ОльгИя. Рождественская история

Юна Лия
*
(прабабушке моих детей, ОльгИе Александровне, посвящается)
***

...Громадные тени метнулись ко мне...
В правом дальнем углу комнаты клубилась темнота. Нечто пугающее и враждебное , то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, неукротимо нависло над моей кроватью.
 "Да воскреснет Бог! Да расточатся враги его!.." - я пыталась произнести молитву, но слова путались, шершавый и липкий язык заплетался...
       Хотелось перекреститься. Рука онемела и прилипла к одеялу. Сил не было. Совсем.
Возрастающий ужас сковал мою душу и последним отчаянным движением я осенила себя крестным знамением. Успокоилась и забылась.
...Снилась глухая деревня. Большой дом заполненный родственниками мужа. Кто-то радостно встречал меня, прикасался губами.
       - Ольгия, Ольгия пришла! - разлетались крики.
Я увидела не высокую, средней полноты старушку, в белом платке по краю которого были вышиты красные петушки и крестики.
- Ну вот, девонька, мы и познакомились. Идем, идем, я покажу тебе что-то...- ее голос молодой, мелодичный, тягучий действовал как наркотик.

Мы вышли из дома. Ощущение тепла и покоя растворялось в легких, перемешиваясь с терпким запахом вечера и листвы.. По диагонали громадного подворья стояли столбы с провисшими проводами, на них раскачивались и скрипели фонари.
       Старушка легко обогнала меня на тропинке и хитро прищурившись прошептала :" Полезай в кусты!"
Мы примостились у забора за зарослью неизвестного мне кустарника. Дом был виден как на ладони. Светились окна.
- Детка, ты сама сейчас увидишь... Скоро. Ох, скоро он придет. Чует мое сердце...
       Я ничего не понимала. Через мгновенье на тропинке показался мужской силуэт. Высокий и статный человек уверенной походкой приближался к крыльцу. Фонари на мгновение погасли, но тут же вспыхнули с новой силой.
- Супостат окаянный!.. Ведь так я и знала! Васька это, Васька-а-а-а, - Ольгия печально протянула последнюю букву как это делают плакальщицы в деревне.
- Смотри, деточка, смотри! - громкий ее шепот разлетелся эхом.
По моей спине прокатилась волна мурашек. Мужчина потоптался у крыльца. Протянул руку к двери. Замер. Оглянулся и внимательно обвел взглядом двор. Внезапно развернулся и пошел в другом направлении - к окнам.
- Так вот оно что! Вот кто твою дочь пугает! - воскликнула Ольгия и с поразительной прытью пролетела над дорожкой. Встала за спиной не званного гостя и начала креститься.
Губы зашевелились в беззвучной молитве...
       Василий повернул голову, увидел старушку, разом сгорбился и осел, словно у него подкосились ноги. В ту же секунду окна и двери распахнулись и народ хлынул на улицу.
       Я вышла из укрытия и побрела к дому. Послышался ропот толпы. Когда я подошла гневные крики смолкли. Я рассматривала мужчину. Он не вызывал потустороннего ужаса. Достаточно красив, не молод, черные волосы и совершенно белый седой треугольник под затылком. Такая же прядка есть у моего экс-супруга! Особенно запомнился старый ватник, засаленный, с заплаткой на локте, с прорехой на спине из которой торчала клоками черная и грязная ветошь...
- Вот, значит, ты какая, - больным голосом просипел Василий. Зрачки его сузились как у змеи и превратились в зеленые треугольники. Если бы он высунул раздвоенный язык, меня бы это уже не удивило.
       Мой затылок заныл, словно на него натянули металлический колпак. Ольгия встала между нами и требовательно сказала:
- Отзови проклятье, пес нечистый! А не то станут они на тебя молиться Богу своему! - старушка указала на родственников.
- Она - мать, а отец где?.. - рявкнул мужчина.
- Слава Богу, хоть она здесь, - ответила Ольгия, - отзови, Вась! Ну чего нам теперь делить?..Я тебе правнуков в обиду не дам!!!
- А ты помнишь, Олюшко, как все начиналось?..
- Я все помню. И силу твою знаю. Всех людей тобою загубленных помню, отзови проклятье!..
- Нету его...Проклятья нету... - он устало присел на корточки - маюсь я, вот и вхожу в окна...Не любишь ты меня, ох не любишь!
- А за что любить тебя?.. Ты - вепрь! Отец твой - пьяница, замерз в сугробе, весь род ваш женился по приворотам! Ты не чистый и все что вышло из тебя - не чистое!..
- Но ты то - светлая! Чего же меня просишь?..Самой не справиться?..

