О концерте Владимира Спивакова, и не только о нём

Семён Бокман 2
               
                Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой.
                И. В. Гётэ. Эгмонт

                (...)лишь постоянный, нескончаемый поиск чего-то – и есть настоящая жизнь.
                Харуки Мураками. Охота на овец.


Не кажется ли вам странной формула счастья-свободы, как её выразил Гётэ? Подумайте, где и когда быть счастью, если бой каждый день?

26 февраля я побывал на концерте Владимира Спивакова и Ольги Керн в Herbst Theater в Сан Франциско. Концерт состоялся в конце февраля, но, странное дело, впечатление от него не стёрлось. Очень разные сочинения были сыграны с большим мастерством, воодушевлением и артистизмом. Исполнялись: Соната Брамса, Итальянская сюита Стравинского – в первом отделении. Во втором – Spiegel im Spiegel Арво Пярта - посвящено маэстро - и Соната Франка. Играл и выглядел Владимир Теодорович великолепно, и принимали его очень хорошо. Сыграл три пьесы «на бис». Ольга Керн - блистательная пианистка и опытная ансамблистка – со Спиваковым сотрудничает не впервые и вполне успешно участвует в концертах  Национального филармонического оркестра России под его управлением как солистка. Хорошее исполнение, хороший концерт.
После концерта мы с Леной прошли за кулисы. Милая Ольга фотографировалась с поклонниками и щедро раздавала им автографы. Я напомнил Ольге о фестивале в Bear Valley, на котором она исполнила  Второй концерт Рахманинова. Именно там я впервые услышал её имя. А как-раз незадолго до фестиваля Керн выиграла конкурс Клайберна. Было это в 2001 году. Когда я всё это рассказывал, Ольга восклицала: «ой», и опять «ой»... Вероятно, ей дороги эти воспомининия. А Владимир Спиваков? Погодите, я дойду и до него...               
  Когда я слушал игру этих замечательных музыкантов, думал о том, как по-другому был устроен мир музыки 200-300 лет тому... Можете ли вы себе вообразить, что во времена И. С. Баха в Германии каждый музыкант, даже оркестровый, мог сочинить небольшую кантату, или пьесу для скрипки, или клавира. А каждый, абсолютно каждый композитор мог исполнить сочинённое им произведение. И. С. Бах сам играл все свои сочинения: и органные, и скрипичные, и клавирные. И ведь не пустяковая музыка, - попробуй сыграй -даже по меркам сегодняшнего дня. Скрипачи иначе держали смычок: они большим пальцем то ослабляли, то усиливали натяжение волос во время игры, чем могли достигать более тонких нюансов звукоизвлечения. Моцарт также мог сыграть все свои произведения: и на фортепьяно, и на скрипке. Играл он и на органе. А вот Бетховен уже должен был ограничить себя только игрой на рояле, хотя учился и на скрипке и альте, и на органе, и даже на флейте. В чём тут дело? Музыка становилась всё более сложной и трудной для исполнения, и композитору уже невозможно было всё делать самому. Ему понадобились помощники. И постепенно музыканты-исполнители выделились в самостоятельную, независимую от композиторов величину. У знатоков и меломанов прошлого ценилась сиюминутность и новизна. Поэтому роль композитора была очень важна. Бах, когда стал работать кантором в Церкви Святого Фомы, все ноты своего предшественника... выбросил. Не потому, что не уважал его и не ценил его творчество, а потому только, что с приходом нового кантора в церкви должна была звучать только им написанная, новая музыка. И он знал, что когда-нибудь другой кантор, работая в этой церкви, поступит с его музыкой точно также. Если б он стал исполнять музыку другого композитора, его бы просто не поняли: что он, кантор, здесь делает? Современная же публика предпочитает музыку ушедших, проверенных временем авторов. Поэтому исполнители классического репертуара играют произведения, преимущественно, одних и тех же композиторов, и, довольно часто, те же, широко известные, произведения. У меломанов, с относительно недавнего времени, со второй половины Х1Х века, появилось новое хобби: сравнивать исполнения одних и тех же произведений разными исполнителями; а у исполнителей усложнились задачи: как, не разрушив замысел композитора, привнести в исполнение их столь известной музыки свежесть и новизну. Это, конечно, стимулировало развитие исполнительских школ, сделав музыканта-исполнителя монополистом творческого успеха и композитора, и интерпретатора его музыки. Концерт Спивакова и Керн как-раз интересен разноплановостью, прозвучавших в нём произведений.

