Парадокс ЧАПА и ДАНЯ

Рената Гордиенко
        Сегодня, 2 июля 2005 года, исполняется ровно шесть лет, как в моей жизни появился мой любимец воробей по имени Чапа. Все эти годы мы жили спокойно, дружно, с доверием и любовью друг к другу. За шесть лет он стал взрослым, очень красивым, холеным. Всегда бодрый, веселый, распевал свои воробьиные песенки,  в них звучали трели и выводились рулады, прямо, как у соловья. Я любила слушать его, особенно, когда сидел у меня на плече, а я что-нибудь готовила на кухне. Если я поджаривала лук или варила вермишель, он, вытянув головку, все внимание устремлял на пищу, в ожидании угощения жареным луком или вермишелью. Он весь трепетал, когда я подносила ему на маленькой ложечке его любимое кушанье.
     Вечером того же дня мне принесли телеграмму: приезжает из Одессы в родные пенаты дочь. Радость безмерная. Но возникает сложная проблема: она едет не одна, с ней едет ее любимец, воспитанник, друг, защитник – взрослый ротвейлер. Она о нем мне писала, но я его никогда не видела, да и собак подобной породы не держала. Я задумалась: как-то мы все четверо будем уживаться? Этот вопрос занимал все мои мысли.
  Как будут вести себя совершенно несовместимые существа:
  дикий, хотя выросший в домашних условиях, воробышек и огромная, хотя и воспитанная, собака. Это – парадокс.
   Что делать? И как быть?
    Через два дня они уже были у меня дома. Чапу я закрыла в своей комнате, чтобы ни он, ни собака пока не видели друг друга. Честно говоря, мне ротвейлер был страшен. Эдакий огромный красавец рыскал по комнатам, присматриваясь и принюхиваясь ко мне. Дочка сказала ему, показав на меня, что это свой, не чужой. Он стал более дружелюбно смотреть, позволил погладить и откликнулся на свое имя, Даня, хотя его полное  имя -  Дионис – Амо – Арвайлер. Это порода немецких ротвейлеров, своего рода собачьих князей. Но самое главное его достоинство –  его ум, сообразительность. К ним добавлялись воспитание, обучение, отсутствие агрессивности, послушание и преданность хозяйке. Потом, когда я познакомилась с ним поближе, обнаружила еще много разных достоинств.
    Началась наша совместная жизнь, полная новизны, тревоги, напряжения. Все для всех было непривычным. Важно  установить взаимопонимание между мной и Даней, устранить страх за жизнь Чапы, восстановить спокойствие, снять напряжение, ибо теперь мы одна  семья. Значит, должны стать друг другу родными, любимыми, преданными.
  Первое, что необходимо сделать - познакомить Даню с Чапой.
 Знакомство состоялось. Дочь с собакой находились в большой комнате. Я вошла в нее с Чапой, сидящим на моем плече. Даня встрепенулся, повернул голову в нашу сторону, ожидая команду от дочки. Она, показав на воробья, произнесла: это свой, свой, нельзя трогать, и погрозила пальцем. Даня усмирился и стал смотреть на птицу с любопытством. Чапа, увидев нечто огромное, незнакомое, страшное, спрятался за мою шею и с другой стороны шеи смотрел на это «чудище». Чтобы он перестал бояться, хотя у меня у самой замирала душа, я взяла его в руку и ближе поднесла к собаке. Пес, услышав снова слово «нельзя», окончательно успокоился. А Чапу я снова посадила к себе на плечо. Так состоялось знакомство. Первый шаг к доверию сделан.
   Теперь необходимо установить наши с Даней отношения: кто из нас кому должен подчиняться. Очень важно, чтобы между человеком и животным возникли правильные отношения, то есть, животное должно знать, кто хозяин, что хозяин главнее,  значит, его надо слушаться.
  Первые дни Даня просто, проходя мимо, с интересом поглядывал на меня. Если я обращалась к нему,  он приостанавливался, слушал , но не реагировал на мою команду. Значит, не считал меня хозяйкой.
    Но вот представился случай показать ему, кто в доме хозяин. Я и он находились в большой комнате, а надо было в ней сделать уборку. Для этого Даня должен перейти в другую комнату на какое-то время. Я ему сказала:
 - Иди в ту комнату.
 Реакции никакой. Сказала громче то же самое,  но он стоял, как вкопанный. Тогда  произнесла грубо:
 -Пошел вон в комнату!
 Медленное движение лап  и остановка в дверях.
 - Я кому сказала, иди в комнату!
  Поворот головы в мою сторону и еще небольшое движение вперед. Но снова остановка.
 Я шлепаю его рукой по задней части спины. Он повернулся сердитый. Еще шлепаю по спине и  резким голосом говорю:
- Я кому говорю, чтобы ты шел в комнату, быстро пошел вон!
  Слегка подтолкнула его. Он неохотно, но  подчинился мне и вошел в комнату. Это - моя победа над ним.
   Сделав уборку в большой комнате, (к этому времени был готов ему обед), я  позвала его обедать.
 - Даня, идем в кухню есть.
  Он обрадовался, вильнул своим куцым хвостом и рядом со мною направился в кухню. Когда подошел к кастрюле с едой, прежде чем приступить к обеду, обернулся и посмотрел на меня благодарным взглядом.
   С этого времени он признал меня хозяйкой дома, и проблем с ним не возникало. Каждый понимал свою роль и знал свое место.
   Жили мы дружно. Особенно нам с дочерью нравилось по вечерам сидеть в креслах у телевизора и смотреть программы.  Даня лежал или сидел между нашими креслами. Чапа прилетал и садился ко мне на плечо обычно с той стороны, где сидел Данька. Они посматривали друг на друга дружелюбно, спокойно, словно понимали, что теперь это одна семья.
 Мы с дочерью любили дополнять удовольствие мороженым или сладостями. Наши любимцы поглядывали на нас в ожидании угощения.
  Сколько было радости, когда мы их угощали мороженым или печеньем, они смотрели на нас благодарными глазами, а в наших душах  поселилась теплота, доброта, любовь к этим преданным существам. Это поистине счастье, ощущение  чего-то целого, родного, дорогого, настоящей семьи.