Перспективы развития социальных государств

Аникеев Александр Борисович
     Социальная политика в любом обществе формируется деятельностью государства, политических и социальных институтов, общественной деятельностью объединённого единой целью населения и эта деятельность направлена на прогрессивное развитие всего общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определённой части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки и защиты государством с использованием для этой цели имеющиеся природные, финансовые или материальные ресурсы общества. В эффективной социальной политике практически воплощается функционирование социального государства.  Социальная политика – это совокупность теоретических положений при внедрении принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости вводимых в практику в процессе развития общества. Это практические меры, вырабатываемые и реализуемые государственными и общественными структурами общества, организациями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение возрастающих социальных и духовных потребностей благоприятного социального климата.

     Понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн и это понятие акцентирует естественное право каждого гражданина общества на социальные гарантии со стороны государства по количеству и квалификации его общественно необходимого труда на благо общества с тем, чтобы по праву иметь от общества всё необходимое для своей счастливой жизни и нормального развития. С тех пор социальные функции стали неотъемлемой частью правового государства и до настоящего времени  идёт процесс формирования социальных государств, появился опыт решения социальных проблем, сложились разные модели социальных гарантий по количественным и качественным характеристикам.


     А Энгельс (1820 — 1895) ещё более 150 лет назад  совершенно определено указывал, что «подобно тому, как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

     Как будто до Маркса это никто не понимал.

     Вопрос общественного производства и справедливого распределения необходимого каждому для жизни оказался для Маркса настолько важен, что он выделил в противовес монополии капитала монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на производимые в обществе базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми и подчиняющихся только принятому всеми социально-экономическому закону. В таких условиях люди планомерно производят общими усилиями средства для своей счастливой жизни и вместе планомерно их расходуют. Как и свои индивидуальные силы в общем процессе трудовой деятельности каждый по своей профессии, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества.  Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства общего рабочего времени как количества труда, а качество потребления средств для жизни у каждого будет от результатов уровня или степени мастерства приготовления этих средств для своей благополучной жизни. Формы такого распределения будут изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.

     Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям по профессии при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения своих потребностей. В другой роли относительно равное рабочее время должно служить не столько мерой относительно равного количества труда при индивидуальном участии каждого в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде базовых средств для жизни необходимых каждому, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм для благополучной жизни каждого. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социальное и справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)


      Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий до гениальности простое!

      От каждого по способностям каждому по необходимости от общего количества производимых в обществе средств для жизни по нормам для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого и производительного труда в рабочее время и отдыха после праведного труда на благо общества от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества необходимого труда для благополучия общества, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны для благополучия каждого, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей сверх необходимых базовых потребностей каждого для нормального развития и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом рабочем месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества. Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия, имея дополнительные бонусы за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость! И чем вам не нравится такой социализм???

      Необходимо только учитывать, что подушевые расходы требуемые на развитие и содержание военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного, образовательного, медицинского потенциала страны значительно больше, чем требуется для удовлетворения ежедневных и естественных насущных потребностей отдельных здоровых членов общества для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех граждан страны для производительного труда и благополучной жизни всего общества. Но разве не для их благополучия всё это должно надёжно работать? И разве не трудящиеся должны обеспечивать надёжную работу всей экономики страны? Поэтому управлять нужно не людьми, а производством и машинами согласно социально-экономических законов общества при хорошо организованном образовании членов общества!

      А машины должны ПОМОГАТЬ людям исполнять свои обязанности на рабочем месте в общественной экономике по производству необходимого для счастливой жизни населения страны и для развития общества, а не заменять людей, оставляя их на произвол рыночной стихии, ибо качество жизни должно повышаться у всего народа, а не только у владельцев частной собственности! А людям необходимо за машинами ухаживать и правильно их эксплуатировать, чтобы они надёжно и хорошо служили людям, были долговечными и удобными.


      Где будет налажена такая система, то и общество будет стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья! Поэтому при коммунизме санитарная канализация должна быть у всех, а сантехника по зарплате от результатов квалификации общественно необходимого труда! И только при таком принципе система может быть саморазвивающейся! Это означает только то, что либо руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости…

     А сегодня Путин говорит, что он не знает, как организовать народ России для развития более благополучной и счастливой жизни россиян, имея диплом кандидата экономических наук...


    В социальном государстве субъектами социальной политики являются государственные структуры, органы местного самоуправления, общественные организации, производственные и другие коллективы, а также все заинтересованные структуры и лица. Дети как будущее население социального государства должны иметь всё необходимое в силу своего несовершеннолетия, имея определённые бонусы за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость. Все субъекты социальной политики находятся между собой в той или иной мере в иерархической зависимости и все граждане страны являются объектами социальной политики такого государства по принципам гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Все социальные функции условно можно разделить на две группы:
     В первую группу входят:
     1. защитная (обеспечение безопасности жизни, здоровья, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, молодежи, лицах преклонного возраста).
     2. Регулирующая – проведение структурных реформ, влияние на нормы социальных гарантий, на ценообразование, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, проработка финансирования.
     3. Стабилизирующая – обеспечение социального согласия, партнерства и взаимопонимания.
     4. Контрольно-охранительная - контроль за соблюдением законодательства.

     Ко второй группе относятся:
     1. социальное обеспечение,
     2. обеспечение доступного здравоохранения и образования,
     3. социальная защита,
     4. сглаживание социального неравенства,
     5. обеспечение занятости,
     6. предоставление социальных услуг.
     Есть и базовые функции: ограничивающие, обеспечивающие и гарантирующие.

     Первые нормативные акты, имеющие социальную направленность, стали появляться в Европе в конце XVIII – первой половине XIX в., но как самостоятельная отрасль трудовое право и право социального обеспечения оформились в XX в. В Англии «Закон  о пенсиях» был принят в 1909 г.  О страховании по безработице и болезни в 1911 г. Социальная политика стала официальной доктриной ряда стран в начале XX века, закреплена была в Конституции Веймарской республики (1919 г.)  Конституции Чехословакии (1920 г.).   В первой трети XX века некоторые социальные законы была приняты в Австрии, Дании, Канаде, Италии, Норвегии, Франции, США, Швеции, СССР и других.


         Развития социального государства во Франции.

     Пик развития «социального государства» во Франции пришелся на 70-е годы  XX в. Были преодолены последствия политического кризиса 1968 г. и осуществлена структурная реформа системы социального страхования. Но решив финансовые проблемы социального страхования в начале 70-х годов впервые в истории страны социальные расходы превысили государственный бюджет, поэтому в 1975 г. приняли закон об обязательном пенсионном и медицинском страховании экономически активного гражданина, а в 1978 г. приняли закон, обеспечивший всех ранее не охваченных социальным страхованием (более 2-х млн. чел.).   Регулярно повышалась минимальная заработная плата, развивалась система семейных пособий.