Игра на скрипке – это ещё и физически тяжелая работа. Полтора, два часа и более времени на ногах с инструментом, прижатым подбородком к плечу; правая и левая рука выполняют различные функции. Технические трудности. Эмоциональное напряжение... Рояль - тоже непростой инструмент, но на нём, по крайней мере, играют сидя. Клавиатура обозрима. Корпус и руки находятся в естественном положении.
В каждой профессии есть свои тонкости, свои секреты, особенности и... опасности. Этому учатся. Никаких скидок на возраст, занятость, смену часовых поясов публика не принимает. Она просто слушает. Публика – суровый судья. Когда Святослав Рихтер провалился в Вене, – перед выходом на сцену ему сообщили о смерти матери – на следующий день газеты вышли с заголовками «Конец легенды». И ничего нельзя было объяснить. Некому было объяснять. Публика видела унижение артиста, и публика не простила. Это было единственное неудачное выступление выдающегося пианиста.                А искушённому, скептически и критически настроенному слушателю всегда есть что сказать, что вспомнить, с чем сравнить, за что покритиковать. Мне довелось услышать замечательное высказывание одного музыканта в связи с последними выступлениями Владимира Спивакова. «Конечно, талантливый скрипач, - на то он и Спиваков - но с тем, как он играл в молодости – не сравнить». В молодости действительно многое достигается легче только в силу возраста. А вы сумейте молодость, а с нею и неутомимость и подвижность - не только ума, но и тела - сохранить. И сохранив, обогатить их опытом, мудростью, уравновешенностью, неисчерпаемостью творчества, способностью к постоянному совершенствованию и росту, благородством, многоделаньем... 
В начале 70-х  имя Владимира Спивакова уже «было на слуху». Помню транслировавшиеся из Большого Зала Консерватории его яркие, выступления. В 1979 году был создан камерный оркестр Виртуозы Москвы. Спиваков проявил себя здесь и как талантливый организатор, и дирижёр, и популяризатор.
Сама идея была неожиданной – собрать в оркестр солистов высшего класса! Музыкант-солист и оркестровый музыкант – это разные, несопоставимые величины. Виртуоз на скрипке, или виолончели, или на любом другом инструменте, выступающий с сольными программами в России и за рубежом, играет оркестровую партию - это что-то! Этой особенностью оркестр всегда очень располагал к себе интеллектуальную часть слушателей. К тому же оркестр играет очень выразительно и слаженно. Спиваков сумел привнести в исполнение зрелищность, юмор. (Люди испытывают особую признательность к тем, кто умеет их растрогать, или рассмешить). На «бис» часто исполняется нечто бравурное, неожиданное, пикантное. У него музыканты даже пели. Оркестр очень скоро стал популярным, пожалуй не менее популярным, чем звёзды эстрады. Концерты Виртуозов стало престижно посещать. И это при том, что МУЗЫКАНТЫ ИГРАЛИ (И СЕЙЧАС ИГРАЮТ) СЕРЬЁЗНУЮ, ИНОГДА ОЧЕНЬ, КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ. С помощью телевидения оркестр приобщил к классике миллионы людей.

