Сказка. ХОП В ЛОБ

Ирина Винокурова 2
В одном незатейливом селении жила-поживала, горя не знала бабка Маланья. И был у той бабки внучок – смышлёный паренёк. Со  всеми, как повстречается, так здоровается и прощается. А звали того внучка красиво да звонко – не просто так, а Егорка.

Дни летели, года проползали, рос  Егорка,  умнел да взрослел. И вот канул ему шестнадцатый год.

- Бабка, Маланья, - говорит раз он,-  надоело мне с мальчишками в поле играть, да дома скучать. Решил я мир посмотреть, людей повидать, да жизнь узнать. Завтра, как солнце над лесом встанет,  уйду я из дома.
- Ох, Егорка, - взмолилась Маланья, - мал ты ещё, неровен час - в беду попадёшь, дороги верной не найдёшь, сидел бы дома.
- Не печалься обо мне, коль в дороге не пропаду, так и домой вскоре приду.

А на утро, только солнце краешком из-за леса показалось, так Егорка в дорогу и отправился. День идёт, другой идёт, а на третий встречает у дороги пень. На пне два деда сидят, в разные стороны глядят.

- Добрый день, дедушки, -  вы чего у дороги сидите, аль кого сторожите?
- Сторожим, сторожим, молодец,-  отвечают, - границы свои охраняем, чтоб не замеченным никто не прошёл.
- Границы? – удивился Егорка, - Да какие же здесь границы, ни ограды, ни столба, а кругом лишь степь одна!
- Ишь ты, прыткий какой, столбы ему подавай – без столбов границу различай!
-Это как же, дедушки?
- Мы тебе не дедушки, а короли – великокоролевичи, знатные царевичи! –говорит один из них, - Я великокоролевич Левша, а он Правша. Отсюда и границы разумей: что по леву твою руку – то моё, а по праву – то его.
- А к чему мне такое разумение? У меня правая и левая половины в согласии живут и границ не признают.
- Зачем? – в один голос воскликнули королевичи, - А пошлину платить, кто за тебя будет?
- А пошлину  за что?
- Вот бестолковый попался, топнул  ногой Правша, - ну ежели ты справа от себя что найдёшь, али яблоко, к примеру,  сорвёшь - что сделаешь?
- Ну, коли яблоко:  то съем!
- Э нет, ежели справа найдёшь, то четверть мне в казну отдаёшь, а с лева возьмёшь, так к Левше. Уяснил, для чего мы здесь сидим и границы сторожим?
- Вот так дела! – удивился Егорка.
- Дела то они, всегда дела: коль хорошо сделаешь, то как соль -  бела, а коли затаишь от нас что – без руки останешься. Ты когда чего найдёшь, так скажи: «Хоп в лоб, правая казна» - ежели что справа нашёл, а слева, то наоборот скажешь: «В лоб хоп, левая казна». Появятся в ту минуту сундуки, да стражники Правши или Левши, что четвертину вымерять будут.

Пожал плечами Егорка, да дальше пошёл. Шёл, шёл, до речки дошёл.  Есть захотел. Рыбы наловил, ухи наварил, а про Правшу с Левшой забыл. Только есть сел, откуда не возьмись, стражники объявились, в дороге не запылились.

- А пошлину платить? – спрашивают, - Утаил,  иль забыл?
- Ох, забыл стражнички, забыл, не карайте за то, а ещё не приметил, с какой стороны рыбу удил.
- Зато мы подметили, - отвечают, - с правой ловил и с левой ловил.  Значит четверть Правше и четверть Левше и того – половину. А воду черпал? Черпал! И с права черпал и с лева черпал и того опять половина.  А половина и половина, сколько будет? Целый котёл!

Не дали стражники Егорке и опомнится, забрали котёл и исчезли, будто не было вовсе. Идёт дальше Егорка, грибы да ягоды собирает и про четвертинки теперь уж не забывает – сразу в казну отправляет.  Шёл так он, шёл и в большой Град пришёл.  А там жара стоит, народ без воды сидит, погибает. Сады без воды засохли, огороды зачахли.

- Отчего такая засуха? – спрашивает он у одного из жителей.
- А коли, ты богат, так и воды напьёшься. Это мне,  бедняку попить не на что.
- Это как же так? – удивился Егорка.
- Живёт в нашем городе купец Ненастный. Он все ненастья под замком держит. Летом дождь у него покупаем, а зимой снег да метели. А платить дорого: по кружке монет за ведро воды.

Пошёл Егорка взглянуть на этого купца-молодца. «Эх, говорит,- не будь я Егорка, если не накажу его». Как сказал, так и сделал, повернулся в левую сторону и шепчет: «В лоб хоп левая казна». Появились в ту минуту стражники великокоролевича Левши. Молвит им Егорка:
- Нашёл я в этом городе купца одного – Ненастного. Хотел было себе его взять, в работники нанять, да про вас вспомнил и о дани неуплаченной.
- Как же нам одну четверть купца отделить? – удивились стражники.
- Да вы его всего забирайте, а при случае мою доброту поминайте. Да и ума у него четвертинка и сам боле не тянет. А я при себе оставлю ненастья его, зачем они вам? Ещё в дороге замочят, градом побьют, да снегом занесут.

