Дочь таксидермиста

Василий Бабушкин-Сибиряк
Моей  первой  школьной  любовью  была  девочка  из  нашего  класса. Она  была  очень  красивая   и  нравилась,  наверное,  всем  нашим  мальчишкам.  Даже  преподаватели  мужского  пола  относились  к  ней  с  уважением,  ценя  в  ней  в  первую  очередь  красоту,  а  после  знания.
В  те  времена  советской  власти  ещё  не  было  разделения  на  богатых  и  бедных,  учились  вместе и  даже  дружили, хотя  разговоры  о  могуществе  того  или  иного  папы  уже  были.
Мои  родители  не  считались  богатыми.  Мама  простой  детский  врач,  отец заводской  инженер, но  интеллигентность  в  доме  приветствовалась,  а  друзья, знакомые  были  того  же  круга , что  и  они.
Впервые я  попал  в  иной  мир  и  увидел , что  есть  люди , живущие  по  другому  и  думающие  иначе  о  ценностях  этого  мира , когда  побывал  в  гостях  у  Снежанны.  Так  звали  мою  одноклассницу,  в  которую  я  был  тайно  влюблён.
Огромная  квартира,  уставленная  импортной  мебелью,  модный  в  те  времена  хрусталь  и  фарфор,  -  всё  это меня  ошарашило.
Но  ещё  больше  на  меня  произвела  впечатление   мастерская  отца  Снежанны, Виктора  Георгиевича.
На  стенах  висели  головы  различных  животных,  на  подставках  стояли  чучела медведей,  оленей,  барсов,  рысей. Весь  этот  звериный  мир  уставился  на  меня своими  стеклянными , бесчувственными  глазами.
Я  почувствовал  ужас,  наполнявший  комнату.
- Мой  отец  таксидермист. Отличный  специалист.  Ему  делают  заказы  даже  из  правительства. Вот  погладь  рукой  шерсть  этого  медведя.  Ты  чувствуешь  силу этого  зверя?
-Нет.  Я  чувствую  его  боль.  Его  страдание  перед  смертью.
В  это  время  в  мастерскую  вошёл  хозяин:
- О,  у  нас  гости!  Познакомь  меня  Снежик  с  молодым  человеком. Значит  вы  одноклассник  моей  дочери. Посмотрели  мои  работы?  Снежик,  ты  показывала  молодому  человеку  мою  первую  работу?
-Нет,  папа.  Мы  ещё  не  дошли  до  неё.
-Неправильно,  неправильно,  работы  нужно  изучать,  начиная  с  первых ,  тогда  видишь,  как  растёт  мастерство  художника.
Ведь таксидермист,  молодой  человек,  это  художник! Я  скажу  даже  больше,  это  Бог ,  ведь  он  даёт  вторую  жизнь  уже  убитому  животному.
- Зачем  же  убивать  его?   Чтобы  потом  снова  воскрешать!
-  О,  молодой  человек  у  нас  философ. Вот  смотрите  голова  уссурийского  тигра -  моя  первая  работа.  Я  служил  под  Уссурийском,  когда  этот  тигр  запутался  в  колючей  проволоке.  Наш  взводный изрешетил  его  пулями  из  Калашникова.  Вот  тогда -  то  я  впервые  решил  оживить  зверя.
Вы  посмотрите  на  этот  хищный  оскал,  на  зубы.  Глаза  я  тогда  ещё  не  умел  делать  с  хищным  выражением,  это  уже  вставил  позднее.   Ну  и  как  вам  это  творение?
- Скажите,  а  почему  вы  всех  зверей  делаете  со  свирепым  выражением  морды?
Не  оттого  ли  чтобы  оправдать  его  убийство  человеком?
Ведь  если  у  ваших  зверей  будет  тоска  и  боль в  глазах,  то  ваша  работа  заставит  по  другому  смотреть  на  убийство.
-Вы  правы,  молодой  человек.  Но  я  работаю  на  заказ. Мне  платят  деньги  за  то,  что  хотят  видеть. А  заказчики  хотят  видеть  убитого  ими  зверя  в  моменте  его  наивысшего звериного  выражения  силы  и  ярости.  Ведь  им  хочется  после  похвастаться  перед  друзьями  своим  подвигом.
Это  как  Самсон,  раздирающий  пасть  льву. Что  же  здесь  плохого?
- Не  знаю,  но  я  чувствую  в  вашей  мастерской  себя  плохо,  здесь  боль,  страдание,  ужас .  Вы  разве  не  чувствуете  этого?
-Нет,  не  чувствую.  А  ты, Снежик?
- Нет , папа,  у  меня совсем  другие  ощущения.
- Вот  видите,  молодой  человек,  у  вас  просто  слабые  нервы,  как  вы  с  ними  служить  в  армии  будете,  а  если  не  дай  Бог, - война.
 

