Дух и материя

Сергей Бурлаченко
        Современная семья должна быть материально обеспеченной. Не зависеть ни от кого и ни от чего в смысле безбедного существования. Жить в хорошей квартире отдельно от родителей, водить ребенка в престижный детский садик, летом отдыхать на Средиземноморье или на престижных курортных островах, заниматься горнолыжным спортом и раз в два года менять легковую машину. Для этого мужу надо работать в хорошей конторе («Лукойл» или Центробанк), а жене занимать необременительную должность  в структурах государственной власти (управа, префектура или одна из Дум). Пятилетней дочке как минимум нужно проявлять таланты и обещать большое будущее (теннис, скрипка, иностранный язык).  Повторюсь, что в данном случае речь идет о материи. Но есть еще и дух. Как быть с ним, непонятно. Вернее, не совсем ясно, как при современных претензиях на благополучие обеспечить гармоничное соединение материи и духа. А в семье, мне кажется, эта гармония необходима. Погоня за материальными благами подавляет дух, делает духовную жизнь практически ненужной. А неудержимое духовное искательство может привести к ложному презрению ко всему материальному. Но как же сохранить в семье равновесие между духовным и материальным? Как, не вдаваясь в философские дебри, примирить жадный дух и настырную материю?   
        Я долго искал выход, позволяющий вырваться из тисков этого дуализма. И однажды нашел решение.
        - Как-то скучно мы живем, - осторожно начал я разговор с женой. – Дом – работа, дом – работа. Но главное, каждый из нас предпочитает жить собственными интересами и даже не пытается нащупать что-то общее. Налицо абсолютная атомизация. Я существую в своем мире, ты – в своем, дочка – в своем. Но должно же у нас всех быть что-то общее? Мы же, в конце концов, семья, а не бригада передовиков-штукатуров. Может быть, попробуем вернуться в исходную точку и нащупать что-нибудь объединяющее?
        Жена прекратила резать морковь для супа и присела на край табуретки.
        - Что ты имеешь в виду?
        -  Я соскучился по взаимопониманию, родная. Мы все время заняты достижением материального благополучия и совсем забыли о духовной пище. Для начала предлагаю организовать совместный досуг. Проводить выходные вместе, а не замыкаться каждому в себе. Скажем, ставить домашние спектакли, снимать семейные фильмы на видеокамеру или ездить вместе на какие-нибудь познавательные экскурсии. Это ведь так здорово! Мы будем придумывать костюмы для постановок, приглашать на премьеры друзей и родственников. А иногда показывать свои фильмы или рассказывать всем о наших новых поездках.
        Возникла пауза. Несколько напряженная, если не сказать гнетущая. Разрастающаяся тишина намекала на взаимное непонимание. На плите булькал суп. Этот звук, как и тишина, подчеркивал то, что я только что сказал глупость.
        - Если тебе нечем заняться, почини дочке магнитолу, почисть картошку или хотя бы пропылесось ковер в комнате. Ты не заметишь, как мы сольемся в семейном экстазе.
        - Ты меня не поняла, - сказал я с сожалением.
        - Ты меня тоже, - парировала супруга. – Вот Даша Жукова ходит с Романом Абрамовичем на футбол и, вероятно, счастлива. Допускаю, что там они духовно объединяются. Но если бы он не был миллиардером, то вряд ли заманил ее с собой на стадион. Я не хочу спорить о яйце и курице. Но в нашей жизни материя определяет дух. Душа в душу живут те, кто может не беспокоиться о материи. Я не права?
        Я вздохнул и промолчал. В голове опять понеслись мысли о бесконечном конфликте духа и материи, мужского и женского начал, ин и янь…
        - Я не поняла, - отвлекла меня от тяжелых раздумий жена. – Ты будешь чистить картошку или нет?