     Кризис мировой финансовой системы в конце 70-х гг. привел к росту безработицы. Государство усиленно пыталось решить проблему занятости. Под его давлением социальные партнеры приняли в 1979 г. новую систему оплаты безработицы, которая позволяла получать пособия до 90% потерянной зарплаты. Власти использовали процедуру административного разрешения на массовые увольнения. Но кризис продолжал углубляться, страна жила не по средствам и были приняты меры по экономии государственных расходов, прежде всего в социальной сфере. К тому времени среднегодовые темпы роста расходов составляли 6%, а ВВП – 3 – 4%. С середины 1970-х гг. в Франции было принято около двадцати «планов выправления финансовых дефицитов соцстраха» (притормаживали выплаты, задерживали индексацию пособий в условиях высокой инфляции, увеличивали плату за медицинское обслуживание, которую не компенсирует соцстрах, отменяли или пересматривали условия предоставления семейных пособий и пособий по безработице, повышали взносы для пополнения доходной части бюджетов касс и т.д.)

     В начале 80-х гг. XX в. во Франции был снижен пенсионный возраст до 60 лет, на 25% повысили базовые семейные пособия и увеличили минимальную зарплату, снизили продолжительность рабочей недели до 39 часов, увеличили продолжительность оплачиваемого отпуска. Укрепили полномочия органов «производственной демократии», обязав партнеров по социальному страхованию ежегодно проводить коллективные переговоры на предприятиях. Французские социалисты, находящиеся тогда во власти, не смогли преодолеть финансовые дефициты и дисбаланс в экономике, модернизировать социальное государство. Новые силы, пришедшие к власти, перешли к «сверхжесткой экономии», вводили новые налоги, например, налог солидарности, (1% со всех доходов населения).    В середине 80-х гг. XX в. французское «социальное государство», просуществовавшее 40 лет, переживало кризис: финансовый, организационный (бюрократизация, слабая эффективность работы), кризис его морально-философских основ.

       Правое правительство неолибералов Ж. Ширака (1986-88 гг.) стало сокращать социальные расходы, отменило необходимость административного разрешения на массовые увольнения, пыталось пересмотреть трудовое законодательство. Французы не поддержали. Однако кризис углублялся: дифициты соцстраха стали постоянными, безработица достигла 12% активного населения. Под угрозой было существование «социального государства», требовались радикальные реформы. В этих условиях в 1988 г. французы учредили систему минимального гарантированного дохода (МГД) – универсального пособия каждому гражданину с учетом нуждаемости, в обмен на которое получатель обязан был выполнить предложенную общественно-полезную работу. В 1990 г. приняли закон о всеобщем социальном взносе, взимаемом со всех доходов населения, включая и социальные пособия (принят перевесом всего в 5 голосов правительством Рокара), что расширило налогооблагаемую базу для финансирования соцстраха. В 1993 г. правительство Э. Балладюра провело пенсионную реформу, увеличив страховой стаж с 37,5 лет до 40 лет и увеличив с 10 до 25 лет срок лучших лет для начисления пенсии. Но преодолеть кризис соцстраха не удалось, долг составил 60 миллиардов. К середине 1990-х гг. и новое неолиберальное правительство А. Жюппе после победы на президентских выборах Ж. Ширака предложило программу выхода из кризиса:
- внести поправки к конституции, дающие право парламенту ежегодно принимать закон, определяющий параметры развития социального страхования;
- создание механизмов долгосрочного регулирования медицинских расходов;
- осуществление административных реформ касс соцстраха, заменить выборность руководства административного совета страховых касс делегированных представителей со стороны социальных партнеров и государства;
- создание универсального режима медицинского страхования, гарантирующего доступ любого гражданина к медицинским услугам;
- увеличение пенсионного стажа до 40 лет;
- увеличение доли всеобщего социального взноса в финансирование соцстраха;
- учреждение специального налога для компенсации накопившегося долга соцстраха в размере 0,5 % со всех доходов граждан и др.

     Работники госсектора выступили против, во Франции были проведены досрочные парламентские выборы, поэтому не вся программа была реализована. Социалисты провели через парламент закон о введении с 2000 г. на большинстве предприятий Франции 35 – часовой рабочей недели, одна из мер борьбы с безработицей. В 1998 г. они приняли программу борьбы с бедностью. В частности, они приняли закон об универсальной медицинской страховке, позволявший с 2000 г. получать бесплатную медицинскую помощь независимо от дохода гражданина. Пенсионную реформу разрабатывали медленно, но создали лишь Резервный пенсионный фонд, который должен был ежегодно пополняться.

      Итак, в кризисных условиях социальное государство во Франции устояло, с 1970-2000 гг. удельный вес социальных расходов в ВВП Франции вырос с 19 до 30%, доля социальных трансфертов в доходе семей поднялась с 27 до 36 %. Расходы на безработицу увеличились в три раза, доля налогов и целевых взносов в формировании доходной части бюджета касс соцстраха – в пять раз, а доля взносов работодателей и работников в финансировании касс уменьшилась с 83 до 69%, то есть, наметился поворот от страхового социального обеспечения к налоговому.
      Опыт Франции свидетельствует, что проблемы социального государства не столько экономические, сколько политические, ибо необходимо убеждать население в нужности непопулярных реформ, искать новый баланс сил, компромиссы, устраивающие все силы. Во Франции удалось создать гибкую систему соцстраха, гибкие формы занятости и организации труда. Исследователь французской модели социального государства Федоров С.М. считает, что за последние тридцать лет во Франции «произошел поворот в направлении создания активного социального государства».

      Большой отличительной чертой пенсионной системы Франции от всех прочих стран, является то, что возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаковый и составляет 60 лет, но с 2018 года будет составлять 62 года. При этом трудовой страж должен быть 42 года. (Данные от 29 июля 2016 г.)


       Скандинавский вариант «социального государства».

   Основные черты и проблемы скандинавского варианта «социального государства» пыталась раскрыть и Антюшина Н.М.    Она считает, что страны Северной Европы многое сделали для развития теории и практики социального государства. Может быть, именно в этом и состоит их главный вклад в развитие человеческой цивилизации – они доказали на практике возможность и реальную достижимость так называемого «третьего пути»  развития на пути к равноправию и социальной справедливости, основанного на сочетании лучших черт советской и западной экономики и организации жизни в обществе.
    Государственные учреждения, государственный бюджет, социальный капитал общества, общественный сектор экономики, организованное партийное и профсоюзное движение и само гражданское общество являются теми общественными институтами, которые обеспечивают функционирование социального государства, поддерживают его жизнеспособность.

