О загадочной Сардинии и следах атлантов

Владимир Репин
Поговорим о загадочной Сардинии и следах атлантов (или их потомков) на острове.
Сначала, как всегда, вводные цитаты:
"Сардиния (итал. Sardegna [sar;de;;a],сард. Sardigna [sar'dinja]) — остров в Средиземном море, расположенный к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, является вторым по величине островом Средиземного моря".
"Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остаётся одним из самых таинственных обитателей планеты Земля". Эти слова известного исследователя Франческо Сазула как нельзя более точно отражают суть проблемы, связанной с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией строителей нурагов, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до н. э.

"Гробница гигантов — название, которое местные жители Сардинии дали местной разновидности могил галерейного типа нурагического периода (середина 2 — середина 1 тыс. до н. э., поздний бронзовый век). В общей сложности обнаружено более 300 подобных памятников.
Конструкция «гробниц гигантов» такова: каменный  кайрн  лежит на погребальной камере. В нескольких гробницах имеется вход кубкообразной формы, подобный Корт-Кайрн в Ирландии.

Археологи различают два основных типа «гробниц гигантов»: плитный и блочный.
В гробницах «плитного» типа необработанные каменные плиты зарываются одним концом в землю и располагаются рядом друг с другом. Обычно имеется центральная стела, наиболее крупная (до 4 метров высотой) с пробитым в ней проходом. Гробницы имели характерную прямоугольную планировку с апсидом. Погребальная камера обычно имеет длину от 5 до 15 метров и высоту от 1 до 2 метров. Первоначально сооружения были ПОКРЫТЫ ХОЛМАМИ в форме перевёрнутого корабля. Около входа находился обелиск, символизировавший богов-предков, присматривавших за покойным.
Гробницы так называемого «блочного типа» изготавливались из обтёсанных блоков прямоугольной формы (Бидистили, Мадау II, Селени II, Илои, Мура-Куата).
Гробницы гигантов на Сардинии по конструктивным особенностям напоминают Мегалитические храмы Мальты".

"Святилище в Монте д’Аккодди, (Monte d’Accoddi), за свою форму прозванное также зиккурат в Монте д’Аккодди или сардинский зиккурат — мегалитический памятник, обнаруженный в 1954 году около г. Сассари на Сардинии в 11 км от дороги на Порто-Торрес.
Монумент, уникальный для Средиземноморья, был сооружён на Сардинии во второй половине 4 тысячелетия до н. э., в эпоху среднего неолита, представителями культуры Оциери, поддерживавшей связь с Восточным Средиземноморьем, в частности, с минойским Критом. Неоднократно достраивался. Последние пристройки к храму были сделаны в эпоху последующей культуры Абеальцу-Филигоса.
На самом раннем этапе в зоне данного памятника возникли несколько поселений культуры Оциери, состоящие из квадратных домов. К этим поселениям относился некрополь, состоявший из подземных могил типа «Домус-де-Джанас», а также, видимо, святилище, включавшее менгир, каменные плиты для жертвоприношений и каменные шары (вероятно, символизировавшие Солнце и Луну).

Позднее люди, также принадлежавшие к культуре Оциери, соорудили широкую приподнятую платформу в виде усечённой пирамиды 27;27 м высотой около 5,5 м. На платформе была сооружена прямоугольная площадка, ориентированная на юг, размером 12,50 м 7,20 м, известная как «красный храм», где все поверхности были окрашены охрой; сохранились также следы жёлтой и чёрной краски.
В начале 3 тысячелетия до н. э. храм был покинут (к этому периоду относятся обнаруженные следы пожара). В таком разрушенном виде около 2800 г. до н. э. он был покрыт огромной насыпью из земли и камней, а также толчёного местного известняка. Таким образом была создана вторая платформа в виде усечённой пирамиды 36 м х 29 м, высотой около 10 м, к которой вела платформа длиной 41,80 м. Образовавшаяся структура по своему виду напоминает существовавшие в тот же период месопотамские зиккураты. Данную структуру относят к культуре Абеальцу-Филигоса".

"Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч.Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н. э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов (различие в численности связано с постоянными новыми находками, а также с плохим состоянием некоторых из них). По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова[1].

