Реймонд Чандлер. Король в желтом. Глава 6

Александр Пахотин
6
Дом был высоко в горах, на склоне, рядом с густым кустарником, и сложен из бревен, над крышей торчала кирпичная труба. Крыша была зеленой, а стены темно-коричневого цвета. Но сейчас, в свете ночной октябрьской луны, это невозможно было увидеть. Дом стоял в четверти мили от соседних домов и находился в конце дороги.
Стив повернул к дому и подъехал, не включая фар. Было пять часов утра. Он выбрался из машины и бесшумно пошел по обочине. Слева стоял бревенчатый гараж. Он был не заперт, и от него вела дорожка к крыльцу дома. Стив осторожно открыл дверь гаража и вошел. Он на ощупь двинулся вперед и наткнулся на автомобиль, радиатор еще не остыл. Стив достал маленький фонарик и посветил. Машина была серого цвета. Горючее почти на нуле. Он осторожно вышел из гаража и направился к дому.
За красными шторами горел свет. Крыльцо было высокое. Стив поднялся на крыльцо, глубоко вздохнул и постучал. Другой рукой он нащупал рукоятку пистолета во внутреннем кармане пальто.
Скрипнул стул, послышались шаги, а потом из-за двери голос Миллара спросил:
—  Кто там?
—  Джордж, это я, Стив. Ты уже проснулся?
Повернулся ключ, и дверь открылась. Миллар, ночной портье отеля «Карлтон», сейчас не выглядел элегантным. На нем были старые брюки, толстый синий свитер, шерстяные носки и теплые, отделанные овчиной, тапочки. В комнате горели две электрические лампочки. Настольная лампа освещала удобный мягкий стул. В камине горел небольшой огонь.
— Черт побери, Стив. Рад тебя видеть, — сказал Миллар низким бархатистым голосом. —  Как это ты нас нашел? Заходи!
Стив вошел, а Миллар закрыл дверь на ключ. — Городская привычка. Здесь-то никто не запирается. Да ты садись. Погрей ноги. Ночью здесь холодно.
— Да. Не жарко, — ответил Стив и сел на стул, положив шляпу и пальто на край крепкого деревянного стола, стоявшего за стулом. Он наклонился вперед и протянул к огню руки.
— Как же ты умудрился найти нас, Стив?
— Это было не так уж легко, — ответил Стив, не глядя на Миллара. — Помнишь, ты говорил мне в отеле, что у брата в горах есть домик. В Крестлайне, в гостинице,   владелец не знал, у кого где домики. Я позвонил в гараж, но владелец не знал никакого Миллара. А потом я наткнулся на человека на дровяном дворе. Он оказался лесником, помощником шерифа, бензозаправщиком и еще кем-то там. Короче, как только я сказал, что твой брат был боксером, он мне сразу все объяснил.
Миллар  потеребил себя за усы. Где-то скрипнула  кровать.
— Конечно, брат все еще пользуется своим спортивным псевдонимом — Гофф Талли. Я его сейчас разбужу, и мы сварим кофе. Ты, как и я, привык не спать по ночам. Я сегодня даже не ложился.
Сзади послышался грубый хриплый голос:
— Гофф проснулся. Это твой приятель, Джордж?
Стив встал и повернулся. Он посмотрел на руки мужчины. Не мог удержаться. Руки были большие, чистые, но грубые и страшные. Одна костяшка сильно разбита. Мужчина был крупным и сильным. Поверх фланелевой пижамы был надет махровый синий халат. На лице виднелись шрамы, переносица, как у большинства боксеров, перебита. Глаза ничего не выражали.
— Это Стив Грейс, наш ночной дежурный... до вчерашнего дня.
Гофф Талли подошел и пожал руку.
— Рад познакомиться. Я сейчас поставлю какую-нибудь музыку, а потом мы позавтракаем. Я уже выспался. А Джордж совсем не ложился.
Он пошел назад к двери, из которой вышел. Там он остановился, облокотился на старый фонограф, сунул руку за кипу пластинок,
— Куда-нибудь устроился, Стив? — спросил Миллар. — Или еще не искал?
— Да  как сказать?  Я,  конечно,  не профессионал,  но хочу попробовать поработать частным детективом. Правда,  без хорошей рекламы ничего не выйдет. — Стив помолчал. — Кинга Леопарди ухлопали, — произнес он тихо, почти шепотом.
Миллар открыл рот и простоял так почти целую минуту. Гофф Талли прислонился к стене и безучастно смотрел перед собой.
— Ухлопали? Где? Только не говори, что...
— Не в отеле, Джордж. Плохо, да? В доме одной девушки.
Хорошей девушки. Она его не приглашала туда. Имитация самоубийства — только это не пройдет. Эта девушка — моя клиентка.
Миллар не сдвинулся с места. Гофф — тоже.
— Я ходил в клуб «Шалотта», хотел извиниться перед Леопарди. Дурацкая идея, я же ни в чем не виноват. Там, в баре, с ним была эта девушка. Леопарди меня ударил несколько раз и ушел. Девушке это не понравилось. Мы разговорились.
