Работа над орбитальным кораблем Буран

Лина Широких
 

                В 1971 году почти весь наш выпуск Аэрокосмического факультета МАИ (Московского авиационного института)
распределили в Подлипки, кого в НПО (Научно-производственное объединение) "Энергия",
 кого в ЦНИИМАШ  ( Центральный научно-исследовательский институт). Я оказалась в ЦНИИМАШ, так как делала там диплом.
Темой диплома был Спускаемый аппарат на Марс из проекта "Аэлита". Хотя была на девятом месяце беременности, я честно
рассчитывала динамику спускаемого аппарата , его углы атаки и пр. , чертила кабину, рисовала плакаты.
Члены комиссии были ко мне снисходительны и оценили мой диплом на отлично. Через некоторое время нам предложили перейти
в ЦКБМф в Фили, где начиналась работа над новым проектом космической станции. Почти все наши ребята перешли туда, так как
было ближе к дому и перспектива выбора направления работы. так я оказалась в отделе прочности, а мой муж в отделе
 проектирования.
               Уже через 10 месяцев после рождения ребенка я приступила к работе. Огромное спасибо моей свекрови
Анне Сергеевне Широких, которая сама предложила помощь по уходу за малышом.
Четыре года я усердно работала и училась у старшего поколения.
             23 февраля 1976 года постановлением правительства  в Москве было образовано новое Научно-производственное
 объединение  (НПО) "Молния" с целью участия в разработке многоразовой космической транспортной системы.
В это время в США уже полным ходом шли работы по созданию крылатой космической системы "Спейс Шаттл".
              Новому объединению поручили разработку многоразового орбитального корабля "Буран"под руководством
Генерального конструктора академика РАН Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
             И опять мы почти всем выпуском рванули на новое дело.  В НПО "Молния" были собраны лучшие научно-технические кадры.
Была создана передовая научная, производственная и испытательная база.   Работать на новой вычислительной технике
и под руководством опытных специалистов было очень интересно.  Порой забывали о еде и отдыхе, засиживались допоздна,
 работали  и в  выходные. Многие защитили кандидатские и докторские диссертации (в том числе мой муж).

             При создании нашего космического корабля конечно использовались данные об американском проекте.
 Однако наш корабль далеко не копия американского. Главное отличие нашей системы в том, что основой является
мощная ракета "Энергия", к которой  крепится орбитальный корабль "Буран", отделяющийся от нее после выхода на орбиту.
Как корабль, так и ракета имеют свои автономные системы управления. Ракета после отделения "Бурана"снижается и частично
сгорает в атмосфере. Таким образом спасаемым, то есть многоразовым, является только орбитальный корабль "Буран",
а ракета со своей системой  управления и мощными маршевыми двигателями гибнет. Отсюда проект оказался дорогостоящим.
Одной из причин выбора такой схемы было желание создать сверхмощную ракету-носитель, которая послужит для выполнения
других задач, что она и делает до сих пор.
              В американской системе основой является сам корабль, установленный на большом топливном баке, к которому
 крепятся дополнительные пороховые ускорители. Все двигатели и система управления размещены на корабле и возвращаются 
вместе с ним на землю, а ускорители, отработав  в первые же минуты после старта, отделяются и опускаются на парашютах в океан,
после чего поднимаются на борт корабля для ремонта и последующего использования.
Сгорает в атмосфере топливный бак - самый  дешевый элемент системы.
            
Итогом наших многолетних трудов стал запуск 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур  орбитального корабля "Буран"
и его автоматическая посадка ! нашей радости не было предела!
Что было потом - всем известно: перестройка и закрытие проекта.
  См. видео запуска и посадки    http://vk.com/video185455306_164517545