3. Четвертый, пятый и шестой день

Кот Базилио 2
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1:14-19).
    
Большее светило – это без сомнения Солнце, меньшее – Луна. Самое удивительное в рассказе о четвертом дне Творения – откуда рассказчик знал в те далекие времена, если Библия есть творение рук человеческих, что Солнце значительно больше Луны. Дело в том, что видимые с Земли диски Солнца и Луны почти точно равны, что доказывается полным солнечным затмением.
    
Хочу напомнить, что рассказ о шести днях творения не следует рассматривать как строго хронологический. И такое понимание не ответ на глупую критику, провозглашающих себя атеистами. Зачем всесильному и всемогущему Творцу понадобились шесть дней? Разве не мог он сотворить все сразу? А главное имеют ли значения дни, годы, века, тысячелетия, если человека – разума, способного оценить и воспринять время, – еще нет?
   
Рассказ четвертого дня можно рассматривать как продолжение и детализацию рассказа о первом дне творения. Главное в рассказе о четвертом дне творения это даже не создание светил – Солнца, Луны и звезд, – но то, что они будут знамениями для отсчета времени, для отсчета дней и годов. Здесь мне видится прямой намек на то, что для отсчета времени необходимо учитывать оба светила, т.е. правильный календарь должен быть построен с учетом движения  и Солнца, и Луны.
    
Рав Иосиф Соловейчик увидел в рассказе о творении двух светил – большего и меньшего (гадоль и катан) – модель человеческого существования. Солнце потому названо светилом большим (гадоль), по его словам, что способно генерировать свой собственный свет. Луна не способна светить самостоятельно, но отражает только свет Солнца. И потому она – светило меньшее (катан). Так же и человек. В младенческом возрасте (катан) он есть лишь  отражение своих родителей. Но, повзрослев (гадоль), он больше не отражает чей-то свет, но способен генерировать свой собственный. Речь, конечно, идет о нормальном развитии, о том, как должно быть.

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог больших чудищ (танниним) и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт. 1:20-23).
    
"ТаннинИм" – загадочное слово, значение которого утрачено. Что это за животные остается только гадать. В некоторых комментариях высказывается предположение, что речь идет о древних динозаврах. Некоторые считают, что "танниним" – это киты, самые большие существа на Земле. Из-за своего громадного веса они могут обитать только в воде. В современном иврите слово "танниним" означает «крокодилы». Что можно сказать с уверенностью, Моше точно знал о каком существе идет речь, потому что слово "танниним" хоть и первый раз появилось в повествовании, но употреблено с определенным артиклем "гаттанниним". "Рэмэс" – «кишащие, пресмыкающиеся» от корня – «пресмыкаться, ползать, кишеть, двигаться толпами».
    
Устная Тора сообщает нам, что в этот день был создан Левиатан (ливьятАн – «скрученный, свитый») (1). Левиатан или Левиафан – гигантское морское чудовище (возможно, змей), живущее где-то в самых потаенных глубинах океана. Красочное и подробное описание Левиафана находим в книге Иова:
    
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою…. Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его…. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас. Крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью. Один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними. Один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари. Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; Оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; На все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов 40:20 – 41:26).
    
Зачем же он нужен? Рассказывают, что в будущем Господь приготовит для праведников блюдо из мяса Левиатана. Псалом 73 стих 14: «Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни».
    
Самое важное событие пятого дня – сотворение (бара) животной души: нэфеш. Животная душа есть у всех живых существ. Они живы благодаря этой душе. Нэфеш была сотворена (из ничего), очевидно, потому, что в привычном окружающим нас мире нет того, тех «элементов», из которых ее можно было образовать (яцар) или сделать (аса). И в силу этого в материальном мире никаких аналогов животной душе нет. Душа человека имеет сложное строение. Теоретически  состоит из пяти частей: нэфеш, руах, нешама, хая и иехида. Нэфеш – самый «низший», самый приближенный к материальному миру уровень. Некоторые считают, что после смерти она распадается. Напомню, гематрия слова "нэфеш" равна гематрии выражения "тогу вавогу" – субстанции, из которой был создан мир.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скот (бегема), и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:24-25).
    