А вечером она позвонила. Сказала, что у нее Леопарди и что она не может от него избавиться, потому что он пьян. Я поехал к ней. Только Леопарди не был пьян. Он лежал мертвый на ее кровати.
— Да-да. Ну и дела, — проговорил Миллар. Гофф молчал.
— Только Леопарди был не в своей пижаме, — продолжал Стив. — На его пижаме инициалы. И его пижама атласная, а не шелковая. И хотя в руке он держал пистолет этой девушки, он не застрелился. В полиции это установят точно. Сейчас есть новый метод определения — с помощью парафина. Леопарди должны были убить в отеле в номере восемьсот пятнадцать. Я все испортил, когда вышвырнул его, и не дал этой девице с пистолетом добраться до него. Так ведь, Джордж?
— Наверное, — ответил Джордж, — если я понимаю, о чем ты говоришь.
— Ты все понимаешь, Джордж. Было бы романтично и справедливо, если бы Леопарди убили в восемьсот пятнадцатом номере. Именно там застрелилась одна девушка два года назад. Эта девушка записалась под именем Мэри Смит, но на самом деле ее звали Ева Талли, а точнее, Ева Миллар.
— Я, наверное, еще сплю, — сказал Гофф. — Похоже, тут какая-то грязная игра. У нас была сестра Ева, она застрелилась в «Карлтоне». Ну и что?
Стив криво улыбнулся.
— Послушай, Джордж. Ты мне сказал, что это Квиллан разместил девиц в восемьсот одиннадцатый номер. Это сделал ты. Ты говорил,  что Леопарди  остановился на восьмом вместо люкса, потому что не хотел тратиться. Нет, Джордж. Ему просто было наплевать, где его поселят, лишь бы рядом были девицы. И ты ему это устроил. Ты все продумал, Джордж. Ты даже сделал так, чтобы Питерс написал Леопарди в Сан-Франциско и попросил его остановиться в «Карлтоне».
Лицо Миллара стало совершенно белым.
— Стив, ради бога! Что ты несешь? — произнес он упавшим голосом. — Как же я мог...
— Извини, — перебил его Стив. — Мне нравилось работать с тобой. Ты мне и сам нравился. Но я не люблю людей, которые душат женщин или подставляют их, чтобы скрыть свою месть.
Он замахнулся... и остановился.  Гофф вытащил руку  из-за пластинок, в ней он держал «кольт» сорок пятого калибра.
— Я всегда считал, что гостиничные сыщики — дармоеды. Но с тобой я просчитался, — проговорил он сквозь зубы. — У тебя есть мозги. Могу спорить, что ты и на Корт-стрит побывал. Да?
— Да, — ответил Стив. — Я видел ее труп. И следы от твоих рук у нее на шее. Ты совершил ошибку, когда убил Агату точно так же. Скоро выяснят, что твоя девица с пистолетом была в «Карлтоне», и все станет ясно.
Миллар облизнул пересохшие губы.
— Стив, мы сделали, что хотели. Может, не очень хорошо, но ведь Леопарди был настоящей гнидой. Мы любили сестренку, а он растоптал ее. Она, наивная девчонка, влюбилась в этого попугая, а он бросил ее из-за этой рыжей. Он разбил ее сердце, и она застрелилась.
— Значит, из-за этого стоило убивать других людей, впутывать в это дело Долорес. Меня тошнит от всего этого, Джордж. Скажи братцу, пусть он прекращает свой пир смерти.
— Все это болтовня, Джордж, — сказал    Гофф,    усмехнувшись. — Посмотри-ка лучше, есть ли у него «пушка». Только не подходи к нему сзади и спереди.
Миллар медленно обошел стол и подошел к Стиву сбоку. Пощупал карманы брюк, потом карманы пальто, достал оттуда пистолет и отошел в дальний угол.
— Тебе крышка, умник, — сказал Гофф. — Ты должен это знать. Из этих гор только два пути, а нам нужно время. А может, ты никому ничего не рассказал, а?
Стив стоял, как скала, лицо его было бледным, уголки губ скривились в полуулыбке.
— Гофф, другого выхода нет? — спросил Миллар каким-то надтреснутым голосом.
Стив повернул голову и посмотрел на Миллара.
— Конечно, нет, Джордж.  Вы просто самые обыкновенные дешевые убийцы, тупые садисты, одержимые манией мести. Вы просто ничто, два куска гнилого мяса.
Гофф Талли засмеялся и взвел большим пальцем курок своего револьвера.
— Помолись, умник, — сказал он.
— Почему ты думаешь, что застрелишь меня, — сказал Стив мрачно. — Твой пистолет разряжен. Тебе лучше задушить меня, как этих женщин.
Гофф взглянул на свой револьвер и громко расхохотался.
— Этот дешевый трюк не пройдет. Смотри!
Он опустил пистолет в пол и нажал на спусковой крючок. Раздался щелчок. Лицо Гоффа исказила гримаса.