Спорным является вопрос о связи строителей нурагов с шардана, одним из народов моря[2]. Происхождение и этническая принадлежность строителей нурагов непонятны, хотя с большой уверенностью они не были индоевропейцами.
По мнению А. И. Немировского, не получившему широкой поддержки, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Изделия искусства нурагической культуры действительно обнаруживают сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья".
Вот и всё с цитатами.

Теперь по сути:
Первоначально "гробницы гигантов" были ПОКРЫТЫ ХОЛМАМИ. Но такие же или похожие захоронения есть по всей Европе - от Франции до Греции и Крыма.
Франция, Диссиньяк:
Британия, Брин-Келли-Ди:
Греция, гробница Атрея в Микенах:
Керчь, Царский курган:
А вот Сардиния, Су-Нуракси:
Очень похоже не на локальную, а на единую цивилизацию. Вернее, ее остатки - в Сардинии кладка небрежная, обработка блоков, если она есть - вполне понятными технологиями.
Представляет определенный интерес центральный камень гробницы Нураге-Су-Нуракси, Барумини, а также подобные ему:

Камни странным образом повторяют форму элементов ожерелья Дамы из Басы (исп. la Dama de Baza) — знаменитый образец иберийской скульптуры. Она представляет собой фигуру высокородной  женщины, выполненную из известняка и следами окраски на оштукатуренной поверхности. Известны и золотые ювелирные украшения с такими же элементами, также найденные на Пиренейском полуострове, в зоне влияния Тартесса, вероятной материковой столицы Канарской Атлантиды. Я не говорю здесь о прямой принадлежности украшений атлантам, скорее - об их мощном культурном влиянии на обе эти зоны: Сардинию и Иберию.
Дама из Басы:
Дама из Эльче:
Тартесс, Алиседа, археология:

Святилище в Монте д’Аккодди похоже сразу и на канарские пирамиды, и на платформы-мастабы Мексики, и на сооружения Северной Америки - от Великих озер до Миссисипи. Типичная ступенчатая пирамида, о которых я писал во многих статьях. К тому же она ориентирована ступенями на столичный остров Антильской Атлантиды, на ближнюю, восточную оконечность Кубы.

А теперь сравните с другими постройками.
Канары:
Египет, Саккара, мастаба:
Мексика, Дорога мертвых:
Курган де-Сото в графстве Джефферсон, Арканзас:

Это тоже США, но уже Кахохия:
Турция, Нимнут-Даг, мастаба:
Ну, чем не вертолетная площадка? Или площадка для вертикальной посадки ступ-виман? Как и остальные, впрочем.

Исследователь алтаря и автор книги о нём Ercole Contu, который  считает, что нижняя, более древняя часть, была построена в 3200-2900-ых годах до н.э., верхняя часть – несколько столетий спустя.  Стоит вспомнить,, что первая египетская пирамида, Джосера, датируется примерно 2650-ми годами до н.э., т.е. алтарь Монте д'Аккодди намного старше.

Правда, пирамида в Монте д’Аккодди построена на тысячелетия позже катастрофы Атлана. Возможно, это уже позднее подражание мощным мегалитическим постройкам атлантов, но знание о географии Атлантид, их координатах еще существовало. И потомки атлантов может быть и не рассчитывали на реальный прилет сохранивших знания соотечественников, но хранили знания о предках уже в виде культа.

Нураги. Начнем с названия. "НУР" (перс.): 1* [луч] - луч света, сияние 2* [свет] - свет солнца, источника света, Божественный свет 3* [заря] - зоревые лучи, заря, лучезарный 4* [блеск] - блестящий, сияющий (счастливый). Не исключено, что те, которые расположены на мысах, играли роль маяков. Кладка без связующего характерна как для мест расположения Атлантид и их форпостов, так впоследствии, в более примитивном виде - для этрусков. Сравните, например, сооружения Перу и Сардинии: те же башни, та же кладка без связки, порой - внутренние дворики. Интересно, что в Перу под сооружениями существовала целая система  подземных ходов, а вот сведений о подземельях Сардинии (именно под нурагами) я пока не нашел.