Здесь нужно обратить внимание на такую деталь. Живая душа – "нэфеш хайя" – была сотворена (бара) Богом в пятый день творения. А в шестой день вдруг говорится: «пусть выведет земля из себя душу живую по роду ее (лемина)». Потому что сотворена была Богом, но воплощение получила через землю. Устная Тора говорит, что все существа живые были сотворены  уже  в первый день. Но они были сокрыты в земле до шестого дня, когда Господь повелел: «Да произведет земля живых существ (душу живую): скот и гадов ползучих и зверей земных».
    
Все твари земные, от ничтожно малых микробов до самых крупных слонов и носорогов, появились на свет совершенно развившимися особями, а не как новорожденные детеныши. Помните глупый спор о том, что раньше: яйцо или курица? Рассказ о Творении дает однозначный ответ: раньше была курица.
    
Словом скот переведено слово – "бэгэмА". Слово происходит от "багам"  – «бессловесный, молчаливый, немой». Чаще всего под словом "бэгэма" имеется в виду скот, особенно крупный рогатый, но и вообще домашние животные, связанные своей жизнью с человеком, в отличие от животных диких. Гиппопотам известный нам больше как бегемот, свое название, скорее всего, получил от слова "бэгэма" во множественном числе – "бэгэмот" ("-от" окончание мн.ч. ж.рода). 
    
Бегемот еще одно животное-чудовище (другое – Левиафан), которое Бог демонстрирует Иову, в доказательство Своего могущества:

     «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол.  Вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; Это – верх путей Божиих: только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой. Горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах. Тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его. Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40:10-19).

Устная Тора говорит нам, что в конце шестого дня творения (2) были созданы Всесильным десять вещей, ставших каждая в свое время чудом. Это – расщелина в земле, устье колодца, рот ослицы, радуга, манна небесная, жезл Моше, Шамир,  шрифт, гравировальный резец и скрижали (3). Подробности в мидраше:
 
     «Расщелина  в земле:  Господь  придал земле способность расступаться, чтобы поглотить непокорного Кораха с его людьми, когда настанет время их покарать.
     Устье колодца: Бог подготовил чудо с  колодцем  Мириам, блуждавшим по пустыне вместе с еврейским народом и снабжавшим его водой.
     Рот ослицы: Господь наделил ослицу, которой предстояло везти на  себе пророка Билама, способностью  разговаривать на человеческом языке, чтобы осудить его за намеренье поехать и проклясть еврейский народ.
     Радуга:  Бог предназначил  радуге стать  знаком  завета  между Ним  и человечеством о том, что второй потоп не затопит землю.
     Манна (по-еврейски ман): Бог приготовил чудо с маном (небесной пищей), который сорок лет будет поддерживать сынов Израиля в пустыне.
     Жезл: Господь придумал для Моше  чудодейственный жезл, при помощи которого тот сможет впоследствии совершать чудеса.
     Шамир: так называлось червеобразное существо, обладавшее поразительной способностью расщеплять самые твердые скалы. С его помощью  царь Шломо, как резцом, тесал камни для Бейт Амикдаша, построенного без  применения  железа. Господь наделил шамира такой способностью при Сотворении, в Эрев Шабат.
     Шрифт:  буквы  алфавита,  алеф-бейт,  который   сам  по  себе  обладает святостью, - неотъемлемый элемент Творения мира.
     Гравировальный  резец: Бог придумал  также  первый  инструмент  для гравирования букв на камне.
     Лухот: Бог заранее припас скрижали, обладавшие чудесными свойствами, которые будут впоследствии дарованы еврейскому народу».
    
Здесь необходимо заметить, что еврейская традиция наполняет шестой день творения еще массой наиважнейших событий (4), которые мы обязательно рассмотрим, когда будем разбирать так называемую «вторую» историю сотворения мира.
    
А теперь давайте еще раз «окинем взором» весь рассказ о сотворении мира и отметим для себя важнейшие мировоззренческие положения.
    
