. Наверное, кто-то страхи и жестокости испытал. Но большинство населения об этом представления не имело, особенно в сельской местности. О репрессиях мы узнали позже, а в то время они нас не касались. Вспоминается только один случай. На колхозном собрании уполномоченный рассказывал о зимовке папанинцев на льдине, о пережитых ими трудностях. Один старик-балагур сказал: «Попробовали б они перезимовать в нашем колхозе». Вскоре старика забрали, вернулся в деревню через три года, перед войной. В деревне наказание старика восприняли как должное. Не следует балагурить, когда говорят о серьезных вещах.

Материальное положение в колхозе

В колхозе, в материальном отношении, люди жили по-разному. Те, кто до колхозов имели справное хозяйство, и в колхозе жили лучше. Работали с полной отдачей, вырабатывали много трудодней. Хотя на них распределялось не много, но все равно на эти хозяйства причиталось прилично. Те колхозники, которые и до колхозов плохо жили, так как не умели вести свое частное хозяйство, хотя сами по себе были трудолюбивы, вырабатывали прилично трудодней и получали неплохие доходы. Хуже всех жили те, кто и до колхозов жили плохо и в колхозе кое-как вырабатывали только минимум трудодней, чтобы только не исключили из колхоза. Да еще в течение года получали авансом продукты. При окончательном расчете в конце года почти ничего не получали и с началом нового хозяйственного года опять залезали в авансы в счет будущих доходов. Они превращались в иждивенцев колхоза, знали, что колхоз их не бросит. Все это относится к 32-му - 33-му годам, когда на трудодни ничего не распределялось.

Официальные праздники

До войны 1 сентября праздновался МЮД — Международный Юношеский День, праздник прогрессивной молодежи. С 45-го года 10-го ноября, как Всемирный день молодежи. В те годы наша жизнь была весьма политизирована. Все мы были членами МОПРа — Международной Организации помощи борцам Революции. Платили членские взносы — это были копейки, но этим воспитывался интернационализм. Отмечали, как праздник, 18 марта — День Парижской Коммуны, не говоря уже о Первомайском празднике. Мы жили жизнью всего мира. Может, с сегодняшних позиций все это выглядит наивно, но чувствовали себя интернационалистами. А как мы переживали и сочувствовали борьбе испанского народа! Считали оправданной нашу материальную помощь республиканской Испании. Немало ребят пытались попасть в Испанию, но их задерживали в Одесском и Новороссийском портах. После падения республиканского режима, в нашу страну привезли десятки тысяч испанских детей, и большинство из них были приняты в советские семьи. Сейчас можно критиковать нашу политизированность. Но нам интересно было знать не только закон Ньютона или теорему Пифагора, но и о фашизме в Германии и Италии, о японской агрессии в Китае, о политике невмешательства Англии, США, Франции в трагедию Испании. Поэтому нашему поколению были понятны причины затягивания открытия второго фронта против Германии нашими союзниками. Во всей полноте наш интернационализм проявился при освобождении стран  Европы от фашизма, в поддержке сил Сопротивления народов, захваченных Германией и Японией. Все это в те годы считалось естественным.

Как бы мы не ругали погибшую советскую систему, надо признать без идеологической подоплеки: она воспитала не только интернационалистов, но и патриотов, людей в основе характера которых лежало бескорыстие.

НСШ

5-й, 6-й и 7-й классы заканчивал в НСШ — неполной средней школе, в поселке Зюкайка в 8 км от нас. Но напрямую, через леса, дорогу можно было сократить на 2 км. Этой дорогой мы пользовались только днем и когда не было снега. Зюкайка — заводской поселок, где были маслозавод, льнозавод, техникум механизации сельского хозяйства. В 30-х-35-х годах здесь находился рабфак и институт северных прядильных культур, большой льноводческий совхоз. Позднее институт объединился с Пермским сельхозинститутом. Институт создавался на перспективу более широкого развития льноводства — «северного золота». И для того, чтобы задействовать кадры ученых, высланных в  Зюкайку из Ленинграда и Москвы в конце 20-х — начале 30-х годов. Школа в поселке большая, в пятом классе было три параллельных — А, Б и С. Была специализация учителей. Учились в две смены. Наша смена заканчивалась в 7-8 часов вечера.

Учеба в 5-м классе давалась мне трудно: новая школа, новые ученики, новые учителя. В те годы многие ученики заканчивали образование четырьмя классами. Уровень учебы в поселковой школе был выше, чем в деревенских. Кроме того, с нами учились дети высланных. Но к 7 классу мы — деревенские не уступали поселковым в уровне знаний, хотя уступали в культуре. Зато превосходили в «классовом чутье», в «пролетарских позициях».

В пятом классе запомнилось, как мы изучали басню Демьяна Бедного «Свеча». Учительница предложила мне и соседу исполнить —  разыграть ее вдвоем. Мне определили роль приказчика, а соседу — купца. Сосед был слабее меня и басню знал плохо, но его выручил артистизм и комизм. Он путался, забывал, кое-что добавлял от себя. Все это вызвало такой хохот на всю школу, что даже директор вынужден был заглянуть в класс. Весь год вспоминали об этом уроке. Мы получили оценки «очень хорошо» (отличных тогда не было). Для соседа это была единственная высокая оценка по литературе, а для меня одна из немногих.

В НСШ была пионерская организация, которая объединяла 20-25 % учеников 6-х-7-х классов. Вступать в пионеры было трудно. Учитывалась успеваемость, поведение, внешкольная общественная работа. Меня приняли в шестом классе: Торжественный прием, торжественные линейки под горн и барабан, пионерские костры с задорными песнями. Во время каникул, хотя и было далеко, я не пропускал пионерских сборов. В нашей деревне я был в те годы единственным пионером. При приеме перед строем дружины давали торжественное обязательства: быть преданным Родине, настойчивым в учебе и труде, быть верным и честным товарищем, держать равнение на героев борьбы и труда, всегда смело стоять за правду. Все это сейчас забыто и заброшено. Наверное, со временем жизнь заставит вернуться к этим принципам, возможно в другой форме.