Леший

Эрнест Марцелл
Действующие лица:
Степанида.
Мавра.
Авдотья.
Все три низенькие богомольные, суеверные и весьма пугливые старушки- жительницы глухой деревни. Несколько глуховаты и явно выражают собой фразу: «простота наивная».
Дед Спиридон- высокий, прямой, суровый старец с густыми бровями и длинной седой бородой. Одет в длинное одеяние, в руках суковатый посох. Почитается как местный чудодей.
Место действия: Дом старца Спиридона, окружённый высоким забором. За домом огромная низина, внизу виден лес, река, белеют несколько построек, из-за леса виднеется церковь.
Мавра, Авдотья, Степанида останавливаются у калитки дома Спиридона. Крестятся на видные вдали купола церкви. Вновь поворачиваются к дому. Отковывается калитка, выходит Спиридон.
Старушки (разом кланяются ему в пояс , все вместе): Здравствуй, батюшка!
Спиридон: Здравствуйте, бабоньки!
Авдотья: Пришли помощи у тебя, отец родной просить. Дабы наслышаны о умении твоём нечисть всякую изгонять.
Спиридон: А случилось то у вас, бабоньки чего?
Мавра (поманила старца пальцами к себе и, наклонившись над самым ухом его шепчет): Леший, батюшка, в деревне нашей безобразит. Ещё прадеды наши  рассказывали, дабы много людей в чащобе своей с пути сбивал, крутил по лесу и даже в болоте топил. Но потом по унялся вроде, а теперь опять начал озорничать. Ничто не берёт его, нечистого: ни молитва, ни вода святая ни обереги какие. Сколько уже задабривали его, чурачились, одежду задом наперёд одевали, и соль и картошку использовали- всё нипочём ему, проклятому. Даже отец, церкви что в Лыкове находится, Абакум сначала помочь обещал, а как рассказали ему про лешего сего, так только рукой и махнул. «В администрацию района идти вам надо.-говорит: А не ко мне!». А в райцентре этом только руками в ответ разводят. «Не в нашей - говорят: компетенции с нечистой силой сражаться!». И всё тут! Одолел он нас совсем! Сил нету на него более, одна надежда на тебя только и осталась.
Спиридон (прогладил рукой длинную бороду и, откашлявшись): В давние времена в самом деле леший проказил тут. Однако как построили при советской власти в Марьино аэродром военный, так и сгинул без следа, будто вовсе и не было. Не любят они, лешие, шума всякого. А тут такое светопреставление  развели, что не то что лешего- зверя теперь никакого по всей округе не сыпешь…А вы говорить сызнова ворог сей объявился. Странно как-то получается.
Мавра: Да вот тебе истинный крест- (размашисто крестится): Проказит дюже подлец!
Спиридон: Нешто он вам троим только козни и строит? Сколько уже народу ко мне за все эти годы не приходило: и со сглазом, и с порчей, даже с соседями дурными- а о лешем в первый раз слышу.
Степанида: Да не только нам одним. А всех в округе путает…
Спиридон: Да с чего это уверены вы что леший это опять объявился. Видели вы сами его очами своими что-ли?
Авдотья: Нет, избави боженька встретиться с поганью этой! Тут, понимаешь такое непонятное твориться начало. Председателя обкома ещё сорок лет назад всей деревней просили клуб построить, а он всё отмахивался. «Нету- говорил: Инвестиций каких-то!». А два года назад приехала вдруг комиссия аж из самой Москвы, говорят, и решили для интуристов каких-то гостиницу сделать…
Спиридон (нахмурившись) Для каких это интуристов? Да здесь за сто километров никакого ни то что места святого- достопримечательности никакой не сыщешь. И граница ближайшая отсюда верстах в тысячи будет. Нечто иностранцы сюда тащится будут- дабы на церковь эту Лыковскую взглянуть?