Первое и самое важное: у мира есть Творец. За всю историю человечество смогло выработать только два принципиально отличных взгляда на происхождение мира. Согласно одному – мир существует вечно, и также вечно существуют жизнь и разумные существа. Как долго существует конкретная наша Земля, не имеет значения. Естественно в такой системе для Творца просто нет места. Поэтому такой взгляд на мир есть атеизм.
    
Если же мир получил существование в некий конкретный момент, и вследствие своей начальности должен иметь конец, т.е. мир, жизнь и разум ограничены во времени и пространстве, то должна существовать причина, вызвавшая этот мир к существованию. Такая причина и есть Творец. А такой взгляд на мир является религиозным. Великое множество философских концепций мира, как бы вычурно и оригинально они не были оформлены, легко укладываются в одну из двух, приведенных мной, мировоззренческих позиций.
    
Второе важнейшее положение абсолютно не воспринимаемое в категориях человеческого разума – мир создан «из ничего», «ex nihilo» или «еш меайн» на иврите.  Окружающий мир существует для человека как представление, которое что-то (предположим, что мозг) строит внутри человека на основе данных полученных от органов чувств. Истинные предметы  (объекты) окружающего мира скрыты от человека. Для человека существуют только представления об объектах. И нет никакой возможности убедиться в их достоверности. Наше восприятие мира есть результат ограниченности наших органов чувств. Например, наш глаз воспринимает очень узкую полоску спектра электромагнитного излучения – так называемый видимый свет. Возможно, мой читатель видел, как в аэропортах просвечивается багаж. Целенаправленно подобранное рентгеновское излучение делает прозрачной стенку чемодана. Представим на минутку, что наш глаз получил подобную возможность. В этом случае окружающий нас мир явился бы перед нами в совершенно необычном одеянии. Таким образом, имея возможность менять параметры восприятия наших органов чувств, мы могли бы до неузнаваемости менять окружающую нас действительность. То есть мир явлен нам в таком виде, как мы привыкли воспринимать, только лишь потому, что так устроены мы сами. Или по-другому: образ мира, воспринимаемый нами, есть результат нашей ограниченности (зрения, слуха и др. органов чувств). Но что на самом деле находится за явлениями мира, мы достоверно сказать не можем. Ограниченность нашего восприятия не дает нам увидеть истинные причины, скрывающиеся за явлениями мира.
    
Мы познаем не вещи сами по себе, считал Иммануил Кант, а их явление в нашем сознании. Объекты окружающего мира есть только наше представление. «Кант твердо и неизменно держится той точки зрения, что познаваемый предмет, как такой, есть вполне наше представление, во всех частях своих произведение чувственно-рассудочных функций познающего субъекта, при чем, однако, самый процесс этого произведения, в первом материальном начале своем, именно в ощущениях или чувственных восприятиях, обусловлен каким-то неведомым способом со стороны какой-то неведомой "вещи в себе"»(5).
    
Не воспринимаемый нашими органами чувств "мир причин" лежащий за "миром явлений" называют духовным миром. Возникновение мира видимого из невидимого и есть творение «ex nihilo» или «еш меайн». Духовный мир или мир причин существует реально, существование же материального мира или мира следствий призрачно. Но сознание человека устроено так, что все переворачивается с ног на голову: мир материальный воспринимается реально существующим, мир же духовный – умозрителен. Сотворение мира означает создание у человека ощущения действительности восприятия недействительного мира или, другими словами, создание «чего-то из ничего», т.е. «еш меайн».
    
И еще одна важнейшая идея, прямого указания на которую в рассказе о шести днях творения, нет. Это одна из центральных идей иудаизма. Суть ее видят обычно в словах из книги Дварим 4:35: "Адонай гу га-Элогим эйн од миллеваддо" – «Бог есть Всесильный, нет еще кроме него». Другими словами: ничего больше реально не существует кроме Бога.
    
Почему мир устроен таким образом, что у нас нет явных доказательств существования Творца? Сколько из-за этого сломано копий, поломано судеб, отдано жизней.
    
