Исповедь Оборотня Я дежурный

Виталий Агафонов
          Время летит неумолимо быстро. Кажется, вот, только-только, прибыл на своё первое дежурство. Уже прошло больше двух месяцев. За это время, сдружился с коллективом, научился работать и чувствовал себя единым целым в этой структуре. Знал особенности и характер каждого работника. Иногда охватывало ощущение, что в этой организации, с этими людьми,  работаю всю жизнь. И не знаю ничего, кроме этой, неблагодарной службы. Было у нас всякое, и хорошее и плохое, впрочем, как и во всех коллективах. Иногда, нравилось, особенно отношение к тебе. Иногда, хотелось всё бросить и убежать, куда глаза глядят. Держало то, что люди, побывавшие у нас, всё же в конечном итоге осознают и с пониманием начнут относиться к нам, нашей работе. Хотелось ощутить, что начальство с отеческой заботой будет относится и поддерживать нас в нашей работе.
          Мы, собрались очередной раз на оперативное совещание. Сегодня, начальник вытрезвителя, особенно зол. По поводу и без, цеплялся к старой смене, распекая, высказывал своё отношение к ним: «Что!? Отработали!? Смотреть на вас жалко!.. Дежурный, кто и кем руководит в твоей смене?.. Ты можешь чётко и внятно, хотя бы, прочитать оперативную сводку!? Что ты бормочешь про себя?.. Читай для нас, тут ты не один!.. Каждый милиционер должен знать оперативную сводку, чтоб качественно выполнять свои обязанности!.. А у тебя, что с машиной, горе-водила?.. Почему бензина снова не хватило?.. Ты, что пьёшь этот бензин, или продаёшь налево?..» Так же, не обделял вниманием и новую смену. Ставил задачи, выказывая своё недовольство, основываясь на отрицательных примерах: «Не повторяй  в этой раз своих ошибок!.. Ну, что будешь вытворять, то же самое?.. Тебе твои погоны не мешают служить?..  В следующий раз, когда поедешь на электричке, не забудь предупредить, чтоб тебя разбудили, а то никогда не сойдёшь на своей станции!.. Это ж надо, проспать два раза подряд свою остановку и не сойти вовремя!.. Пить надо меньше!.. Чувствую, пора кого-то увольнять, со всеми вытекающими последствиями, чтоб впредь другим неповадно было!.. Я уже устал пить водку с прокуратурой Свердловского района!.. Из-за вас, работнички!.. Вы вытворяете, а я отдуваюсь!.. А печень у меня не казённая!.. Кто мне возвратит утраченное здоровье?..» Все сидели, опустив головы, молча, слушали оскорбления. Какие-либо слова были бесполезны. Одно слово и эта триада продлилась бы, в отношении высказавшегося сотрудника, минимум, ещё на полчаса. Тут бы он припомнил про этого человека такие детали, которые он сам не знает. Все прекрасно понимали, что Юлий Юльевич, в очередной раз, получил нагоняй от начальства. И теперь, вымещает свою злость на нас. В самый разгар оперативки, вошла Наталья Александровна. Озабоченная чем-то, с разрешения, уселась на своё место. Осмотрев всех внимательно, остановилась на мне. Суровый взгляд, прищуренные глаза. Знаками показала мне, чтоб я подошёл к ней после оперативки. Опустив глаза вниз, просидела безучастная к совещанию, разглядывая на коленях папку,  прикрытую одной рукой. Наверное, тоже побывала на ковре у начальника. Как обычно, проведя мероприятие, наш руководитель, дал последние указания, сел в свою машину, уехал в сторону города, как ни в чём не бывало.
          Проводив взглядом, с этажа новую и старую смену, направился в кабинет зам. начальника. Перемена в отношении начальника к коллективу, часто приводит нас в замешательство. Вот и я, тихонечко шёл и думал: «Что случилось? Может, допустил какую-нибудь оплошность? Но, Юлий Юльевич, ни словом не обмолвился в мою сторону, распекая всех! На меня, ни обращал никакого внимания. Может это тишина перед настоящей бурей?» Неизвестность меня пугала. Что-то случилось, но что? Со своей стороны я не совершал никаких огрехов. Если только по незнанию? Шёл и старался что-нибудь вспомнить из прошедших смен, но так ничего и не припомнил. Всё было как обычно. Когда начальство злое и встревоженное, подчинённым приходится не сладко, получают в два раза больше нагоняй. Эти тучи надвигаются на всех без исключения. И бьёт молнией незамедлительно. Войдя в кабинет, прикрыл за собой дверь. Наталья Александровна, усевшись на стуле, положила руки на стол, прижала ладони, пальцами вперёд, ожидала меня:
          - Николай Евгеньевич! Нам необходимо обговорить нашу совместную службу!.. – серьезным выражением, продолжая смотреть на свои ладони, сказала, как можно спокойнее. Такое спокойствие, в такой ситуации, в любой момент, может нарушиться. Ураганом пройтись по мне и вернуться обратно. Необузданный гнев, вырвавшийся наружу, может причинить много вреда. Я был готов к этому. Хотя, как можно быть готовым, если даже не знаешь, с какой стороны, за какие проделки, тебя могут взыскать. Всё же, я настроился на худшее, был готов к тому, что нарушатся все старания, желания, мечты и я пойду искать другую работу.
          - Да, я вас слушаю! Что-то произошло? –  смотря внимательно, негромко спросил её.
          - Начальник отдела кадров проинформировал меня насчёт разговора с вами по вопросам укрепления дисциплины и порядка в подразделении! О том, что он вас лично, попросил оказать мне содействие! Настало то время, когда помощь необходима! – произнесла, ровным металлическим голосом, без тени чувственности.
          - Да, у нас с ним состоялся такой разговор! Но, прежде чем приступить к каким-то действиям, я бы хотел, ещё лучше, узнать работников! Этот срок для меня маловат, так-как нахожусь в их подчинении! – озабоченно ответил ей.
          - Всю необходимую информацию, которая вас интересует, я вам предоставлю в объёме своих знаний! К сожалению, в отличие от вас, у меня, нет времени на раздумия и приготовления! От нас требуют положительных результатов уже сейчас! Медлить, больше никак нельзя!
          - Что ж! Тогда давайте приступим! – я уставился на зама.
Начальник отдела кадров круто взялся за руководство вытрезвителя, возможно, поставил их в жёсткие рамки. И всё же, что-то произошло. Но, что, что? По каким-то, непонятным, причинам, мне, этого не говорят. Вот, она, тоже, сидит и молчит.