     Когда государство перераспределяет через свой бюджет 43% (в Норвегии), или 59 % (в Швеции) от доходов населения, то доля социальных расходов варьируется в этих государствах от 1/3 до 2/5 ВВП, а  включая расходы на образование и здравоохранение от 2/3 до 3/4. Исключение составляет Исландия, в которой эти показатели находятся на более низком уровне, но сохраняется полная социальная направленность госбюджета. Широкий диапазон социальных услуг, оказываемых в этих странах через государственные и муниципальные органы и институты, по-прежнему остаются общедоступными и универсальными, плоть до достойного обеспечения жильём и прочим социальным обеспечением для безбедной жизни.

      Широкие слои населения Северной Европы сохраняют твердую приверженность принципам обеспечения социальных гарантий несмотря на то, что это влечет за собой высокий уровень налогообложения личных доходов. Это подтверждают каждый раз итоги очередных выборов в национальные парламенты и референдумов  в Дании и Швеции, которые недвусмысленно показывают, что скандинавские избиратели голосуют своим разумом и понимают,  что  реальные хорошие социальные условия жизни лучше большой зарплаты без всяких гарантий на её достойное обеспечение необходимыми благами для достойной труда жизни.

      Но в последние годы стал усиливался нажим на «социальные государства» со стороны богатых капиталистических стран Запада.  Пока «социальные государства» рассматривались как третий путь развития равноправия и социальной справедливости, был в силе Советский Союз, это не наблюдалось,  но после крушения СССР, с точки зрения либералов, не стало причин для поддержки «социальных государств» и внешняя обстановка для таких государств становится все менее благоприятной. Глобализация и интеграция несут с собой ужесточение финансовых ограничений для государственного бюджета, подталкивая к достижению бюджетного равновесия за счет сокращения социальных расходов. Против социального государства действует ряд директив ЕС, например, о принудительных тендерах на оказание общественных транспортных услуг и т.д., Лиссабонская стратегия 2000 г., требующая повышения конкурентоспособности ЕС, принятие после Маастрихта критериев конвергенции (устанавливающих рамки для дефицита госбюджета в 3 %, а для госдолга в 60 % ВВП), выработка в ВТО Генерального соглашения по торговле услугами.

      В экономической сфере происходят процессы сжатия государственного сектора и приватизации государственных предприятий. Еще в конце 1980-х годов госсектор составлял около 15 % в Швеции и 20 % в Финляндии, а сейчас он уменьшился до приблизительно 10 % - 15 %. Сильный государственный сектор не является обязательным условием для проведения политики всеобщего благоденствия, но он облегчает его достижение. Те социальные услуги, которые ранее предоставлялись государственными предприятиями, как правило, становятся более дорогими после приватизации соответствующих служб. Частные предприятия легче и охотнее решаются на массовые увольнения, которые почти всегда происходят во время или после приватизации. Приватизированные предприятия попадают, как правило, в руки ТНК, т.е. государственная монополия, которая худо-бедно контролирует через политические институты, сменяется частной монополией, которая находится вне общественного контроля. Но «социальные государства» в Северной Европе всё же устояли в период кризисов и для своего сохранения использовали разные стратегии.

       Для этого стали появляться  новые формы общественного движения, усилилось движение трудящихся масс в защиту своих прав и свобод. В Норвегии, например, в 1999 году образовалось движение в поддержку развития государства благоденствия, которое уже в следующем 2000 году охватило половину населения, занятого в народном хозяйстве.

      Швеция и Дания предпочли воздержаться от присоединения к еврозоне, поскольку считали, что это грозит понижением социальных гарантий до среднеевропейского уровня. Швеция и Финляндия резко усилили инновационную ориентацию своего развития и благодаря этому Финляндии удавалось сочетать социальную ориентацию с дерегулированием и приватизацией, но такое положение неустойчиво.

     Норвегия, предпочла остаться не только вне еврозоны, но и вне ЕС, произошел отказ от масштабной приватизации, для поддержания бюджетного равновесия используется Нефтяной Фонд.  Средства, накопленные в этом Фонде, превысили в 2003 году половину ВВП Норвегии, там накоплено 105 миллиардов долларов, что дает 210.000 долларов на каждого жителя Норвегии, включая стариков и младенцев. Этот Фонд является не только фактором устойчивости государственного бюджета Норвегии, но и сохранения социальной направленности ее развития. Не менее 85 % доходов от нефти в Норвегии поступало государству.
     В результате Норвегия, выделяя в процентном отношении на социальные цели примерно столько же, сколько и другие страны Северной Европы, вышла на первое место по размеру отчислений в денежном выражении в пересчете на одного жителя, что обеспечивалось в том числе и доходами от добычи нефти и газа.

     В 2001 году в Норвегии по решению Стортинга была проведена частичная приватизация крупнейшей государственной компании Statoil. В частные руки был передан пакет акций в размере 18,3 %. Однако, норвежский парламент ограничил размер приватизации 1/3 от акционерного капитала. Норвегия сохраняет сильный государственный сектор в нефте и газодобыче, избегает масштабной приватизации. В частности, за все 1990-е годы в Норвегии было приватизировано предприятий в размере 1,7 % от ВВП по сравнению с 6,6 % в Финляндии, которая выбрала более либеральный курс по сравнению с Норвегией.


     Натиск капитала на «социальное государство» продолжается. Он идет сначала в форме борьбы с самой идеей социального государства, затем начинается кампания за приватизацию, а затем может наступить черед для разрушения и самого социального государства. Поэтому профсоюзы и левое крыло социал-демократических партий усиливают защиту социальной идеи и доктрины государства всеобщего благосостояния. Приватизация, либерализация и дерегулирование стали основными направлениями политики в ЕС, но в Северной Европе наступление на государство благоденствия пока идет более медленно и более осторожно из-за твердой приверженности широких слоев населения идеям равноправия и социальной справедливости на основе всеобщей занятости и обеспечения социальных гарантий, а на идеологическом фронте опять появилась идея корпоративного социального государства, когда государственные компании превращаются в акционерные и в принудительном порядке объявляются тендеры на оказание социальных услуг и выигрывают обычно эти тендеры частные компании.