Парадокс заключается в том, что мир наш может существовать при одном условии: нет никакой достоверной возможности обнаружить Творца. Невозможно каждого желающего привести и показать – вон Он, Творец, – сидит на горе Фавор или на горе Мория. Почему? Потому что Он скрыл себя. Зачем? Чтобы дать человеку свободу выбора. Лишив человека возможности видеть истину (т.е. себя самого), Творец дал ему возможность ощущать себя отдельным существом и весь окружающий мир как действительность (6). 
    
Сокрытие в мире природы заключается в том, что человек видит мир, но как бы не очень хорошо. Это ограничение видения установлено Творцом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Еще сокрытие проявляется в том, что человек не видит истинных причин происходящего. Если бы человек ясно видел причины и смысл происходящего, он не смог бы допускать ошибки и лишился бы свободы выбора.
    
Таким образом, «сокрытие привело к возникновению видимого для человека мира, где у него появилась свобода выбора. Другими словами, идея сотворения мира заключается в сокрытии. Если нет сокрытия – нет мира. Творец, скрыв истину, открыл для человека новый мир – мир природы».

     "ВайехУллу гашшамАйим вэгаАрец вэхоль-цеваАм" – «Так совершены небо и земля и все воинство их».
    
Эти стихи открывают новую главу книги Бытия. Разбивка Пятикнижия на главы, ставшая классической, и которую можно обнаружить в любом издании Библии и даже в Торе на иврите (7), была сделана в ХIII веке архиепископом Кентерберийским Стэфаном Лэнгтоном (8). Трудно сказать, чем он руководствовался в данном случае, потому что совершенно ясно, что эти три стиха по смыслу относятся к первой главе. Вторая же глава начинается со слов "элле толдот" – «вот происхождение». На это указывает частица «вот» (элле), с которой, обычно, начинается новая тема.

Далее идет рассказ о седьмом дне, состоящий из тридцати слов, расположенных по смыслу в четыре строки.

Первая: вайехАль Элогим баййОм гашшвиИ млахтО ашэр аса – «и завершил Бог в день седьмой работу свою, которую делал».
Вторая: ваййишбОт баййОм гашшвиИ миколь-млахтО ашэр аса – «и отдыхал в день седьмой от всей работы своей, которую делал». Третья: вайвАрех Элогим эт-йом гашшвиИ вайкаддЭш отО – «и благословил Бог день седьмой и освятил (отделил) его».

Каждая из этих фраз состоит из семи слов, и в каждой фразе говорится о дне седьмом.

Последняя (четвертая) фраза содержит девять слов: ки во шавАт миколь-млахтО ашэр-барА Элогим лаасОт – «потому что в нем (в этот день) отдыхал от всей работы своей, которую творил Бог, созидая».

Без сомнения устройство текста о седьмом дне не случайно, потому что ничего случайного в Священном Писании нет, выделяет его и заставляет обратить на него пристальное внимание. Но, к сожалению, больше этого я сказать не могу.   
         
Обратите внимание на следующее обстоятельство. Может ли Творец устать и действительно ли ему нужен отдых? Эти стихи не следует понимать в том смысле, что Творец, сотворив мир, плохой или хороший, потянулся, зевнул и отправился на боковую. А мир этот пусть существует и живет, как знает. Ему и дела до него нет никакого. Это самое неверное и ошибочное понимание идеи Творца и Его взаимоотношений с творением.
    
От воли Творца зависит существование мира. Мир существует только лишь потому, что Создатель постоянно возобновляет творение. Все структуры вселенной действуют за счет того, что Бог неизменно их питает и наполняет жизненной силой. Для функционирования мира необходим постоянный приток Его энергии. Вот поэтому в рассказе о творении мира Создатель выступает под именем Элогим. Возможно, сразу не очевидно, но анализ Торы обнаруживает удивительное откровение о человеке, которое увидели и огласили еврейские мудрецы и комментаторы Торы.
    
В частности рав Хаим из Воложина (9) говорит, что вселенная полностью зависит от энергии Творца, с помощью которой Он ежесекундно поддерживает ее существование. Но существование вселенной нуждается также в человеческом участии в процессе выживания. Энергия Творца питает все в этом мире, но решение «впрыснуть» эту энергию, использовать ее по назначению, принадлежит человеку.
    