          Наталья Александровна, не обращая на меня никакого внимания, замерла на какое-то время, углублённая в свои тяжкие думы, смотря перед собой. Словно увидела существо, сидящее на столе, которое гипнотизирует волю, желания, лишая её двигаться и произносить слова. И теперь, понимая всю трагичность положения, не может освободиться от этих чар. Остекленевшими глазами, в ужасе, безропотно ожидает своей участи, но ничего не происходит. Скорей всего, она поняла, что действия требуются от неё. Оцепенение прошло, она медленно подняла тяжёлый взгляд. Какое-то время смотрела на меня, словно ища во мне что-то непонятное, неизвестное. Вдруг заговорила, чётко проговаривая каждое слово, стала излагать суть происходящего. Возможно, говорила не всё, что думала:
          - Не в моих правилах хитрить и приукрашивать! Мы, с вами, офицеры! Буду говорить так, как её сама вижу! Была назначена, на эту должность незадолго, до вашего прибытия сюда! Так же, как и вам, передо мной, ставились задачи! После ознакомления состоянием дел в вытрезвителе, с сотрудниками, выводы для себя сделала не утешительные! Это меня удручает! Моё глубокое убеждение, что в первую очередь, все необходимые условия, для успешного выполнения поставленных задач, создаёт руководящее звено! И в его обязанность входит контроль над соблюдением этих требований! Как обеспечишь, потребуешь, так и получится! Как в поговорке: «Как аукнется, так и откликнется!» Каково управление, таков и коллектив! Буду говорить откровенно! Начну с начальника медвытрезвителя! Я, ничего не имею против Юлия Юльевича, но вина за нынешнее состояние дел, полностью ложится на него! Он, в подразделении не работает! Ограничивается распеканием милиционеров, не вникая в суть дела! Не проявляя должного уровня работе в доверенном подразделении, довёл до того, что медвытрезвитель скатился на последние места! Коллектив варится в собственном соку! Но и после сделанных замечаний, не собирается наводить порядок! Нет системности в его деятельности! Или не хочет, или не умеет! Пришёл, покричал и ушёл, вот вся его работа! Занятый, какими-то левыми делами, которые совершенно не относятся к деятельности, по выполнению должностных обязанностей, ему совершенно не до сотрудников! Когда-то, давно, в своё время, приехав с Ростовской области, после армии, поступил на службу в милицию, в полк ППС! Пару раз съездил в Чечню! Не знаю, чем он там занимался, но после этих командировок, будучи сержантом, получил офицерское звание, награждён правительственными наградами! Начальство благосклонно относится к нему! Возможно, заслужил, или заслуживает! Но, от этого, нам, не становится легче! Конечно, можно написать докладную, так, мол, и так, начальник не работает, довёл, упустил и так далее. Ситуация от этого не поменяется.  Начальство пристальнее начнёт приглядываться к нам и не понятно чем это может закончиться. Авторитета нам это точно не прибавит, за то отгребём по полной. Всё равно, всю работу, придётся выполнить нам! Если говорить про коллектив в целом, скажу, что ребята не плохие, да и вы сами это прекрасно видите! Поставленные, конкретные задачи, если заинтересовать их, исполняют качественно, со знанием дела. Что, к сожалению, происходит крайне редко! Каждый живёт сам по себе! Есть микрогруппы, которые живут самостоятельной жизнью! Отношения между собой, часто натянутые, поддерживаются лишь ради приличия, но не более! Объединяют всех частые пьянки на рабочем месте! Нет связующего, руководящего звена! Нет общего коллектива! Такая ситуация не нужна никому! Хватит так жить! Начальство УВД, поставило конкретные задачи и сроки! Пора трогаться с этой мёртвой точки! Настало время, когда необходимо показать свои организаторские способности! С первых дней службы в этом подразделении, я старалась навести порядок, но результаты плачевные! Мне одной с ними не справиться! Я не сторонник жёстких мер! Ребята меня уважают, но, как нового работника, не очень воспринимают! Во многих вопросах в профессиональном плане разбираются лучше меня! Всё же мужское начало доминирует! Нужен человек из их среды, который окажет на них влияние и заставит делать, как положено! Нужен лидер, авторитет! – немного помолчав, добавила, – Я вам обрисовала общее положение дел! Каковы ваши предложения? По вашему мнению, с чего начнём?
          - Да! Хорошего действительно мало! Про Юлий Юльевича, мне тоже известно! Это всё происходит на наших глазах!  Докладная, однозначно отпадает, этим мы покажем своё бессилие! Мы, ещё ничего не создали, не показали себя, чтоб что-то требовать от начальства! И только создав нормальный коллектив, можем доказать, что чего-то стоим! Чтоб с нами можно было разговаривать! Я думаю, для начала, нужно привлечь на свою сторону прапорщика Карпенко! Заинтересовать его чем-нибудь, чтоб не пошёл на попятную! Он один из самых старых и опытных сотрудников! И только он сможет, более эффективно, повлиять на всех сотрудников! Вместе, мы, сможем переломить ситуацию в нашу пользу! Если у нас всё получится, Юлий Юльевичу придётся, только соглашаться с нами!
          - Значится, наши мнения сходятся! Я, тоже, думала над этой проблемой не один раз! – заключила она.
Тут же набрала номер телефона:
          - Алло! Слава! Пригласи прапорщика Карпенко ко мне в кабинет! – положив трубку, добавила, – Подождём! 
          - Наталья Александровна! Вызывали? – открывая двери кабинета, вошёл Карпенко.
          - Да, Лёша, вызывала! Мы, тут поговорили с Николаем, о состоянии дел в нашем подразделении! Не мне говорить, что у нас здесь творится! Этот вопрос, мы с тобой, уже обсуждали! Начальство УВД, поставило перед нами конкретные задачи! Не зависимо от твоего желания, мы, всё равно наведём порядок! Хотелось бы без кровопролития и побыстрее! Я, в свою очередь,  тебе, предлагаю включиться активно в этот процесс! Ты, у нас самый грамотный работник! Тебя слушаются все, без исключения! Всего лишь нужна поддержка! Для начала, необходимо создать микроклимат, костяк, чтоб в дальнейшем сформировать нормальный, дружный коллектив! Чтоб каждому было приятно служить в вытрезвителе! Лёша, мы с тобой на одной стороне баррикады! Хочется, в недалёком будущем, видеть тебя в звании старшего прапорщика! – Наталья Александровна, улыбнулась, – Сколько тебе осталось до пенсии?
          - Два года!
          - Как раз подходящий срок, чтоб навести порядок в своём подразделении, воспитать себе прекрасного приемника, оставить о себе хорошую память и заслуженно уйти на покой!
          - Наталья Александровна! Я же не против! Я полностью за! Только не смогу один всё это сделать! Вы приходите, уходите, а мне с ними приходится жить сутками! – Лёша сказал это как-то демонстративно. Мне показалось, что у них уже когда-то, состоялся такой разговор и это повторяется теперь снова.
          - Ну, почему один? Теперь не один! Есть же и мы рядом с тобой! Я буду поддерживать вас сверху, Николай снизу! Он же тоже на сутках! – указывая на меня взглядом, ответила Наташа.
          - Ну, если так! Это меняет дело! Что нужно, выполню, даже не сомневайтесь! Сделаю! – ответил Карпенко. Я смотрел на него и иногда, не мог понять, когда он говорит серьёзно, а когда шутит. Но, он стоял спокойно, без тени какой-либо улыбки.
