Об актрисе Театра сатиры Токарской Валентине Георг

Ольга Гелашвили
Фото из интернета

Эта удивительная актриса, удивительный человек Валентина Гергиевна!
Будучи молодой девушкой, еще, конечно же, неработающая в театре, я увидела Токарскую в фильме Дело № 306. Сильное впечатление она произвела тогда на меня. Она играла шпионку. Ее голос, скрипучий голос настоящей шпионки так и врезался мне в память.
Спустя годы, я познакомилась с ней уже в театре.. Ее сила духа поражала. Меня попросило руководство театра немного опекать ее, так как, всё таки, она была пожилым человеком.
Я приходила к ней домой, и мы подолгу говорили с ней.
Она мне рассказала многое, что, впрочем, известно всем, но кое что она мне рассказала, о чем не знала ни общественность, ни труппа театра.

Мне очень не понравился момент, когда Дорогую Валентину Георгиевну, вдруг назвали, чуть ли не самой богатой актрисой того времени.
Напротив, это была скромная женщина, и никаких дорогостоящих украшений и костюмов у нее не было. Если она на сцене и выглядела богато, то это всё из цехов театра. Да, она умела одеться богато и со вкусом. Поэтому, каждый мог восхититься ее обликом! У нее был вкус богатой актрисы, поэтому и пошел о ней такой слух.

Очень меня удивил момент в ее жизни,  Она любила  Рекса Стаута рассказы о Ниро Вульфе и Арчине Гудвине.
Но хочу, тем не менее сказать, что во времена Сов.Союза этих книг не было в продаже, и, даже, почти никто не знал о таких детективах. Валентина Георгиевна очень привязалась к этим персонажам, и, где то и меня "заразила" ими. Но я то уже покупала эти книги в магазинах, а во времена Советские, Валентина Георгиевна !! печатала сама на машинке эти рассказы. Да, я видела эти машинописные работы, и могу сказать, что не легко  ей досталось эти работы сделать, ведь не так технично  она справлялась с машинописью. Она мне рассказала, что есть еще 24-й том Рекса Стаута - Поваренная книга Ниро Вульфа. Я так и не смогла его увидеть. А есть ли он?

Я была удивлена, как восхищались ею именитые актеры и режиссеры. Вот , например, по вечерам в какие то определенные вечера,она собирала  друзей, и они играли в преферанс.  Прекрасное вино, закуски, и , конечно же, обоятельное воодушевление от праздника. Было не так много друзей, но были преданные.  Была в их числе и Татьяна Ивановна Пельтцер.

 Валентина Георгиевна была очень мнительна, как впрочем и любой актер и режиссер. Каждый мог, уронив свой сценарий  или пьесу, прежде чем поднять, сесть на него, где бы экземпляр не лежал, на полу ли, на асфальте? Так поступал и Анатолий Папанов.
 И  в жизни Георгия Товстоногова, был  такой момент. Однажды, когда черная кошка, перебежала дорогу по каким то камням. Евгений Лебедев, актер, друг  соратник, и супруг сестры Товстоногова Нателлы, наблюдал, как Георгий перелезал через эти камни, дабы не столкнуться с путем, проложенным черной кошкой!

Так вот, Наша Валентина Георгиевна однажды вошла в театр в кофточке, одетой наизнанку. А так как по ее мнению это не могло  сулить ничего хорошего,  Да еще в день спектакля. И когда же ей указали на это, она без  капли стеснения быстро ее сняла, вывернула и вновь одела.

Еще о Валентине Георгиевне Токарской и предприятии быстрого питания МАКДОНАЛЬД.
Очень отрадно вспоминать, что в перестроечные годы, когда зарплаты в организациях и в театре, в том числе, были мизерными , а в магазинах практически не было продуктов, Макдональд помогал престарелым, в частности , Валентине Георгиевне небольшим пайком. Ей каждый день курьеры из Макдональда приносили стаканчик молока и гамбургер. Это было большое подспорье в питании престарелых людей, проведенным долгое время в фашистских и сталинских застенках!
Думаю, это очень намного продлило годы  ее жизни!


...Она неспешно перешла на другую сторону Тверской улицы, садится в троллейбус, две остановки, и вот она уже около метро Маяковского. Эти длинные лестницы вглубь перехода к метро! Но  ее встречает преданная театру и Валентине Георгиевне  Людмила,  билетёр театра . Она в театре давно, может чуть ли не со своего младенчества.
 Она помогает Валентине Георгиевне брести по лестнице к театру. Да, устают они обе. Но сегодня у Токарской спектакль! Она играет в спектакле Александра Ширвиндта "Молчи, грусть, молчи..." Поет на французком, танцует. Он бережно держит Валентину Георгиевну за руку, представляет публике. Он обожает ее! Он  обожает всех своих пожилых актеров и актрис. Но  к Валентине Георгиевне у него более трепетное чувство. Она обоятельна, и любит Александра Анатольевича.  Ей уже за 90 лет, но никогда она не сказала ему, что устала, никогда не подвела его в спектакле, как бы трудно и тяжело ей не было.

 Домой ее довозят на автомобиле,  Она добирается до квартиры, и отдыхает полулёжа на диване. Она засыпает, Но больше она уже не проснётся! Бог забирает ее. Она умирает во сне. Так, мне сказал один доктор, уходят из жизни святые! Без мучений.  Слишком уж потрепала ее жизнь. Была в плену у фашистов, сидела за это и у нас в лагерях. Но никогда она не роптала на свою жизнь!

А я могу быть благодарна Валентине Георгиевне Токарской, что была знакома с нею, и она многому научила меня. Главное, думаю, любить и ценить людей!!