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн (видимо, их поднимали наверх по специальным лесам). Искусные строители применяли безрастворное  крепление — блоки укладывали круг за кругом, постепенно сдвигая  к центру. Но особый секрет того, что вся многотонная конструкция держалась под собственным весом, заключается в применение камней разной плотности. В щели же между блоками древние строители вбивали мелкие камни. Своды нурагов были также выложены с помощью «сухой» кладки и поражают своим  совершенством простоты.

 Кроме единичных нурагов, существовали целые нуралогические комплексы. В центре такого комплекса обычно располагалась самая большая башня. Вокруг нее  возводилось множество башен поменьше, а также «пиннеты» - круглые каменные хижины. Между хижинами и башенками были проложены причудливо соединенные между собой узкие улочки (не более метра ширины).

Такой сложный комплекс Су-Hуракси был открыт в Барумини. Он состоит из 12 нурагов и кажется  темной громадой среди алых маковых полей плоскогорья Джестури.  Су-Нуракси был построен с 1500 по 700 годы  до н.э.,  начиная с центральной башни. В последующие века вокруг этой башни были возведены бастионы в форме квадрата и четыре угловых нурага, ориентированные по сторонам света.

 Затем комплекс был дополнен еще 7 башнями, и все это было огорожено крепостной стеной.  В комплексе были найдены огромные, выдолбленные из цельного камня чаши. Видимо, это были культовые сосуды, или  простые бытовые приспособления для хранения пресной воды.
Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям  эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи.

Для сравнения - похожие башни в Перу:
(Chulpas de la ;poca Kolla, en Sillustani, 34 km de Puno, Per;).
(Incan burial chullpas at Cutimbo)
(Tower of the Lizard, Sillustani).
(Chullpa at Sillustani, Peru).
(Machu Picchu, полигональная кладка).

Как видите, технологии в Перу разные, и самые примитивные очень похожи на нураги Сардинии, хотя в Перу есть примеры и полигональной кладки, и чистовой отделки.
Перуанские башни, по мнению, археологов, служили для захоронений - в них обнаружены человеческие кости. Но поднимите археологию любого замка - как узлы обороны, они просто обязаны стоять на костях павших защитников.
Между прочим, у археологов существует мнение, что нурагические комплексы с их метровыми искривленными улочками явились предтечей западноевропейских феодальных замков.

Назначение нурагов остаётся непонятным: это могли быть храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, либо сочетать перечисленные функции. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Датировка сооружения нурагов является спорной; некоторые «протонураги» датируются серединой 4-го тыс. до н. э., то есть временем до возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н. э., или же в поздний бронзовый век.

Среди других древних сооружений Сардинии следует упомянуть «священные колодцы», представляющие собой лестницы, построенные под определенным углом с колодцем в глубине. Сооружение далеко не утилитарное: воду поднимать куда как проще воротом, вертикально, и колодцы Трои это подтверждают. А это скорее своеобразный солнечный календарь: в определенный день (например, в полдень равноденствия) солнце проникает в колодец до самого дна. От кого дошли эти знания? Трудно сказать.

Есть и другие интересные артефакты, описаний которых в популярной литературе я не нашел, в туристские справочники, как достопримечательности, они не попали. Например, у залива Ористано есть мыс Капо делла Фраска, на окончании которого расположена древняя обсерватория. Наверное, в мире таких много: круги на земле из крупных камней, поначалу от капища новгородского не отличишь. Ну, диаметр впечатляет - сотни метров. Ну, календарь лунный есть - 52 камня по кругу, 52 недели - фазы Луны, 7 х 52 = 364 дня.  Есть двойные круги камней.


Вроде бы - мало ли Стоунхенджей открыто по миру? Но есть и одна интересная особенность: четко выделяются две линии камней, направленные (и очень строго!) на Посейдонис - светскую столицу Атлана-Гренландии, описанную Платоном (координаты 69° 7'10.20"С 49°19'29.14"З) и Тайбэй, столицу Тайваня, где до сих пор отчетливо видна половина кольцевого канала диаметром 6,8 км и высотомером нащупывается кольцевая ложбина на втором полукольце. Именно там, похоже, находилась столица Тайваньской Атлантиды, "опекавшей" территорию Китая и Японии. И откуда, скажите мне, пожалуйста, не знавшие даже железа люди знали о Гренландии и Тайване, умели вычислять точное направление на давно исчезнувшие столицы атлантов?

Продолжение следует.