          - Тогда, ставлю задачу, как командиру взвода, как старшине, как дежурному, как самому старому работнику! Следить за внешним видом милиционеров! За порядком в здании! И, конечно, корректировка, при необходимости, работы милиционеров с пьяными! Как только Николай начнёт заступать самостоятельно дежурным, Лёша, ты приступишь к исполнению прямых обязанностей! Уберём с дежурных! Нам, главное пережить этот сложный период становления! Как? Справишься с поставленной задачей?
          - Без проблем! Сделаем! Мне, это хорошо знакомо и совсем не сложно! – наконец, улыбнулся Карпенко.
          - Осталась ещё теоретическая и спортивная подготовка! – смотря на стол, продолжила Наталья Александровна.
          - Спортивную часть возьму на себя! – тут же добавил я.
          - Хорошо, Коля! Пусть так и будет! А я, возьму теоретическую подготовку! Поначалу будет трудно! Главное, тронуть этот груз с места! Остальным дежурным тоже поставлю конкретные задачи! Нужно, чтоб они обязательно исполнялись! Вы, меня, просто поддержите и всё! Ну, что ж! Разговор у нас ещё не окончен, мы только приступили! Да, и ещё, старайтесь привлекать в свой круг остальных ребят, чтоб они вам помогали! Удачи! По местам, за работу! – Наташа, глубоко вздохнула, снова улыбнулась и пожала нам по-мужски руки.
          На следующей смене, выписали дни рождения сотрудников, жён, детей, особенности, условия проживания. И приступили к непосредственному наведению порядка в вытрезвителе. Параллельно, организовали поздравления милиционеров с праздниками, дарили подарки, ввели некоторые обычаи, связанные с праздничными датами. Нетерпимее стали относиться к пьянкам, разгильдяйству. Костяком образовалась команда из трёх человек: Карпенко, как дежурный, старшина, командир взвода, я, как помощник дежурного, как патрульный и Бородулин, как водитель.
          Бородулин Матвей Николаевич, живя в Ставропольском крае, служил в милиции. После развода с женой, был уволен из рядов МВД. Поменял место жительства: переехал в наш город. Будучи 40-а летним мужчиной, крепкого телосложения, широкой кости, ведя здоровый образ жизни, выглядел моложе своих лет. Приятное лицо с правильными чертами, южный говор, располагал себе. Здесь, встретил студентку, женился на ней. Родился ребёнок. Решил вернуться в милицию. В восстановлении, большую помощь оказали Лёшу Карпенко и Наталья Александровна. Вскоре вышел на работу милиционером-водителем. Матвей, понимая суть происходящего, активно включился в работу.
          Изменения отношений, в коллективе, в руководстве, сотрудники восприняли неоднозначно. Чувствуя давление со стороны зам. начальника и нашу поддержку её начинаний, некоторые, не согласные, милиционеры, перевелись в другие подразделения. Часть милиционеров выказывала недовольство, но в конечном итоге подчинились, и в дальнейшем, стали сами активно участвовать в процессе становления. В меняющейся обстановке подразделения, коллектив разделился на несколько микрогрупп. Если одни включились и стали поддерживать нас. То, некоторые старались держать нейтралитет. Особнячком держались старые работники: водители Дурегов и Бабенко, патрульные Бондаренко, Линьков. Работая экипажами, они в основном находились на выезде и старались избегать наши организованные мероприятия, высказывая язвительные усмешки. Отдельно от всех держался Миша Осетров. Будучи, командиром отделения, помощником Карпенко, ко всему, относился подозрительно и с недоверием. Дежурный, младший лейтенант Пиритов Семён, соглашался, но как только оставался с милиционерами один на один, забывал про свои обещания. В какой-то момент, всё это остановилось. Началось великое противостояние. Лёд невосприятия никак не мог тронуться с места. Не знаю, сколько бы это продолжалось, но в этом помогли два сотрудника. Вместо убывших, прибыли молодые парни: Лимонов Виталий и Дмитриев Николай. После службы в армии, изъявили желание продолжить службу в милиции. Прошли учебку, вскоре оказались у нас. Сергей Линьков и Бондаренко, который уже давно работали, начали подшучивать над ними, показывая своё превосходство. Они попытались установить «дедовщину». «А дедовщину в милиции ни кто не отменял!» - говорили они, как бы в шутку. Видя сложившуюся обстановку, я взял этих молодых парней к себе и стал, смена за сменой, обучать тонкостям работы. Вскоре ребята освоились и успешно стали выполнять свои обязанности. Практически ни разу не подвели. Активно включились в работу. Они сопровождали меня везде, участвуя во всех соревнованиях. С этого момента, наконец-то, тронулся этот вековой лёд. Когда нас стало в большинстве, свои отношения пересмотрели Осетров и Пиритов. Где-то достали перекладину и установили на втором этаже. Это была их личная гордость. Теперь за правило стало перед сменой подтягиваться.  Пьянки практически прекратились. Мы, стали активнее участвовать в спортивной жизни УВД. Интерес начал проявлять, к спортивному сектору, водитель Дурегов. Он оказался прекрасным баскетболистом и волейболистом. В игре, чётко распределял силы, контролировал за всеми, подсказывал, устраняя ошибки. Вскоре, стал заслуженно капитаном команды. Когда Дурегов стал частью нашей команды, Бондаренко и Бабенко написал рапорта и перевёлся в Ленинское УВД. Линьков, оставшись один, по возможности, старался держать нейтралитет, на все мероприятия шёл неохотно. Закрывшись в свою коробочку, дослуживал до пенсии. Иногда опухший, приходил на службу. Что-то не ладилось у него в жизни. Замкнутый, на контакты не шёл. Всё новое его пугало и он медленно, с неохотой продвигался в нашу сторону.
          Не заметно пролетело лето. Поставленные задачи, решались без особых проблем. Осеняя пора, время отчётов. На подведении итогов за год, наше подразделение заняло 3 место. Конечно же, этим, были сильно шокированы управление УВД: никогда ещё медвытрезвитель не занимал такого высокого положения. Лишь начальник отдела кадров таинственно улыбался, который курировал нас. Проходя мимо, остановился, наклонился, шёпотом произнёс: «Молодцы!» И поднялся на сцену. Немалую гордость испытали и наши ребята, когда их высоко оценило начальство. Милиционеры с других отделов, теперь просились к нам.  Лёша, не без гордости, улыбаясь смотря поверх голов,  говорил: «Да, вернулась былая слава!..»

          После аттестации, сходил в специализированный магазин. Там приобрёл милицейскую форму. В соответствии приказом, от 2 августа 1994 г. N 372. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 445 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции", тщательно подогнал обмундирование, чтоб она отвечала установленным образцам и описаниям.
