Учиться надо на чужих ошибках

Владимир Кукузей
Но чаще жизненно-важные вещи оставляют след в нашем сознании только через трудности, пройденные нами осторожным шагом, легкомысленной поступью или даже безудержным галопом. Через кровь и пот. Тяжело дыша, с трясущимися руками, в прилипающей к телу мокрой футболке. Но обязательно с улыбкой на лице. Это и будет нашим знаменем победы на жизненном пути.

Иногда бывает тяжело. Настолько, что хочется опустить руки и забыть про мечту. Но поступив так, лучше не станет, нулевая отметка вернется, объявят фальстарт, дисквалифицируют. Отступиться - хуже проигрыша. Потому что мы никогда не узнаем, что было бы, если… Ведь прийти последним - это тоже результат, это начало работы над ошибками, чтобы в следующий раз услышать, как боек пистолета бьет по капсюлю, раньше твоих соперников. Секунды стоят дорого, а вовремя сделанный шаг - бесценен.

Тогда я лез практически по отвесной стене каньона, цепляясь за редкие кустики, ломая ногти и царапая в кровь пальцы и ладони, скользил по гладкому склону кедами, убивая их глиной. Внизу мне казалось, что я все делаю правильно. Выход есть, всегда, из любой ситуации, даже самой безнадежной. Нужно лишь приложить некоторые усилия. Забраться на самый верх и продолжить свой путь, не отступая, испугавшись преграды - вот чего мне хотелось. Я ведь упертый, значит смогу. Но ухватившись за последний выступ и подтянувшись… Меня встретил тупик.

Наверху было красиво. Порывистый ветер взъерошивал волосы, сушил капельки пота на лбу. В узкую долину загадочной Каппадокии ворвалось солнце, разогнав тени по углам. Яркими красками загорелись высокие каменные изваяния причудливых форм. Дыхание перехватило, сердце остановилось, не смея нарушить своим стуком тишину вокруг. Сказка? Лучше.

Я сидел на узком гребне каменистого выступа. По обе стороны - бездна. Под ногами - тьма. В порванных грязных джинсах, испачканной глиной куртке, с разбитыми в кровь руками. Но это… Это мелочи. Незначительные, несущественные, никчемные. Все эти мелочи стоили тех мгновений, что я провел наверху.

Если честно, я не помню, о чем думал тогда. Наверное, наслаждался прекрасным видом на каньон. Быть может, стирал из памяти мимолетное разочарование от того, что впереди тупик, а значит все же придется повернуть назад. Или же пытался спрятаться от холодного дыхания страха, глядя вниз и представляя, как буду спускаться в долину. Сейчас, по прошествии нескольких недель, вспоминая и анализируя случившееся, могу сказать, что мой поступок был весьма опрометчивым. Причин много, озвучивать не стану, ведь это очевидно.

Но я добрался до некой конечной точки Х. Да, это не тот финал, который я запланировал. Поражение, проигрыш… Возможно. Но остановившись на полпути, повернув назад, когда, к примеру, вместо позорного отступления пришлось "бежать" по крутому склону метра два с одного уступа на другой, скользя вниз и цепляясь за растения руками, или, утопая по щиколотку в грязи, спрятавшейся под грязным снегом, пытался ухватиться за ствол дерева, чтобы, подтянувшись, подняться выше, я бы раз за разом задавал себе вопрос, что было бы, если..?
Жизнь на простых примерах показывает нам, как устроен мир. На каждом шагу нас встречают вопросы. Но на многие из них мы можем получить ответы сами. Было бы желание, силы бороться, вера в мечту.