...Неприятный холодок тяжкого безумия то и дело охватывал мою грешную душу...

- Послушайте, ребята, не хочу я присутствовать при ваших разборках, - внесла я свою лепту в беседу, - К тому же мой муж - давно уже "бывший"! Какое я имею отношение ко всему происходящему?..Являйтесь по адресу и развлекайтесь себе пожалуйста...
- А ты молчи! Спрошу - ответишь. Ты - вовсе персонаж! - пробурчал предок мужа, - Ну что, Олюшко, и я, грешный, понадобился?..
- Ах ты паразит бессовестный! Вы посмотрите на него, люди добрые! - голос старушки звучал насмешливо и звонко, - Васька Вепрев в праведники метит!!!
- Што мы тут раскудахтались, - зашумели мужики, - Кол осиновый ему вогнать и точка!
...Меня уже никто не замечал. Мужики похватали палки и окружили спорящих. Откуда то появились воющие бабы с орущими детьми. Все жаждали скорой расправы...

       "Эх, хмельной ветер в степи гуляет!...В степи гуляет - ковыль волнует..." - ...запел Василий.

Толпа оторопела. Дети замолкли. Могучий красивый голос бархатной болью заклубился в пространстве... Наступила тишина. Глухая, обволакивающая, густая. И вспарывая ее, разрывая на не ровные клоки, неслась тоскливая притча : "...ковыль волнует, душу тревожит...душа рыдает, а спеть не может...а - а - а..."

Синеватое облачко вышло из головы предка. Застыло фиолетовым шлемом. Растекаясь туманом, увеличиваясь расплылось и осело медленно к ногам людей...

- Прощаю, с любовью и благодарностью. И ты прости. - Ольгия ссутулилась и пошла к дому, - Убирайся, слышишь? А детей больше не тревожь!

Василий бросился вслед за нею, мужики расступились, круг разомкнулся...Сначала он бежал задыхаясь и падая, но какая-то сила держала его на одном месте...он никак не мог догнать медленно ступающую Ольгию...
Потом он остановился. Тяжело и хрипло прогоняя воздух легкими выкрикнул глядя на меня в упор : " Внуков люблю. Обижать не стану...А ты, доча, запомни - я - Василий Вепрев. Помолись за меня!.."
Сказал и как сквозь землю провалился...
Как фурия влетела я в избу. Старушка сидела на стуле и разглаживала платок с петухами разложенный на коленках.
- Иди сюда, дите, вот это - подарок Васькин...А когда домой вернешься, тебе от нас тоже подарок будет. Котик мяун. Серый. Семицветный.... Таких нету теперь...Ты его возьми. Назови как домового... - голос ее становился все тише и тише, звучал как убаюкивающий шелест, - А я, слышь, девонька, нет-нет, да приду, помогу если надо... Ты спи, спи. И ничего не бойся...А кота возьми, не забудь, он много радости принесет вам...

..."Кука - реку...кука - реку!!!" - омерзительный синтетический петух живущий в моем будильнике заставил меня очнуться...

Я резко села на кровати. Посмотрела в угол - ничего. На циферблат - пять утра...Да, матушка, начиталась " Оракула" - подумала и поплелась заваривать крепкий чай с бергамотом...
Выпила чашечку и зачем-то открыла входную дверь. Надеялась увидеть обещанного кота - безрезультатно...
В парадной горел свет, терпкий запах помойки бил в ноздри. Вот и пришло Рождество... Захлопнула дверь и уныло пошла в ванную...
Сквозь шум воды проступили посторонние звуки. Наспех промокнувшись полотенцем, босиком, яко ведьма, я выскочила в прихожую. Прислушалась...В двери осторожно постучали. Приникла к глазку - вот это да!!!