          Этот же приказ и постановление, устанавливает ношение патрульно-постовой формы одежды, при несении патрульной службы, выполнении специальных задач, на дежурствах, которая состоит: фуражка, куртка и брюки прямого покроя синтетические темно-серого цвета, рубашка серо-голубого цвета с галстуком темно-серого цвета, ремень поясной черного цвета на куртке (брюках), ботинки с высокими берцами (полуботинки) черного цвета. Между собой, милиционеры назвали эту форму, из-за заклёпок клёпанкой. Надеясь, что клёпанку всё же выдадут, я приобрёл только летнюю, повседневную форму. Но, к сожалению, мне так и не выдали, объясняя тем, что на складах вообще нет никакой формы. Первая смена на должности дежурного! Утром, прибыв в медвытрезвитель, переодевшись, вышел на публику во всей своей красе. И на дежурство, в дальнейшем, приходилось заступать так. Мой статус поменялся. Теперь, все те милиционеры, с которыми были старше меня по званию, стали моими подчинёнными. Отношения не поменялись, мы так же жили единой дружной командой. За исключением, на мои плечи легла ответственность.
          Я быстренько принял дежурство: документацию, имущество, лиц, находящихся на вытрезвлении, материальные ценности. Дал команду подняться новой смене в кабинет начальника на оперативку. Вместо дежурного оставил медика. Этот процесс был хорошо знаком. Проделал без особых затруднений.
Будни потекли обычной чередой. Каждый раз, заступая на дежурство, руководил сменой, контролировал за их деятельность, осуществлял контроль над поведением и состоянием здоровья вытрезвляемых, выявлял разыскиваемых преступников, при подозрении направлял в УВД Свердловского района. Прекрасно понимал, что  на меня ложилась вся полнота ответственности за вверенный участок работы, в общей системе МВД.

          Это было в один из зимних дней. До Нового года оставалось, ещё больше полмесяца. Ранняя зима, выпало много снега. Очередной раз заступил на смену. После оперативки, поставил задачи милиционерам, сам взялся за оформления протоколов. В дежурную часть забежал начальник физической подготовки Свердловского УВД г. Перми Серёга Моисеев:
          - Здравствуйте, товарищи милиционеры! Николай! Оставь всё! Быстрее собирайся! Через час на лыжной базе «Динамо» начинаются соревнования! Ты бежишь первым! – выпалил Серёга.
          - Какие соревнования? Как первым? Не было же ничего! – удивлённо запротестовал я.
          - Сегодня открытие сезона! Всё было продумано заранее! Просто не знали, когда будет точная дата! Так как снега уже много, решили сегодня! В спешке про тебя забыли, не  передали информацию! Прибыли на базу, только там очухались –  тебя нет! Вот я за тобой приехал!
          - Я, совершенно не готов!.. – попытался возразить.
          - Некогда! Некогда! Быстрее собирайся, машина ждёт у вытрезвителя!
          - Я не могу просто так взять и покинуть место службы, без разрешения Начальника УВД!
          - Это указание начальника! Я от его лица! Вместо себя, на время, оставь помощника! И поживее, собирайся!
          - Лыжи! Мне нужны лыжи!.. – я побежал переодеваться, Серёга бежал за мной, словно боялся, что я внезапно могу исчезнуть.
          - Потом! Главное сначала приехать! Лыжами обеспечим!
          - У меня маленький размер ботинок! Мне нужен 40-ой!.. – я показал ему свои зимние ботинки на меху в раздевалке.
          - Потом! Потом! Быстрее!.. – он доставал мои вещи из шкафчика, бросал на кровать и тут же начал вешать на крючки, беспорядочно, снятое обмундирование.
          Я быстро переоделся. Через 5 минут, то и дело, поглядывая на часы, мчались по улицам города в направлении лыжной базы.
Приехав к самому порогу здания, побежали получать лыжи. Попав к шапочному разбору (хороших лыж уже не нашли), схватил, то, что осталось.  Длинные, деревянные лыжи, согнутые пропеллером, ботинки на один размер больше, с разбитыми отверстиями для крепления, не вселяло радости. Пока примерял ботинки, подкладывая газету на пальцы ног, Серёга Рогожников, схватил мои деревяшки и потащил мазать мазью. Вокруг суетились другие спортсмены из нашей команды, помогая ему. В атмосфере висела авральная напряжённость. Главнейшая задача, запустить меня на дистанцию. Остальные спортсмены, искоса посматривая на меня, на приготовления, разминались.
          - Какую мазь ложишь, Серёга?
          - Не всё ли равно! В такой ситуации, главное, чтоб скользило, некогда подбирать! Так примерно на глаз! – не переставая работать, ответил Рогожников.
          - Нужна форма! Форма нужна! – закричал Моисеев, озираясь вокруг, – Алексей, ты бежишь в конце?
          - Ну, да! – ответил один из молодых.
          - Снимай спортивку! Он бежит первым! – показал на меня пальцем, – Прибежит, потом отдаст! Быстро, живее!
          Он, ни слова не говоря, снял форму.
          - Николай! Давай! Давай! Живее переодевайся! Очень мало времени у нас!
          Не успел зашнуровать ботинки, Рогожников домазать лыжи, прозвучала команда: «На старт!»
          - Серёга! Давай лыжи! Николаю пора! – подлетел Моисеев, схватил лыжи и побежал к старту, словно он сам, хотел быстрее пробежать эту 10-ти километровую дистанцию. Рогожников так и остался стоять с мазями на руках.
Моисеев, бросил около старта лыжи на снег:
          - Давай ноги! – и стал мне  застёгивать дужки. Я в это время начал разминать плечи и надевать палки. Девушки завязывали на мне номер. Не успел встать на старте, приготовиться, перевести дыхание, как прозвучала команда:
          - Внимание! Марш!
          Оказавшись в конце, попытался разогнаться. Лыжи явно не хотели идти вперёд, была сильная отдача. Разгон не получался. На этой лыжной базе, был первый раз, трассу не знал. Уйдя немного в сторону, вправо, на руках прошёл 100 метров. Неожиданно, передо мной, с поворотом налево, началась тягучка, примерно 500 метров. Без разминки сложновато. Перешёл на коньковый ход. Любимый коньковый ход на подъёме! Стало легче. Появилась хоть какая-то скорость. Но, лыжи были предназначены для классики. Длинные деревяшки, старые крепления с душками вспаривали утоптанный снег, тормозя мои шаги, оставляя следом ровные углубления, в виде ёлочки. Периодически, то и дело цеплялись за ветки, я часто терял равновесие. Дыхание постоянно сбивалось. Взяв тягучку, выдохся. По пересечённой местности, кое-где классикой, иногда коньковым ходом, всё же прибежал на финиш восьмым. Дистанция далась тяжело. На финише, ещё не успел отдышаться, ко мне подбежал начальник отдела кадров:
          - Ну, что Николай Евгеньевич! Всё нормально?
          - Да! Нормально, Алексей Анатольевич! – ответил я задыхаясь.