Творец так решил, что энергию, необходимую для нормальной жизни мира, Он будет поставлять только в зависимости от деятельности и действий людей. Если человек живет в соответствии с Торой, энергия, поставляемая Творцом в мир, увеличивается. Если человек удаляется от Торы, в мире накапливаются  разрушительные тенденции.

Таким образом, человек становится свободным (потому что сам выбирает нужно это ему или нет) партнером Создателя в возобновлении и поддержании творения. Именно эта способность и предоставленная Творцом человеку возможность соучастия в устроении мира и вселенной есть отражение в человеке образа (бецальмену) Элогим.

Вот так используя дарованную ему «в образе и подобии» свободу воли, человек сам определяет качественный уровень собственного существования и существования всего мира. И поэтому же сам несет ответственность за происходящее в мире и с ним самим. Обижаться и пенять не на кого.
         
Я уже упоминал, что рассказ о шести днях творения имеет некоторую свою внутреннюю логику и графическую структуру, смысл и значение которых не совсем ясны. Исследователями обнаружены определенные закономерности в повествовании. Например,  в первый, второй и третий дни творения начинают существование вода, небо и земля соответственно, а в третий, четвертый и пятый дни земля, небо и вода (моря) получают свое наполнение, как видим на схеме:

1-й день – вода ------------------------- 5-й день – рыбы и пресмыкающиеся
2-й день – небо ------------------------- 4-й день – светила небесные
3-й день – земля ------------------------ 3-й день – растительность
    
Начальное творение первого дня и творение рыб в пятый день описываются при помощи одного и того же  глагола бара «сотворил». Творение неба (второй день) и расположенных на нем светил (четвертый день) передаются другим глаголом – аса «сделал». Земля же является (вэтэраэ) по слову Бога после того, как воды, которые под небом, собрались в одно место, но и о растительности не сказано, что Бог сотворил или создал ее, но по слову Божиему ее производит (ватоцэ) земля (третий день).
    
Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а третий с третьим с конца и т. д., называется зеркальный параллелизм, или хиазм (10).
    
Зачем мне все это нужно? – спросит мой нетерпеливый читатель. Я специально привожу все эти не до конца понятные сведения о тексте Торы, чтобы показать, что в Священном Писании не следует искать строгой хронологии или использовать его как учебник о происхождении земли и всего, что есть на ней. Текст Писаний подчинен своей внутренней логике, и наша задача, изучая Тору стараться понять, что говорит нам её Автор.
    
Следующая схема иллюстрирует уже упоминавшуюся мной закономерность.

1-й день – свет   ---------------------------- 4-й день – светила
2-й день – разделение вод, небо -------- 5-й день – рыбы и птицы
3-й день – земля ---------------------------- 6-й день – звери и человек
   
Но, а где же седьмой день? Мидраш (Берешит раба) рассказывает, что Суббота однажды пожаловалась Господу, что все дни ходят попарно, лишь у нее одной нет пары. И Господь сказал ей: Израиль – твой суженый (11).
    
Итак, в седьмой день недели Всесильный сотворил шаббат – субботу или покой. И, как уже было сказано, не для того, чтобы немножко отдохнуть самому. Отдых нужен существам, живущим во времени. Вне времени нет ни суббот, ни будней.

Тора говорит, что в субботу Бог прекратил работу обозначенную словом "млаха". Млаха – это созидательное действие, в результате которого появляется что-то новое. Поэтому еврею, соблюдающему шаббат, нельзя, например, разжигать огонь, готовить еду, шить, писать, заниматься производством.
    
Для всякой иной работы в иврите есть еще одно слово – "авода". Главное свойство аводы – отнимать у человека время и силы. Поэтому в Шаббат можно, например, накрывать стол на большое количество гостей, даже, если это занимает много времени и сил – ведь этим мы ничего не производим.
    
Суббота – это не просто день ничегонеделания. Шабат священ. В субботу человек должен отрешиться от всего земного и вспомнить, что есть еще и небесное. Впрочем, о субботе разговор еще впереди.
 