...Перед распахнутой дверью торжественно стоял мой "бывший".
С сильным запахом хорошего одеколона, остаточным - перегара. корзиной подмороженных роз и серым существом. Судя по взвизгиваниям - котом или кошкой.
- Ты одурел что ли? Шесть утра!.. - я приготовилась к атаке.
- Юль, можно войти?..На пару минут?.. - таким розовеющим и робким он бывал только в периоды моего охмурения.
...Через минуту мы сидели на кухне. Я реанимировала розы, а бывший что-то невнятно бормотал о переоценке ценностей, чувствах и прочих лирических атавизмах.
       Проснулись дети, что само по себе странно - каникулы...
- Ой, какая прелесть!.. - дико завопила дочь, - Мама, можно этот кот будет моим?.. Мы его отмоем. Ну взгляни же на эту красоту! Можешь даже не покупать мне подарки, пусть он останется?..
Котяра, он же красота, вел себя весьма нахально : присел, произвел симпатичную лужицу и принялся яростно закапывать ее в линолеум.
- Хорошо, он твой. Прижился... - разрешила я и начала расставлять цветы по вазам, искоса поглядывая на затылок бывшего, в смысле - на седую прядь.
- Это не честно!!! - прорвался голос сына, - Не честно ей кота! Мы еще вчера в шкаф забрались и прекрасно знаем что ты уже купила подарки.

- Я уезжаю. В Финляндию. Возьми визитку, вдруг что понадобится... - бывший явно чего-то не договаривал и даже зеленел от напряжения. - Знаешь, три ночи не сплю, словно заново родился...А кота я в парадной подобрал. Ты извини, он блохастый. Зато грудь мощная и крупный. Умным будет. В Питере таких нет. Такие коты по 10 кг. весом у моей бабки в деревне бегали...
- Скажи пожалуйста, а у тебя не было ли родственницы с таинственным именем - ОльгИя,
пониже меня ростом, в белом платке вышитом крестиками и петухами?.. - я пододвинула ему чашку.
Он посмотрел на меня так, словно я превратилась в Медузу Гангрену ( это колоссальное прозвище мои дети изобрели в процессе общения с бабушкой).
- Была. Умерла в 1992, а что?
- А Василий. Это имя тебе ничего не говорит?..
- Юль, я не знаю, был какой-то.
- Не какой-то, а Василий Вепрев. Ну?
- Вепрев? У моей матери девичья фамилия Вепрева... А тебе зачем?
- Так, сон приснился... Ты мимо Ильинской?..Закажи пожалуйста молебен за Василия и Ольгию.
- Знаешь, а мне пора, - он посмотрел на меня с тревожным сочувствием, быстренько попрощался и ушел.

... Вот тебе и тема для рассказа, решила я и отправилась в свою комнату.
- Мамуль, давай его Нафаней назовем, - на пороге возникли дети. С энциклопедией и красочно обвязанным лентами котом... - Смотри, "нафаня" - в народном эпосе ...добрая светлая сущность, приносящая в дом счастье и уют... Как?..
- Нафаня так Нафаня. А к горшку его кто приучать будет?

Вместо ответа дверь в комнату аккуратно закрылась. И сдерживая хохот чада мои удалились...

...Главное ничего не наврать, сказала себе я и принялась за работу. Итак - пришло Рождество...
...Какое все таки красивое имя - ОльгИя...Оль-гИ-я...Оль-гИ-я... - стучали клавиши...Оль-гИ-я...

P.S.

...Два призрачных силуэта, взявшись за руки, впорхнули в кабинку лифта.
Пара целующихся подростков ничего не заметила. И только старый спаниель ошалело сел на задние лапы и удивленно взвыл.

- Вася, не пугай собаку!
- Да я и в мыслях не держал!
- А лифт? Ну зачем?...
- Смеха ради, когда еще придется прокатиться...

Кабинка дернулась и остановилась. Василий и Ольгия просочились сквозь дверцы.

Невнятное Питерское солнце выпустило робкие лучи...
Силуэты предков таяли. Ступая по воздуху как по лестнице, они поднимались все выше и выше.
Прозрачнее становились их голоса :
- Ты зачем коту блох напустил?
- Для правдоподобности...
- А правнучку чего пугал? Явился бы как-то поприличнее...В следующий раз сама подберу тебе имидж...
- Что?.. Никогда!!! Только не голубем, только не голубем... Почему ты смеешься?..

...Шел снег...

2002. Юна Лия. СПб.