Линии жизни - 14 глава

Светлана Григорьевна Малиновская
                - 14 -

    На ярко освещённом ночном перроне Московского вокзала Петербурга царили контрасты. От этого у Мишки даже немного кружилась голова, потому что мимо быстро и хаотично мелькали то тёмные, то яркие фигуры. Общим было ощущение направленности к определённой цели. Этой цели, наконец, достигли и Калашниковы.

    У входа в нужный им вагон толпилась довольно большая группа подростков, над которой возвышалась знакомая фигура московского учителя, встреченного ими в музее. Конечно, это были те самые экскурсанты из Царского Села! Когда Борис Владимирович с Мишей подошли ближе, то и руководитель и ребята тоже узнали их и расступились, окружив со всех сторон.
   
    - О, какая встреча! Ну, надо же, какое совпадение! Вы тоже в Москву? – Спросил учитель.
   
    - Да, но ненадолго, проездом на Дальний Восток. – Ответил дед.
   
    - Ух, вот это путешествие! Завидую… - Искренне отреагировал москвич.
   
    Пройдя сквозь толпу и предъявив билеты, Калашниковы вошли в плацкартный вагон, отыскали свои места и сначала разместили довольно внушительный багаж. Только здесь Борис Владимирович понял, что большую часть целесообразнее было отправить в багажном вагоне. Но опыта частого передвижения из отдалённой окраины у него не было и оставалось только «мотать на ус».
   
    Пауза тревожного ожидания отъезда стремительно сокращалась. Поезд  должен тронуться без 12 минут в полночь. Наконец, почти весь проход заполнила вошедшая толпа галдящих экскурсантов, и, Борис Владимирович, движимый профессиональной солидарностью, ненавязчиво подключился к процессу, помогая ребятам занять свои места и освоиться по соседству.
   
    Последним вошёл учитель, ещё раз пересчитал всех своих подопечных по головам и пошёл с билетами к проводнице за постельным бельём, чтобы поскорее уложить свою шумную компанию спать. Он очень надеялся, что уставшие ребята успеют выспаться до 8 утра, так как вернуться в Москву классу предстояло прямо на занятия в школу, а не по домам.
   
    Вдруг состав дёрнулся и все, стоявшие в проходе, чуть не посыпались лавиной, как домино. Немного отступив назад и дав предупредительный сигнал, поезд  медленно и почти незаметно начал движение. Но Мишке казалось, что это не вагон пошёл вперёд, а провожавшие, как бы пятясь назад, на прощанье беззвучно  машут руками, как на кадрах немого кино.
   
    Борис Владимирович достал сверху матрас с подушкой и начал обустраивать внуку ночлег. Неожиданно возникшая проводница, без комментариев забрав билеты и засунув их в какую-то папку с кармашками, так же внезапно исчезла. В полночь поезд вышел из городской застройки в пригород и набрал скорость. Появившаяся снова проводница, с выработанным годами автоматизмом раскидала по полкам комплекты вечно сырого белья и, собрав деньги, снова исчезла.
   
    Дед уложил внука спать на нижнее место. Мишка впервые ехал на поезде ночью, поэтому мелькание ярких огней за окном будоражило и не давало ему уснуть. Он ворочался, вскакивал и выглядывал в окно, пытаясь угадать в тёмных силуэтах очертания знакомой ему  Тосны. Но по ту сторону стекла было слишком темно и таинственно. Постепенно мальчишка угомонился и заснул.
   
    Укрыв Мишу тонким одеялом, Борис Владимирович уже собирался тоже укладываться, но неожиданно к нему бесшумно подсел московский учитель, утихомиривший, наконец, своих подопечных. Поспать ему за прошедшие пару суток, видимо, так и не довелось, поэтому москвич был «на взводе». Своё лихорадочное состояние ему необходимо было непременно на кого-то «замкнуть» и он рад был такой неожиданной возможности.
   
    - Позвольте представиться: Евгений Иваныч Толоконников!
   
    - Калашников Борис Владимирович.
   
    - О, какая у вас фамилия! А мою - даже мои ученики запомнить не могут, хотя я у них - классный. Ну, в смысле, руководитель, конечно!
   
    - Но я никакого отношения к "АК" не имею, и профессия у меня довольно мирная, как и у вас. Я – педагог с Дальнего Востока.
   
    - Так вы едете домой? Мне это особенно интересно, потому, что по специальности я – географ. Но я «глобус не пропил», а скорее «пропЕл».
   