    «Шведская модель», идентифицируется с политикой в социальной области, характеризующейся большими расходами, высоким предоставляемых услуг, значительными социальными выплатами и традиционным государственным вмешательством в эту сферу, со стабильностью проведения реформ в социальной области на протяжении всего XX века, которые хотя и испытывали влияние колебаний экономической конъюнктуры, но неизменно оставались в центре реформаторской деятельности правительств как необходимый элемент сохранения сбалансированных отношений в обществе, достижения социальной справедливости и успешной экономической политики. Ответственность за социальную сферу делят центральные власти и местные органы самоуправления (ландстинги и коммуны). В шведской литературе этот сектор экономики носит название общественного, но не государственного сектора. В общественный сектор входят также органы социального страхования, находящиеся под эгидой государства.

    Начало современной социальной политики в Швеции относится ко второй половине XIX века. Хотя благосостояние страны в это время быстро росло, распределение доходов было неравномерным и несправедливым. Возросшая социальная и экономическая уязвимость работника приводила к многочисленным конфликтам, к потере рабочего времени, увеличению социальной напряженности в обществе. Для того, чтобы эти негативные процессы не выливались в социальные взрывы общество было вынуждено создать противовес в виде мероприятий социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Попытки предотвратить возможный общественный конфликт, прийти к некоему консенсусу были исторически характерны для политической культуры Швеции. Помимо этого свое влияние оказала и политика Бисмарка в области социального страхования в Германии с тем отличием, что в Швеции область социальной политики охватывала большинство населения, а не только промышленных рабочих. Важнейшим мероприятием в этой области стало принятие в 1913 году решения о введении народной пенсии и пришедшие в 30-е годы к власти социал-демократы осуществили реформы в социальной сфере.


       В 1928 г. председатель социал-демократической рабочей партии Швеции Пел Альбин Ханссон изложил свое понимание сути социального государства как «общий дом для шведов», где не может быть насилия и вражды, униженных и обездоленных.   Цели социальной политики тесно увязывали с задачами экономического роста. Одно из важнейших средств этого роста правительство видело в улучшении материального и социального положения трудящихся масс, которое должно было позволить им «не отвлекаться» на устранение «собственных» экономических проблем. Эту точку зрения социал-демократы продолжают отстаивать по сей день. В их концепциях не существует непреодолимой границы между чисто экономической политикой и политикой в сфере благосостояния. Считая, что эффективная, конкурентоспособная экономика, основанная на экспорте, является только финансовой базой для формирования действенной системы достижения высокого благосостояния общества, они одновременно подчеркивают, что без организации внутренней экономики с организацией производства необходимых социальных благ по удовлетворения потребностей населения для обеспечения благосостояния граждан, нельзя добиться высокопродуктивной, стабильной экономики по удовлетворению потребностей граждан достойно своего труда.  Однако успехи всей экономики прямо зависят от хорошо организованной системы образования, здравоохранения, разветвленной системы социального страхования, позволяющей перераспределять доходы между различными социальными и демографическими группами населения для обеспечения его высокого благосостояния. Это обеспечивает сравнительно небольшую разницу в доходах и в обеспечении социальными благами: - лишь 5 % населения живут ниже черты бедности (для сравнения – в США более 18 %).

     Волна правого либерализма и нового консерватизма докатилась в Швецию с большим опозданием, и, хотя буржуазные партии смогли победить социал-демократов на выборах и удерживаться в течение нескольких лет у власти, им пока мало удалось изменить курс социальной политики. «Шведская модель» оказалась достаточно прочной и долговечной, пустила глубокие корни в шведское общество. В первой половине 1990-х годов Швеция пережила глубочайший экономический кризис. Острейшим вопросом стал вопрос финансирования социальной сферы в условиях, когда темпы роста валового национального продукта выражались в отрицательных величинах (1991 – 1,1; 1992 – 1,4; 1993 – 2,2), а рост безработицы достиг небывалых для Швеции величин. Она составляла в 1993 г. 8,2 % от совокупной рабочей силы страны, не считая лиц, переобучающихся на разного рода курсах переквалификации. Социальная сфера испытывала значительную деформацию от уменьшения национального дохода и роста расходов на поддержку безработных. В этих условиях большая часть расходов на социальные нужды финансировалась за счет заемных средств, что ухудшало состояние государственных финансов. Но даже в этих условиях общие расходы на социальные нужды от величины валового национального продукта продолжали расти (35,5 % в 1988 г.; 35,8 % в 1990 г.; 37% в 1991 г.; 40 % в 1992 г.; 39,8 % в 1993 г.), хотя структура расходов претерпела значительные изменения: уменьшились расходы на выплаты по болезни (с 35,3 % в 1990 г. до 22 % в 1993 г.), остались прежними или уменьшились выплаты семьям с детьми, но увеличились выплаты в случае потери работы (с 4,5 % в 1990 г. до 10,1 в 1993 г.).

     В Швеции пока в сферу социальной политики входят все государственные мероприятия, гарантирующие отдельному гражданину приемлемые жизненные условия, экономическую стабильность и доступ к системе опеки в случае потери трудоспособности.    Существуют две основные формы социальной политики: а) перераспределение доходов с помощью так называемых трансфертов; б) организация социальных служб, таких, как уход за детьми, престарелыми, нетрудоспособными гражданами и т.д.
     Трансферты реализуются через систему страхования или путем прямой финансовой поддержки. Средства идут на возмещение расходов при потере трудоспособности, в случае безработицы, при рождении ребенка и на выплату пенсий. Социальное страхование осуществляется государством в централизованном порядке или с помощью регулируемых государством страховых касс (пример тому – организация страхования по безработице). Прямые финансовые выплаты – обычно забота коммун, являющихся в Швеции одновременно территориально-социальными ячейками и низовым звеном государственного организма. Есть также и промежуточные между страхованием и прямыми выплатами формы поддержки – такие, как государственное пособие на детей, пособие на жилье и т.д.

    Шведские налоги относительно высоки, но следует иметь в виду, что значительная часть доходов, которые они приносят, возвращается к налогоплательщикам в форме общественных услуг и социальных гарантий.  Помимо налогов в пользу государства и коммун, финансирование социальной политики происходит путем взимания взносов социального страхования. Все работодатели обязаны выплачивать взносы, используемые для финансирования таких программ социального страхования, как всеобщая основная пенсия, дополнительная пенсия и пособия по болезни работников по найму. В 1995 г. эти взносы составили почти 33 % расходов на заработную плату. Привлечение средств частных пожертвований в Швеции практически не практикуется. Страховые взносы граждан здесь выше, чем во многих странах, помимо этого со страховых выплат взимается налог – явление само по себе достаточно редкое  и одной из главных особенностей организации социального обеспечения в Швеции является государственное вмешательство в эту сферу.

