300 мужиков

Аркадий Мельник 2
300 МУЖИКОВ
Получилось так в жизни, что после школы я не поступил куда-то в ВУЗ, а пошёл работать учеником токаря на завод. Не потому, что я там чего-то не догонял (школу я закончил с одной 4-ой, все остальные были «пятёрки»), а потому, что так в жизни сложилось.
И вот я работаю на заводе. Я, - как меня учили в советской школе, - рабочий, металлист, токарь; точу металл. Из курса обществознания в школе я знал, что рабочий класс – это передовой класс общества, опора Советской власти, а рабочие-металлисты, к коим я себя причислял, - вообще передовой отряд рабочего класса. И тем более странным было для меня услышать из уст дяди Вали, старого токаря,  такое суждение: для того, чтобы сейчас что-то в стране изменить, нужна ещё одна революция. Как говорится: па-ба-ба-бам!
Во - первых, я был согласен с дядей Валей в том, что в стране нужно было «что-то» менять. Во все времена в любой стране, в любом обществе были, есть и будут недовольные текущим положением дел или устройством. Это происходит в силу разных причин, - из-за несправедливости общественной жизни, повышенного чувства личной ответственности; кто-то довольствуется малым, кому-то всё время нужно больше. Наконец, в любом обществе есть старые, есть молодые и между ними всегда бывают определённые противоречия…. Но это – тема отдельного разговора.
Так почему же тогда в такой постановке вопроса у меня возникало раздвоение?
Во – вторых, я не был согласен с революцией, о которой дядя Валя, ляпнул (по моему тогдашнему разумению), видимо, не подумав. Ну, понятно, - раньше был царь, помещики и капиталисты, они угнетали всех и вся, - а тут у нас родная Советская Власть, против кого революцию-то чинить? Против нас самих?
Дело было в далёком 1976 году. Признаться, я всегда страдал одной слабостью, - писательством. С самой ранней юности баловался стихами, потом начал писать дневники и самую разную чушь, под названием зарисовок, исследований и статей.
Как сейчас помню, я ехал куда-то в поезде. Хоть я тогда не курил, но случайно оказался в тамбуре, в компании одного курящего человека, намного старше меня. Мне тогда было лет 17, а ему, видимо, - лет под 40 (тогда это казалось страшно преклонным возрастом). Не знаю, чем я его расположил к себе (или он меня к себе), но мы разговорились и нашли общий язык. Мы долгое время о чем-то  увлеченно беседовали, я читал ему свои стихи, и, видимо, они понравились, потому что он их слушал. А ведь как важно, когда тебя в таком возрасте кто-то слушает! А  потом мы вдруг перешли на политические темы. Хоть я работал на заводе простым токарем, но по части истории я уже тогда был достаточно подкован (начитан) и он наверняка увидел в моём лице интересного и понимающего собеседника. Из той беседы, конечно же, я ничего не запомнил, а вот один обрывок разговора врезался в память, да так, что на всю оставшуюся жизнь…
- Послушай, - говорил мой собеседник, - вот смотри, я посчитал: у нас в Союзе около 300 министерств и ведомств. Неужели трудно найти в Союзе 300 нормальных, образованных мужиков и поставить их во главе этих министерств, чтобы они навели там порядок?
Казалось бы, - да, действительно, - что может быть проще…Схема проста и ясна, как божий день. Найди толкового руководителя, поставь его во главе колхоза, завода, главка, министерства, и он наведёт порядок, повысит производительность труда, увеличит выпуск продукции, создаст изобилие…
Оглядываясь назад, на прожитую жизнь, могу сказать, что я в своей жизни встречал не то что 300, а сотни тысяч толковых, образованных мужиков. Недостатка  умных людей в нашей стране явно нет! Так почему же эта схема не сработала, - ни тогда, ни потом, - по жизни, что ей помешало? Неужели «наверху» никто не додумался внедрять её в жизнь? Вновь и вновь, когда наша страна проходила мучительные этапы свой жизни: застой, перестройку, приватизацию (читай: прихватизацию), когда её рвало на куски, - я вспоминал тот далёкий разговор, того мужика, дядю Валю со своей неуместной революцией…
А может, - кому-то всё это время было невыгодно применять на деле эту формулу?
Жизнь убедила меня в том, что политика (во всяком случае – в нашей стране) – это не арифметика, где 2+2=4, это не алгебра, где (а+б)2= а2 +2аб+б2. Политика – это не прямолинейная вещь, там нет обычной логики простого человека. Она – не прямая дорога, а извилистый и очень скользкий путь; задача с множеством неизвестных. Мы наивно представляем, что она предполагает справедливую и честную состязательность, как на спортивной арене или ринге. На самом же деле она только наряжается в добродетели - справедливость, честность, верность Родине, в то время как  – это бои без правил… и её, политики, движущими силами являются алчность, жадность, зависть, хитрость, предательство и измена. Чем чётче мы это поймём, тем легче нам будет по жизни…