    - То есть, как это?
   
    - Я пел в любительской опере дуэт Онегина и Татьяны, и, совсем не так, как у Пушкина, женился на ней!  – Тут он беззвучно рассмеялся и добавил: - И, представьте, очень счастлив!
   
    «Снова «призрак оперы» - Подумал Борис Владимирович и сказал: - Вы – особенный учитель географии, таких я ещё не встречал!
   
    - А мы, русские – вообще особенные. Об этом часто говорят и у нас, и за рубежом, но никто не знает, почему это так. Но я – географ, я внимательно изучал карты мира и догадался, почему. - Учитель интригующе посмотрел на Калашникова. – Вам будет очень легко понять мою гипотезу именно потому, что вы – дальневосточник.
   
   Обучая своих детей, ну, то есть, своих у нас с Таней пока ещё нет, я обратил внимание  на то, что столицы и наиболее экономически развитые центры всех самых крупных стран, находятся на «дальнем» востоке их территорий. И только у нас – самой широкой страны в мире – наоборот. И в этом весь секрет! Ведь именно это обстоятельство формирует практически все основные черты всей нации.
   
    Вспомните: в США – Нью-Йорк и Вашингтон – на крайнем востоке, в Канаде – Оттава, в Бразилии – Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу – тоже, в Китае – Пекин и Шанхай, в Австралии – Канберра, Сидней и Мельбурн. Все – на востоке этих стран. Я рассматриваю только страны с большой широтой, для которых такое расположение самых крупных городов является очень важным, и даже определяющим. Но наша страна по широте больше  чем втрое превосходит все эти самые крупные мировые державы!
   
    - Кажется, я понимаю, к чему вы клоните, Евгений Иваныч. Наше российское руководство просыпается только тогда, когда  вся страна уже ложится спать, а то и видит сны. Поэтому ему всё время приходится делать вид, что оно руководит нашим государством. К сожалению, такое ощущение есть у всех дальневосточников. У кого-то оно осознанное, а у кого-то – подсознательное. Так что, ваше открытие, для нас – аксиома. Осознавшие – массово уезжают, а нашему руководству не приходит в голову изменить точку зрения на эту проблему. И пытаться решать её будут привычными методами, засылая к нам тысячи беженцев с Украины. Вместо того, чтобы самим руководителям ехать на ПМЖ на Дальний Восток и оттуда, просыпаясь вместе со страной, руководить ею. Если не дождёмся, придётся самим "выращивать" будущих руководителей государства из собственной, местной "рассады", в новом университете на острове Русском.
   
    - Вы правы,  измениться к лучшему в нашей стране что-то может лишь в том случае, если хотя бы кабинет министров расположится на Дальнем Востоке, МЧС – на Урале, или в точке, где по статистике наиболее часты чрезвычайные ситуации, в Москве останутся резиденции Патриарха и Муфтия, а также глав других основных конфессий нашей страны, а Президент России  – будет контролировать  деятельность их всех в крайней западной точке страны, ну, скажем, в Петербурге. Ведь его основатель ещё триста лет назад осознал необходимость переноса из Москвы столицы российского государства. Теперь это ещё более очевидно, а при современных способах коммуникации, всё это уже вполне осуществимо. Ведь многие вопросы можно решать в режиме видеоконференций. Тандем президента и премьера, как на огромном баяне может исполнять самые невероятные замыслы на просторах нашей страны. Президент будет вести основные темы, а кабинет министров - "аккомпанемент". При этом могут быть сэкономлены огромные средства, которые нужно направить на принципиально новые способы передвижения людей и грузов на такие гигантские расстояния, то есть современные дороги и скоростные железнодорожные пути не только от Москвы до Питера. Тогда это действительно обеспечит рывок в развитии государства. 
   
    - Сейчас восток с западом страны в некоторых местах соединяют только сильно разбитые грунтовые дороги, как при декабристах.
   
    - Да, это наша основная проблема - дураки и дороги! Дураки, которые так искусно воруют, делая или, вернее, не делая дороги. А ведь это – линии жизни каждого государства. И чем длиннее и надёжнее будут эти линии на широкой ладони нашей страны, тем дольше и благополучнее будет её жизнь!
   
    - Чай будете? – Вдруг возникла проводница с гроздями подстаканников в руках, с мутной бурой жидкостью в стаканах.
   