          - Молодец! Хорошо пробежал! Отдохни немножко! Проделай дыхательное упражнение! Постарайся побыстрее восстановиться! По условиям соревнования, начальники и их замы, эстафетой, должны были завершить соревнования. Но, только что, была ведена корректировка, произошли некоторые изменения! Командный состав, который должен был бежать в конце, сместили вперёд! После общего забега, после вас, эстафету начали начальники, потом, вторым этапом, бегут начальники штабов. Наш начальник штаба ещё не прибыл и вряд ли успеет! Надо будет пробежаться за него! Если его не будет, снимут всю команду! Это не 10 км, всего лишь 5! Начальники уже стартовали! Второй этап твой! Потом эстафету передашь мне! Давай дорогой! Надо! Надо! А я пойду готовиться! Сергей Иванович, помогите Николаю Евгеньевичу!
          Начальник отдела кадров пошёл готовиться к старту. Ко мне, подбежал майор Моисеев:
          - Давай Николай! Начальники уже подходят к финишу! Вон видишь, спускаются с горки! Скоро будут здесь! Становись на исходную! Надо поднатужиться, хоть как-то пробежать! – он, хлопая меня по плечу, слегка подталкивая, пошёл вместе со мной. Как только я встал на старте, приготовился к бегу, он умчался навстречу приближающимся лыжникам.
Владимир Алексеевич бежал классикой и не видел меня:
          - Товарищ полковник! Владимир Алексеевич! Вместо начальника штаба побежит Светлов! – негромко говорил Моисеев рядом с начальником УВД, но тот, раскрасневшийся, захваченный гонкой, сосредоточенно бежал, смотря на лыжню, и ничего не слышал.
          - Давайте! Давайте! Я здесь! – замахал руками. Он, так же продолжал бежать. Поднял голову только тогда, когда приблизился к натянутым лентам, в нескольких метрах от меня. Я замахал сильнее:
          - Владимир Алексеевич! Я здесь! Давайте быстрее!
          - О-о! Держи! – он удивлённо посмотрел на меня, узнал, обрадовался и коснулся моего плеча.
          Уже зная трасу, со всеми его поворотами, спусками и подъёмами, я грамотнее распределил свои силы. В среднем темпе подошёл к тягучке, восстанавливая дыхание и понимая, что время можно выиграть только на подъёме, стал усиленно работать. Мои соперники стали отставать. На финиш прибежал первым и передал эстафету Визбору. На эстафете, наша команда заняла 2 место. И Начальник УВД, полковник милиции Метелица Владимир Алексеевич, долго благодарил меня за это:
          - Просто молодец! Я же видел, как ты убежал на трассу! Совсем не ожидал, что эстафету снова передам тебе! Участвовать за двоих, пробежать два раза, это не под силу каждому! Ты, как Раиса Сметанина! И при этом хорошо пробежать! Молодец! Просто молодец! – он тряс меня за руки, хлопал по плечу, улыбаясь.
          Мы сидели в помещении на скамеечках. Я отдал спортивную форму хозяину, переоделся в свою, хотел выйти из помещения.
          - Ты уже переоделся? Посиди ещё немножко! Павел Сергеевич! – обратился начальник УВД к зам. по тылу, – Что вы там приготовили, несите! Надо угостить чемпиона!
           Подполковник Ташкинов, коренастый крупный мужчина, с широким, круглым лицом, с маленькой светлой бородкой, вскоре принёс горячий шашлык на шампурах.
          - Держите, Николай Евгеньевич! Вам надо восстанавливать силы и калории! – и отдал первый шампур мне.
Около нас появился раскладной стол, и тут же принесли тарелки, кружки, шашлыки, бутылки пива, помидоры. Я спокойно поел и подошёл к Моисееву.
          - Серёга, мне пора на службу!
          - Владимир Алексеевич! Разрешите! Светлову пора на смену! – обратился майор Моисеев.
          - Да, да, конечно! Николай Евгеньевич! Приедете на место, обязательно отдохните, поспите немного! Я вам разрешаю! Юлий Юльевичу так и передайте! Пусть до вечера кого-нибудь найдёт!
          Приехав в медвытрезвитель, приступил к выполнению служебных обязанностей. Поспать, как рекомендовал начальник, не пришлось. Как всегда, по штату, не хватало несколько человек, замещать меня было некому. Доставили несколько пьяных, нужно было принять их. Работа завертелась, закончили только к утру.

          Зазвонил телефон:
          - Дежурный медвытрезвителя при Свердловском УВД города Перми, капитан милиции Светлов! Слушаю вас!
          - Ага! Вот вы-то мне, как раз и нужны! Вас беспокоит заместитель начальника отдела по спецсооружениям ГУВД Пермской области майор милиции Туманов Николай Васильевич! Вы сегодня на смене?
          - Здравствуйте Николай Васильевич! Да на смене!
          - Приезжайте срочно в ГУВД! С вами хочет поговорить наш начальник!  Через 40 минут быть на четвёртом этаже, кабинет 401, к подполковнику Кронову!
          - Что-то случилось?
          - Приезжайте, узнаете!
          По прибытии, в кабинете начальника, меня встретил подполковник, не высокого роста, плотного телосложения, примерно 40 лет. Пригласил за стол:
          - Николай Евгеньевич?
          - Так точно! Капитан Светлов!
          - Прошу, присядьте! Вас рекомендовали, как грамотного и умелого офицера, хотя вы служите в милиции совсем недавно! Есть предложение, перевести вас к нам, на 4-ый этаж! Будете служить под моим началом! Вы согласны?
          - Спасибо товарищ подполковник! Посчитаю за честь! – с готовностью ответил я начальнику.
          - Вот и прекрасно! Ваша кандидатура согласована!.. Через месяц, когда всё утрясётся, мы вас вызовем! Будьте готовы!
          - Спасибо!
          - Если нет вопросов, можете идти!
          - Есть! – и я вышел из кабинета.
          Что это было? Мне не верилось своим ушам и глазам. Всё происходило, как во сне. Кто рекомендовал меня? С кем согласовано? Начальством? Может мои бывшие сослуживцы, подчинённые, которые раньше меня пришли служить в милицию, теперь занимают высокие должности, подсуетились? Этот вопрос для меня, и по сей день, остался открытым.
          Я вернулся в вытрезвитель и приступил к выполнению своих обычных, служебных обязанностей. Была надежда, что милицейская карьера пойдёт, как положено. И радовало и пугало.

          И опять потекли смены друг за другом. Каждый, был особенным, насыщенным. Очередной раз заступили на смену. Около 11 часов, позвонили с заправочной станции, который находился недалеко от нашего здания и сообщили, что около них, на снегу, валяется пьяный мужчина. Раздумывать было некогда, человек мог замёрзнуть. Мы не знали, сколько времени он там лежит. Я незамедлительно отправил туда патрульную машину и через 15 минут пьяный гражданин был в дежурке. Из документов узнал, что он, Никонов Иван Петрович, житель города Перми, едет в командировку в город Курган. При нём билет на поезд, отправление в 17:30, сегодняшнего дня. Мы его положили в палату, медику поставил задачу, через 3 часа проверить его состояние, по возможности выписать, чтоб он не опоздал на поезд.  Но Никонов более-менее пришёл в себя, только через 4,5 часа. И, я, на свой страх и риск, выписал данного гражданина.
