Экскурсия

Леонид Блох
Мальчик Яша всего лишь вежливо поднял правую руку, а завуч школы Алина Николаевна  в очередной раз пожалела, что не согласилась перейти на работу в РОНО. Она привела знакомиться в пятый класс новую учительницу истории. Предыдущая, выдержавшая  мальчика Яшу всего четыре месяца, перед летними каникулами  ушла в декретный отпуск, хотя до этого пять лет не могла забеременеть. Но постоянные стрессы из-за общения с юным вундеркиндом привели к перестройке организма преподавательницы, которая решила больше не искушать судьбу и уйти в отпуск раньше положенного. Дальнейшее общение с Яшей становилось угрозой для нормального развития плода.

– Да, Яша, – завуч изобразила такую радость, будто сейчас должна была услышать о вручении ей премии «Лучший учитель года».

Но вундеркинд уже переключился на новую жертву.

– Свет-лана Василь-евна, – будто по слогам произнёс Яша. Класс замер в предвкушении. Алина Николаевна, пятясь, сделала три шага к двери. – Вы какое учебное заведение окончили?

Молодая учительница не была предупреждена завучем о наличии в пятом классе нестандартного ученика. Сами понимаете, делать это было опасно. Дети и так уже из-за  мальчика Яши месяц не изучали историю.

Приходилось вундеркинду компенсировать недостаток знаний одноклассников, рассказывая им на переменах о том, когда Москва была причислена к Суздальскому княжеству и о соответствии природных условий Древнего Египта занятиям земледелием.

Светлана Васильевна вопросительно посмотрела на завуча, будто спрашивая разрешения на общение с учеником. Алина Николаевна ободряюще дёрнула головой, два раза стукнувшись о дверь макушкой. Ученики внимательно прислушались, решив, что кто-то из опоздавших просится войти в класс.

– Это, видимо, меня! Извините, дела!  – радостно воскликнула завуч и посмотрела на Светлану Васильевну, будто прощаясь. – А вы тут знакомьтесь.

– На чём мы остановились? – сухими губами спросила молодая учительница.

– На вашем образовании, – напомнил Яша.

– Я изучала историю в университете, – доложила Светлана Васильевна. – Получила диплом в этом году.

– Нельзя ли ознакомиться с вашими итоговыми оценками? – поинтересовался Яша.

– Простите, – покраснела историчка, – но я сдала документы в отдел кадров. Вряд ли мне их отдадут.

– Скажите, что нужна копия для жениха, – улыбнулся Яша. – Что не хочет брать вас замуж, пока не убедится в умственных способностях.

– У меня нет жениха, – побледнела Светлана Васильевна.

– Ну, придумайте же что-нибудь, – вздохнул Яша. – Вы поймите, это не ради праздного любопытства. Мои коллеги хотят быть уверенными в вашей компетенции. Потом, когда наступит время ЕГЭ, поздно будет пить капли Зеленина, как говорит моя буся.

– Поверьте, – начала оправдываться учительница, – у меня за все годы обучения в университете не было ни одной тройки. А в дипломе больше половины пятёрок.

– Хорошо, – сказал Яша, обведя глазами соучеников, – поверим  на слово, но тогда придётся устроить вам небольшую проверку.

– На какую тему? – снова покраснела Светлана Васильевна.

– Ишь, какая хитренькая, – засмеялся Яша. – Когда ЕГЭ сдают, знания всего материала проверяют. Ладно, шучу. Вы приезжая или местная?

– Я родилась в этом городе, – ответила учительница, не понимая, хорошо это или плохо.

– Отлично! – обрадовался Яша. – Тогда организуйте нам экскурсию.

– Куда? – ещё раз побледнела историчка.

– На ваше усмотрение, – ответил Яша. – Обзорную, чтобы нам было интересно. В историческом контексте. Ну, типа, что было когда-то и что стало сейчас. Но без занудства. С любопытными деталями.

– Когда? – Светлана Васильевна снова покрылась краской.

– В ближайшую субботу, то есть послезавтра, – предложил Яша. – У нас как раз сдвоенный урок истории и две физкультуры. С завучем я договорюсь. Она и автобус предоставит.

– Даже не знаю, – залепетала учительница. – Надо обсудить с начальством.

– Не надо, – строго сказал Яша. – С этой стороны проблем не будет. И не вздумайте до субботы уволиться. По кодексу всё равно две недели отрабатывать придётся, а молва по другим школам пойдёт.

*** 

В субботу без десяти десять утра весь пятый класс собрался во дворе школы. Ждали только учительницу. Поначалу её и не узнали. Вместо молодой дамы в строгом костюме к ним приближалась какая-то  девчонка в модных джинсах и голубой курточке. Она издалека помахала им рукой и выставила вверх два пальца, означающие, видимо, что победа будет за ней.