     "Элле тольдот гашшамайим вэгаарец бэгиббаръАм бэйом асот Адонай Элогим эрэц вэшамайим" – «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4).
    
В пятом слове этого стиха "бэгиббаръам" –   «в сотворении их» "б-"  предлог, корень уже знакомый нам: "бара" – «творить», и маленькая (уменьшенного размера) буква гей, которая помимо участия в образовании грамматической формы глагола несет нам дополнительную информацию. Еврейские мудрецы, рассматривая это слово, говорят, что его значение  «с помощью гей Он сотворил» – "бе гей барам".
    
Буква гей – пятая буква алфавита – является символом творения вселенной. У пророка Йешаягу (26:4) есть слова: «Ибо Бог (йод–гей), Господь, – опора мира», которые прокомментированы в Талмуде так: «Слово цур – «твердыня» – происходит от корня йод–цади–рейш, одно из значений которого – процесс творения. Таким образом, слова пророка можно прочесть иначе: «Ибо посредством йод и гей создал Господь мир. При помощи буквы йод был создан мир грядущий, буквой гей – наш мир» (Гемара, трактат «Менахот», 29).
    
Когда Всевышний решил заключить союз с Аврамом, Он к его имени добавил букву гей и Аврам стал Аврагамом, и жене его Саре Господь к имени также добавил букву гей, что совершенно не видно в переводе (12).

Иллюстрация: Гравюра английского поэта, художника и мистика Уильяма Блейка ( William Blake; 1757 – 1827) «Бегемот и левиафан».

(1)    Рабби Пинхас от имени рабби Иди сказал: Написано: танинам – это Бегемот и Ливьятан, у которых нет пары. Берешит Раба 7:4. В оригинальном тексте в слове таниним пропущена буква йуд, поэтому слово выглядит, как написанное в единственном числе танинам, что породило споры и толкования.
(2)   Созданы были в особый отрезок времени, называемый на иврите "бейн гашмашот" (досл. между светилами), между заходом солнца и появлением первых звезд. Это тот момент, когда день и ночь сливаются, поэтому не относящийся ни ко дню, ни к ночи.
(3)   Авот 5:6: Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки: жерло, [ведущее в недра] земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, [червь] шамир, письменность, письмена, [высеченные в скрижалях], и [сами] скрижали. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы также] могила для Моше, учителя нашего, и баран для праотца нашего Аврагама. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы] и злые духи, а также клещи, с помощью которых [люди смогли] изготавливать другие клещи.
(4)   В Мидраше Берешит Раба 11:9 говорится: Рабби Леви от имени рабби Хамы, сына рабби Ханины, сказал: Три творения сотворил Святой, благословен Он, в каждый из дней: в первый – небо, землю и свет, во второй – небосвод Геином и ангелов, в третий – деревья, травы и сад Эден, в четвертый – солнце, луну и звезды, в пятый – птиц, рыб и Ливьятана, в шестой – Адама, Хаву и пресмыкающихся. Сказал рабби Пинхас: В шестой сотворил шесть – Адама, Хаву, пресмыкающихся, скотину, зверей и бесов.
(5) Вл.С.Соловьев. Кант.
(6)   Рав Захарья Матитьягу. Адам гаришон.
(7)   Еврейская традиция делит текст Торы на абзацы – паршийот числом 669.
(8)   Стефан Ленгтон (Langton, Stephen) (ок. 1165-1228), английский кардинал и архиепископ Кентерберийский, теолог, историк и поэт.
(9)   Воложинер Хаим бен Ицхак (1749, Воложин, Польша, — 1821, там же), раввин и педагог, ученик Виленского гаона Элиягу бен Шломо Залмана. В 1803 г. основал знаменитую иешиву «Эц Хаим» в Воложине (ныне Белоруссия).
(10) Протоиерей Леонид Грилихес. Шестоднев в контексте Священного Писания. Журнал «Альфа и Омега» № 2, 2005
(11) Берешит Раба 11:8.
(12) Поменяв местами буквы гей и алеф в слове "бегибарам", получим "беаврагам", и фразу можно прочесть как: «ради Авраама сделал Бог Всесильный  землю и небо».