Спасатель

Михайлова Ольга Анатольевна
Актёр, бондарь, он же, делводел, выворачивальщик (чужих душ?), дверевой, зачищальщик и измеряльщик, колорист, музыкант и надевальщик, официант... писатель...  В алфавитном порядке   по страницам   Квалификационного справочника работ и  профессий.
 
«О, П, Р…» - Какая  из них - моё ремесло?   «С»  - Спасатель или смотритель.

Рrofiteor - объявляю своим делом. А если  выбрали за тебя?

Главный по уткам - а не журналист, судно - но не корабль и даже не лодочка...

Медицинское судно. Уточка...

- Использовать медицинское судно несколько сложнее, чем кататься на лодочке.  При позыве пациента необходимо взять судно и обдать его теплой водой. Особенно это касается металлических судов. Таз пациента приподнимается одной рукой, а другой под него подсовывают судно на клеенке, чтобы случайно не вымазать постель. Судно сразу  не убирается, ведь пациента нужно еще подмыть. Предварительно для этого приносят туалетную бумагу, вату и кувшин с теплой водой. Сначала используют туалетную бумагу, затем влажную вату. Подмывают также как и детей... Подмывать -  обязательно, ведь пациент  сам не может следить за своей гигиеной. Лишь после этой процедуры, приподняв таз больного, медицинское судно вытаскивают. Затем и клеенку…   Бу-бу-бу…  Запомнила?

Введение в специальность. Другие университеты.  Иные  лекции.

А за окном - жизнь! И - профессия, которая должна была стать и ремеслом,  и источником. Но не стала…

«Доказательство истинности любого призвания — любовь к тяжелой работе, которой оно требует». (Логан Пирсолл Смит)

Мыть полы, выносить за больными судна  и таскать тяжёлых и по самочувствию и по весу больных – однажды стали моим призванием. Род трудовой деятельности, не требующий определенной подготовки и не являющийся обычно источником существования. Чем не профессия? - Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы. Или, как кто-то сказал: «Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим».

И я уступила... Жалею? -  В чужом саду трава всегда зеленее. А потому - почему бы и нет – смотритель я  или спасатель. - По обстоятельствам. Или - по обстановке.

- Какие сводки с фронтов? – приветствую, заходя в больничную палату.

- Как на фронте! - отвечают  три старушки. И только одна подопечная молчит - моя мама... Инсульт. А на фронте - без перемен...

Со знанием дела раздаю каждой - по градуснику под мышку и по улыбке в ответ на простую старушечью радость.

Новый день. Старые обязанности. Но как же я рада им. Значит,  не всё потеряно. Ещё один день. А может – будет и завтра…

Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации. В мои обязанности входит - всё. Ведро, тряпка, швабра - общий вид - утренний моцион.

Любовь  Ивановну - причесать, Анну Ильиничну  - погладить по голове. Там уже нечего причёсывать, но осталось огромное желание быть любимой и обласканной. Глажу…

Пора сдавать градусники на пост. А где же градусник номер …

Номер…  Приехала в больницу сразу  по звонку отца. Простейшее устройство для подачи звуковых сигналов, режущее слух. Как оказалось, и жизнь – на  «после». А «до» –  как будто и не было.

Откуда, зачем – номерок для морга на запястье моей мамы?!

- Да вы знаете, кто я?!

- С этого дня – главная по швабрам и уточкам, - спокойно и привычно отвечает заведующий отделением. -  Глисты, «венера» - справочки отдадите старшей медсестре, а половые отношения -  только на безвозмездной основе.  Впрочем, сама – напросилась. И запомни – нет тебя.

- Хорошо.

- Хорошего, увы, мало. И это – не просьба. Условие.  Вы сами предложили свои услуги в обмен на круглосуточное ухаживание за  матерью.

Быть  рядом, когда родному человеку это необходимо, как жизнь … - Вот тогда я и выбрала – новую профессию. Или работу - дело, занятие, ремесло.

Квалификация, звание, призвание? -  Забудь!  Всё, что усвоила на лекциях по Трудовому, Уголовному и иному праву, забудь. Теперь ты – смотритель. А ещё – человек без прав. На жизнь, на любимое дело, на ошибку…

Смотритель - оберегатель, хранитель жизней, сторож от не прошенных гостей …  Это  – про смерть. Лицо, которому поручено... Хранитель свечи жизни… Не погасить…

Половые отношения -  сложились не сразу. Старый линолеум мстил  белёсыми от хлорки  разводами  и катушками от тряпки,  возрастом чуть моложе полов.
Да и «нет меня» - плохо получалось. Вас слишком много -  ревнивый взгляд медперсонала. Вас более чем  -   ворчание охранника, проверяющего пропуск. 
И только взгляд санитарки Нины всегда ищет тебя и ласкает: «Где ты?» И, как приложение, карман-сейф  Ниночкиного  халата. За новую тряпку. За тёплые судна. За…

Всё это производило на меня большее, чем обычно, впечатление, чувство – будто ты отрезан от всего мира. Где выход? Или хотя бы окно… единственное -   в палате для тяжёлых больных. 

Комната средних размеров. Из обстановки - четыре функциональных кровати, столько же тумбочек и стульев. И четыре – жизни.  Стены – в цвет  погоды за окном – солнечные или серые.  И ничего по-настоящему личного – правила стерильности. В углу – кресло – в народе – «инвалидное». Если спина и спинка найдут согласие, можно – покемарить. Или  - смотреть в окно.

