Памяти Натальи Столяровой

Александр Календо
ПАМЯТИ НАТАЛЬИ СТОЛЯРОВОЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА "РЫБЫ"
http://www.proza.ru/avtor/nastol&book=15#15


Из писем знакомой:

"...А под конец рабочего  дня утихло малость,  открыла  Прозу.ру и ...
Увидела, что вчера вечером трагически погибла Наталья Столярова.
Поплакала тихохонько, чтоб не видели другие, плюнула и пошла домой, не стала сегодня сидеть после...

Господи жизнь так коротка, а мы её так живем..."
...........................................

"Прочтите "Рыбы" и другое.

Они, правда, длинные, но я встречала каждую главу..."



Я прочёл "Рыбы".
Не стану говорить о художественных достоинствах, они очевидны: перед нами — Мастер, это чувствуется с первых строк, кстати, Наталья — признанный писатель, лауреат литературных конкурсов. Я расскажу о впечатлении, потому что оно само по себе заслуживает художественного описания. Когда произведения переходят определённый уровень — такое случается. Они становятся ПОРОЖДАЮЩИМИ. Если заряд — даже не творческой энергии, но — прозрения автора набирает некую силу, перед читателями открываются горизонты. Подобные тем, что открывает Жизнь. Если не больше и шире, и дальше. А о чём ещё мы пишем — как не об этих горизонтах? Больше нам писать не о чем.

Во-первых, этот роман действует, как триллер. С самого начала в воздухе повисает напряжение, которое не отпускает до конца, до последней главы. И только там, после совершенно удивительного, нестандартного конца, когда, посидев пару минут с открытым ртом, понимаешь, что НИКАКОГО ДРУГОГО КОНЦА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, только тогда напряжение отпускает. То есть оно отпускает ровно настолько, насколько читатель принимает конец. Я вполне допускаю, что кто-то может его не принять, и тогда у него возникнет к автору много вопросов, хотя тот, естественно, отвечать не должен. Поэтому такой читатель уйдёт несколько раздражённым и опечаленным.

Может, были и такие. С определённого момента я перестал читать рецензии. Чтобы не расплескать собственную.

Итак, в тексте — ощущение угрозы, тайны, страха за героиню, заставляющее "глотать" главы — тайны чисто психологической, ибо никаких погонь и перестрелок там нет. Далее — Знания. Ко мне, не знаю, как к кому — ко мне лавиной поступала информация, совершенно незнакомая доселе и весьма значимая. Я бы даже сказал: открылся целый мир, о существовании которого я знал — теоретически, даже видел его — со стороны, как любой из нас, но никогда не был ВНУТРИ него. Под словами "любой из нас" я разумею мужчин, живущих в России. Мы смотрим на русских женщин, оценивая их красоту и ум, подозревая, что перед нами нечто необычное, однако — насколько?...

Вот Наталья Столярова и показывает: насколько. Тому, кто в состоянии ВИДЕТЬ, кто уже созрел — вследствие своего жизненного опыта — открывается Душа Женщины, настолько же необычная, насколько грозная и способная на всё. То есть, на любые свершения. Скажу честно, когда я читал, у меня мурашки бежали по спине, ибо я понимал, что представленный тип характера просто вил бы из меня верёвки, и никаких возможностей сопротивления — как океанской волне, бросающей из стороны в сторону — у меня не было бы.

Да, я нашёл подтверждение идее, что наша с вами родина, Россия, репрезентирует Женское Начало Человечества, цивилизации, но сухая философия — ничто по сравнению с ярким образом, накатывающим на тебя со страниц романа. Он — нечто космическое, то, что обладает громадной мощью. Перед нами ЖЕНЩИНА НА ВЕКА; через две тысячи лет, и через три она будет с лёгкостью решать возникшие задачи, в то время, как остальным потребуется полное перерождение. Ей самой неизвестны её возможности, и процесс постижения их, самоосознания — одна из пружин действия.

Тем не менее, основа основ нашего бытия, всех наших успехов и достижений, плита в основании нашего Духа — имеет трещину, глубокую и донельзя опасную. Я не буду приводить детали — не хочу раскрывать ни капли сюжета, но книгу написала женщина, по крайней мере, не мельче масштабом своей героини, она знает, о чём говорит. И оттого становится жутко. Тоскливо и неуютно в нашем мире. Большего неуюта и тоски я не испытывал никогда. Но что есть, то есть — мог ли автор не написать Правду? Низкий поклон за неё.

Наконец, последнее. В рецензиях, что я успел прочесть, отмечается: писатель не ставит "знак" на своей героине. Повествование идёт — а всё не ставит и не ставит. Плюс? Минус? Они поднимаются со страниц книги и растворяются в морозном воздухе небольшого городка вблизи полярного круга. Р-раз — и их нет. Как и нашего восприятия "Галы" — в качестве положительного персонажа? отрицательного?... Мы знаем только: "она — это я", это то, что есть во мне, может быть, было, будет: перед нами удивительное зеркало, оно появляется в конце романа — зеркало-микроскоп. В нём — череда отражений наших собственных черт, и самое сильное переживание, по крайней мере, моё — взгляд в него. Эмоции ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ в мировоззрение героини. Да-да, несмотря на то, что она — Удивительная Женщина, и всё такое, есть универсальные вещи.

Я имею в виду переживание: "Так вот, как я себя чувствовал, если бы ставил перед собой схожую цель!..." — и тебя макает с головой в омут, из которого не знаешь, как выбраться.

Вот и всё.

А теперь — иллюстрация к концу книги. Его обоснование — для меня.       
      
***
Я знаю, что есть в человеке Дух Божий:
Попробуй нарушить законы Его —
И прихоти ради — порвать,
Уничтожить
С Творцом нас связующее родство, 

И тут же начнётся немая работа
Каких-то — судьбы — "шестерёнок"... "валов" —   
Без ваших участий, без вашей охоты, 
На уровне памяти детской 
И снов... 

Её вы не чувствуете и не зрите
И даже порой вы сражаетесь с ней —
Пусть так...
Но внутри вас вершится наитье,
И вырвется — в точно назначенный день...

И встанет стеною из камня пред вами, 
Жизнь вашу нечаянно затормозив,   
Тщета,
Безнадёжность, 
Никчёмность желаний...   
И рок вас догонит — как ветра порыв.

Что будет тогда — рост?
Покой?
Разрушенье?
И что сохранится, и кто охранит...   
В нас исподволь зреет ошибок решенье,      
Чтоб вторгнуться в столь устоявшийся быт. 

От Неба к чертям несть числа путешествий,   
Дорог — где-то там:
В подсознаньи, в мозгу...   
Но рано иль поздно приходит к нам Вестник, 
Чтоб тёмную волю унять —
Как разгул... 

Попробуй в себе отменить,
Уничтожить
С Творцом нас связующее родство, 
И тотчас — укором — звучит в нас Глас Божий. 
Осталось лишь только услышать Его. 

***

Вот и ответ на вопрос, что за человек "Гала". Есть ли у неё совесть... Ещё какая. Иначе не случилось бы — то, что случилось.
..........................................


Выражаю соболезнование всем родным, близким Натальи Столяровой, всем, кто горюет о ней.

При одной мысли, что она больше не напишет ни строчки — все тайные пружины моего мира, витые, стальные и несокрушимо прочные, сжимаются и еле заметно дрожат от страшного напряжения непонимания и не-принятия. Так что лучше об этом не думать.