Виртуозы Москвы оказались единственным коллективом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года.                «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, – вспоминал Спиваков, – эти минуты навсегда останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них – ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене тоже плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервые в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье».
Я помню Чернобыльскую трагедию. Люди из Киева в панике бежали – кто куда мог и не мог. Многие простаивали по трое и более суток и в авиа, и в железнодорожных кассах, чтоб уехать хоть куда-нибудь. Была, конечно, и спекуляция, но кто тогда с этим считался?  В поездах многие ехали стоя, и проводники  не высаживали этих людей. К нам в Калининград приехали родственники из Киева, они рассказывали, что были случаи, когда близкие отказывались принимать беженцев, боясь радиации, которую те могли на себе привезти. Люди устремлялись в любом направлении, лишь бы из Киева прочь. И вот в это же самое время оркестр Виртуозы Москвы приехал в Киев! Конечно, это был настоящий героизм!
В 1999 году по приглашению М. Плетнева Спиваков занял пост главного дирижера Российского национального оркестра (РНО) и руководил оркестром до 2002 года. С 2001 года он проводит в Москве фестивали «Владимир Спиваков приглашает...», вовлекая в концертную жизнь столицы крупнейших иностранных исполнителей.   В 2003 году Владимир Спиваков организует новый оркестр — Национальный филармонический оркестр России, где становится художественным руководителем и главным дирижером.                Весной 2003 года правительство Москвы назначает музыканта президентом нового концертного комплекса — Московского международного Дома музыки. Интернет      
За этим лаконичным перечислением фактов – годы напряжённой учёбы и работы. Нужно было совершенствовать дирижёрское мастерство, осваивать грандиозный симфонический репертуар.
Спиваков щедро делится своим богатством: не только духовным, но и материальным. Фонд его имени – это очень серьёзная, очень хорошо продуманная система оказания АДРЕСНОЙ помощи юным талантам, а также тяжело больным детям. Из всего, чем занят в жизни Владимир Теодорович – эта его миссия важнейшая: вкладывать деньги в будущее. Чтоб придумать и создать такое грандиозное творческое направление, нужно иметь не только и не столько материальные средства, нужно иметь мудрую душу и отзывчивое любящее сердце.
Одна из самых интересных и необычных программ Фонда — это уроки гуманизма и доброты. Стипендиаты Фонда, юные музыканты, играют для детей в больничных палатах, выступают с концертами за границей, чтобы заработать на операции для этих детей. По-моему, это просто потрясающе!
В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на выполнение как гуманитарных, так и творческо-воспитательных задач: улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, создание условий для творческого развития юных талантов — приобретение музыкальных инструментов, выделение стипендий и грантов, участие наиболее талантливых музыкантов детского и юношеского возраста в концертах оркестра «Виртуозы Москвы», организация международных художественных выставок с участием работ юных художников и многое другое. За годы существования Фондом была оказана конкретная и действенная помощь сотням детей и юных дарований на сумму в несколько сотен тысяч долларов.  Интернет
Есть особый вид бессердечия, бессердечие, притворяющееся великодушием. Спиваков не назначает премий выдающимся артистам и музыкантам, так-как и без него эти люди известны и успешны. Он не делает себя сопричастным их заслугам и успехам. Он открывает новые имена и таланты. Владимир Спиваков – неутомимый труженик. Как при такой необозримой занятости – два оркестра, фестивали, в том числе и за рубежом, руководство Московским международным Домом музыки, мастерклассы, заседания в жюри различных конкурсов, а также просто административная и деловая работа, как при всём этом он сумел подготовиться к сольным концертам, да ещё и с разными программами – в Нью-Йорке и в Сан-Франциско, блистательно