Окно – в жизнь. Переделав, успокоив и … прижимаюсь лбом к холодному стеклу и смотрю картинки из жизни. За окном.  Как в хорошем немом кино.

Привыкаешь – быстро, затягивает – с ещё  большей скоростью. Уже знакомые лица. Почти родные вороны и коты. И – мысли. Один на один. Одна мысль приходит  на смену другой, всплывают обрывки воспоминаний, пробивается волнение, какие-то отдельные фразы, люди, лица, ситуации. Издержки ремесла…

… Вот по дорожке через больничный парк идёт  – «давний знакомец».  «Познакомились» случайно. Он так же шёл своей дорогой – «за окном» другой жизни и не бывает. Там - всё в ногу со временем. Это в больнице – жизнь застыла. И дороги -  две...  на выписку или с номерком…  Вот понимаешь это почему-то только  в больнице…

В тот день… Молодой снежок быстро растаял. Сильный ветер срывал последний лист и головные уборы. Походка мужчины  «рассказывала» мне – гололёд. И – Он упал. Почему в полёте вниз, человек всегда смотрит вверх? – Он посмотрел. Третье окно  второго этажа.

Вот тогда мы впервые обменялись взглядами. Он развёл руками… Я –  посочувствовала.

Конечно, это могла быть простая случайность. Потом – как на сеанс в кино.  Ровно в четыре. Он – в магазин. Я – к окну. Он – раскланяться и послать мне приветствие лёгким кивком. Я – сделать фигуру из трёх пальцев – онанисту у женского отделения, погрозить кулаком писающему дяде за гаражом. Потом -  подать знак Ему -  большой палец – вверх, вниз, как при падении. По самочувствию. Моих подопечных.
В чьих руках судьба – помиловать или погубить?
Два пальца вверх «V» - так и не получилось. Побеждать - это тоже профессия.

Лет семидесяти – строила я предположения. Интересно, кем Он работал? Не одинок. – Ухожен, одет по погоде – значит, кто-то о нём заботится. И содержимое сумки, насколько я могла разглядеть – подтверждало мои догадки. Покупок в ней  – на семью. Овощи. Хлеб. Молочное…

Йогурт! Забыла  купить  баночку йогурта  для Зои Петровны. Сын приходил к ней неделю назад - при поступлении. Принёс три коробочки этого любимого стариками и детьми  кисломолочного продукта.  «Вишнёвый»  – по названию ароматизатора. Самый дешёвый – по запомнившейся рекламе.  Три сразу – чтобы часто не навещать…

По взгляду Зои Петровны, брошенному с наклеенной на баночку этикетки -  на сына, поняла, она  думает так же.  Виду не показывает. – Сыночка.

И я кормила её  в полдник  – самым дешёвым по цене, самым дорогим сердцу женщины  – потому что куплен сыночкой - вишнёвым йогуртом.   А тот  больше и не навестил... Сноха… внуки… И вовсе - ни разу…  И йогурт – закончился.

Три  коробочки йогурта.

На четвёртый  день – ровно в четыре – Оленька, мне бы йогурт…

Да, Зоя Петровна, и мне бы – за день даже не вспомнила, что во рту маковой росинки не было – наедине сама со своими мыслями – ложечку, ещё одну – какой же вкусный йогурт купил сыночка, -  смакует Зоя Петровна, старательно не замечая ни вкуса персиков, ни этикетки на баночке. Персиковый йогурт.  Врач говорит, она всё равно не поймёт – последствия инсульта, а забота – скрасит её последние дни.

Сегодня –  седьмой день. А я забыла купить!  Как же…  хорошо, что  за окном  ноябрьская непогода.  Мокрое стекло и запах слёз на щеках – потому что дождь…

- Он не придёт… не плачь…

Что? Слёзы – прочь! Расцеловываю старушку и хохочу. И слёзы - не прячу.

- Ты не обижайся за йогурт.   Я – старая эгоистка, - сказала она неожиданно. - Мне так хотелось, чтобы меня немножко любили.

Она казалась такой маленькой, одиноко лежавшей на огромной кровати.

Я слышала много признаний – настоящих и выдуманных. Это  – меня потрясло искренностью и дало надежду. Она – в уме! Она – всё понимала. Значит, шанс есть.  И мне – поручено. Смотреть за …

Хранитель свечи жизни… Не погасить… Мамочка…

- Отмучилась…

- Что? 

Отмучилась…

- Кто?  Да это -  парень, а не женщина. Отмучился бедолага.

Кровать парня стояла в коридоре, напротив нашей палаты. Тихо отходил… Мучился, но терпел… Кроме медсестёр возле его койки за всё время никто не появился.

- Я отмучилась…

Смотрю в спину уходящей вдаль коридора женщине… Медсёстры накрывают белой простынёй заострённое лицо парня-наркомана. Прошло всего минут пять, как … и даже за это время он из молодого человека превратился в старца. Обозначившиеся на его лице морщины – свидетельство той боли, которую он скрывал, и удивлённой радости.

- Мать, – тихий шёпот наклонившейся в мою сторону санитарки  Ниночки.  - Если бы не мать, много раньше умер. Ждал... А она, как чувствовала... пришла ... мать есть мать.

Мама – очнувшись, тороплюсь в палату. Спасатель… Или смотритель…  Больниц – было много…

Но однажды и я не досмотрела. Уволена 7 июня 2001 года за выбытием… Навсегда записано в …