          Около 18:00, зазвонил звонок. В дежурную часть  вошла женщина лет 35-40, среднего роста с красивой фигурой, правильными чертами лица. Большие карие, печальные глаза, зло смотрели на нас. На голове платок, из-под неё виднелись длинные, вьющиеся, чёрные волосы, сплетенные в толстую косу.
          - Здравствуйте! Мне бы начальника! – с натягом в голосе обращаясь к милиционерам, сказала она.
          - Да, слушаю вас! – я привстал из-за стула.
          - Это вы начальник?! – повышая голос, обратилась она ко мне.
          - Данный момент я, дежурный медицинского вытрезвителя при Свердловском УВД, капитан милиции Светлов! Слушаю Вас!
          - Вы что себе позволяете?! На каком основании, вы, задерживали моего мужа?! Как, вы, смели забрать у него деньги?! Это противозаконно! Вы же милиция! Я буду жаловаться!.. – закричала она.
          - Не кричать! – громко и чётко произнёс я, потом спокойно продолжил, – Представьтесь, пожалуйста! Как Вас зовут? Кто ваш муж? Давайте по порядку разберёмся! Возможно, решим все ваши проблемы!
Она испугано посмотрела на меня:
          - Меня зовут Наталья Мухамедовна!
          - Хорошо, Наталья Мухамедовна! Кто Ваш муж? Что произошло?
          - Мой муж, Никонов Иван Петрович! Вот его документы! Я, его, сегодня посадила в автобус, который идёт до железнодорожного вокзала! Он поехал в командировку! У него, при себе, были документы и деньги: 5,5 тысяч рублей! Но, он, около пяти часов вечера, пришёл домой, пьяный и без ничего! Я только-только пришла с работы! Работаю рядом с вами, в «Редукторе!» На мой вопрос ответил, что вы не отпустили его в командировку, он пролежал у вас! При выписке, забрали все деньги!
          - Хмм! Давайте разбираться! – удивлённый рассказом. Я достал протокол и показал ей, – Видите, его подобрал наш наряд около АЗС, по звонку работников этой заправки, совершенно в другом конце города, от места посадки на автобус! Да и от железнодорожного вокзала далековато! Где ваш муж?
          - Он? Он на улице, ждёт меня!
          - Виталий! – обратился я к своему патрульному, – Пригласи Ивана Петровича!
          Никонов неуверенно вошёл в комнату и прижался к стенке.
          - Во сколько вы, говорите, отправили своего мужа? – обратился я к Наталье Мухамедовне.
          - Около 7-и часов утра! Посадила в автобус на остановке, потом сама села в другой, поехала на работу! После смены пришла домой, не успела раздеться, как заявился он! – и показала на мужа.
          - Иван Петрович! Давайте теперь с вами! Куда вы поехали?
          Он, испугано озираясь то на меня, то на жену, начал свой рассказ:
          - Я поехал до вокзала и купил билет! Вот!
          - Дальше, дальше что было? – поторопил его.
          - Ну? – спросила его жена.
          - После того, как купил билет, у меня ещё оставалось время! И, я, пошёл в кафе: «Афган», по улице Революции. Там посидел, выпил рюмку и оказался у вас.
          - Иван, я не поняла! Где ты был? – жестикулируя, с мимикой, жена медленно наливалась злостью, готова была схватиться мёртвой хваткой за его шею.
          - Наталья Мухамедовна! – обратился я к ней, – Это кафе находится около центрального автовокзала! Давайте разборки семейного плана оставим на потом! Только по существу дела, без эмоций!
          - Продолжайте, продолжайте, Иван Петрович!
          - Я уже всё сказал! – недоумённо ответил он.
          - Хорошо! Вы в кафе зашли один, или ещё кто-то был с вами? Сколько пили? С кем общались? – смотря ему в глаза, спросил я.
          - Один!.. Это!.. Ну!.. – замешкался он, поглядывая искоса на свою жену.
          - Ну! Ну! – подбодрил я его.
          - Там, ко мне подсела молодая девушка, мы с ней поболтали и всё! – снова косясь на свою жену.
          - Что всё? – не понял я, – Она ушла, или осталась с вами? О чём болтали?
          - Я не помню! – выдавил он из себя. И глубоко вздохнул, опустив голову.
          - О чём вы говорили, она что-то от тебя хотела?  Иван! – взорвалась жена.
          - Она подошла! В руках у неё была рюмка водки! Назвала меня, Василий! Я сказал, что меня зовут, Иван! Она сначала не поверила, сказала, что я, её разыгрываю! Потом сказала, что я очень похож, толи на брата, то ли на дядю! Немного поговорили, потом извинилась, и за причинённые неудобства и за знакомство, предложили выпить! Ну, я и выпил! Она, ещё раз извинилась и отошла! Всё больше ничего не было! Дальше я ничего не помню! Это я уже говорил!
          - Иван Петрович! Она вам заказала, или предложила свою рюмку?
          - Заказала! Видите ли, в чём дело! Она заказала, потом, чтоб меня и не задерживать, предложила свою рюмку!..
          - Так, где это говоришь было? В кафе: «Афган?» Виталий, Матвей! – обратился к патрулю – Нам, надо забрать трёх человек с автовокзала! Езжайте туда! За одним возьмите с собой Ивана Петровича и Наталью Мухамедовну, если они не против! Посмотрите там всё! Пусть покажет это место, где он сидел, кто его обслуживал! Поговорите с персоналом!
          В оперативных сводках, уже не раз проходила информация о том, что кто-то орудует в забегаловках. Эта ситуация совпадала. Забегаловка около вокзала, девушка. Очень удобно. В такие заведения, в основном, заходят приезжие и командировочные. Попав в лапы мошенников, в лучшем случае, они оказываются в медвытрезвителе. Отходили долго, ничего не помнили, хотя многие утверждали, что выпили немного. В основном, заявление писать отказывались.
          Через 20 минут на меня вышли по рации:
          - Мыс, Мыс! Я борт 831! Как меня слышите! Приём!
          - Борт 831! Я Мыс! Слышу вас 05! Приём!
          - Мыс! Мы на месте! Задержали девушку причастную к нашему пассажиру! Куда её? Приём!
          - Борт 831! Я вас понял! Везите в отдел! Составьте протокол по форме! От вас рапорт! Как сдадите, жду на базе! Приём!
          - Вас понял! Конец связи!