– Подменили, что ли? – пробурчал Яша.

– Привет, юзеры! – воскликнула историчка.

– Кто? – переспросили ученики хором.

– Да вы сейчас все юзеры, –  засмеялась учительница. – А кто не юзеры, те – лузеры.

– Неоднозначное утверждение, – произнёс Яша.

– Ну, ты-то ни тот и ни другой, – фыркнула Светлана Васильевна. – Ты – воинствующий ботаник. Даже не знаю, что может быть страшнее. Если только нерешительный боксёр. Ну, грузитесь, жертвы инноваций. 

Вслед за угрюмым, сбитым с толку Яшей пятиклассники быстро разместились в автобусе. 

– Так! – громко произнесла учительница, встав в проходе лицом к ученикам. Она достала смартфон и, что-то быстро набрав, прочитала.  – Предлагаемый маршрут экскурсии: сначала съездим в бывшую усадьбу малоизвестного поэта 19-го века, потом побываем в гостях у одного знакомого фермера, и завершим поездку обедом. Вместо послеобеденного отдыха  я прочитаю вам интересную лекцию. О’кей?

– Базара нет! – крикнул кто-то с галёрки, но на него тут же зашикали. Никто не понимал, чего теперь ждать от странной исторички.

Дорога до усадьбы поэта заняла около полутора часов. Светлана Васильевна сидела позади водителя и молча смотрела в окно, тем самым только накручивая интригу. Да и рассказывать о пейзаже было нечего. Новостройки, коттеджные посёлки, лесопосадки, заросшие дикой травой поля.

Пятиклассники перешёптывались. А как же. Ещё никому не удавалось взять Яшу в такой оборот. Вон он, сидит, в своём мобильнике что-то ищет. Главное, подошёл  к историчке, поинтересовался, в усадьбу какого поэта они едут, вежливо поблагодарил и сел на место. С ума сойти можно. 

Автобус остановился посреди обычной деревушки.

– Выходи! – бодро скомандовала Светлана Васильевна и выскочила первой. Подождав, пока последний пятиклассник покинет салон, она объявила. – Автобус подождёт нас здесь, а мы пешком дойдём до бывшей усадьбы.

Яша шёл в последней группе, внимательно осматривая окрестности. За заборами лаяли собаки, выражая отношение к толпе чужаков. Идти пришлось недолго, до окраины деревни. Впереди было поле, заросшее вымахавшей за лето травой. Сразу за полем стояла стена леса. Светлана Васильевна подняла руку, призывая к вниманию, и произнесла:

– А вот и цель нашего путешествия.

Шестнадцать пятиклассников повернулись в указанном направлении. Ничего, кроме заросшей диким малинником груды камней, они не увидели.

– Похоже на помойку в нашем дворе, – сказал кто-то.

– Значит, здесь творил свои нетленки ваш великий предок? – поинтересовался Яша, перехватывая инициативу.

– Почему ты решил, что мой? – покраснела учительница.

– Ну, кому ещё придёт в голову таскать сюда экскурсии, как не его  пра-правнучке? – фыркнул вундеркинд. – Этого вашего Хвостова даже его современники всерьёз не воспринимали.

Остальные ребята непонимающе переводили глаза с учительницы на Яшу.

– Такой был графоман, этот Дмитрий Иванович, что нынешним рифмоплётам за ним не угнаться, – тараторил вундеркинд. – Хуже всего, что денежки водились. Он ведь семь томов рифмованной макулатуры за свой счёт издать умудрился! И даже по три раза. А потом сам же их в магазинах выкупал и всем рассылал! От него уже люди и даже лошади шарахались, когда он стихи читать начинал.

– Лошади-то почему? – побледнела Светлана Васильевна.

– Эти благородные животные, – чуть не кричал от восторга Яша, – особенно к качеству поэзии восприимчивы!  Они даже болеть начинают, когда графоман на них верхом прокатиться хочет.

Весь класс уже катался по траве от смеха, узнавая своего любимого Яшу.

– И прожил ваш предок, – не унимался вундеркинд, – не то, что настоящие поэты, а аж семьдесят восемь лет! Это ещё раз подчёркивает его графоманскую суть, потому что другие, настоящие, живут недолго.

– Ладно, думаю, первая часть экскурсии завершена, – тихо произнесла Светлана Васильевна. – Вот на этом месте действительно было наше родовое гнездо. Правда, сейчас ничего об этом не напоминает. Хотим мемориальную доску заказать, но всё руки не доходят.

– Кому? – улыбнулся Яша. – Графу Графоману? Он же, кажется, графом Сардинским был?

– Был, – кивнула историчка. – Хорошо, ребята. Очко в пользу вашего Яши. Возвращаемся к автобусу.


(окончание http://www.proza.ru/2014/08/21/1540)