     В большинстве стран система социального страхования рассчитана на людей с небольшими доходами, иногда сюда включаются и мелкие предприниматели. В Швеции социальные программы охватывают все население, и в меньшей степени отдельные его группы. Они подчиняются так называемому принципу всеобщности социального страхования. Все население платит за предоставляемые услуги, и все пользуются этими услугами. Тем самым шведы избежали противопоставления на «тех, кто платит, и тех, кто живет за чужой счет». Все граждане знают, что все средства от высоких налогов возвратятся к ним в виде выплат, предоставляемых им услуг или в виде других социальных благ. Налогообложение в течении длительного времени воспринималось в Швеции не как некое зло, которого желательно избежать, а как необходимость, приносящая или способная принести пользу каждому.  Принцип всеобщности являлся и фактором достижения относительного равенства в шведском обществе, где хорошее образование и медицинское обслуживание доступны для всех, как и все социальные гарантии и услуги, которые там не являются благотворительностью для нуждающихся.

    Система социального страхования в Швеции привязана не к отдельным предприятиям, а непосредственно к гражданам страны, к человеку, что позволяет ему менять место работы или места жительства, не боясь потерять социальные гарантии. Создаваемая, благодаря этому, подвижность рабочей силы, приспособливающейся к изменчивой конъюнктуре, открывает дополнительные возможности для осуществления структурных перестроек, не ухудшая социальное положение в обществе, но под контролем государственных социальных служб.

     Система социального обеспечения и страхования – четко институционализирована. Каждый вид социальной помощи находится под контролем государственных учреждений, каждое из которых имеют самостоятельный статус. Это управление здравоохранения, социального обеспечения, социального страхования, рынка рабочей силы, центральное жилищное управление и т.д. Деятельность этих учреждений финансируется из бюджета, а управление социального страхования и охраны труда – за счет средств, полученных от отчислений предпринимателей с общей суммы заработной платы предприятия. Политику в области социального страхования и обеспечения разрабатывает правящая партия. Однако в ее формировании активное участие принимают профсоюзы и различные организации по интересам, члены которых часто входят в состав правящей партии. Таким образом в Швеции, расходы на социальное обеспечение и социальное страхование составляют значительную долю ВВП (до 40 % и более) и обеспечиваются высокими налоговыми ставками. Субъектом социальной политики выступает государство (центральная власть и органы местного самоуправления), предприниматели и наёмные трудящиеся, которые чаще становятся полноправными партнёрами всех производственных процессов. Финансирование социального страхования осуществляется при помощи социальных взносов самих трудящихся, взносов предпринимателей и налоговых средств, взимаемых государством. Все виды и формы социального обеспечения и социального страхования институционализированы и находятся под строгим государственным контролем.

    В любом случае в «социальном государстве» политолог видит тип государственного устройства, позволяющий учитывать интересы граждан, социальных групп и всей страны; экономист рассматривает его как механизм перераспределения национального дохода и социального капитала общества для обеспечения благосостояния населения на определённом уровне; философ анализирует с точки зрения эволюции общества и государства как общественной формы движения материи; юрист четко фиксирует развитие социального законодательства, вопросов защиты социальных прав человека.

     «Социальное государство» выросло из классического рыночно ориентированного капиталистического государства, основные усилия которого были направлены на выполнение традиционных функций (оборона, юстиция, правопорядок, административное управления и т.д.), до, практически, социалистического государства, которое определяет и нормы социальных благ для благополучного развития каждого гражданина. А именно это является одной из характерных черт социального (социалистического) государства, является его наиболее сильной стороной в активной социальной политике, отличающей его от капиталистических государств, где больше выражена монополия капитала, а не монополия закона о социальных гарантиях населения. Как здесь уже отмечалось, в мире сложилось несколько моделей «социального государства», имеющих определенную специфику в реализации социальной политики, в том числе «французская» и «шведская», где государство стало главным организатором и проводником социальной политики.

    Определяя условия процветания социально развитых стран можно увидеть, что трудиться на своём рабочем месте плохо чревато большими проблемами именно для тех, кто трудится плохо! И когда каждый начинает  понимать, что лучше трудиться хорошо, чтобы хорошо жить, что благо всей страны это есть и его личное благо, что если он будет плохо работать, то как бы плохо от этого не было его стране, то хуже всего от этого будет ему самому, то именно в таких условиях каждый будет "думать о Родине, а потом о себе."  А в СССР не были созданы такие условия для людей, чтобы люди прежде всего думали о Родине. Да и сейчас нет таких условий…


     НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
 
    Для этого население организуется для производства необходимого для своей социально благополучной жизни.

   1. По вопросу обеспечения ЖИЛЬЁМ в каждом экономическом регионе жильё, как и категории квалификации трудящихся, определяется в 6-10 категорий качества для распределения по квалификации, а по метражу не более среднепроизведённого по региону. Это заставит представителей власти расширять жилищное строительство, а трудящихся повышать квалификацию, ответственность и дисциплину.

   ЗАКОНОМ определяется, что жильё свыше допустимых норм или его появление на рынке только после превышения 20 кв. м. ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на работающего и 12 кв.м. на ребёнка по региону после обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам.
 
   Установливается нижний предел гарантированного для каждого члена общества количество метров ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на 15-20 % меньше от среднепроизведённого по региону. Формируются службы для перераспределения имеющегося жилищного фонда и они приводятся в соответствие с целями по обеспечению социальных гарантий для каждого ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ без нарушения законности и принципов социальной справедливости.
   Отменяется право наследования жилья до момента обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам и в случаях ущемления прав граждан на социальные нормы жилья. Пишутся соответствующие статьи и процессуально-юридические нормы ЗАКОНА гарантирующие наказание виновных при нарушении ЗАКОНА, формируются соответствующие службы для обеспечения равноправия и социальной справедливости.

   Обеспечивается своевременный ремонт или снос пришедшего в негодность и строительство нового благоустроенного жилья для обеспечения потребностей населения в соответствии с планово-предупредительным ремонтом жилья и коммуникаций и лет через пять все граждане страны станут обеспеченными по необходимым нормам!

    Правда, некоторые упрекают в необходимости служб перераспределения имеющегося жилищного фонда.  И что здесь несправедливого???   Естественно, если человек сменил работу на менее квалифицированную, а не вышел на пенсию, почему он должен занимать жильё не соответствующую его квалификации???
    Он должен её освободить для соответствующего специалиста и занять в соответствии своей квалификации на новом месте работы!!!   Сейчас людей вообще увольняют, оставляя без средств существования, а ведь можно обеспечить достойно квалификации, если человек не хочет учиться, чтобы подтвердить или повысить свою квалификацию!!!  Зачем плодить нищету и преступность??? 


   2. По вопросу обеспечения продуктами питания.