          По прибытии патруля Виталий и Матвей, счастливые, чуть ли не хором, рассказали о своей поездке:
          - Представляете, приехали туда! Нам, Никонов, показал стол, за которым он сидел, и девушку, которая с ним была. Мы, к ней! Сделали досмотр, в кармане нашли около 17 тысяч рублей, так же пузырёк с остатками прозрачной жидкости. На вопрос о происхождении пузырька и откуда у неё деньги ни чего вразумительного сказать не смогла, – улыбаясь, возбуждённые рассказом, закончили они свою историю.
          - Молодцы, ребята! От вас рапорт на имя начальника медвытрезвителя, о проделанной работе! – похлопав их по плечу.
Вечером позвонила Наталья Мухамедовна и долго высказывала свою благодарность за проделанную работу.
          Не это ли критерий оценки работы, которая называется охрана общественного порядки и общественной безопасности.
          На оперативке, начальник нам объявил благодарность за проделанную работу.

          Ситуации, бывали разные. В одну из смен, к нам, в дежурную часть, привезли мужчину примерно лет 50-ти.
          - Товарищ капитан! – обратился ко мне, старший сержант Чернега. – Мы, тут, хулигана задержали, ходил по этажам у себя в подъезде, всем двери выбивал!
          - Хорошо, Миша! давайте его сюда! – обратился старшему, экипажа патруля ППС. И уже к фельдшеру: - Лёша! Посмотри!
          Пробу Раппопорта доставленный не прошёл. Мы его до утра поместили в палате. Утром увезли обычным порядком в отдел.
          Перед следующей сменой, после оперативки, меня пригласила к себе Наталья Александровна, смотря в глаза, спросила!
          - Николай! В прошлую смену, к вам доставляли 27 человек. Кто-нибудь из них, предъявлял претензии на счёт денег?
          - Нет! Ни кто! Что-то случилось?
          - Всю вашу смену приглашают в прокуратуру! На вас поступила жалоба о том, что вы у одного из посетителей забрали деньги в размере 5 тысяч рублей!
          По прибытии в прокуратуру, к нам, вышел мужчина высокого роста, примерно 35 лет. Чёрные, замасленные волосы, зачёсанные на бок. Он, наверное, совсем недавно был стройным красивым молодым мужчиной. Но, безвылазная работа и постоянные пьянки, сделали своё дело. Он стал полным, с дряблой, висячей кожей на лице, большим животом, мешками под глазами. Осмотрев нас презрительно, прогавкал:
          - Я, Горячев Александр Васильевич! От гражданина Мымрина Михаила Сергеевича поступила на вас жалоба! В своей жалобе он описывает, как вы забрали у него деньга в размере 5 тысяч, в то время, когда он находился у вас на вытрезвлении! Я, вам, в добровольном порядке предлагаю вернуть эти деньги! Если не хотите, чтоб  против вас возбудили уголовное дело! А пока, напишите объяснительную! Каждый! – при этом махнул несколько раз пальцем, указывая вверх, с бульдожьей физиономией, зашёл к себе в кабинет, оставив нас в коридоре.
          Я, тут же позвонил в медвытрезвитель, попросил Наталью Александровну привезти протокол на этого гражданина. По прибытии зам начальника, мы ознакомились с делом, тут же попросил её, найти старшего сержанта Чернегу.
          Наши объяснительные звучали примерно так: « По существу заданных вопросов, могу пояснить следующее, что данного гражданина, Мымрина Михаила Сергеевича, доставил в медвытрезвитель, наряд взвода ППС, УВД Свердловского района. Вещи принимали у них по протоколу досмотра личных вещей. В протоколе никаких денег не указано. Пропажу 5 тысяч рублей пояснить не могу…»
Как только прибыл Чернега, я к нему:
          - Миша, откуда вы его доставили и при каких обстоятельствах?
          - Нам позвонили из дома 27 по улице Холмогорская, с жалобой, что некий гражданин, проживающий в этом же подъезде, после очередной пьянки, когда у него закончилось спиртное, не имея денег, стал ходить по этажам, просить у соседей деньги, или выпивку. Когда соседи отказали, он стал всем по очереди угрожать, бить по дверям, нарушая общественный порядок. Тогда, они, вызвали нас! А мы, привезли его к вам, так-как он находился в нетрезвом состоянии!
          - Где заявление?
          - Заявление было устное!
          - Тогда, езжай туда, срочно возьми у них этот документ! Иначе нам не сдобровать!
          Они уехали, через час, приехав с заявлением, отдали помощнику прокурора. Он недовольный, цокая языком, прочитал и отпустил нас.

          Через несколько смен, мне снова позвонили с прокуратуры:
          - Дежурный по медвытрезвителю, капитан милиции Светлов, слушаю вас! – представился я в трубку.
          - Помощник прокурора Горячев! Знаете такого? – спросил меня в трубку заносчивый голос, снова, словно пролаял.
          - Да, мы с вами знакомы! Один раз уже виделись! – ответил я.
          - Светлов! – обратился он ко мне – Вы сегодня на смене? – не дожидаясь ответа, продолжил, – Я, вас, жду у себя в кабинете завтра, в 11:00!
На следующий день зашёл к нему в кабинет:
          - Разрешите!
          Он словно туча висел над столом, держа руки в карманах. Когда я зашёл, он медленно поднял свой взгляд, вынул одну руку из кармана, – Да, проходите, присядьте, вон на тот стульчик! – указал пальцем на стенку, нажимая на последних слогах, внимательно наблюдая за мной.
Когда я присел, он набрал номер телефона, не отводя взгляда, сказал в трубку: « Дмитрий Николаевич, я вас жду! Да! Да! Конечно!»
          В кабинет вошёл стройный мужчина, чуть выше среднего роста, темноволосый, зачесанный на бок. Самоуверенный, лощённый, приятный запах одеколона:
          - Жданов Дмитрий Николаевич, заместитель прокурора Свердловского района! Вы в курсе, по какой причине мы вас пригласили сюда? – чётко голосом диктора обратился ко мне.
          - Нет не в курсе!
          - Вы, в этой структуре недавно, и очень многого не знаете! Мы, вас, пригласили и хотим вам немного обговорить кое-какие детали вашей дальнейшей службы! – и вопросительно посмотрел на меня.
          - Слушаю вас! Помогу, чем смогу! – ответил я.
          - Значится так! – он задумался. Прошёлся вокруг стола, взял один из стульев, выдвинул его, присел, как верхом на лошади, опёршись об спинку локтями, продолжил.
          - На вас! На вашу смену, поступает много жалоб со стороны граждан! Далее, ваша смена, 2 месяца тому назад, доставляла в вытрезвитель родственника судьи! Следующий раз, вы, положили в свою палату родственника прокурорского работника!
          - Извините! У них на лбу не написано, что они чьи-то родственники!.. – начал говорить, но мне не дали.
          - Да-а! Они же говорили, что являются родственниками! А вы, даже слушать не стали!