Меня  оставляли  на  обед,  но  я  чувствовал,  что  после  увиденного  мне  не  полезет  кусок  в  рот  и,  распрощавшись,  убежал.
Домой  пришёл  в  подавленном  настроении  и  мама  сразу  это  заметила.
- Что – то  случилось?
-Нет  ничего,  просто  я  был  в  гостях  у  одноклассницы.
- Наверное,  тебя  плохо  угостили,  раз  у  тебя  такой  вид?
- Нет,  угощение  там  было  богатое,  но  я  отказался  и  ушёл.  Понимаешь  у Снежанны  папа  таксидермист,  мне  стало  страшно  среди  всех  его  убитых  животных,  а  Снежанна говорит,  что  ей  нравиться  гладить  и  любоваться  этими  чучелами  животных.
- Нельзя  судить  людей  по  их  профессии.  Вот  дядя  Лёша,  ты  от  него  без  ума,  вы  такие  с  ним  друзья,  а  ведь  он  патологоанатом.
- Но  он  ведь  не  делает  чучела  из  людей.  Не  оживляет  трупы.  Я  недавно  видел  фильм  с  Николь  Кидман,  в  нём  даже  фотографии мёртвых  людей  обладали  страшной  силой.
- Ты  сейчас  напоминаешь  свою  бабушку,  она  всегда  была  против  того , чтобы  на  стену  вешали  рога,  головы  животных.  Стены  дома  это  защита  от  любого  зла  извне,  вешать  на  них  дьявольские  рога,  это  поселить  у  себя  нечистую  силу, лучше бы  икону  повесить,  как  делали  все  наши  предки,  а  не  этих  идолов -  говорила  она.
Ещё  я  слышала,  что  после  убийства  животного  его  клетки  сохраняют  в  памяти  ужас  и  страх смерти. Люди,  что  работают  со  шкурами  и  чучелами,  не  зная  того,  получают эмоциональный  удар  по  психике.
Те, кто  живёт  среди  этих  мёртвых  животных, тоже  постепенно становятся  злыми,  агрессивными,  а  порой  даже  умирают  по  непонятным  причинам.
Мне  жаль  твою одноклассницу,  а  ещё  больше  её  отца.
- Правильно  бабушка  говорила,  жить  среди  этих  монстров  на  стенах  просто  жутко.  Можно  конечно  привыкнуть,  как  Снежанна,  но  мне,  кажется , что  я  понимаю теперь откуда  у  неё  такая  бессердечность  к  животным.  Два  года  назад  мы вытащили  котёнка  из  воды,  а  она  тогда  сказала:
- Фу,   какой  он  неприятный,  облезлый,  жалкий,  лучше  бы  он  утонул.
- Жестокая  у тебя  подруга.
-Не  подруга  она  мне,  а  одноклассница.
-  Ты  у  нас уже жених,  скоро  у  тебя  девушка  появиться. Я  тебе  должна  сказать,  что  когда  мужчина влюбляется  в  девушку ,  он  берёт  на  себя  большую  ответственность  не  только  за  её  судьбу  но  и  за  свою  ,  а  главное  за  судьбы  своих  детей.  Твоя  бабушка  говорила,  что  муж  освящается  женой, а  жена  мужем.  Это  значит,  что всё  плохое , что  есть  в  одном  должно  быть  пропущено  через  другого   и  хорошо  если  тот  другой  сможет  победить  зло  в  любимом  человеке.  А  зачастую  побеждает  зло.   Выбирая  жену,  подумай ,  сможет  ли  она  любить  тебя , как  любишь  её  ты,  сможет  ли  она  взять  твою  боль,  если  это  будет  необходимо.
- Да  не  собираюсь  я ещё  жениться.
- Ну , разумеется  тебе  ещё  рано,  но  подумать  иногда  об  этом  стоит  заранее.

Я  готовился  к  выпускным  экзаменам,  свободного  времени  было  в  обрез. Однажды  мы  поговорили  со  Снежанной.
-Что , зубришь?  А  я  нет.  Отец  всё  уладил.  Он  уже  мне  пропуск  в  московский  вуз  достал!
-  У  каждого  свой  отец и  каждый  похож  на  своего  отца. Ты  извини  меня,  но  быть  похожим  на  твоего , мне  ни  капли  не  хочется.
-Это  в  тебе  зависть  говорит. А  сам  был  бы  рад  оказаться  на  моём  месте.
- У  каждого  своё  место  в  этой  жизни.  Зачем  мне  меняться  с  тобой.
Потом  наши  пути  в  этой  жизни  надолго  разошлись. После  выпускного вечера  Снежанна  уехала  с  отцом  в  Москву. Говорили,  что  поступила она  в  очень  престижный  институт.  Меня  мало  интересовало  это.  Я  входил  во  взрослую  жизнь  с  её  требованиями  и  правилами и  теперь  уже  не  школа,  а  жизнь  учила  меня.