Мавра: Этого мы знать на можем! А самосвалы, что на стройку ездят прямо через деревню, дорогу совсем разбили- и раньше то что бы перейти её в дождь, тяжко было, а сейчас- хоть прыгай через ямы эти.  Туда- сюда ездят днём и ночью, а ж стёкла в доме трясутся. Вот на это-то леший и осерчал шибко, и начал безобразить. Зимой вроде по уймётся- ихнее дело то лешачье спать до весны, а как чуть тепло наступит- хоть в трубу гаркай! И в самом деле уже три года строят чего-то строят, а из постройки окромя ямы, да железок каких-то вокруг и нема ничего более. Кто тут как не леший не даёт им пакостями своими работать? Сбивает он их там с толку всех. Смотрю недавно- грузовики, что всякое на стройку ту везут, ехать как-то ненормально стали. Пять али шесть прямо по дороге едут, а два али три налево в лес. Долго понять не могла, пока поганец один прямо на огород мой не заехал- сломал ночью изгородь, да дом чуть не своротил. Я к нему выскочила: «Что же ты, ирод, делаешь?!». А он из кабины высунулся, да за голову схватился: «Чёртова темнота! Леший прямо меня попутал, бабка к тебе заскочить…Ну и дороги у вас!». Дал задом и прочь унёсся. Видишь, отец, видно вовремя зачурачился человек, а то беда бы вышла…
Спиридон ( с усмешкой): Беда вышла бы ежели на милицию, или полицию, как их там теперь окрестили нарвался бы- Там быстро бы разобрались какого лешего… 
Степанида: Скажешь тоже! Леший этот и милицию твою попутает так, что дай боже только. Вот недавно нашли грибники  в лесу басурманина мёртвое тело. Следователь с района приезжал- сказал: «С  высоты упал и до смерти разбился, должно быть пьяный был, да на дерево полез.». А  мы сразу поняли- опять лешего проделки: спецодежда у покойника была как у тех других басурман, что на стройке той работали, а на стройке говорят: «Не было у нас такого и всё тут! А спецовку нашёл где-то!». А откуда, значит взяться  мог тогда в лесу басурманин этот- ясно леший попутал: завлёк где-то в лес, да загубил опосля. Мы так и сказали, а следователь соглашается. «Точно- говорит: Леший его только туда и мог понести!»…
Авдотья (в сердцах): А у меня, проклятый,  три яблони за ночь сломал! По всей деревне шурует: у кого яйца из под курицы, у кого барашка, у кого кроликов утащит- слава богу хоть свиней пока не трогает. Только мы одни и поняли- опять его, лешего это проделки!
Спиридон: Да нехай вы только втроём за всех и печётесь, а остальные то чего делают?
Степанида: Да вот только смотрят дурачки наши деревенские волками что друг на друга, а как лешего то этого вспомнишь, так и  пугаются его сразу же. Только и говорят: «Лапы волосатые больно у него, так что, бабки, ляпайте языками поаккуратнее, а то не ровен час придёт к вам ночью тёмной, да в лесу-то и схоронит где ни будь, так что и косточек потом не сыщешь…». Мы уж ходили к главному то самому что на этой стройке командует, да всё и сказали ему, дабы бы лешего не гневили деяниями своими. А он встретил нас ласково очень, усадил, чаем напоил, да сказал после: «Вы, бабушки ведите себя осторожно, да не дразните его, а то сами знаете лешего этого- не любит он шума лишнего.». Вот, видишь тоже человек хороший оказался и от ворога сего предупредил…
Спиридон ( с досадой): В милицию вам идти надобно! А вы…
 Мавра: А что мы?! Ходили уж. Думали это МЧС своё поднимут, да выгонят ворога сего всякими лазерами да локаторами… А там выслушали нас, да самих к лешему и послали. Что же ещё, отец родной, опосля такого делать нам горемычным осталось?! Хоть самим в лес не ходи….

«…зачурачился человек…»- одно из средств для отпугивания лешего крикнуть: «Чур меня!».
«…хоть в трубу гаркай…»- то есть вызывать домового для борьбы с лешим.
« ..у кого барашка, у кого кроликов утащит…»- по народным сказаниям леший может воровать как домашних животных, так и лошадей и коров.
«…к лешему и послали.»- по народным преданиям послать к лешему означало проклясть, что бы человек сгинул в лесу.