Мгновение никто не двигался. Потом Гофф медленно повернулся и посмотрел на брата.
— Ты, Джордж?
Миллар сглотнул и облизнул губы.
— Я, Гофф. Я видел в окно, как Стив выходил из машины и заходил в гараж. Хватит убийств, Гофф. Я вытащил патроны из твоего револьвера.
Миллар взвел курок револьвера Стива. Гофф, вытаращив глаза, смотрел па пистолет. Потом, замахнувшись, своим пустым «кольтом», бросился всем телом на брата. Миллар тихо произнес: «Прощай, Гофф» — и трижды выстрелил. Гофф замер, упал на колени, схватился руками за живот и медленно проговорил:
— Правильно, малыш... Я думаю... думаю...
Голос его задрожал и стих. Стив сделал три больших шага и ударил Миллара в челюсть.
Миллар отлетел к стене, пистолет выскочил у него из руки. Стив быстро наклонился и поднял пистолет. Миллар, согнувшись, смотрел на брата.
Гофф Талли уронил голову, медленно лег на живот и затих.
Стив произнес:
— Ты спас мне жизнь, Джордж, или, по крайней мере, избавил от лишней стрельбы. Я рисковал, потому что мне нужны были доказательства. Сядь за стол и напиши обо всем.
— Он умер? — спросил Миллар.
— Умер, Джордж. И ты его убил. Об этом тоже напиши.
— Как странно, — сказал Миллар. — Я хотел прикончить Леопарди сам, когда он на вершине, а потом будь, что будет. Но Гофф решил устроить все по-хитрому.
— Садись и пиши, — сказал Стив. — Ты позвонил Леопарди и говорил с ним женским голосом?
— Да. Я все напишу, Стив. Я подпишу бумагу, а ты меня отпустишь — только на час. Ладно, Стив? Только на час. Это не такая уж большая услуга от старого друга, а, Стив?
Стив наклонился к Гоффу и пощупал сонную артерию.
— Труп... Ладно, Джордж, я дам тебе час, если ты все напишешь.
Миллар подошел к высокому дубовому столу, сел, взял ручку, обмакнул перо в чернильницу и начал писать.
Стив Грейс сел у камина, закурил и стал смотреть на догорающие угли. За окном запели птицы. В доме стояла тишина, только слышно было, как шуршит по бумаге перо.


Солнце уже поднялось довольно высоко, когда Стив вышел из домика, закрыл его на ключ и пошел к своей  машине.
Гараж теперь был пустым. Стив сел в свою машину, выехал на главную улицу и поехал в Крестлайн.
Он остановился на главной улице у гостиницы «Край света», выпил чашку кофе в баре и попросил телефонистку дать ему номер Уолтерса в Лос-Анджелесе. Узнав номер, он набрал его. Голос в трубке произнес:
— Кабинет мистера Уолтерса.
— Это Стив Грейс. Соедините меня, пожалуйста, с мистером Уолтерсом.
— Одну минуту, пожалуйста. — Щелчок, еще какой-то голос произнес:
— Да?
— Это Стив Грейс. Я хочу   поговорить с мистером Уолтерсом.
— Извините. Кажется, я вас не знаю. Еще слишком рано. Какое у вас дело?
— Он ездил к мисс Чозза?
— А-а…Сыщик, Все понял, Не вешайте трубку, — Раздался еще один щелчок, и в трубке послышался другой голос, ленивый, с легким ирландским акцентом:
—  Говори, сынок. Уолтерс слушает.
— Я  Стив Грейс. Тот человек, который занимался...
— Я всё про тебя знаю, сынок. С девушкой всё в порядке. Думаю, она спит у себя в постели. Продолжай.
— Я звоню из Крестлайна. Леопарди убили двое. Один из них — ночной портье Миллар из отеля «Карлтон», другой — его брат, бывший боксер по имени Гофф Талли. Талли убит, его застрелил брат. Миллар уехал, но он оставил подробное письменное объяснение и подписал его.
— Ты быстро работаешь, сынок. Приезжай поскорее сюда. Почему они убили его?
- У них была сестра.
— Сестра... — повторил Уолтерс. — А что с тем, который уехал? Я не хочу, чтобы какой-нибудь случайный шериф или адвокат затеял шум...
— Думаю, об этом не стоит беспокоиться, — мягко перебил Стив. — Мне кажется, мистер Уолтерс, я знаю, куда он уехал.
Стив позавтракал не потому, что был голоден, а потому, что ослаб. Он сел в машину и поехал по длинному спуску из Крестлайна в сторону Сан-Бернардино. Часто дорога проходила по самому краю пропасти, где стояло ограждение.
Одно из таких мест находилось в двух милях от Крестлайна. Там дорога делала крутой поворот. На обочине стояло несколько простых машин, машина дорожной полиции и автокран. Белое ограждение было проломлено, и несколько человек стояли у пролома и смотрели вниз.
Там, на глубине восьмисот футов лежала груда металла — все, что осталось от серой машины Миллара.


Перевел с английского Александр ПАХОТИН