 Прошли  десятки  лет , из  которых  складывается  жизнь  человека,  и  чуть   подвинулось  время,  исчисляющееся  человеческими  жизнями.
В  моей  жизни  изменилось  многое,  как  и  у  всех  людей. Страна менялась,  менялись  люди,  молодое  поколение  пробовало  жить  иначе,  а  Творец  всего  сущего  испытывал  уже  их  в  новых  условиях,  но  по  старым  нравственным  критериям.
Я  живу  в  том  же  городе,  уже  на  пенсии, отработал  там  же , где  работал,  когда  то  мой  отец. У  меня  взрослые  дети  и    появились  внуки.
Однажды  на  нашем  городском  рынке, -  это  не  только  продовольственный  рынок,  но  и  как  в  давние  времена  городская  барахолка,  на  которой  чего  только  не  найдёшь,  я  встретил  нечаянно  Снежанну.
Вначале  я  остановился  около  одного  мужчины.  Мужчина  торговал  историей  нашей  страны. На  прилавке  перед  ним  стояли  статуэтки  всех  наших  вождей,  начиная  от  царей  и  кончая  президентами.
Все  эти  «Сталины», «Хрущёвы», «Ельцины»  были  отлиты  из  недорогого  серого  гипса.  Они  выглядели  карикатурно  среди  торгующейся,  орущей  толпы,  а  толпа  ещё  более  карикатурней  на  фоне  этих  бюстов и  статуэток.
Тут  же  продавались деньги,  монеты  разного  времени.  От  довоенных  и  послевоенных  «портянок»  до  денег хрущёвского  обмена. Эти рубли,  «трёшки», «чирики»  мы  тогда  ещё  долго  звали  «новыми».
В  те  времена  мы  гордились,  что  у  нас  есть  Гагарин ,  а  рубль  выше  доллара, об  остальном  не  задумывались.
Вот  лежат  перестроечные, «деревянные  ельцинки»,  сразу  вспоминается  Попандопуло  из  комедии,  который,  «ещё  себе  нарисую».
Я  разглядывал  всю  эту  коллекцию,  а  потом  перевёл  взгляд  на  соседний  прилавок  и  опешил.
Там  торговала  женщина  чучелами  голов  разных  зверей.  Я  сразу  узнал  голову  уссурийского  тигра. А  когда торговка  повернула  свою  голову  в  мою  сторону,  с  трудом  узнал  в  ней  Снежанну.
 Её  красота  стала  ещё  более  хищной.  Эта  хищность,  которая  была  непонятна  в  юности,  теперь  бросалась  в  глаза.
Её  лицо  приобрело  к  старости  некую  маску,  на  котором  не  выражалось  никаких  чувств,  переживаний.  Оно  напоминало  работы  её  отца.  Среди  них  она  выделялась,  как  наиболее  удачная   и  лучшая. 
Даже  в  старости  она  была  безобразно  прекрасна.  Безобразно  потому,  что  её  лицо  не  принадлежало  ей.  Между  её  лицом  и  душой  не  было  связи.
 « А была  ли  она  у  неё,  эта  душа?» - подумал  я.
Снежанна  видимо  узнала  меня,  потому, что  по  её  маске  прокатилась судорога.
-Вот  так  встреча. Какая  случайность,  ведь  я  приехала  из  Москвы  похоронить  отца.  Уладить  дела  с  наследством,  через  два  дня  уезжаю  обратно. А  ты  здесь  живёшь? Пенсионер  уже?  Наверное,  куча  сопливых  внуков?  Ты  конечно  счастлив,  я  помню,  ты  всегда  был  неразборчив  в  жизни.
Я  поёжился  от  её  пронзительного,  холодно-равнодушного  взгляда. Казалось , что  она  просветила  меня,  как  рентгеном.  Мне  снова  стало  страшно,  как  когда  то  в   детстве  под  взглядами  работ  её  отца.
Я  что - то  промямлил  ей  в  ответ,  а  она  продолжала. 
-Вот  пришлось  самой  стоять  на  вашем  рынке,  никого  не  нашла  чтобы  продал  работы  моего  отца.  Народ,  какой  то  неразвитый  в  вашем  городе,  не  покупает  такие  чудесные  вещи. А  некоторые  ещё  стараются  оскорбить. Но хорошо,  что  меня  не  трогают  эти  плебейские  выпады.
У  меня  было  несколько  мужей  и  всё  попадались  именно  вот  из  таких  плебеев. Сейчас  живу  одна  и  очень  счастлива.  Если  не  продам  работы  моего  отца  здесь,  то  заберу  их  к  себе  в  Москву. Там  люди  гораздо  продвинутее.

Я молчал ,  мне  было  тоскливо  и  неприятно. Не  думал  никогда, что  встреча  с  одноклассницей,  может  быть  такой  тягостной.
Когда  мы  распрощались,  и  я  вышел  с  территории  рынка,  мне  стало  легко  и  даже  радостно. Я  подумал:
- У  меня  есть  дети,  внуки,  пусть  сопливые,  но  зато  они  живут  и  у  них  есть  душа.  А  что  имеет  Снежанна?  Бездушные  чучела  голов  животных  на  стенах.
И  я  вспомнил,  что  говорила  об  этом  моя  бабушка  и  мама,  и  тогда  мне  захотелось  рассказать всем эту  грустную,  а  может  страшную  историю.

                апрель 2014.