Фомка-дурак и его жена. Сказка

Серж Пьетро
Сказка А.Н. Афанасьева. Переложение: Серж Пьетро.

Жили мужик с бабою; звали мужика Фомкою, был он большой дурак и трус. Только смеркается, то и на двор боится выйти. А баба – известное дело, как при таком муже не загулять? И завела себе любовника. Один раз Фомка пришёл домой пьяный да весёлый; ещё никогда таким не бывал. Поужинал и лёг спать. А ночь была тёмная-тёмная, дождь как из ведра поливает.
На ту пору постучался к бабе любовник, собака и залаяла. Фомка услыхал, что собака на дворе лает, и давай тюкать: "Тю, молчи, тю тебя".
- "Молчи, - говорит жена, - а то волки по деревне ходят, овец режут, пожалуй, к нам зайдут".
-"Неужто ты боишься?"
-"А ты разве не боишься?"
-"Я-то? Да ты знаешь, какой я смельчак? Хочешь: сейчас окно отворю да начну тюкать?"
-"А ну, Фомушка, отвори да потюкай".
Фомка отворил окно и кричит спьяна: "Тю, тю".
-"Ах, Фомушка. затвори окно, не то волки в избу залезут да нас поедят".
- "Я ничего не боюсь".
-"Экой ты смелый!"
-"Э, ты ещё меня не знаешь! Хочешь, я выйду в сени да в сенях начну тюкать?"
-"А ну, выйди да потюкай в сенях",- говорит жена, а сама на уме держит, как бы поскорей его на двор выпихнуть.
Фомка вышел в сени и опять: "Тю, тю!"
Баба идет сзади да подхваливает: "Ох, Фомушка, какой ты небоязливый! А я думала, что ты побоишься".
- "Э, дура, разве не знаешь, какой я хватюга? Я ещё отворю двери на двор да еще громче начну тюкать!"
- "А ну, попробуй, попробуй, Фомушка!"
Фомка отворил двери, высунул на двор голову и снова кричит: "Тю, тю!"
Тут баба как толкнёт его в шею, выпихнула на двор и заперла двери засовом, а любовника в окно впустила и легла с ним на постель.
Фомка ходит без порток, вокруг избы, намок весь, стучится в окно да просится со слезами в избу. "Какой леший там стучится?" - спрашивает хозяйка.
- "Это я",- говорит Фомка.
- "А ты кто?"
- "Фома!"
- "Какой Фома? Ты - Мора, а не Фома. Мой Фома со мной на постели лежит".
А сама шепчет любовнику: "Откликнись ему".
Любовник и закричал: "Кой черт там около избы бродит? Вот только выйду на двор, так дам себя знать: так шею накостыляю, что долго не забудешь!"
Бедный Фомка не знает, что и делать: "Видно,- думает,- я пьяной к чужой избе подошёл". И начал себя поверять, считать избы стал: "Вот эта - кумова изба, а это - братова, а эта - Кондратова, а четвертая моя".
Постучал опять в окно; а его все не пускают, беда да и только. Пошёл к куму, постучался. - "Кто там?"
-"Это я, кум".
-"Чего тебе?"
- "Да видишь, кум, я немножко выпивши, не могу до своей избы дойти; проводи меня, пожалуйста".
Кум оделся, вышел, смотрит-Фомка без порток в одной рубахе стоит, перезяб, трясётся. Провёл его до двора и стучится: "Кумушка, ты спишь?"
-"Нет, кум, ещё не сплю, а что там?"
- "Да вот возьми своего Фому, он совсем пьяный".
- "Какой там Фома? Это Мора - всю ночь около избы таскается, не дает нам спокою; мой муж давно дома".
На её речи и любовник отозвался. "Что ты, кум, я давно дома; это у тебя Мора. Брось её к чёрту!"
Кум испугался, бросил Фому и убежал домой. Что делать Фомке? На дворе холодно, а в избу не попадёшь. Принуждён был забраться к свиньям в хлев, там и переночевал до утра. На другой день приносит баба свиньям корм, увидала мужа и говорит: "Это ты, Фомушка? Каким манером сюда попал? А я тебя всю ночь проискала".
-"Молчи, жена, я и сам себя с похмелья не помню. Видно меня пьяного черти таскали".
- "То-то, Фомушка, говорю тебе, не напивайся".
С тех пор и пошла в селе поговорка: не ищи в вине чуда, а то станешь – как причуда.