в них выступить, и при этом так замечательно выглядеть?! А может быть именно поэтому? А вы знаете, сколько лет Владимиру Спивакову? Я знаю, но поверить не могу. Ему 68!? Но невозможно думать о возрасте, когда он творит! Да, это известно, что творчеством артист, художник продлевает свою молодость... душевную. Но с телом-то что поделать? Постарение тела предательски выдают походка и голос. У Спивакова походка лёгкая и твёрдая. Может быть он молод от того, что не живёт на Земле? Мне кажется, он парит где-то высоко в пространстве. Дух – творит и подчиняет тело своим высоким требованиям, и тело делает земную работу...               
Преодолевая препятствия и трудности, и благодаря, а также вопреки им, Владимир Спиваков постоянно растёт. Он восходит, совершенствуя свой талант не в ущерб своему личному достоинству, а это трудно. Люди придумали слово «гений» для определения очень высоких дотижений в чём-то. Но на самом деле «гений» - эта гипертрофированная способность в чём-то одном, часто соединяется с бытовой, человеческой ограниченностью и заурядностью. Гениальность не является сокровенным качеством. Гораздо более ценным, действительно ценным, является гармония качеств – явление очень редкое. Мне кажется Владимир Теодорович Спиваков обладает этим свойством. Он благороден, отзывчив и добр, он надёжный друг. Он демонстрирует нам, земному человечеству потрясающее достоинство и силу Духа, а это и есть Сокровище Эволюции, одно из самых важных человеческих достижений – сила и достоинство духа. Он один из нас. Значит и мы можем достичь того же. Каждый в своём. Совсем необязательно быть виртуозами на скрипке, или дирижировать оркестрами. «Тогда б не мог и мир существовать». Но есть множество ипостасей и дел людских, посредством которых мы можем воспитывать и умножать в себе это качество - Достоинство и Силу Человеческого Духа. Человеческая Жизнь должна быть путём неуклонного и безостановочного духовного восхождения. Если это научиться понимать – старость становится условным понятием.               
 А его голос я услышал, когда мы встретились за кулисами...                Ольга Керн раздавала автографы, а мы с Леной ждали маэстро. И дождались. Он был уже не в сценично-праздничном костюме, и казался очень доступным и... будничным, со скрипкой в футляре. Никакой величественности и, боже упаси, высокомерия и дистанции я не почувствовал. Лицо усталое, но глаза живые, заинтересованные. И, не поздравив музыканта, я торжественно изрёк:               
-Владимир Теодорович! Ваш приезд всегда связан с выдающимися событиями в нашей семье. Когда вы пять лет тому назад выступали с оркестром в Davies symphony hall-е, - Ольга играла с вами Второй концерт Рахманинова - именно в утро этого дня у меня родился внук Даня...                - Похож на дедушку? – спросил Владимир Теодорович своим глубоким баритоном, очень знакомым по многочисленным телеинтервью.                - Похо-ож, не соврал я. – А сегодня у меня День рождения, сказал я, сделав ударение на слове «меня».                - Вот как? Поздравляю.                - Спасибо. Соломон (Cоломон Волков - С. Б.)прислал нам видио вашей с ним беседы в Нью-Йорке. Было очень приятно.                - А-аа... 
И только теперь я сообразил, что даже не поблагодарил артиста.
- Спасибо вам за ваше замечательное творчество, за вашу молодость...
Лена осторожно протянула программку для автографа.
          - Это мой друг Лена...
Владимир Теодорович понимающе взглянул на меня, поставил футляр со скрипкой на пол, взял у Лены программку и размашисто написал в ней: «Леночке. Владимир Спиваков» На прощанье он пожал мне руку. Пожатие было крепкое. Я успел заметить, что и лицо и руки у него гладкие, молодые.
Мы вернулись к Оле, которая ждала нас в фойе (мою жену тоже зовут Олей). Я рассказал ей о том, как напомнил Ольге Керн о фестивале, на котором Оля-жена играла в оркестре и о том, как Спиваков с пониманием отнёсся к тому, что Лена мой друг, и написал ей милый автограф.               
       - Вот видишь, как хорошо, что я с вами не пошла, сказала Оля, и щедро одарила нас с Леной ласковой улыбкой.

18 июля 2012 г. Belmont