Так ли Стар Древний Египет? ч. 11

Татьяна Ульянина-Васта
В десятой части речь шла об отце неба: боге Шу, имеющем еще и имя Птах (как средний иероглиф в написании имени бога: между иероглифами бородатого человека и пера АлМаат).

Теперь поговорим о жене-сестре Шу: Тефнут - матери Нут (неба).

От близнецов брата и сестры Шу и Тефнут пошли дочь и сын: небо и земля. Причем в русском языке - небо - не имеет рода - оно не женского и не мужского. Земля же имеет женский род. Возникает некоторая неувязка образов в двух верованиях.

Имя Тефнут - в эпоху современного египетского записывается четырмя отдельными звуками-иероглифами:

нижний уровень: ползущая змея с рожками и "голова скарабея"
верхний уровень: голова скарабея и круглый сосуд (ваза) - "зеркальное отображение" верхней части имени  бога Сети.

Но это скажем так упрощенное письмо.

В полной транскрипции имя Тефнут записывалось шестью иероглифами:

крайним правым был змей с капюшоном, а так же в центре иероглиф "матка" (подробно описан в части 2 и 3), есть рисунки, где змей в капюшоне располагается не отдельно, а над сосудом "матка" .

Есть совсем краткое написание имени: из трех иероглифов.

Верхний - голова скарабея, в середине - ползущая змея с рожками, внизу - волна (зыбь):  Я "Tfn" (Хаким).

Звучало это так: "О, Джеб , бык в небе, я Гор...
 Я пошел и возвращаюсь в настоящее время, четвертый бог среди богов четырех, который возникает с водой. Я искреннен в моих словах, как я сделал в моей жизни. Я "Tfn" (Хаким), правивший с Тефнут, представляю "факты", несмотря на отсутствие свидетелей. Два факта приказывают вернуться в тронный Геб (Джеб) мне, так что я вырос, как я хотел. » [1]

Кроме змеи, Тефнут имела облик - кошки "Cat Nubian", в гневе могла становиться - львицей. В египетской мифологии богиня влаги и жары - Луны и Сельвы, Солнца и Пламени (Atom).

Собственно, опишем один из образных процессов: рождение Шу и Тефнут.

Первая версия: Атум чихнул и из слизи родился Шу. Вторая (возможно) дополнительная версия рассказана в песне [2], записанной на папирусе, где утверждается, будто Шу получился не совсем тем, что задумывал Атум. В результате бог, прибегнув к оральному сексу, освободил часть спермы, которую плюнул в землю и таким образом были созданы близнецы. Обратите внимание, этимологически, имя богини формируется от глагола TFN буквально  -  "плевать" и глагола  tf tf, что означает с французского - "кашлять".

Вновь родившаяся (появившаяся) Богиня стала помогать брату поднимать Нут - небо.

Слово "плюнул" ни в коей мере не может показать недостойным процесса. Вспомним, что согласно Нового Завета  Исус создавал брение, которое служило лекарством от слепоты,   плюнув в землю.

Со временем о Тефнут стали говорить более широко: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем).

Есть версия, что Тефнут - не богиня как таковая, а богословский субъект.

"Так Атум сказал:" Это моя дочь, живет, Тефнут, она со своим братом Шу (Шоу). Шоу это имя Анк. Это из Тефнут является Маат. »

О Богине действительно мало что известно, кроме имени.

Греки узнав о Тефнут - отождествили ее с Артемидой.


1 - Текст-аль-Ахрам 260 (около 2700 г до н.э.) текстов Древнеегипетского царства.

2 - "Книга свержения Апофис"


на иллюстрации представлена Тефнут со стелы Осириса (справа)
с бронзовой Печати и фрески - Тефнут и Шу - помогают поднимать Ра (солнце); Тефнут на "женской" половине, Шу - на "мужской", жука-скарабея, символизирующего мозг (в центре)
Тефнут в первоначальном виде -  Нубийская кошка.