   Определяются потребности населения в необходимых продуктах для полноценного сбалансированного здорового питания и нормы их потребления в соответствие с возможностями страны. Согласуется производство их количества с количеством жителей по регионам для обеспечения снабжения не ниже этих норм. Формируются службы для обеспечения производства, закупок и распределения необходимых для здоровья каждого разнообразных продуктов питания, для ликвидации злоупотреблений производителей и предприятий общественного питания при удовлетворении потребностей населения.

     В этих условиях необходимо всемерно способствовать развитию сельского хозяйства, предприятий пищевой промышленности для организации производства и закупок основных продуктов питания необходимых для нормального развития и полноценной жизни населения страны, обеспечивая своевременную доставку продовольствия к столу потребителя вплоть до гарантированного обеспечения каждого через продовольственные склады, магазины или предприятия общественного питания. Для этого по возможности использовать многоразовую тару, что будет снижать распространение мусорных полигонов.

    Принимаются все необходимые меры процессуально-юридического характера в обеспечении законности для ликвидации любых злоупотреблений при производстве продуктов питания в сельском хозяйстве, на предприятиях их переработки, при хранении на базах, предприятиях общественного питания и торговли, что может вести к порче продуктов питания и вредить здоровью граждан, используя имеющийся опыт социально и экологически более развитых стран мира. Согласуются меры ответственности работников этих сфер и обеспечение за их труд с условиями развития социальной справедливости.

   Внедряется комплексное и полноценное питание в производственных буфетах, столовых и других пунктах общественного питания по типу санаторно-курортных по месту учёбы, работы или жительства членов общества, сохраняя рынок на качество приготовления, услуги обслуживания и на те продукты питания, которые не входят в необходимый ассортимент и на излишки от ассортимента, набор и количество которых извещается через средства массовой информации гласно и регулярно.
   Принимаем все необходимые меры контроля при производстве, хранении и распределении продуктов питания, гарантирующий их доставку населению качественными и без задержки.


    3. По вопросу обеспечения одеждой и текстилем.

    Делаеется всё, чтобы сбалансировать производственные и финансовые возможности страны по производству и закупкам необходимых населению материалов и тканей, требуемой фурнитуры и сырья для производства одежды и сезонной обуви, чулочно-носочной продукции с потребностями населения для их удовлетворения в необходимых для конкретных климатических условий и по достойным человека нормам.
      Наводится должный порядок на ткацких, швейных, обувных фабриках, способствуя их снабжению сырьём, оборудованием, специалистами и усиливается контроль при производстве, закупках и в распределении тканей, предметов одежды и обуви с внедрением процессуально-юридических норм ЗАКОНА для достойного наказания любого при злоупотреблении в этой области промышленности. Уделяется особое внимание модернизации производства той продукции, которая пользуется популярностью у населения десятилетия, это постельное бельё, ткани для мебельной промышленности, для пошива пальто, курток, костюмов, лёгкого платья, детской одежды, обуви и прочее, обеспечивая своевременную доставку населению при минимальных издержках и не нарушая принципов социальной справедливости.

    В этих условиях необходимо способствовать должному развитию рынка на услуги по крашению, пошиву, ремонту и по производству предметов одежды не входящие в необходимый ассортимент для удовлетворения дополнительных потребностей населения без ущерба для удовлетворения насущных потребностей населения.

    Для физического, интеллектуального и духовного развития граждан России необходимо уделять особое внимание здравоохранению, дошкольному воспитанию, образованию, оздоровительному спорту, вопросам социального обеспечения по старости и нетрудоспособных, а также общественным средствам коммуникации в виде необходимых для полноценной жизни населения энергии, водопроводов, санитарной канализации, средств связи, информации и транспорта, необходимых для полноценной жизни населения страны, обеспечивая в этом направлении режим максимального благоприятствования.

   Не забывая, конечно, и о том, что необходимо иметь для защиты от посягательств кого-либо на право населения жить по этим законам!!!

   В основе развития экономики – обязательные планово-профилактические ремонты и замена основных средств на более совершенное и производительное после выработки ресурса, поскольку жизнь и труд людей в стареющих и разваливающихся основных жилых и производственных фондах может привести к тяжёлым социальным последствиям. А несвоевременная замена и обновление оборудования в энергетике и на транспорте просто к трагедиям, поэтому вопросам повышения квалификации и условий жизни работающих в этих областях уделяем особое внимание, учитывая их профессионализм и ответственность.

     Социальное расслоение людей в обществе по уровню богатства, а не по общественно полезному труду, есть ещё большая несправедливость и приводит к ещё более мощным социальным потрясениям! Те же, кто получил большое наследство, или выиграл крупную сумму, пусть ставят в своём жилище золотые унитазы, люстры из бриллиантов и другие безделушки, но не лишают население возможности иметь всё необходимое для жизни достойной своего труда, ибо ЭТО НЕ СПРАВЕДЛИВО! Деньги ведь не отменяются, как и частная собственность, изменяется только ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ сначала НЕОБХОДИМЫХ КАЖДОМУ СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГ, ЗАТЕМ, С РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНИКИ, НЕОБХОДИМЫХ  СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ КАК ДЛЯ СВОЕЙ БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ, ТАК И ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В СВОБОДНОЕ ОТ НЕОБХОДИМОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА ВРЕМЯ, А ЗАТЕМ И В ПОЛУЧЕНИИ ЛЮБОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭТО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ТАК КАК БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА И ЕСТЬ ЭТО ЕГО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ДОЛЖНО УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВА.

       Ведь общественно полезный труд - это труд направленный на благополучие общества, а некоторые трудятся лишь на лишение людей такого благополучия, значит это антиобщественное деяние и должно пресекаться по закону! А где такой закон и нормы определяющие социальное благополучие и его взаимосвязи с деятельностью населения? Вот такие законы и предлагается внедрить в жизнь общества.

     Основной положительной стороной такого социально-экономического развития является то, что для реализации таких социальных гарантий не требуется почти никакого финансового обеспечения и основой для возможности полной реализации такого ЗАКОНА является то, что всё легко сформировать, если на то будет воля и стремление народа. После принятия закона и вступления его в силу при его соблюдении и обеспечении законности, при полном подчинении закону всех граждан страны и всестороннего контроля со стороны народа, общество наёмного рабства и бесправия трудящихся превращается в общество равноправия и солидарности, в общество братства и сотрудничества, в котором право на труд закон каждому  гарантирует право на жизнь достойную труда!!!