Обрадовались стражники, забрали купца, а ненастья Егорке оставили. А он выпустил их сразу на волю гулять, поля да леса поливать. Обрадовались ненастья и кричат с неба Егорке:
- Мы теперь твои друзья, чем сможем – всегда поможем!

Пошёл дальше Егорка и всюду его стражники Правши с Левшой преследуют, нигде покоя не дают. Говорят: «Обманешь нас, так руки лишишься, а обхитришь – от дани на век освободим,  твои желания исполнять станем». Помнит об этом Егорка, руки жалко терять, а об исполнении желаний мечтает.

Вот подходит он ко дворцу красивому, что в том Граде стоял. Палаты резные, ставни расписные, золотом украшены. А на балконе сидит краса-девица, посмотришь – разум помутиться! Глянул на неё Егорка и покой потерял.  «Не жить мне без неё, - молвит, - горы сверну, а её в жёны возьму!» Пошёл он к царю – батюшке.
- Так  мол и так, - сказывает, - люба мне дочь Ваша и жизнь без неё не мила. Отдайте мне её в жёны!
- Ну что ж, - отвечает царь-батюшка, - дочь у меня знатная, красивая да богатая. Отдам тебе в жёны.  Но сперва, как полагается, задания царские выполни.
- На всё соглашусь, всё выполню, коли от слова царского впредь не откажитесь.
- А ты мне не указывай, я сам царь-государь, сам себе повелеваю и что хочу, то исполняю. Ты, ежели о дочери моей мечтаешь, сходи,  да войско вражеское победи, что на владения мои напасть собирается.

Пошёл Егорка на поле ратное.  Глядь, а там вражеской силы видимо, не видимо: и конные и пешие – одному не под силу справиться. Зовёт он на помощь Града Градовича:
- Помоги, дружище, войско вражеское побить  да царю угодить.
Посыпал тут град с неба, да такой крупный, словно камни сыпятся и уложил врагов незваных на поле побитыми да побеждёнными  лежать. Возвращается Егорка к царю и молвит:
- Выполнил я задание твоё, разбил силу вражескую. Отдавай теперь мне дочь свою в жёны.
- Погоди, прыткий больно.  Ты вот ещё мечту мою исполни: хочу, чтоб у дворца нашего море раскинулось, да рыбки плескались в нём.
Вышел Егорка из дворца и зовёт Дождя Дождовича:
- Помоги, братец, море к утру налить, да ещё раз царю угодить.

Помог Дождь Дождович : к утру море близ ворот появилось. Приходит Егорка вновь к царю и говорит:
- Выполнил я и второе  твоё задание. Отдашь теперь свою дочь мне в жёны?

А царь сидит да посмеивается:
- Это где ж видано, чтоб царь волю свою исполнял, да простому люду обещанное отдавал. Не видать тебе дочери моей, ступай-ка ты восвояси, пока я стражу на тебя не назвал.

Разозлился Егорка. Повернулся вправо и говорит: «Хоп в лоб, правая казна!» Появились в ту секунду стражники Правши.
- Я, - говорит он им, - царство здесь нашёл. Хотел было себе всё взять, да о вас вспомнил.  Забирайте в казну свою царя с дворцом его, всё отдаю, ничего не утаю.

Забрали стражники царя с дворцом и исчезли. Осталась одна дочь царская стоять. Хотел было её Егорка под руку взять, да невестой своей назвать, но тут про Правшу с Левшой опять вспомнил. Достал из сумки своей мешок пустой и кличет стражников: «В лоб хоп, левая  казна».  А как стражники те появились, он и говорит им:
- Есть у меня подарочек один ценный для великокоролевича вашего Левши, но отдам я ему лично, мне ещё словечко кое-какое важное ему шепнуть нужно.
А как предстал Левша перед Егоркой, он и говоритЛевше:
- Приготовил я для Вас подарочек один ценный, в знак дружбы нашей, в мешок положил, а достать не получается. Стражникам  не доверил, боюсь утаят, потому Вас и позвал.

Обрадовался Левша подарку, обо всём забыл, сам в мешок  полез. Тут Егорка изловчился, мешок связал и давай кричать «Хоп в лоб, правая казна», а как стражники пришли, так и отдал он им мешок с Левшой в казну. А когда  мешок с Левшой стражники Правши забрали, стал он звать опять стражников Левши, а только  те явились, Егорка   говорит им:

- Обхитрил я вас и Левшу вашего, теперь очередь за вами – мои желания, как обещали,  исполнять. Для начала вы на службу ко мне заступайте, от врагов охраняйте. Всегда по обе стороны от меня ходите и следите, чтоб я на правой стороне не бывал и дань Правше не отдавал.  И в сей же час тройку вороных мне запрягайте и везите меня с невестой моей в места родные, к бабке моей Маланье.

А как вернулись Егорка с невестой в родные края, так всё село молодых хлебом-солью встречало. Все на свадьбе гуляли, за Егоркину мудрость молодецкую и смекалку чарку  поднимали и как положено – до дна выпивали.