    Мужчины синхронно повернули головы в её сторону, глядя, как на инопланетянку и дружно, но шёпотом, отчеканили:
   
    - Нет, спасибо!
   
    - Ночь за окном, а они всё разговоры разговаривают! – Удаляясь, бурчала себе под нос полноправная  хозяйка вагона, немного раздосадованная тем, что её «фирменное» гостеприимство не оценили. -  Все люди, как люди: либо спят, либо пьют. Что этим неймётся? Вот чудики!...
   
    - А ведь и правда, я вас совсем заговорил, а вам отдыхать пора! – Смутился молодой учитель.
   
    - Это вам необходимо хоть немного поспать, а я – полуношник, в это время самые интересные идеи в голову приходят – тихо, никто не мешает. Я ведь тоже занимаюсь как бы дорогами, только более древними – водными путями. Для развития России это всегда было и будет актуально.
   
    - Ну, теперь уж я точно не засну! Я ведь в юности с друзьями, под руководством очень опытного яхтсмена, который впоследствии стал директором московского музея Пушкина, ходил на шестивёсельном яле по древнему пути «из варяг в греки», ранней весной по половодью. Это самые незабываемые дни моей жизни! Именно тогда, проходя мимо села Михайловского на Псковщине, наш руководитель и пристрастил нас к Пушкину, только там я по-настоящему понял и полюбил его творчество. А теперь пытаюсь передать это моим детям.
   
    - Вчера на экскурсии в Царском Селе для меня тоже многое стало открытием. До этого я даже понятия не имел, что мой внук – потомок людей, столь тесно связанных с  этой фамилией. Ведь Пушкин – это действительно «наше всё». Достаточно открыть его прозу, чтобы почувствовать, что это написано, как будто вчера. Особенно после того, что произошло на Украине. Кто бы мог подумать, что столкновения между близко родственными народами могут начаться из-за «великого и могучего» русского языка? Пушкин наверно в гробу переворачивается!
   
    - Лично для меня вопрос об украинском языке отпал сам собой, когда мой партнёр по сцене в опере «Евгений Онегин», украинец, исполнявший партию юного влюблённого, спел предсмертную арию Ленского на «мове». Звучало это примерно так: «Чы гыпнусь я, дручком пропэртый», что значило «Паду ли я, стрелой пронзённый?» - мы чуть по полу не катались от смеха.
   
    - Скоро нам всем поневоле придётся овладевать хотя бы суржиком, так как население России заметно пополнится беженцами с Донбасса.  А что, вы и ваша жена продолжаете петь в опере?
   
    - У меня времени не хватает, а моя Татьяна, закончив вокальный факультет института, стала профессиональной певицей и поёт в детском оперном театре. Несёт культуру в массы! Я вот вчера на экскурсии подумал, какую заметную роль сыграли в трагической судьбе Пушкина ваши далёкие предки. Ведь именно в их доме на Мясницкой произошло знакомство поэта с Гончаровой. Не будь этого, может, он бы прожил ещё,  как минимум, столько же и написал ещё очень много.
   
    - Я тоже думал об этом, но, нельзя забывать, что Пушкин был умнейшим человеком своего, и не только своего, времени. Думаю, он понимал, что делает, не смотря на всю свою африканскую горячность. Это был его выбор, который мы обязаны уважать. Да и Наталью многие характеризуют совсем неверно. Она не виновница этой трагедии, а жертва своего простодушия. Если бы она была хитрее, то, может и смогла бы сделать так, чтобы муж ничего не узнал, но тогда, Пушкин вряд ли остановил бы на ней свой выбор.
   
    - Я теперь обязательно, ещё до конца учебного года, организую своим ребятам экскурсии по Пушкинской Москве. Ведь он наш земляк.  Пока они под впечатлением от этой поездки в Питер, чтобы ничего не забыли. И вам с внуком советую пройтись по всем московским адресам его предков. Визуализация полученных знаний останется у него в памяти надолго. У вас на это будет время до посадки на поезд во Владивосток?
   
    - Да, я специально выбрал такой рейс, чтобы можно было подольше побыть в столице. У нас с Мишей в запасе будет целый день до позднего вечера. Надо только продумать маршрут. Когда ещё удастся погулять по Москве?!
   
    - Утром я вам расскажу, как добраться до основных пунктов вашего московского путешествия, а теперь отдыхайте. Спокойной вам ночи!