Пятое письмо другу

Михаил Анохин
                Дорогой друг!

Ты уехал и мне снова приходится писать тебе письма и это через 20 с лишним лет! Пропасть времени и многое очень многое в этой пропасти пропало, а многое вынырнуло из неё словно черт из дедовой табакерки. Одно неизменно поиск чего-то большего, чем мы сами.

Что же мне делать, если наши взгляды на западную цивилизацию столь противоположны, что даже терминология вызывает спор? Да и спор  какой-то странный без решающих аргументов как с моей, так и с твоей стороны.

Поразмыслив, понимаешь, что это происходит от тех чувств, которые испытываем мы к Западу. Ты с любовью, а я с разочарованием от этой прежней своей  любви.

Ты продолжаешь любить, а я испиваю чашу измены. Да, да! Измены! Запад изменил мне! Но вот что мне открылось в этой моей горечи – я не знал Запад!  При всем-то моем многочтении, а может быть благодаря ему, я знал Запад так, как его знают туристы с фасадной стороны. Со стороны успеха, со стороны наслаждения, вот это я и любил.
Молодости, дорогой мой друг свойственно  влюбляться в то, что сладостно, кто этого не знает? Кто через этот искус не проходил?

Я соглашаюсь с тобой о благе демократических институций, как идеи, но и только!  Потому что не вижу, чтобы человеческая природа не испоганила любую самую прекрасную идею!

Ты твердишь, что это устройство лучшее из худших и на этом основании принимаешь его. Я же считаю совершенно недостаточным  это определение на том основании, что «лучшее» и «худшее» должно быть обоснованным. То есть мы должны ответить на вопрос: «лучше» или «хуже» для человека, или для сообщества (государства) и  рассмотреть вопрос о том есть ли здесь неустранимое противоречие между личным и общим или оно только кажущееся? То есть что хорошо для государства – хорошо и для индивида, или наоборот?.
Но разве не очевидно, что противоречие между личным и общим неустранимы и природа законодательства, основанная на правосознании народа наглядно показывает приоритет общего над личным.
 
Оно и понятно сонмы личных влечений, увлечений, подозрений, хотений и так далее взорвут любую общественную конструкцию! Атомарное общество – общество броуновского движения, хаоса, гобсовской войны всех против всех.

Очевидно, что «лучшее» для человека и есть его абсолютная свобода, ограниченная только соображениями его совести. Человек -суверен, атом в пространстве всего человечества. Не налагая на себя ни каких обязательств, он отвергает тем самым обязательства по отношению к нему.

Очевидно что «лучшее» для общества - это «связанный» им человек. Человек, подчиненный уставу этого общества, его законам, вытекающим из морали и нравственности. Конечно 99% законов не опираются на мораль и нравственность, но это всего лишь подтверждает общее правило о падении идеи с небес и превращении их в демонов.

Любое общество сильно своим единством, своей сплоченностью вокруг власти, своей способностью к мобилизации в случае опасности. Это общество пчел, ос, муравьев...

Это парадокс, если угодно коэн из дзен-буддизма, это то, что в элементарной физике называется кентавризмом электрона. То есть он и частица и волна одновременно. Противопоставление человека - государству гибельно потому что при этом уничтожается и человек и государство.

Дорогой друг! Повторю еще раз, мне кажется бесспорную истину – западная цивилизация вознесла индивидуального человека на такую высоту с которой ему один исход – упасть и разбиться!

Да ведь и разбиваются так ужасно, так массово, так трагично и так бездарно, что уже идол цивилизации «Права человека» воспринимается как насмешка над здравым смыслом!
На память приходят бессмертные строки Владимира Буковского из романа «Московский процесс»
«Не знаю, быть может, в начале века Америка была страной свободы, но слушать сегодня эти слова без смеха невозможно. Трудно представить себе нацию, более порабощенную любой, самой идиотской модой, любой горсткой ничтожнейших шарлатанов, эту моду придумавших. В конечном итоге - своей погоней за успехом. Да ведь и успех, понимаемый столь трехмерно, вневременно, может быть лишь сугубо материальным, не выходящим за рамки известной русской присказки: Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным. Удивляться ли, что при всей этой погоне за счастьем американцы в массе своей - люди глубоко несчастные, не удовлетворенные своей судьбой, часто осажденные проблемами, которые они сами же и создают, бесконечно ищущие самих себя и ничего не находящих. Отсюда и процветание всяческих гуру, психоаналитиков, сект и прочих спасителей людей от самих себя, без которых не может обойтись, кажется, добрая треть американского населения. Порою создается впечатление, что американцы, будучи не способны вынести бремя свободы, просто ищут, кому бы отдаться в рабство».

Континентальные войны  со времен римских императоров стали явлением стабильным, только все более и более бесчеловечными и жертвы их массовыми. Чем яростнее звучат голоса поборников прав человека, тем больше этих «общечеловеков» гибнет!

Дорогой друг! «Права человека» - вот еще одна идея, низвергнутая с небес обернувшаяся демоном! Он принял разнообразные формы, одел разные личины...

Нужно иметь зрячее сердце чтобы разглядеть в этом сонме квакающих, каркающих, блеющих кумиров толпы, этих "социальных защитников" древнего Демона, поверженного когда-то на небесах, то есть в царстве полевых структур.

Но следует помнить, что любой Дух создает для себя материальные формы и особенно там где общечеловек готов их принять.

Ну, вот и всё. Старость. Хватает меня только на один вздох.

Август Прокопьевск 2014.