Системный взгляд-3. Системы и санкции

Болеслав Вольтер
С и с т е м н о е  у с т р о й с т в о  м и р а
Пишу эти строки и испытываю на себе системное ощущение. Вместе с компьютером я составляю единое целое - систему. Стучу по клавишам клавиатуры, а монитор высвечивает мои мысли.  Читаю. Они мне не нравятся, редактирую, что-то стираю. что-то добавляю. выжимаю из себя новые мысли, а они, оказываются не лучше прежних. Снова стираю, и снова строчу. Говорят, сочинительство - это каторга, но каторга сладкая. Может быть, но в чем состоит этот сладкий ингредиент такого творчества, я до конца не осознаю. То ли в преодолении этой каторги, то ли в тайне творчества. Но однозначно ясно,  когда сажусь за компьютер, я с ним образую систему, которая функционирует. 
    Владимир Набоков давным-давно заметил такое же системное тяготение и высказался так: "Самый процесс сочинения заключается в некоем взаимодействии, в той таинственной связи, которая возникает между головой, рукой, пером и бумагой". Он не упомянул понятие система, но был очень близок к нему.
      Иван Сеченов предлагал в понятие организма включать окружающую среду. А Николай Бердяев утверждал, что общество есть часть личности. В этой связи нельзя не вспомнить еще раз Луиса Борхеса. Это он сказал: "Во всем таится все". Коротко и весомо. Но наш Федор Тютчев выразился еще раньше еще ярче: "Все во мне и я во всем".
      За все, что случается в мире, можно сказать, несет ответственность весь мир. Такая получается связь общего с частным. А великий француз Блез Паскаль высказал свое отношение к картине мира через картину носа египетской царицы Клеопатры таким нетривиальным образом: «Будь нос Клеопатры покороче, иное было бы лицо мира.» Конечно, такое высказывание скорее можно принять за абсурд, чем за какую-то истину. Но это не абсурд, это шутка, выражающая вполне серьезный закон, касающийся системной картины мира.

О т к р ы т о е  о б щ е с т в о
Политологи не остаются в стороне от системного подхода. Они объявили о существовании закрытых и открытых обществ. Западный ученый – физик, математик и политолог  Карл Поппер (1902-1994) написал ставшую знаменитой книгу "Открытое общество и его враги", впервые опубликованную в 1944 году в Англии. В 1992г. эта книга стала доступна и российскому читателю. В "Письме к моим русским читателям", открывающем первый том книги, Поппер заявляет, что главной идеей открытого общества является власть закона. И далее подчеркивает важную мысль, адресуя ее России: "Без установления власти закона немыслимо развитие свободного рынка и достижение экономического равенства с Западом". А между прочим, подчеркнем от себя, в цивилизованном рынке ключевым понятием выступает системное понятие "обмен". Существуют законы обмена и они властвуют повсюду, не только в обществе, но и в неживой Природе, в Космосе. Но очень часто мы не знаем этих законов, и еще чаще их не признаем.
      Идею "власти закона" следует поставить во главу современного системного взгляда, который подразумевает в изучении явлений любой природы с помощью математических моделей. А составить модель, не зная законов, которым подчиняются процессы функционирования системы, занятие бесполезное. 

П р е с л о в у т ы е  с а н к ц и и      
В нынешнее время (август 2014г.) системное понимание устройства мира особенно важно. Осознание, что человечество нынче - это не совокупность разных народов, населяющих Землю, а системное объединение разных стран, связанных взаимными обязательствами и взаимо-выгодной торговлей. Санкции, обрушившиеся  на Россию, введенные американцами, и поддержанные рядом стран Европы, разрушают системный уклад человечества  и могут привести к необратимым негативным и даже катастрофическим последствиям.
   12.8.14 было объявлено, что Украина – горячее место в Европе - тоже вводит санкции против России. Ну, разве это не смешно?, Мне вспомнилась детская присказка советских времен. Пацан обиделся на бабушку, которая часто его ругала  за разные проделки, и придумал для нее такую угрозу (то бишь – санкцию): «Будешь еще меня ругать, я пойду в огород, сниму штаны и сяду в крапиву тебе назло». Не похож ли очередной санкционер  на рассерженного  пацана? 
   ----------------------------------