       P.S. Я НЕ МАРКСИСТ, ПОСКОЛЬКУ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА!  По определению Ленина – «марксист лишь тот, кто за диктатуру пролетариата весь переходной период от капитализма к коммунизму».  А так как по Марксу «пролетарии это самая беднейшая, самая социально угнетённая и самая безграмотная часть рабочего класса», то  диктатор не может быть нищим по определению!!!  Есть мнение, что в СССР диктатура пролетариата осуществлялась через КГБ и прочие спец.службы, но ведь с таким же успехом и Гитлер мог говорить о диктатуре пролетариата, ведь в его спец.службах было много бывших рабочих, пожелавших быть палачами...   Такие будут диктаторами разве что сбившись в банду с себе подобными или только в своей семье… И  какому народу нужна такая диктатура?  Особенно если у партии пролетариата вождями потомки дворян, бывшие бандиты или «гении» типа Гитлера...  Ведь есть  ещё рабочая интеллигенция, хорошо образованная и воспитанная часть рабочего класса, способная нести разумное, доброе, вечное в своей воспитательной работе с рабочей молодёжью, и рабочая аристократия, хорошо обеспеченная часть рабочего класса. Лётчики до сих пор на рабочей сетке,  а какие они пролетарии?!  Поэтому необходима не диктатура пролетариата, а монополия ЗАКОНА  принятого большинством дееспособного населения страны с чётко выраженными социальными гарантиями по труду, который поддерживает большинство населения, как и должно быть при демократии! Ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должна быть структурой государства для исполнения воли народа и для защиты его прав и свобод! А значит просто необходимо объединение населения в партию с соответствующими целями!
    
        В принципе целью социальной революции может быть и тоталитарное государство с одной правящей партией, обеспечивающая в стране торжество гуманизма, равноправия и социальной справедливости, со стремлением проникать во все сферы общественной жизни для поддержания такого социально-экономического порядка избранного абсолютным большинством дееспособного населения. Но партия при таком тоталитаризме обязана следовать за волей большинства и должна быть в состоянии использовать волю этого большинства с пользой для всего народа для его нормального физического, морально-нравственного и интеллектуально духовного развития.

      ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ДЕНЕГ!!!  Но если не будет закона о конкретных социальных гарантиях по количеству и квалификации труда, то деньги будут продолжать определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИСВОЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТЕМИ, У КОГО ИХ ДОСТАТОЧНО, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЗАРАБОТАНЫ ЭТИ ДЕНЬГИ ИЛИ УКРАДЕНЫ!  Уничтожать нужно не деньги, а их монополию в процессе распределения средств необходимых для нормальных социальных условий жизни! Поэтому самое необходимое для благополучия населения необходимо распределять относительно равным количеством от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством по зарплате от результатов квалификации в труде на рабочем месте в общественной экономике. Чтобы каждый имел право иметь их достойно труда не ниже оговоренных в законе норм для нормального развития, ибо ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер приобретения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого приобретения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни не достаточно, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл.  Если деньги можно распределять пропорционально труду, почему нельзя самое необходимое от их общего производимого в стране количества по равенству рабочего времени, а качеством по квалификации достойно труда на рабочем месте в общественной экономике???  Не хватает ума или совести, духовности или милосердия???

      А ведь ДУХОВНОСТЬ на Руси, как и во многих странах мира, определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью...

      ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА!!!  Превращение частной собственности на землю, на мастерскую или на завод в общественную или государственную не делает необходимые для жизни социальные блага доступными каждому по количеству и квалификации своего труда, это меняет только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

      ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  НЕ БЫЛО никакого переходного периода между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили закон с монополией права на рабовладение и законом утвердили крепостное право - нет рабовладельческого государства! Отменили монополию закона на крепостное право и сформировалось право наёмного труда и монополия капитала - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!!!  А если на необходимые социальные блага уже нет монополии капитала, а есть монополия закона о социальных гарантиях хотя бы в социально-бытовой сфере по количеству и квалификации труда, то какой же это капитализм?  Это уже социализм! А когда гарантии распространятся и на ВСЕ средства коммуникаций, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, то начнётся коммунизм! Но и это не рай для всех, недовольные всегда найдутся...

        ПРОТИВ УРАВНИТЕЛЬНОСТИ при распределении средств для жизни. Никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед диктатурой ЗАКОНА принятого абсолютным большинством населения страны без нарушения основных конституционных прав и свобод человека, в чём и заключается демократия! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов  общества.
        Если человек работает хорошо – квартиру в благоустроенном районе, хорошей планировки, где прихожая и кухня более двадцати метров, но жилой площади не более двадцати. Остальные метры на рынке, если уже есть излишки законодательно оформленных норм жилой площади. Плохо работает – в бараке, вода холодная, туалет на улице, но по метражу не ниже законом оформленных норм от общей массы построенного жилья. А  к нарушителям закона временно подселять неустроенных по жилью, как это делают в Северной Корее, невзирая на должности.  Ну, а если не хватит на всех бездельников бараков, категории жилья всё равно должны быть по уровню труда человека, а иначе это не справедливо, когда человек работает плохо, а живёт хорошо, какой же ему стимул работать лучше???
        Когда в семье жена работает по шестой категории, а муж по первой, ведь всякое бывает, получат среднее по качеству, это проблема семьи, а не общества.

        Разве мы не сможем в своей богатейшей природными ресурсами стране обучить наше население, чтобы разнообразно по вкусам населения обустроить, накормить и одеть каждого для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, не нарушая закон и не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия населения?

        Я ПРОТИВ ВООРУЖЁННОГО ВОССТАНИЯ и правительственного переворота, ибо при истинной демократии судьбу народа должен решать сам народ в парламентской борьбе разных политических течений организованного в разные партии социально и политически организованного народа, а не кучка авантюристов для своих сомнительных целей!

        О КАКОМ СВОБОДНОМ ТРУДЕ ГОВОРИЛИ МАРКС, ЛЕНИН И ПРОЧИЕ? Это человек должен быть свободен в своём выборе - участвовать в общественно-необходимом труде по своим способностям и стремлениям, чтобы иметь от общества всё необходимое для СВОБОДНОЙ от наёмного рабства  жизни, или не участвовать - и ничего не получать от общества. Или быть наказанным за воровство.  Каждый выбирает своё и должен иметь то, что заслуживает по справедливым социально-экономическим законам утверждённым большинством дееспособного населения на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, как и должно быть в социальном демократическом государстве!  Но человеческое общество тем и отличается от других иерархических общественных систем животного мира планеты Земля, что способно на более высоком уровне обеспечивать исполнение законов своей жизни, и если этого не происходит, то стоит ли говорить о каком-либо развитии разума и духовности такого народа, кроме стремления жить за счёт других посредством накопления своего капитала???  А ведь именно это лежит в основе капитализма - монополия капитала!!!