          - Вы знаете! – я сделал паузу, осмотрев своих собеседников. Они злыми выражениями лица смотрели на меня. В таких ситуациях бесполезно что-либо говорить. Тем не менее, продолжил, – Мне, каждый второй, высказывает своё родство, с судьями, с прокурорами, с мэрами, с начальниками разных рангов! Каждый, угрожает должностной расправой! Если, я стану их слушать, или бояться, то мне тогда и работать не придётся! У меня есть обязанности, утверждённые начальниками, принятые Федеральными законами! Руководствуясь этим, мы, подбираем тех, кто совершенно не ориентируется в пространстве и во времени! Доставляем, чтоб уберечь их от того, чтобы в отношении них не совершалось преступления, или они ни чего противозаконного не совершили! По большому счёту, можно сказать, практически, спасли жизнь вашим родственникам, а вы меня за это взыскиваете! И требует пойти на нарушение законов! Мне казалось, что прокуратура наоборот, стоит на страже исполнения законов! Или я не прав?
          - Перестаньте ёрничать! Мы друг друга поняли хорошо! Не надо мне тут строить из себя Остапа Бендера и просить поднять руки, кто против Советской власти! Вы, знаете, где вы у меня сидите со своими художествами? – он постучал ребром ладони у себя по шее, – Если человек говорит, что он как-то связан с прокуратурой или судом, можно же его просто отвезти туда, куда он скажет! Выяснить! Если это ложь, то увезёте в вытрезвитель, если окажется так, то честь вам и хвала! Ни кто не требует от вас, чтоб вы нарушали законы! Отнеситесь с сочувствием к таким гражданам, вот и всё! И вообще, советую не наживать себе врагов среди работников прокуратуры и суда!
          - Извините! Вы мне что угрожаете? – я снова сделал паузу, что меня услышали, – Если мы, будем так возиться с каждым, то физически не будем успевать выполнять и отрабатывать звонки! Особенно в пятницу! В таком случае напишите прокурорское указание, так мол и так, если встретите пьяного прокурора, или судью, или их родственников, окажите посильную помощь, доставьте до места назначения! Простая пянь, пока подождёт! – добавил я.
          - Вы что уже совсем сума сошли со своими пьяными! Ни кто вам не угрожает! Вам подсказывают, что нужно делать, чтоб всем было нормально! У вас, что проблемы с организаторскими способностями? Успевайте! Ищите пути, решения! Вы же не простой милиционер! Всё в вашей власти! Постарайтесь меня услышать! – медленно, и внятно произнёс Жданов.
          Он встал со стула, заложил руки за спину, опустил голову, снова сделал круг. Постоял около стула, присел. Посмотрел на меня злыми глазами. Его руки лежали на бёдрах, он наклонился вперёд и теперь был похож на букву «Ф».
          - Александр Васильевич! Что вы на это скажете? – он повернул голову в его сторону.
          - То ли он глуп, то ли притворяется! Скорей всего, просто, не понимает, о чём мы ему говорим!
          - Ладно! Давай, всё это забудем! Но при одном условии, что ты напишешь, прямо сейчас, о том, что вы, милиционеры, отдаёте часть зарплаты своим начальникам за право служить в милиции!
          - Не понял!? – я удивлённо  посмотрел на него, как будто видел его первый раз.
          - Всё ты понял! – громко тявкнул Горячев, вскочив со своего места, налился краской, – Ты что думаешь, мы не знаем, как вы отстёгиваете деньги своим начальникам Пенькову, Метелице! Нам всё известно!
          - Так если вы знаете и вам всё известно, что же вы требуете от меня?
          - Николай Евгеньевич! – спокойным тоном обратился ко мне Жданов, махнув Горячеву рукой, – Когда мы вас сюда приглашали, то, конечно же, всё продумали! О нашем разговоре, будут знать только вы, Александр Васильевич и я! Вы напишете нам такую докладную, в свою очередь мы, вам, дадим спокойно служить! Вы, в скором времени, займёте вышестоящую должность, возможно даже в управлении. Правильно я говорю? Будете одним из лучших милиционеров! Думайте, думайте! Мы от вас ждём правильного решения! Вы, запомните одно! В милиции есть свои и пришлые! Свои, это те, которых вырастили сами из рядовых! И они будут расти дальше! А вы, пришлый! Пришлым никогда не дадут вырасти, если у них не будет подпорки! В данном случае, мы вам предлагаем помощь, понятно, что не просто так! Если, вы, откажетесь, то в случае чего, вас, ни кто не прикроет! Даже скажу больше: ради галочки, ваши же начальники, сдадут с потрохами! Заметьте, даже не ради звания и вознаграждения, а ради собственного спокойствия! И ещё! Вы, наверное, думаете, что мы такое предложение делаем всем? Нет! Только некоторым! Те, кто отказались, уже не служат! Вот и подумайте над моими словами, что да, как да!
          - Вы, от меня ждёте решения!? – усмехнулся я – вы хоть себя слышите, что вы говорите! Вы, мне, смеете предложить такое! – я привстал со стула, - Мне, боевому офицеру! Я, никогда на это не пойду! Слышите меня! Тем более, что такого не было! Я, свою получку получаю полностью и ни копейки, ни кому не отдавал и не отдаю! Тем более, ни когда не был кляузником! Тем более, по вашему желанию, по вашей прихоти!..
          - Вы нас не поняли! Жаль! Жаль! Из вас бы мог получиться прекрасный начальник! У вас же есть для этого все данные! И вы бы, спокойно дослужили до пенсии, получили бы большие звёзды! Тем более пенсия у вас не за горами! – спокойным голосом, оборвал меня Жданов с печальным выражением лица.
          - Товарищ не понимает! – улыбнулся в ответ Горячев, тявкнув, разводя руками.
          - В таком случае, нам ни о чём с вами говорить! Мы в вас ошиблись! – с ухмылкой, с нажимом в голосе сказал Жданов, - Идите!
          - Спасибо! – выкрикнул я и вышел из кабинета.
          Меня трясло от их предложения, от их ухмылок, от спокойного голоса Жданова, от их бесцеремонного поведения в отношении меня. Мне было противно общаться с такими людьми, которые ни во что не ставят слова: «ЧЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ПОРЯДОСНОСТЬ!» Особенно задели слова: «свои» и «пришлые». Неужели я похож на подлеца, который может продать всё на свете ради карьеры и денег. Ради собственного благополучия пройти по головам своих начальников.
В этот же день, по прибытию в медвытрезвитель, обо всём случившемся, доложил, рапортом по команде, но никаких действий в ответ не получил. Пеньков, возмущённый моими словами, взял мой рапорт и поехал в УВД. Вскоре меня вызывали в управление. Наше начальство внимательно выслушивало меня, обещало во всём этом разобраться, но на этом всё и закончилось. После очередного рапорта, меня вызвал к себе Туманов Николай Васильевич. Мы, сели за стол, он попросил подробнейшим образом, ещё раз написать докладную, обращая внимание на некоторые детали. Прочитал, поцокал языком, обещал в обязательном порядке разобраться, но всё снова заглохло. Снова тишина.

          Продолжение следует...