        Некоторые мои оппоненты опасаются каких-то внутренних причин невозможности создания благополучных социальных систем, ссылаясь на неизбежность кризисов, на нежелание людей работать на тяжёлых, вредных и опасных для здоровья производствах, ибо невозможно опираться на сознательность масс без кнута и пряника, да и вседозволенность с опорой на богатство и власть - это как наркотик! А как лечить такую наркоманию?

        А как это делается в Норвегии, Исландии и в других социально развитых странах? Если рабочих мест больше нет, а производства необходимы?  Разве обездоленность и социальные гарантии это не кнут и пряник?  А богатство, как и незнание законов, от ответственности перед народом не освобождает, если законы СОБЛЮДАЮТСЯ!!!

        А кризисов при сокращении монополии капитала и при монополии закона о социальных гарантиях при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике при соблюдении всех норм безопасности труда быть не должно!!!  Ибо если количество выпускаемой продукции соответствует нормам по удовлетворению насущных потребностей населения, то о каком экономическом кризисе может идти речь???  Социально-экономические кризисы развиваются только от несоответствия между товарной и денежной массами при рыночном  удовлетворении населением их потребностей. А если кто-то хочет кормить  тунеядцев, то пусть кормят, только как потом эти тунеядцы будут жить при потере кормильцев, что они заработают на старость? Камеру в тюрьме, если будут воровать и нарушать ЗАКОН?


           И О ПАТРИОТИЗМЕ.

       Ещё Маркс и Ульянов указывали, что нет худших патриотов в стране нежели полукровки и нацмены и они правы, ибо каждый патриот своей национальности и своих предпочтений, своих национальных традиций и культуры, а никак не того народа, который их приютил и где они постоянно ищут, как бы в среде этого народа получше устроиться...
      Но если каждый будет знать, что лучше будет жить только при условии его добросовестного труда на благо своего отечества и людей, рядом с которыми живёт, а общество во главе со своим правительством в центре и на местах будет заботиться о каждом по количеству и результатам квалификации его труда, то в людях будет воспитываться и соответствующий патриотизм, как в США! Там любая работа для ГРАЖДАНИНА США  стоит не мене $12 в час по законам этого государства. Не можешь платить такие деньги – не принимай на работу! А принял – плати! Остальных трудоустроит государство через свои биржи труда или будет платить пособие по безработице. А кто не хочет трудиться на благо общества, тот не хочет и иметь от общества необходимое для благополучной жизни, вот и вся американская философия! Поэтому там каждый вынужден и хорошо работать, и повышать квалификацию, если хочет хорошо жить!

       А для этого достаточно, чтобы был работающий ЗАКОН, который с правом на труд будет КАЖДОМУ гарантировать и право на необходимые для нормального развития СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ БЛАГА достойно труда со всеми правами и свободами обеспечивающими такую законность! Естественно, при свободном доступе ко всем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫМ БЛАГАМ СВОЕЙ СТРАНЫ!!!  А когда ЗАКОНОМ будут определяться все СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ на необходимые каждому социально-коммуникационные и интеллектуально-духовные блага, здравоохранение и образование при развитии рынка вне социальной сферы, то что помешает народу быть более благополучнее и счастливее?
      И ещё для этого необходима партия с такими целями и её победа на парламентских выборах!

      Народы России объединялись, в основном, для защиты своих территорий от посягательств на свободу жить по своим законам, ибо сообща это делать легче, и чем больше правители заботились о народе, тем больше было патриотизма у народа! А врагов у России пока достаточно...

      А когда врагов нет, то люди в развитых цивилизованных обществах объединяются в парламентские партии для МИРНОЙ политической борьбы, ибо ПАРТИЯ - это часть населения, организованная для достижения своих ЭКОНОМИЧЕСКИХ целей!

      Нет сомнения, что социальная справедливость, как соответствие действий каждого требованиям ЗАКОНА  иерархического неравенства сложившегося в обществе, измеряется не столько количеством денег или материальных благ получаемых за труд, сколько силой убеждения каждого, что общество живёт как одна большая семья!  Но сегодня в России при варварстве, классовой разобщённости и социальной безграмотности населения наблюдается определённая безвыходность и безысходность многих на данном этапе развития и это будет до тех пор, пока принципы распределения всех благ будут устроены рыночным образом, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве. И это понятно, ибо жизнь в семьях подчиняются законам развития самого общества.

      Конечно, только в дружной и сплочённой семье всегда все думают друг о друге, при взаимной заботе и солидарности, хотя и понятно, что у стариков и молодёжи несколько разные требования и потребности, как и у людей разных духовных запросов. Именно поэтому требуется учитывать все моменты жизни в поддержке каждого для обеспечения справедливости, а она должна быть не столько в доходах, сколько в уровне жизни. Необходимо только всегда знать и помнить, что духовное выше материального при условии, что человек не голоден. И сделать необходимо так, чтобы каждый с правом на труд имел и право на необходимые для жизни социальные блага от их общей массы, как и зарплату, количеством по относительному равенству рабочего времени, а качеством по квалификации своего труда на рабочем месте или службы в общественной экономике при сохранении рыночных отношений вне социальной сферы, ибо материальные гарантии надёжнее финансовых.

      Но только сам народ должен решать, хочет ли он жить по таким принципам справедливости и если он объединится в партию с такими целями и она победит на выборах, то все будут вынуждены жить по таким законам. А за нарушение ЗАКОНА строгое наказание по статьям этого ЗАКОНА, перед которым ВСЕ должны быть равны независимо от должности, звания и богатства.  Но если Закон не имеет процессуально-юридических норм за его нарушение, то это только декларация закона, а не закон, ибо нет возможности строго наказать нарушителя закона. Закон должен быть суровым, но справедливым, иначе он людям не понравится, но на то он и ЗАКОН и должен поддерживаться большинством дееспособного населения! А начинать всё это в России надо было ещё с 1917 года, только по российским традициям духовности и гуманности!

      Конечно, то, что здесь предлагается, не сделает всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, но это без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых людей, но и богатых не сильно обидит, ибо всё, что будет вне социальных норм остаётся на рынке! А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного устройства общества?

      Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет Российская Федерация, если они не объединяются против своей нищеты и бесправия, а  каждый норовит обмануть друг друга, чтобы выбиться из нищеты, а потом по привычке продолжает делать то же самое...
      Или разве есть социально развитые страны, где у власти нет  политической партии из хорошо объединённой и организованной части населения с прогрессивной социально-экономической программой избранной народом для достижения  так необходимой ему социальной справедливости?

         По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!